Две судьбы,навеки связанные с Мирным( урок по профориентационной работе)
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
воспитательная работа
10 кл—11 кл +1
28.01.2017
Данный урок проводится в 10 или11 классе в рамках профориентационной программы АК « АЛРОСА». Мирный – центр алмазодобывающей промышленности России. Его история насчитывает чуть более 50 лет. Кто стоял у истоков, кто руководил людьми в столь суровых неизведанных условиях? Молодое поколение должно знать об этих героических людях. Судьба каждого – пример для подражания.
урок мирный.docx
Урок в рамках профориентационной программы для старших классов «Две
судьбы, навеки связанные с Мирным»
Аннотация
Данный урок проводится в 10 или11 классе в рамках профориентационной
программы АК « АЛРОСА». Мирный – центр алмазодобывающей
промышленности России. Его история насчитывает чуть более 50 лет. Кто стоял
у истоков, кто руководил людьми в столь суровых неизведанных условиях?
Молодое поколение должно знать об этих героических людях. Судьба каждого –
пример для подражания.
На уроке подробно анализируется судьба двух руководителей «Якуталмаза»,
выявляются общие черты характеров, которые привели их к успешной
профессиональной карьере. На протяжении всего урока учитель наводит
учащихся на вопрос –что нужно сделать тебе, выпускник, чтобы карьера
сложилась успешно?
На уроке учащиеся знакомятся с многообразием специальности инженер,
которая очень востребована в АК « АЛРОСА». Также получают информацию о
ВУЗах, с которыми у АК « АЛРОСА» заключен договор, в которых учащиеся
имеют льготы при поступлении. В заключение урока учащиеся составляют
синквейн, который по сути является формулой успешного человека. Профурок на тему «Две судьбы, навеки связанные с Мирным»
Цель: Познакомить учащихся с биографиями В.Тихонова и Л. Солдатова, их
вкладом в строительство г. Мирного.
Ход урока:
I. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с биографиями 2х самых
известных людей нашего города. Благодаря их руководству в труднейших
условиях Крайнего Севера возник и встал на ноги красивый современный город.
« Я не забуду, когда мы, первая группа людей, еще не имея даже полаток,
приютились на берегу реки Ирелях и несколько ночей, в 50градусный мороз,
ночевали у костра». Это слова первого руководителя треста «Якуталмаз» В. И.
Тихонова, который имея в своем распоряжении 4 лошади, трактор, 4 самосвала
и 2 лесовоза начал возводить наш город. Что же это был за человек? Биографию
нам расскажет учся.
Учащийся: Биография В. И. Тихонова.
В. И. Тихонов родился в городе Красноярске 21 декабря 1908г. В семье
почтового служащего. После смерти матери, 14летним мальчиком, совмещал
работу в школе с разного рода заработками, помогал отцу содержать семью.
После школы работал горнорабочим, служил в Красной Армии. Потом закончил
Иркутский горнометаллургический институт, по специальности инженер по
разработке цветных металлов (горный инженер). С 19361940 г. В. И. – главный
инженер треста « Верхамурзолото». С 19401944 – директор комбината в
Забайкалье по добыче молибдена, необходимого для военной промышленности.
С 1944 –работал в МНР, потом во Вьетнаме, Индии. С января 1957г. начинается
«алмазная» биография В. И. Тихонова. 12 лет В. И. создавал неизвестную
никому алмазодобывающую отрасль. В 1966г. В. И. был удостоен высшего
звания – Герой Социалистического труда, а трест «Якуталмаз» был награжден
орденом Ленина. С 1969г. В. И. работал в Москве, вернулся в свою
коммунальную квартиру, где ему дали 2 комнаты, умер – 1. 07. 1977г.
Учитель: Как отзывались об этом человеке люди, с которыми он работал.
Послушаем воспоминания.
Учащийся зачитывает воспоминания (под музыку).
