Пояснительная записка.
В курсе 11 класса тема «Общие понятие о гетероциклических соединениях» изучается обзорно, внимание уделяется гетероциклам, которые входят в состав витаминов, гемоглобина, нуклеиновых кислот – жизненно важных для организма соединений. Время на более глубокое изучение темы в процессе обучения непредусмотрено, поэтому идея создания такого мероприятия преследует цель изучить данный вопрос детально.
«Душа кофе» - открытое внеклассное мероприятие проводится в виде школьного вечера после изучения темы «Гетероциклы». На вечер приглашаются ученики 11 классов. Чашка кофе является атрибутом делового человека, и в тоже время злоупотребление этим напитком имеет ряд отрицательных моментов о которых говорится в ходе проведения вечера.
Информация подается ненавязчиво, в некоторой степени даже необычно. Подготовка к мероприятию вызывала повышенный интерес со стороны учеников и их родителей. Время, которое отводилось на подготовку - 7 - 10 дней. Класс разбивался на две группы. I группа (теоретики) - их задачей было подготовить информацию об алколоидах, как о природных соединениях, о биологии кофейного дерева и о сложном составе веществ, создающих аромат кофе, отработать навыки практического получения кофеина. Ребятам нужно было получить кофеин во время мероприятия методом экстракции. II группа (кулинары) - вела поиск информации о различных видах кофе и предложила свои фирменные рецепты, которые ребята приготовили и предложили присутствующим на вечере. Каждая группа готовилась не зная, чем занимается другая. Поэтому проведение вечера пронизывала идея таинственности. Мероприятие прошло не как обычное время препровождения за чашкой кофе, а как мероприятие, несущее в себе много новой, нужной, интересной информации.
Впечатление после проведение вечера были самые светлые и теплые. Ребята ждали новой подготовки коллективного творческого дела. Была проведена рефлексия мероприятия:
Ольга С.: Оказывается наука так близка к повседневной жизни. На вечере я это поняла.
Сергей Н.: Как приятно седеть за чашкой кофе и познавать новое…
Олег А.: Тему "Гетероциклы" я запомню надолго, потому, что это связано с такими приятными переживаниями…
ЦЕЛИ МЕРОПРИЯТИЯ:
Образовательные: Помочь детям систематизировать знания об алколоидах и гетероциклах. Научить применять знания в жизни.
Воспитательные: Воспитание общечеловеческих ценностей, жизненно необходимых качеств, самостоятельности, работоспособности, внимательности, коллективизма.
Развивающие: Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности, интереса, инициативы и творчества. Развитие мотивации учащихся к самообразованию.
ЗАДАЧИ :
Восприятие новой информации. Анализ высказываний ученых, практическое получение кофеина, совместное решение поставленной проблемы.
Оборудование:
Кофемолка, чашки, блюдца, кофе в зернах, кофеварка, плакат, на котором нарисовано кофейное дерево, его цветки, плоды, побеги, музыкальное оформление вечера, столики, стулья.
Звучит медленная музыка, за столиком сидят пары одиннадцатиклассников. На столиках маленькие чашки с искусно сваренным кофе, печенье, лимон, сахар в сахарнице, молоко в молочниках (или сливки). На сцене нарисована формула кофеина и надпись:
Медленная музыка сменяет одна другую, на протяжении всего вечера.
1. Ведущий: (на фоне музыки)
«О, кофе сладостный, и ты, миндаль сухой!
На белых столиках расставленные чашки…»
так сказал Э. Багрицкий.
2. Ведущий:
- Когда средневековые алхимики отогнали из вина вещество с острым обжигающим вкусом, они назвали его «Spiritus vini» - дух вина, душа вина. Как бы мы не относились к алкоголю, надо все же признать, что без нескольких процентов этилового спирта превосходные виноградные вина теряют свою крепость.
- Ну а что придает особую прелесть кофе, какое вещество можно назвать его душой? Не кофеин ли?
1. Ведущий:
- Процитируем Оноре де Бальзака: «Кофе проникает в ваш желудок, и организм ваш тотчас же оживает, мысли приходят в движение, словно батальоны Великой Армии на поле битвы».
- Каждый, наверное, знает что своей способностью возбуждать нервную систему, обострять и усиливать деятельность органов чувств, кофе обязан алкалоиду кофеину.
Ученик:
- Алкалоиды – группа природных соединений, обладающих основными свойствами. Большинство алкалоидов имеют очень сложно построенную молекулу, в которой содержатся гетероциклические ядра.
