Двигательная деятельность дошкольников в соответствии ФГОС ДО

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 05.04.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.
Иконка файла материала двигат. дея-ть.docx
Двигательная деятельность дошкольников в соответствии ФГОС ДО Двигательная деятельность  — это естественная потребность детей в движении,   удовлетворение   которой   является   важнейшим   условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья. Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется ­ ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце   бьется   чаще,   а   это   значит,   что   и   организм   лучше   работает, активизируются процессы роста и развития. Двигательная   активность   дошкольника   должна   соответствовать   его опыту,   интересам,   желаниям,   функциональным   возможностям   организма. Поэтому   педагогам   необходимо   позаботиться   об   организации   детской двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных задач и требований к ее содержанию. Задача   воспитателя  ­   активизировать   интерес   к   движению,   научить управлять   движениями,   обогащать   состав   движений   и   содержание двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество. Двигательная активность способствует: ­ повышению устойчивости организма к различным заболеваниям; ­ росту физической работоспособности; ­   нормализации   деятельности   отдельных   органов   и   функциональных систем; ­   появлению   положительных   эмоций,   способствующих   укреплению психического здоровья. Двигательная   деятельность   является   видом   деятельности образовательной области «Физическое развитие» и представляет следующие формы организации двигательной активности: Утренняя гимнастика  Прогулки  Физкультурные праздники и досуги  Дни здоровья  Физминутки и паузы  Физзанятия  Самостоятельная двигательная активность Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан: ­ наблюдать за  состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать или уменьшать время игры), ­  изменять   при   необходимости  некоторые   правила   игры,  регулировать длительность пауз в игре, ­ выбирать место для проведения игр, ­ изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре, ­ определять дистанцию для пробежек, количество прыжков. Во   всех   формах   двигательной   деятельности   решается,   как   правило, комплекс   взаимосвязанных   задач:   оздоровительных,   воспитательных   и образовательных.   Оздоровительные   задачи   направлены   на   формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения,   а   также   на   формирование   эмоциональной,   моральной   и   волевой сферы   детей   в   процессе   двигательной   деятельности.   Вместе   с   тем отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент на   решение   образовательных   задач:   овладение   необходимым   программным материалом   по   развитию   движений,   формирование   доступных   знаний   об основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаютсяв тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей, а также формированием оптимальной двигательной активности. Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности происходит:   в   ходе   режимных   моментов,   в   организованной   детской деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии с семьями. Повышение   двигательной   активности   в   течение   дня   способствует удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей: ­ чередование активной и пассивной деятельности; ­   использование   организованных,   индивидуальных,   самостоятельных занятий по двигательной деятельности. Двигательный   режим   в   дошкольном   учреждении   включает   всю   так   и двигательную   деятельность   детей,   как   организованную, самостоятельную. Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные   игры   и   физические   упражнения   во   время   прогулок, физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и т.д. Утренняя   гимнастика  является   одним   из   важнейших   компонентов двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Утренняя   гимнастика   должна   проводиться   ежедневно   до   завтрака,   на воздухе   или   в   помещении   (в   зависимости   от   экологических   и   погодных условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах: •Традиционный комплекс утренней гимнастики •Утренняя гимнастика в игровой форме •С использованием полосы препятствий•С включением оздоровительных пробежек •С использованием простейших тренажеров. Гимнастика после дневного сна. Гимнастика   после   дневного   сна   помогает   улучшить   настроение   детей, поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты гимнастики: ­ разминка в постели и самомассаж; ­ гимнастика игрового характера; ­ с использованием тренажеров или спортивного комплекса; ­ пробежки по массажным дорожкам. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. При   правильной   организации   и   содержании   подвижных   игр   у   детей воспитывается   внимание   и   наблюдательность,   дисциплина,   умение   владеть своими   чувствами   и   движениями,   а   следовательно   развивается   воля   и   Поэтому   важно   подбирать   упражнения, вырабатывается   характер. соответствующие возрасту и развитию ребенка. При   проведении   подвижных   организованных   игр   очень   важна   роль воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело руководить   ее   процессом,   чтобы   осуществить   цели,   поставленные   в   игре. Очень   важно   пользоваться   так   называемыми   сигнальными   словами, диктующими   то   или   иное   действие.   