Два плана предъявления учебного проекта
Оценка 5

Два плана предъявления учебного проекта

Оценка 5
Лекции +2
doc
классное руководство +1
1 кл—6 кл
16.01.2022
Два плана предъявления учебного проекта
Существуют два плана описания учебного проекта, проектной деятельности учащихся – видимый и не видимый для учащихся. Что понимается под этим?
два плана.doc

МБОУ г. Иркутска СОШ №38

Шипицина Ольга Алексеевна,

учитель начальных классов,

I квалификационная категория

 

Два плана предъявления учебного проекта

Существуют два плана описания учебного проекта, проектной деятельности учащихся – видимый и не видимый для учащихся. Что понимается под этим?                В проекте есть проблема, интрига, ситуация. Ее ученики рассматривают вместе                   с учителем, чтобы понять важность, актуальность, острую необходимость решения проблемы. Определяется цель поиска приемлемого способа решения проблемы. Одной из задач учеников становится максимально наглядный показ найденного решения. На первый взгляд, ничего общего с прохождением (изучением) программного материала по какому-то конкретному учебному предмету.

В то же время учитель, когда замышляет свой проект, разрабатывает его или пользуется разработанным коллегами, обязательно задумывается об учебно-воспитательном и развивающем эффекте. Он ясно понимает, как и с каким материалом (предметного содержания или дополнительной информацией) предстоит ученикам поработать, какие умения от них потребуются, какие личностные качества они смогут проявить, развить, приобрести. Перед ним стоят вполне конкретные педагогические цели и задачи. Но для детей главная цель работы – решение проблемы проекта, а не просто практическое применение полученных ранее теоретический знаний.

Итак, детям не объявляется, что сейчас они будут изучать такую-то тему. Им сообщается только название или тема проекта, и через несколько минут (время погружения в проблему проекта) они уже что-то клеят, сооружают, фотографируют, рисуют, занимаются чем-то для них интересным. Например, детям говорят:                       «В нашем районе есть экологическая проблема – повышенная концентрация вредных веществ в воздухе, выхлопные газы». И они начинают измерять, анализировать, сопоставлять, обобщать, публиковать результаты. Даже если это учащиеся 5-6 классов и есть только лакмусовая бумажка для проведения исследования, экологические проблемы и им по плечу – набирают воду из лужи и определяют, насколько дожди кислотные.

Вся эта так не похожая на традиционное обучение в классе за партой деятельность, имеющая важное значение для общества и тем еще более привлекательная для детей, не что иное как обучение исследовательскому методу, проектному подходу к решению проблем. В классе мы уделяем учебное время лабораторным работам, теоретическим занятиям по химии, формированию понимания, как на местности выпадает дождик, как можно наглядно представить информацию, как сделать карту и т.п. В проекте же дети вполне самостоятельно, сами того не подозревая, актуализируют свои знания, применяя их практически в незнакомой ситуации, используют и закрепляют уже сформированные умения, приобретают и закрепляют уже сформированные умения, приобретают ни в каком учебном процессе не предусмотренный опыт проектного подхода к решению жизненно важных проблем.

Учитель знает, что в процессе работы над проектом по определенной теме дети должны использовать уже готовые знания и умения и что к моменту выполнения проекта необходимый уровень знаний по данной теме должен быть достигнут. Невозможно заставить детей работать над проектом, если они не знают, о чем идет речь, как приступить к работе. А имеющиеся знания можно дополнить, «вбрасывая» новое в процессе работы над проектом, но в очень ограниченном количестве. Это новое содержание подается детям так быстро и коротко, чтобы не «остыла» проектная работа, пока они будут с ним знакомиться.

Ситуацию введения нового содержания, новых знаний нужно закладывать в проект заранее, поскольку в процессе своей работы дети обязательно подойдут к такому моменту, когда им будет не хватать именно этой информации и определенного умения. И в такой проблемной ситуации, когда нужно сделать конкретный шаг, а дети не знают как и не умеют, на помощь приходит учитель – т.е. новое знание «подается» учащимся в минуты его наивысшей востребованности с их стороны. Оно моментально усваивается, незамедлительно применяется, и уже дважды или трижды повторять одно и то же не придется. Значит, мотивация в проблемной ситуации максимальна, потому что полученное знание нужно для проекта. Может быть, это только один из способов практического использования нового знания, но и он стимулирует мотивацию усвоения знания.

Но вернемся к вопросу обучения проектированию. Учебный проект позволяет учащимся, погружаясь в проблему, мысленно проживать вполне реальные моменты ее возникновения, развития и разрешения. Проектировать – значит умозрительно, как могла бы развиваться ситуация при внесении в нее тех или иных изменений, принятии кардинальных решений, действий со стороны участников или извне. Этот процесс может быть прерван, игровая условность, полная реального смысла, готовая превратиться в реальность, может быть разрушена, если мы вмешаемся и привнесем в нее моменты традиционного учебного процесса, который протекает в отрыве от реальной жизни, когда процессы и ситуации рассматриваются как бы со стороны, а не проживаются «изнутри».

Не нарушать процесс проектирования детьми помогает наличие второго плана, где все, что делают дети, объясняется, истолковывается учителем с педагогических позиций, с точки зрения их обучения, развития и воспитания. Наличие второго (не видимого для учащихся) плана весьма важно для учителя. Именно в этом плане дается описание учебного проекта как педагогического инструмента, как дидактического средства.

В педагогическом описании проекта мы указываем цели и задачи учителя, темы программного материала и актуализируемые ЗУН, вводимое новое содержание или тематическое обобщение, используемые умения, навыки и знание технологий, уровень владения специфическими умениями проектной деятельности и, наконец, возраст учащихся, требуемое врем, оснащение и формы реализации.

На основе такой информации об учебном проекте учителю легче понять, насколько данный проект может быть использован для решения его конкретных задач, что необходимо предусмотреть, прежде чем начинать проект. Возможно, проект требует некоторого изменения, адаптации, приспосабливания к имеющимся условиям. Можно воспользоваться при публикации схемой, названной методическим паспортом проекта.

Два плана учебного проекта

Видимый:

- тема проекта;

- название проекта;

- проблема проекта;

- задача проекта;

- планирование – осуществление;

- презентация.

Невидимый:

- тема учебного курса, урока;

- цели и задачи обучения, развития, воспитания;

- необходимый уровень ЗУН;

- необходимые специфические умения и навыки;

- новое содержание;

- обобщение;

- обеспечение проекта;

-организационные формы осуществления проекта.

 


МБОУ г. Иркутска СОШ №38 Шипицина

МБОУ г. Иркутска СОШ №38 Шипицина

Учитель знает, что в процессе работы над проектом по определенной теме дети должны использовать уже готовые знания и умения и что к моменту выполнения проекта…

Учитель знает, что в процессе работы над проектом по определенной теме дети должны использовать уже готовые знания и умения и что к моменту выполнения проекта…

На основе такой информации об учебном проекте учителю легче понять, насколько данный проект может быть использован для решения его конкретных задач, что необходимо предусмотреть, прежде…

На основе такой информации об учебном проекте учителю легче понять, насколько данный проект может быть использован для решения его конкретных задач, что необходимо предусмотреть, прежде…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.01.2022