- В растениях алкалоиды встречаются в виде солей органических кислот. Большинство алкалоидов в больших дозах – сильнодействующие яды, в малых – ценные лекарственные вещества, например: хинин, морфин, кокаин.
2. Ведущий:
- Мы продолжим поиски души кофе, а пока – обратим внимание на структуру кофеина (рассказ учителя о структурной формуле кофеина).
Учитель:
- Кофеин, ребята, имеет название по номенклатуре следующее: 1,2,3 триметилксантин, или теин; брутто формула его: C8H10N4O2, белый кристаллический порошок, без запаха, и горький на вкус, t – плавления – 236 0С, при нагревании сублимируется.
- Обратите внимание на структурную формулу кофеина – он относится к группе конденсированных гетероциклов.
1. Ведущий:
- В кофе содержится до 2,5% кофеина, он есть также в листьях чая, в орехах кола, в плодах гуараны и некоторых других растений. Но открыли его именно в зернах кофе, что и запечатлелось в названии.
- Сейчас кофеин получают либо экстракцией чайной пыли, либо синтетическим путем.
Ученик:
- Когда кофеином занимались физиологи и медики, то выяснилось, что он стимулирует процессы возбуждения в коре головного мозга, а это ведет к усилению общего обмена и умственной деятельности.
- Кофеин стал весьма распространенным лекарственным средством. Впрочем, целебные средства кофе были известны арабской медицине уже тысячу лет назад: они описаны в сочинениях Абу Бахри Мухамеда ибн Захари айа ал Рази, известного в Европе под именем Разеса.
- А в 1592 году о нем писал итальянский ученый, врач Проспер
д” Альпино.
2. Ведущий:
- Выходит, что бодрящий кофеин и есть душа кофе? Отчего же тогда не ленился Бальзак обходить чуть не весь Париж, чтобы купить свой любимый, самый душистый сорт – ведь и невкусный кофе тоже бодрит? И между прочим…(таинственно) во многих низких сортах, например в кофе Робуста африканского происхождения кофеина значительно больше, чем в высших сортах. Что – то здесь не так… Поэтому продолжим поиски души.
1. Ведущий:
- Аромат – вот что главное! Вкус кофе можно хотя бы охарактеризовать:
¨ слабогорький (отвечают ученики);
¨ приятный;
¨ с различными оттенками: кисловатым, винным и др.
Существуют несколько видов кофе:
(рассказывают ученики сидящие за столиками)
· «Йеменский» - относится к азиатским видам кофе. Напиток обладает большой экстравагантностью. Приятный, мягкий, горьковато – кислый, слегка винный вкус, аромат нежный, настой крепкий. Для более специфического вкуса и аромата рекомендуется смешивать кофе «Арабика».
· «Арабика» - родина этого кофе – Индия. Это один из популярных сортов. Вкус его резкий и горьковатый. Дает отличное вкусовое и ароматическое сочетание почти со всеми сортами кофе.
· «Кения» – этот сорт подарила миру жаркая Африка. Напиток с прекрасным ароматом, слегка горьковатым привкусом и крепким настоем снискал признание всех стран.
· «Харари» – один из популярных сортов. Произрастает в Эфиопии. Напиток с хорошим тонким ароматом, приятным, слегка кисловатым привкусом.
· «Колумбия» - прекрасно выраженный тонкий аромат, неповторимый нежный вкус, присущ этому южноамериканскому кофе.
· «Коста – Рика» - это романтическое название знакомо многим любителям кофе. Родина «Коста – Рики» - центрально – американские страны. Напиток ароматный с легким кисловатым привкусом.
2. Ведущий:
- Вкус жареного кофе создают и кофеин, и карамели, которые образуются при обжаривании. В готовом напитке к слабой горечи кофе примешивается еще сладость сахара, вкус молока или сливок.
1. Ведущий:
- Значительно сложнее дело обстоит с ароматом. Какое вещество создает его и не это ли вещество следует признать душой кофе?
- А пока душевно послушаем следующую музыкальную композицию (звучит музыка, пары танцуют).
2. Ведущий:
- А как правильно сварить кофе?. (выходит ученик).
Ученик рассказывает и демонстрирует:
Ученик:
- Способов приготовления кофе очень много, вот один из них:
Прежде чем начать приготовление кофе, необходимо сполоснуть кофейник кипятком;
Молотый кофе из расчета 1,5 чайные ложки и 2 – 3 кусочка сахара на стакан воды положить в кофейник, залить кипятком, поставить на медленный огонь и довести до кипения.
