Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется - ходит, бегает, прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется, сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает, активизируются процессы роста и развития.
Двигательная деятельность дошкольников в
соответствии ФГОС ДО
Двигательная деятельность — это естественная потребность детей в
движении, удовлетворение которой является важнейшим условием
гармоничного развития ребёнка, состояние его здоровья.
Наверное, никто не сомневается в том, что движение имеет огромное
значение в жизни ребенка. Действительно, когда он движется ходит, бегает,
прыгает, бросает мяч, катается на велосипеде и т.д., дыхание его ускоряется,
сердце бьется чаще, а это значит, что и организм лучше работает,
активизируются процессы роста и развития.
Двигательная активность дошкольника должна соответствовать его
опыту, интересам, желаниям, функциональным возможностям организма.
Поэтому педагогам необходимо позаботиться об организации детской
двигательной деятельности, ее разнообразии, а также выполнении основных
задач и требований к ее содержанию.
Задача воспитателя активизировать интерес к движению, научить
управлять движениями, обогащать состав движений и содержание
двигательной деятельности в целом, развивать двигательное творчество.
Двигательная активность способствует:
повышению устойчивости организма к различным заболеваниям;
росту физической работоспособности;
нормализации деятельности отдельных органов и функциональных
систем;
появлению положительных эмоций, способствующих укреплению
психического здоровья.
Двигательная деятельность
является видом деятельности
образовательной области «Физическое развитие» и представляет следующие
формы организации двигательной активности: Утренняя гимнастика
Прогулки
Физкультурные праздники и досуги
Дни здоровья
Физминутки и паузы
Физзанятия
Самостоятельная двигательная активность
Проводя разные формы двигательной деятельности, воспитатель обязан:
наблюдать за состоянием детей, регулировать нагрузку (увеличивать
или уменьшать время игры),
изменять при необходимости некоторые правила игры, регулировать
длительность пауз в игре,
выбирать место для проведения игр,
изменять сложность препятствий, преодолеваемых в игре,
определять дистанцию для пробежек, количество прыжков.
Во всех формах двигательной деятельности решается, как правило,
комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и
образовательных. Оздоровительные задачи направлены на формирование
здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению
своей двигательной активности. При разработке содержания воспитательных
задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и
общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой
сферы детей в процессе двигательной деятельности. Вместе с тем
отличительной особенностью в старших возрастных группах является акцент
на решение образовательных задач: овладение необходимым программным
материалом по развитию движений, формирование доступных знаний об
основах физической культуры и здоровом образе жизни. Эти задачи решаютсяв тесной взаимосвязи с развитием двигательных качеств и способностей детей,
а также формированием оптимальной двигательной активности.
Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности
происходит: в ходе режимных моментов, в организованной детской
деятельности, в самостоятельной детской деятельности, при взаимодействии
с семьями.
Повышение двигательной активности в течение дня способствует
удовлетворению потребностей ребенка в движении. Это условие требует от
педагога детальной продуманности, четкой организации режима детей:
чередование активной и пассивной деятельности;
использование организованных, индивидуальных, самостоятельных
занятий по двигательной деятельности.
Двигательный режим в дошкольном учреждении включает всю
так и
двигательную деятельность детей,
как организованную,
самостоятельную.
Первое место в двигательном режиме детей принадлежит общеизвестным
видам двигательной активности: утренняя гимнастика, гимнастика после сна,
подвижные игры и физические упражнения во время прогулок,
физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой, динамические паузы и
т.д.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов
двигательного режима, ее организация должна быть направлена на поднятие
эмоционального и мышечного тонуса детей.
Утренняя гимнастика должна проводиться ежедневно до завтрака, на
воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных
условий). Утренняя гимнастика может проводиться в разных формах:
•Традиционный комплекс утренней гимнастики
•Утренняя гимнастика в игровой форме
•С использованием полосы препятствий•С включением оздоровительных пробежек
•С использованием простейших тренажеров.
Гимнастика после дневного сна.
Гимнастика после дневного сна помогает улучшить настроение детей,
поднять мышечный тонус, а так же способствует профилактике нарушений
осанки и стопы. В течение года желательно использовать различные варианты
гимнастики:
разминка в постели и самомассаж;
гимнастика игрового характера;
с использованием тренажеров или спортивного комплекса;
пробежки по массажным дорожкам.
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке.
При правильной организации и содержании подвижных игр у детей
воспитывается внимание и наблюдательность, дисциплина, умение владеть
своими чувствами и движениями, а следовательно развивается воля и
Поэтому важно подбирать упражнения,
вырабатывается характер.
соответствующие возрасту и развитию ребенка.
При проведении подвижных организованных игр очень важна роль
воспитателя, которому необходимо не только знать правила игры, но и умело
руководить ее процессом, чтобы осуществить цели, поставленные в игре.
Очень важно пользоваться так называемыми сигнальными словами,
диктующими то или иное действие. Их надо произносить четко,
требовательно, несколько громче остальных и выделять предварительно
паузой.
Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке
обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям
помощь при уточнении правил игры, распределении ролей, команд;
подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые
упражнения (езда на самокате, велосипеде, ходьба по узкой дорожке) требуютнепосредственного внимания и помощи взрослого страховка, поддержка,
совместное выполнение движений.
С целью активизации двигательной деятельности детей во время
прогулок важно использовать разные приемы:
рациональное использование физкультурного оборудования (минимум
оборудования максимально обыграть);
включение разных способов организации детей (фронтальный,
поточный, групповой, индивидуальный);
лаконичное объяснение заданий и четкий показ упражнений;
создание специальных ситуаций для проявления таких качеств ребенка,
как решительность, смелость, находчивость;
вариативность подвижных игр, приемов их усложнения.
При разучивании новой подвижной игры необходимо чёткое, лаконичное
объяснение её содержания. Отдельные элементы можно показать и даже
проиграть. После объяснения воспитатель сразу переходит к игре и по ходу
игры уточняет то, что недостаточно хорошо запомнили дети.
Самостоятельная двигательная деятельность детей дает широкий
простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
Самостоятельная деятельность является важным источником активности и
саморазвития ребенка. Продолжительность ее зависит от индивидуальных
проявлений детей в двигательной деятельности.
С целью оптимизации двигательной активности и закаливания детей в
практику дошкольных учреждений необходимо внедрять дополнительные
виды занятий двигательного характера, взаимосвязанные с комплексом
закаливающих мероприятий, а также вносить нетрадиционные формы и
методы их проведения. К таким занятиям относятся:
оздоровительный бег на воздухе;
двигательная разминка во время перерыва между занятиями; индивидуальная работа с детьми по развитию движений и
регулированию двигательной активности детей на вечерней прогулке;
прогулкипоходы в парк;
Наряду с перечисленными формами двигательной активности
немаловажное значение имеет активный отдых, физкультурномассовые
К таким мероприятиям относится день здоровья,
мероприятия.
физкультурный досуг, физкультурноспортивные праздники на воздухе, игры
соревнования, спартакиады.
Интересное содержание, юмор, музыкальное оформление, игры,
соревнования, радостная атмосфера способствуют активизации двигательной
деятельности.
Физкультурные праздники и досуги могут быть организованы не только в
помещении, но и на участке детского сада. В течение года с детьми старшего
дошкольного возраста следует проводить 23 праздника на воздухе и в зале.
Дни здоровья проводятся с детьми всех возрастов один раз в квартал.
Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение
основными движениями) также происходит в ходе режимных моментов, в
в самостоятельной детской
организованной детской деятельности,
деятельности, при взаимодействии с семьями.
Поощряя активность каждого ребёнка, нужно развивать его стремление
заниматься ещё и ещё. В этом помогают упражнения, основанные на игровых
приёмах. Окрашенные эмоционально, они делают движения для ребёнка
желанными и доступными. Играя, ребёнок «незаметно» осваивает основные
движения. При этом необходимо давать детям возможность учиться
разнообразным способам действия, не требуя от них глубокой технической
отработки (это задача последующих лет). И самое главное, каждому малышу
следует дать почувствовать, что у него не только всё получается, но каждый
раз всё лучше и лучше.Второе место в двигательном режиме детей занимают занятия по
физической культуре – как основная форма обучения двигательным навыкам
и развития оптимальной двигательной активности детей. Рекомендовано
проводить занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой
половине дня (одно на воздухе). Основные типы физкультурных занятий:
• традиционное
•игровое
•сюжетное
•по интересам
•тематическое
•комплексное
Третье место отводится самостоятельной двигательной деятельности,
возникающей по инициативе детей. Большую роль в двигательном режиме
играет самостоятельная двигательная деятельность детей, организованная без
явного вмешательства педагога. При этом необходимо, чтобы в распоряжении
детей были пособия, стимулирующие разнообразную двигательную
активность. Физкультурный уголок с набором спортивного инвентаря (мячи,
обручи, мешочки, шнуры, канаты, ленты, платочки, ребристая доска и т.д.),
шапочки для подвижных игр, коврики для профилактики плоскостопия,
дорожка здоровья.
Необходимо целесообразное оснащение групповых участков
оборудованием и выносным оборудованием (cкакалки, футбольные и
баскетбольные мячи, самокаты, мешочки для метания на дальность).
Размещение его должно способствовать двигательной активности детей, а его
подбор — поддерживать у детей интерес к разным видам движений. В
повседневной жизни следует предоставлять детям больше самостоятельности,
не стеснять инициативу, стремление к двигательному творчеству. Желательно
участие воспитателя в играх: личный пример взрослого повышает у детейинтерес к двигательной деятельности, позволяет педагогу ненавязчиво
следить за всей группой детей и направлять деятельность каждого ребёнка.
В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по
укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его
функций, при тесном взаимодействии с семьёй.
Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное
сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в
котором общая продолжительность двигательной активности составляет не
менее 60 % от всего времени бодрствования.
При правильной организации двигательной активности в семье и в
детском саду ребёнок растёт и развивается в соответствии со своим
возрастом. У него хороший аппетит, сон, уравновешенное поведение,
положительные формы общения со взрослыми и сверстниками. Его
деятельность разнообразна и соответствует возрастным возможностям.