Двигательные нарушения

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 04.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . . .
Иконка файла материала organizatsia_i_soderzhanie_korrektsionno.docx
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  является  «учёт  образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями  здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или)  психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно­ двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом  (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями  эмоционально­волевой сферы, сложными и комплексными дефектами  развития). ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые  являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном  периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов,  параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев  недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях  психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и  сенсорным нарушениям. Двигательные нарушения:  ограничена предметно­практическая деятельность;  недостаточное развитие предметного восприятия;  затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь; Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного  психолого­медико­педагогического и социального сопровождения  школьников с нарушениями опорно­двигательного аппарата. Индивидуальная  психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе  психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести  интеллектуального и физического дефекта. Основная цель психокоррекции является создание системы комплексного  психолого­медико­педагогического сопровождения процесса освоения ООП  НОО обучающимися с НОДА, позволяющего учитывать их особые  образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и  дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи программы:  Определение особых образовательных потребностей обучающихся с  НОДА.  Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в образовательно­воспитательном процессе.  Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно­временных  представлений, общей и мелкой моторики.  Обучение навыкам произвольного поведения.  Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие  коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с  целью профилактики безадаптации к условиям ОУ. Содержание коррекционно­развивающей помощи детям с НОДА. Условно детей  можно поделить на 3 блока. Блок 1. Развитие зрительно­моторного гнозиса, развитие целостности  восприятия, тактильно­кинестетической чувствительности, мелкой моторики. Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности  внимания, развитие пространственных ориентировок и временных  представлений, развитие памяти. Блок 3. Развитие наглядно­образного мышления, формирование  мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения,  обобщения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность до 30  минут (в начале учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее  количество занятий – 33. Используемые в начале каждого занятия  пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются»,  «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к  психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для  развития тактильнокинестетической чувствительности и мелкой моторики  также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения,  которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное  и мышечное напряжение. Принципы и приёмы коррекции Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с  нарушениями опорно­двигательного аппарата необходимо выделить  закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в  основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и  методы, то есть принципы.К основополагающими принципами можно отнести следующие: Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,  который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в  интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и  развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и  коррекции нарушений детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного  профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем  ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного  процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным  представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или  определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для  получения образования детьми, имеющими различные недостатки в  физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает  соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных  представителей) детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата  выбирать формы получения детьми образования, образовательные  учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая  обязательное согласование с родителями (законными представителями)  вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  (классы, группы). При реализации программы коррекционной работы следует опираться  указанные ранее принципы и определить основные направления работы. Программа коррекционной работы  включает в себя взаимосвязанные  направления, отражающие её основное содержание:  диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата, проведение их  комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказаниюим психолого­медико­педагогической помощи в условиях  образовательного учреждения;  коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременну  специализированную помощь в освоении содержания образования и  коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии  детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата в условиях  общеобразовательного учреждения; способствует формированию  универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,  регулятивных, познавательных, коммуникативных);  консультативная работа обеспечивает непрерывность специального  сопровождения детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата и  их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­ педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и  социализации обучающихся;  информационно­просветительская работа направлена на  разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с  особенностями образовательного процесса для данной категории детей,  со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися  (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их  родителями (законными представителями), педагогическими  работниками. Характеристика содержания направлений коррекционной работы Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно­ развивающее, консультативное, информационно­просветительское –  раскрываются содержательно в разных организационных формах  деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной). Диагностическая работа включает в себя следующее:  выявление особых образовательных потребностей обучающихся с  НОДА; проведение комплексной социально­психолого­педагогической  диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии  обучающихся с НОДА;  определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  обучающегося с НОДА, выявление его резервных возможностей;  изучение развития эмоционально­волевой, познавательной, речевой  сфер и личностных особенностей обучающихся;  изучение социальной ситуации развития и условий семейного  воспитания ребенка;  изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с  НОДА;  мониторинг динамики развития  Коррекционно­развивающая работа включает в себя следующее:  разработку и реализацию индивидуально ориентированных  коррекционных программ; выбор и использование специальных  методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми  образовательными потребностями обучающихся с НОДА;  организацию и проведение индивидуальных и групповых  коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления  нарушений развития и трудностей обучения;  коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально­ волевой, познавательной и коммуникативно­речевой сфер;  развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование  адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной  автономии; формирование способов регуляции поведения и эмоциональных  состояний;  развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,  коммуникативной компетенции;  развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и  профессионального самоопределения;  совершенствование навыков получения и использования информации  (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;  социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни  при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа может включать в себя следующее:  выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным  направлениям работы с обучающимися с НОДА, единых для всех  участников образовательного процесса;   консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально  ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с НОДА,  отбора и адаптации содержания предметных программ;    консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии  воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с НОДА;   консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие   свободному и осознанному выбору обучающимися с НОДА профессии,  формы и места обучения в соответствии с профессиональными  интересами, индивидуальными способностями и  психофизиологическими особенностями. Структура коррекционно­развивающего занятия: 1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу  группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.2. Разминка ­ воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их  активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка  выполняет важную  функцию настройки на продуктивную групповую  деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между  отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют  активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на  снятие эмоционального возбуждения. 3. Основное содержание занятия ­ совокупность психотехнических  упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.  Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным  одновременно на развитие познавательных процессов, формирование  социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество.  Последовательность предполагает чередование деятельности, смену  психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от  интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом  утомления детей). 4. Рефлексия занятия ­ оценка занятия. Арт­терапия, беседы. Две оценки:  эмоциональное отреагирование (понравилось ­ не понравилось, было хорошо ­  было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали). Диагностические процедуры в программе. Важным аспектом реализации  программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и  планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций пооптимизации учебновоспитательного процесса, оценки эффективности  коррекционно­развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два  раза в год с использованием диагностического минимума. Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО. Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с  НОДА.Достижения обучающихся с НОДА рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка  (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка  на основе его портфеля достижений. Планируемые результаты:  развитие познавательной активности детей;  развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;  нормализация учебной деятельности, формирование умения  ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и  самооценки;развитие словарного запаса, устной монологической речи  детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об  окружающей действительности;  психокоррекция поведения ребенка;  социальная профилактика, формирование навыков общения,  правильного поведения.Список литературы : 1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры  для младших школьников: Уч.­метод. пособие для школьных психологов. –  Волгоград: Перемена, 2010. 2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб ­ учиться и писать, и красиво рисовать.  – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2011. 200с. 3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 7 лет. М.: ВАКО, 2011. 4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 2012. 5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2011. 6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2012. 7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн.  Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 2011.8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М.:АСТ Астрель, 2014.