Духовные ценности в сказке Оскара Уайльда "Соловей и Роза"
Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
английский язык
10 кл—11 кл
08.01.2018
На уроках английского языка изучение и знакомство с творчеством английских писателей позволяет решить множество задач. На примере сказки Оскара Уайльда "Соловей и Роза" в статье показаны вечные ценности: любовь, мужество и красота. Сказка имеет большое воспитательное влияние на становление подрастающего поколения.Духовные ценности в сказке Оскара Уайльда "Соловей и Роза". Материал предназначен для использования на уроках английского языка в 10-11 классах.
Оскар Уайльд.docx
Духовные ценности в сказке Оскара Уайльда "Соловей и Роза"
Нурбекьян Е.С., учитель английского языка МБОУ СОШ №3
города Георгиевска Ставропольского края
Уайльд одна из трагических и ярких фигур в истории английской
литературы. В восьмидесятые годы он создает цикл сказок («Счастливый
принц», «Молодой король», «Звездный мальчик» и другие). Красочная,
поэтическая форма сочетается в них с серьезным гуманистическим
содержанием.
Уайльд стремится выяснить, что важнее для человека добро или
красота. Ответ во всех сказках получается один добро, служение людям
несравненно выше и важнее красоты. Герои уайльдовских сказок эстеты, как
и
красоту.
Но, столкнувшись с горем и нищетой, герои Уайльда прозревают и в
своем стремлении помочь людям жертвуют всем, в том числе и своей жаждой
красоты.
влюбленные
страстно
в
он
сам,
Мы видим ее необычность,
На уроках английского языка можно предложить учащимся прочитать
сказку «Соловей и Роза». При знакомстве с данным произведением мы в
первую очередь обращаем внимание на оригинальную форму и не менее
оригинальное содержание.
отмечаем
лиризм стиля и содержания произведения.
возвышенность,
Сюжет сказки таков. Студент плачет оттого, что в его саду нет ни одной
красной розы, а от этого зависит счастье жизни, любовь. Автор рассказывает о
горе Студента, применяя прием градации: сначала Студент только
«восклицает», что она не будет танцевать с ним изза того, что он не принесет
розу; затем он плачет («…его прекрасные глаза наполнились слезами»); потом
шепчет, что сердце его разорвется от горя; в итоге юноша падает ничком на
траву. Соловей, видя его переживания, задумался о таинстве любви. Автор
показывает, как внимателен Соловей к происходящему, как волнует его это
чудо любовь. Услышав первый раз о горе студента, Соловей, «удивленный,
выглянул из листвы». «Вот он наконецто, настоящий влюбленный», сказал
он себе, когда увидел его слезы. Испытать любовь на деле, то есть в жизни,
всю ее радость и горе вот следующая мысль Соловья, услышавшего шепот о
невыносимости страданий, о том, что, когда любишь, сердце разрывается не
только от счастья, но и от горя. Соловью противопоставлены «маленькая»
Ящерица, Бабочка, «порхавшая в погоне за солнечным лучом», нежная
Маргаритка. Они еще не испытали любви и даже не подозревают о таком
чувстве и потому считают его смешным. Большую часть в сказке занимает повествование о том, как Соловей
стремится найти розу. Троекратно, как обычно в сказках, он пытается
добиться цели. Но оказывается, чтобы чегото достичь, нужно жертвовать
собой. Соловей, не раздумывая, соглашается «сам создать ее /розу/ из звуков
песни при лунном сиянии». Он поет всю ночь, прижавшись грудью к шипу. Он
понимает, что «смерть дорогая цена за красную розу, жизнь мила каждому».
Но он знает, что «Любовь дороже Жизни», он соглашается на прекрасную
смерть.
Какой же вывод делает прочитавший эту сказку? Он задумывается о
том, как прекрасен Соловей, который не пожалел своей жизни ради Любви.