Снять с огня в момент образования пены и дать остыть в течении 2 – 3 минут.
К черному кофе хорошо подать нарезанный тонким слоем лимон.
(Входят 3 ученика и готовят кофе, предлагают ребятам попробовать, ребята делятся впечатлениями о вкусе кофе: по-венски, Гляссе, кофейный коктейль).
Кофе по–венски :
Сваренный черный кофе процедить, добавить в него 2/3 необходимого количества сахара, остальную 1/3 часть сахара (лучше сахарной пудры) положить во взбитые сливки. В них же можно положить немного ванилина.
Гляссе:
Кофейный напиток процедить, добавить по вкусу сахар и охладить. В фужер налить охлажденный кофе, положить шарик сливочного мороженного. Напиток рекомендуется пить через соломинку.
Кофейный коктейль:
0,5 стакана холодного кофе, 1 чайная ложка сахара, 0,5 стакана мороженного, 2 чайные ложки лимонного или яблочного сока взбить в миксере, налить в стакан, посыпать мелко размолотым кофе.
1. Ведущий:
- Да, что ни говори, а вкус у каждого рецепта свой. Но где же произрастает кофе?.
Ученик:
- Кофейное дерево принадлежит к семейству мареновых. Род Coffea насчитывает 40 видов в тропических областях старого света, главным образом, в Африке.
- Кофейное дерево аравийское (c. arabica) широко культивируется во многих странах земного шара. Родина этого растения – Эфиопия. Это вечно зеленый кустарник или деревце высотой не более 8 – 10 метров.
- В речных долинах абиссинского нагорья на высоте 1000 – 2000 метров над уровнем моря можно встретить заросли кофейного дерева (показывает на плакат с кофейным деревом).
Ученик:
- В самом начале нашего века немецкий химик Эрдманн дистиллируя жареный кофе с перегретым паром, выделил остро пахнущее масло! Этому маслу он дал название - «кафеоль». Когда кофе лишалось кафеоля, исчезал и аромат – напиток терял все очарование.
- По всему выходит, что кафеоль, которого зависит запах и следует называть душой кофе.
Ученик:
- Кафеоль – не одно индивидуальное вещество, а сложная смесь. Эрдманн опознал немногим более десяти соединений, в числе которых оказались:
¨ уксусная кислота;
¨ метиловый спирт;
¨ ацетальдегид;
¨ метилмеркаптан;
¨ фурфуролмеркаптан и др.
Ученик:
- А в 1967 году Американцы Ф. Готшми и М. Уинтер, применив современные методы исследований, обнаружили более 220 компонентов, создающих аромат кофе.
- Попробуй тут разберись, что в душе кофе главное, а что второстепенное!.
1. Ведущий:
- Чтобы придать нашей встрече более таинственный вид, я предлагаю вам… погадать на кофейной гуще и узнать, что вас ожидает в ближайшем будущем. В шутку, конечно.
- Накройте чашки блюдцем и переверните, так чтобы на столе стояло блюдце, а на блюдце - перевернутая чашка.
(ребята выполняют)
2. Ведущий:
- Осторожно снимите чашки с блюдца; разглядите рисунок, образовавшийся из гущи. Если вы увидели фигуру похожую на человека – это означает свидание.
1. Ведущий:
- Изображение дома, комнаты сулит вам богатство и изобилие. Башня – благополучие, добрый знак.
2. Ведущий:
- Дерево – препятствие, а лес – ссора;
- ворота – гости;
- мельница – о вас много говорят, а церковь – замужество.
1. Ведущий:
- Надеемся, что вы не разочаровались в увиденном.
Ведущий 1:
- И в заключении нашей встречи мы хотим вам сказать: если вы хотите пить «кофе сладостный», то для этого есть только один способ: купить хорошие зерна, размолоть, сварить по всем правилам, отставив в сторону банку с растворимым кофе..
Литература:
«Химия и жизнь», №5, 1976г., с. 51 – 53.
«Жизнь растений» №5 (2), с. 256 – 257.
Жиряков В.Г. «Органическая химия», Москва, издательство «Химия», 1978 г., с. 304 – 306.
«Химия»: справочник, В. Шретер, Москва, 1989г.
«Русская кулинария», Москва, 1962 г., с. 306 – 307, Государственное издательство торговой литературы.
«Домашняя академия, коктели, напитки, десерты», 1990г., с. 11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.