2 «Если бы ктонибудь из посторонних наблюдателей очутился невдалеке от
«тихоновской» палатки, он заметил бы человека, в задумчивости стоявшего на
пригорке. О чем он думал, этот немолодой крепко сложенный человек,
принявший на свои плечи столь тяжелую ношу? Задача перед ним стояла
архисложная. В глухой безлюдной тайге в предельно короткий срок создать
новую отрасль и построить новый город. Жена вспоминала: Всего 10 дней
прошло, как он вернулся из тропиков из полуторогодовалой командировки, а
ему надо ехать в край, где полюс холода, оставить хорошую работу и большую
квартиру. Мы всю ночь спорили, сомневались, все таки приняли это новое дело.
Вот так пишет об В. И. секретарь Ленского райкома КПСС И. И. Баишев:
«Крупный хозяйственник, преданный коммунист, всегда требовательный к себе
и другим, постоянно ищущий в работе новое, он никогда и ни перед кем не
кичился своими знаниями и опытом. Глубоко чувствовал ответственность за
дела руководимого им треста, не знал отдыха и спокойной жизни. Долгое время
он жил и трудился в палатке с вывеской « Управляющий трестом «Якуталмаз»
Из палатки в квартиру в деревянном доме его выселили по постановлению
парткома».
Он был смелым человеком, не только часто принимавшим ответственные
решения вопреки существующим инструкциям, но и не боявшимся вступить в
спор с высокопоставленными руководителями. Очень многое из того, чем
располагает сейчас г. Мирный, было построено благодаря В. И. Тихонову. Это 5
школ, лагерь «Орленок», кинотеатр «Родина», Дом культуры «Алмаз». Он был
настоящим энтузиастом озеленения города. Акации, растущие на площади
Победы, были привезены по его инициативе из Иркутска.
Учитель:
В августе 1969г. после В. И. Тихонова руководить трестом
«Якуталмаз» стал другой выдающийся человек Л. Л. Солдатов. Послушаем его
биографию.
Учащийся читает биографию.
Родился Л. Л. Солдатов в 1918г. на Украине. Отец был ученымагрономом, мать
– учительницей. В 1936г. в г. Грозном он закончил школу. В том же году Лев
Солдатов поступает на геологическое отделение горного факультета
Новочеркасского индустриального института.
был
общественником, спортсменом. Диплом защитил 24 июня 1941г. по
специальности горный инженер. В июле 1941г. новоиспеченный инженер
Учился успешно,
3 поступил в ряды Красной Армии. Л. Л. Солдатов возглавлял отряд особого
назначения. Программа в отряде была сложной: подрывная работа, подводное
плавание, силовые тренировки. Солдатов прошел по дорогам войны до самой
Победы. Его ратные подвиги отмечены орденом Боевого Красного Знамени,
двумя орденами Великой Отечественной войны I степени, медалями « За
оборону Москвы», « За оборону Кавказа», « Партизан Великой Отечественной
войны». Был случай, когда Л. Солдатов был серьезно ранен в ногу. Рана
загноилась, угрожала гангрена, отрядный врач сделал операцию без наркоза,
жуткая боль запомнилась на всю жизнь.
После войны Л. Солдатов работал в Магадане, на Чукотке. Там он руководил
осужденными. Надо было уметь не только приказывать, но и убеждать, увлекать
личным примером. С 1962г. Л. Солдатов работает в Ростовской области. С 1966
вновь на Севере возглавляет « Якутзолото», а с 1969 – 1978 являлся
генеральным директором объединения « Якуталмаз». После ухода на пенсию
жил в Риге, Москве. Умер 30 ноября 1997г.Был награжден званием Героя
Социалистического Труда, награжден орденами Ленина, Трудового Красного
Знамени, многими медалями. Присвоено звание « Заслуженный горняк ЯССР».
Учитель: Теперь послушаем выдержки из воспоминаний о Л. Солдатове.
Учащийся: А. П. Верменич, секретарь парткома « Якуталмаз» вспоминал:» Л.