Их   надо   произносить   четко, требовательно,   несколько   громче   остальных   и   выделять   предварительно паузой. Руководство   организованной   двигательной   деятельностью   на   прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь   ­   при   уточнении   правил   игры,   распределении   ролей,   команд; подготовки   мест   для   проведения   эстафет,   соревнований.   Некоторые упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуютнепосредственного   внимания   и   помощи   взрослого   ­   страховка,   поддержка, совместное выполнение движений. С   целью   активизации   двигательной   деятельности   детей   во   время прогулок важно использовать разные приемы: ­ рациональное использование физкультурного оборудования (минимум оборудования максимально обыграть); ­   включение   разных   способов   организации   детей   (фронтальный, поточный, групповой, индивидуальный); ­ лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений; ­ создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка, как решительность, смелость, находчивость; ­ вариативность подвижных игр, приемов их усложнения. При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное объяснение   её   содержания.   Отдельные   элементы   можно   показать   и   даже проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети. Самостоятельная   двигательная   деятельность   детей   дает   широкий простор   для   проявления   их   индивидуальных   двигательных   возможностей. Самостоятельная   деятельность   является   важным   источником   активности   и саморазвития   ребенка.   Продолжительность   ее   зависит   от   индивидуальных проявлений детей в двигательной деятельности. С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в практику   дошкольных   учреждений   необходимо   внедрять   дополнительные виды   занятий   двигательного   характера,   взаимосвязанные   с   комплексом закаливающих   мероприятий,   а   также   вносить   нетрадиционные   формы   и методы их проведения. К таким занятиям относятся: ­ оздоровительный бег на воздухе; ­ двигательная разминка во время перерыва между занятиями;­   индивидуальная   работа   с   детьми   по   развитию   движений   и регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке; ­ прогулки­походы в парк; Наряду   с   перечисленными   формами   двигательной   активности немаловажное   значение   имеет   активный   отдых,   физкультурно­массовые   К   таким   мероприятиям   относится   день   здоровья, мероприятия. физкультурный досуг, физкультурно­спортивные праздники на воздухе, игры­ соревнования, спартакиады. Интересное   содержание,   юмор,   музыкальное   оформление,   игры, соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной деятельности. Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего дошкольного возраста следует проводить 2­3 праздника на воздухе и в зале. Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал. Накопление   и   обогащение   двигательного   опыта   детей   (овладение основными   движениями)   также   происходит  в   ходе   режимных   моментов,   в   в   самостоятельной   детской организованной   детской   деятельности, деятельности, при взаимодействии с семьями. Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых приёмах.   Окрашенные   эмоционально,   они   делают   движения   для   ребёнка желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные движения.   При   этом   необходимо   давать   детям   возможность   учиться разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый раз ­ всё лучше и лучше.Второе   место   в   двигательном   режиме   детей   занимают   занятия   по физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам и   развития   оптимальной   двигательной   активности   детей.   Рекомендовано проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий: • традиционное •игровое •сюжетное •по интересам •тематическое •комплексное Третье   место   отводится   самостоятельной   двигательной   деятельности, возникающей   по   инициативе   детей.   Большую   роль   в   двигательном   режиме играет самостоятельная двигательная  деятельность детей, организованная без явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении детей   были   пособия,   стимулирующие   разнообразную   двигательную активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи, обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.), шапочки   для   подвижных   игр,   коврики   для   профилактики   плоскостопия, дорожка здоровья. Необходимо   целесообразное   оснащение   групповых   участков оборудованием   и   выносным   оборудованием   (cкакалки,   футбольные   и баскетбольные   мячи,   самокаты,   мешочки   для   метания   на   дальность). Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его подбор   —   поддерживать   у   детей   интерес   к   разным   видам   движений.   В повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности, не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно участие  воспитателя   в  играх:   личный   пример   взрослого   повышает  у   детейинтерес   к   двигательной   деятельности,   позволяет   педагогу   ненавязчиво следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка. В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций, при тесном взаимодействии с семьёй. Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание   различных   видов   занятий   и   форм   двигательной   активности,   в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60 % от всего времени бодрствования. При   правильной   организации   двигательной   активности   в   семье   и   в детском   саду   ребёнок   растёт   и   развивается   в   соответствии   со   своим возрастом.   У   него   хороший   аппетит,   сон,   уравновешенное   поведение, положительные   формы   общения   со   взрослыми   и   сверстниками.   Его деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.

Посмотрите также