Он осуществил в своей жизни то, о чем пел, о чем мечтал. Его ценности это
любовь, самопожертвование, красота, действие. Он хотел ценой своей жизни
помочь людям узнать это счастье. Но человек оказался глух к прекрасному, в
реальной жизни, оказывается, другие ценности. В итоге погибает Соловей,
маленькая серая птичка, которая готова ради настоящего в жизни быть
самоотверженной. А люди часто создают систему ложных ценностей, считая
их важными, и не заботятся о том, что в мире есть то, что достойно внимания
человека. Что же мешает им увидеть Красоту? В сказке есть ответ на этот
вопрос. Собственная гордыня, эгоизм, нежелание думать и быть
внимательными. Герой остается наедине с пыльными книгами, героиня с
дорогими каменьями, а маленькая птичка становится бессмертной. За что же
даруется бессмертие? За то, что ты прожил понастоящему ради людей и
добра и не жалел себя.
Да, искусство пробуждает лучшее в человеке, а человек должен быть
способен его услышать. Но, видимо, нельзя ничего иметь за чужой счет. Это в
первую очередь касается духовных ценностей. Все нужно понять, пережить.
За все нужно заплатить страданиями и преодолением.
Оскар Уайльд жил в то время, когда утверждалось мнение, что в жизни
нет ничего ценного для искусства. Он считал, что красота живет в искусстве.
Отводя такую высокую роль искусству, он всетаки мечтал о том, чтобы
какимто образом оно влияло на жизнь. Иначе бы не рождались произведения,
в которых мы могли бы читать о себе и сравнивать себя с теми героями,
которые говорят нам об истинных ценностях. Своим талантом Оскар Уайльд
служит людям, как Соловей в этой сказке пытается помочь Студенту.
Сказка имеет название «Соловей и Роза». Часто именно в названии
бывает заключен главный смысл произведения, художественная идея
повествования, то, ради чего оно написано. Было бы предпочтительнее
назвать сказку просто «Соловей», потому что именно он является
выразителем авторского замысла, именно через этот образ автор передает свое видение мира, свое отношение к жизни и искусству, он является главным
действующим лицом. Слово «роза» в сказке написано с маленькой буквы,
обычно неодушевленные персонажи в сказках пишутся с большой, но автор не
считает ее персонажем, скорее, это предмет, вещь, деталь, через которую он
выражает свои идеи, но предмет очень важный, вероятно поэтому в заголовке
это слово пишется с большой буквы.
Образ Студента и девушки (обратим внимание на маленькую букву)
противопоставлены образу Соловья. Студент, может быть, еще проснется,
ведь он всетаки мечтал о Любви. А вот девушка сильно заражена духом
практицизма. Еще не созрели для прекрасного Бабочка, Маргаритка,
Ящерица. Для них красота пока солнечный луч, ползание по земле, однако
маленькая Ящерица уже «склонна к цинизму». И только Дуб «очень любил эту
малую пташку, которая свила себе гнездышко в его ветвях». Он понял его и
очень тосковал, когда Соловья не стало.
Прочитав сказку, учащиеся начинают понимать и ценить творчество
Оскара Уайльда за то, что оно проникнуто глубокой человечностью и
пробуждает в нас мечту о настоящей жизни, где есть место Любви, Мужеству
и Красоте. Она пробуждает желание жить, действовать и смотреть на жизнь
реально, не обольщаясь и не прячась за свои иллюзии. Умению вглядываться в
жизнь учит нас такой загадочный и непонятный на первый взгляд писатель.
Мало в жизни хорошего? Но где ж его взять? Вот вам помощник настоящее
искусство, ибо то, о чем оно говорит, выстрадано, выплакано, искуплено
кровью сердца. Но не все слышат. А жаль!
Инсценировка данного произведения производит на обучающихся
большое впечатление, позволяет наглядно и образно пропустить через себя
вечные ценности, повышает интерес к изучению классических образцов
английской литературы, английского языка как языка межнационального
общения.
Духовные ценности в сказке Оскара Уайльда "Соловей и Роза"
Духовные ценности в сказке Оскара Уайльда "Соловей и Роза"
Духовные ценности в сказке Оскара Уайльда "Соловей и Роза"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.