Л. Поначалу не понравился. Он как то не принял во внимание большой славы
алмазников. И некоторые не захотели работать в новом ритме. Хотя он умел
ладить с людьми, найти к каждому подход. У него было ценное качество ни на
кого не сваливать ответственность, брать ее на себя. Он не давил на
сотрудников. Совещания проходили на хорошем эмоциональном подъеме.
Солдатов умел увлечь специалистов не только на стадии принятия решения, но и
в процессе его реализации.
Вне работы это был живой, простой человек. Играл в волейбол, был горяч, но
потом просил извинения». Во время его правления были построены в городе
телецентр, « Якутск» больница, молокозавод, совхоз « Новый».
Учитель: Группа учащихся сделала таблицу, сравнив жизненный путь этих двух
людей. (учащиеся представляют вниманию исследовательскую таблицу)
4 Признаки
В. И. Тихонов
Л. Л. Солдатов
Годы жизни
21.12.19081.07.1977
12.12.1918 – 30.11.1997
Детство
Первая
профессия
ВУЗ
В семье почтового
служащего, 5 детей, в 14
лет умерла мать
На Украине. Отец агроном, мать
– учительница.
Горнорабочий
В тылу врага – стар.лейтенант
Иркутский
металлургический
институт
горно
Новочеркасский
политехнический институт
МНР,
Москва, Гидропроект, Магадан
Где работал
Верхамурзолото,
Вьетнам
«Алмазная
биография»
С 1957
Звания
Герой Социалистического
Труда
Заслуги
Качества
Все впервые основал
алмазодобывающую
отрасль
Сильный, решительный, не
боялся вступить в спор с
вышестоящими чинами
19691978
Герой Социалистического
труда, орден Ленина, Трудового
Красного Знамени, Заслуженный
Горняк.
Техническое перевооружение,
повышение эффективности.
Готовность к риску, брать
ответственность на себя,,
умение рисковать, смелый,
находчивый.
Увековечения Алмаз 43 карата, улица,
Алмаз, улица
стипендия, памятник
5 Учитель: Сухие факты биографии. За ними жизнь – яркая, особенная,
оставившая след в сердцах многих людей. Анализируя таблицу, давайте
поговорим , что нужно человеку, чтобы жизнь была прожита не зря.
II. Беседа по следующим вопросам:
1. Какой нужно иметь характер
2. Нужна ли поддержка семьи
3. Влияет ли социальное положение на становление карьеры
4. Как нужно относиться к своим подчиненным, чтобы они пошли за тобой
5. Важно ли образование и т. д.
6. Есть ли у вас качества, как у наших героев
В заключении составляем синквейн.(формула успешного человека)
Обсуждение синквейна.
Учитель: Вы живете в нашем городе, который нуждается в людях многих
профессий, в том числе и профессий как у В. И. Тихонова и Л. Л, Солдатова –
это инженеры. Где можно получить такую профессию.
Учся читает сообщение: Какие бывают виды инженеров, какие более
необходимы нашему городу, список ВУЗов.
III. Заключение: Рефлексия. Учащимся раздаются листки с вопросами.(музыка)
1. Понравился ли тебе урок
2. Слышал ли ты раньше, кто такие В. И. Тихонов и Л. Л. Солдатов
3. Знал ли ты их биографию
4. Знал ли ты их вклад в развитие города
5. Считаешь ли ты этих людей личностями, примером для себя
6. Поможет ли тебе этот урок в выборе твоей профессии.
6
Две судьбы,навеки связанные с Мирным( урок по профориентационной работе)
Две судьбы,навеки связанные с Мирным( урок по профориентационной работе)
Две судьбы,навеки связанные с Мирным( урок по профориентационной работе)
Две судьбы,навеки связанные с Мирным( урок по профориентационной работе)
Две судьбы,навеки связанные с Мирным( урок по профориентационной работе)
Две судьбы,навеки связанные с Мирным( урок по профориентационной работе)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.