Двигательные нарушения
Оценка 4.8

Двигательные нарушения

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
дефектология
Взрослым
04.04.2019
Двигательные нарушения
. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . .. . . . . . . . . .
organizatsia_i_soderzhanie_korrektsionno.docx
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным  государственным образовательным стандартом  является  «учёт  образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями  здоровья» (ОВЗ), т.е. детей, имеющих недостатки в физическом и (или)  психическом развитии (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно­ двигательного аппарата, в том числе с детским церебральным параличом  (ДЦП), с задержкой психического развития (ЗПР), нарушениями  эмоционально­волевой сферы, сложными и комплексными дефектами  развития). ДЦП представляют собой группу синдромов нарушения движений, которые  являются следствием повреждения мозга в натальном и пренатальном  периодах. Основу заболевания составляют двигательные нарушения в виде парезов,  параличей и гиперкинезов, сопровождающихся в значительном числе случаев  недостаточностью психических процессов. Большая роль в отклонениях  психического развития детей с ДЦП принадлежит двигательным, речевым и  сенсорным нарушениям. Двигательные нарушения:  ограничена предметно­практическая деятельность;  недостаточное развитие предметного восприятия;  затруднение манипуляции предметами и их восприятия на ощупь; Психологическая помощь является одной из составных частей комплексного  психолого­медико­педагогического и социального сопровождения  школьников с нарушениями опорно­двигательного аппарата. Индивидуальная  психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе  психологической помощи детям с НОДА различной степени тяжести  интеллектуального и физического дефекта. Основная цель психокоррекции является создание системы комплексного  психолого­медико­педагогического сопровождения процесса освоения ООП  НОО обучающимися с НОДА, позволяющего учитывать их особые  образовательные потребности на основе осуществления индивидуального и  дифференцированного подхода в образовательном процессе. Задачи программы:  Определение особых образовательных потребностей обучающихся с  НОДА.  Своевременное выявление обучающихся с трудностями адаптации в  образовательно­воспитательном процессе.  Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно­временных  представлений, общей и мелкой моторики.  Обучение навыкам произвольного поведения.  Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие  коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогом с  целью профилактики безадаптации к условиям ОУ. Содержание коррекционно­развивающей помощи детям с НОДА. Условно детей  можно поделить на 3 блока. Блок 1. Развитие зрительно­моторного гнозиса, развитие целостности  восприятия, тактильно­кинестетической чувствительности, мелкой моторики. Блок 2. Развитие устойчивости, объема, концентрации и произвольности  внимания, развитие пространственных ориентировок и временных  представлений, развитие памяти. Блок 3. Развитие наглядно­образного мышления, формирование  мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, исключения,  обобщения. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность до 30  минут (в начале учебного года) до 40 минут (в конце учебного года), общее  количество занятий – 33. Используемые в начале каждого занятия  пальчиковые игры и упражнения («Доброе утро!», «Пальчики здороваются»,  «Наш малыш» и т.д.), способствуют безбоязненному отношению ребенка к  психологу, развивают координацию движений пальцев рук ребенка. Для  развития тактильнокинестетической чувствительности и мелкой моторики  также используются игры с песком. Релаксационные игры и упражнения,  которые проводятся в конце каждого занятия, снижают психоэмоциональное  и мышечное напряжение. Принципы и приёмы коррекции Для формирования программы коррекционной работы с детьми, с  нарушениями опорно­двигательного аппарата необходимо выделить  закономерности педагогического процесса, находящие свое выражение в  основных положениях, определяющих его организацию, содержание, формы и  методы, то есть принципы. К основополагающими принципами можно отнести следующие: Соблюдение интересов ребёнка. Принцип определяет позицию специалиста,  который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в  интересах ребёнка. Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и  развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и  коррекции нарушений детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного  профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем  ребёнка, участие в данном процессе всех участников образовательного  процесса. Непрерывность. Принцип гарантирует ребёнку и его родителям (законным  представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или  определения подхода к её решению. Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для  получения образования детьми, имеющими различные недостатки в  физическом и (или) психическом развитии. Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает  соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных  представителей) детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата  выбирать формы получения детьми образования, образовательные  учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая  обязательное согласование с родителями (законными представителями)  вопроса о направлении (переводе) детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата в специальные (коррекционные) образовательные учреждения  (классы, группы). При реализации программы коррекционной работы следует опираться  указанные ранее принципы и определить основные направления работы. Программа коррекционной работы  включает в себя взаимосвязанные  направления, отражающие её основное содержание:  диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата, проведение их  комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого­медико­педагогической помощи в условиях  образовательного учреждения;  коррекционно­развивающая работа обеспечивает своевременну  специализированную помощь в освоении содержания образования и  коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии  детей с нарушениями опорнодвигательного аппарата в условиях  общеобразовательного учреждения; способствует формированию  универсальных учебных действий у обучающихся (личностных,  регулятивных, познавательных, коммуникативных);  консультативная работа обеспечивает непрерывность специального  сопровождения детей с нарушениями опорно­двигательного аппарата и  их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого­ педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и  социализации обучающихся;  информационно­просветительская работа направлена на  разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с  особенностями образовательного процесса для данной категории детей,  со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися  (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их  родителями (законными представителями), педагогическими  работниками. Характеристика содержания направлений коррекционной работы Направления коррекционной работы – диагностическое, коррекционно­ развивающее, консультативное, информационно­просветительское –  раскрываются содержательно в разных организационных формах  деятельности школы (учебной урочной и внеурочной, внеучебной). Диагностическая работа включает в себя следующее:  выявление особых образовательных потребностей обучающихся с  НОДА;  проведение комплексной социально­психолого­педагогической  диагностики нарушений в психическом и (или) физическом развитии  обучающихся с НОДА;  определение уровня актуального и зоны ближайшего развития  обучающегося с НОДА, выявление его резервных возможностей;  изучение развития эмоционально­волевой, познавательной, речевой  сфер и личностных особенностей обучающихся;  изучение социальной ситуации развития и условий семейного  воспитания ребенка;  изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с  НОДА;  мониторинг динамики развития  Коррекционно­развивающая работа включает в себя следующее:  разработку и реализацию индивидуально ориентированных  коррекционных программ; выбор и использование специальных  методик, методов и приемов обучения в соответствии с особыми  образовательными потребностями обучающихся с НОДА;  организацию и проведение индивидуальных и групповых  коррекционноразвивающих занятий, необходимых для преодоления  нарушений развития и трудностей обучения;  коррекцию и развитие высших психических функций, эмоционально­ волевой, познавательной и коммуникативно­речевой сфер;  развитие и укрепление зрелых личностных установок, формирование  адекватных форм утверждения самостоятельности, личностной  автономии;  формирование способов регуляции поведения и эмоциональных  состояний;  развитие форм и навыков личностного общения в группе сверстников,  коммуникативной компетенции;  развитие компетенций, необходимых для продолжения образования и  профессионального самоопределения;  совершенствование навыков получения и использования информации  (на основе ИКТ), способствующих повышению социальных компетенций и адаптации в реальных жизненных условиях;  социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни  при психотравмирующих обстоятельствах. Консультативная работа может включать в себя следующее:  выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным  направлениям работы с обучающимися с НОДА, единых для всех  участников образовательного процесса;   консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально  ориентированных методов и приемов работы с обучающимися с НОДА,  отбора и адаптации содержания предметных программ;    консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии  воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с НОДА;   консультационную поддержку и помощь, направленные на содействие   свободному и осознанному выбору обучающимися с НОДА профессии,  формы и места обучения в соответствии с профессиональными  интересами, индивидуальными способностями и  психофизиологическими особенностями. Структура коррекционно­развивающего занятия: 1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу  группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой. 2. Разминка ­ воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их  активности. (Психогимнастика, музыкотерапия, пальчиковые игры). Разминка  выполняет важную  функцию настройки на продуктивную групповую  деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между  отдельными упражнениями. Разминочные упражнения позволяют  активизировать детей, поднять их настроение; или, напротив, направлены на  снятие эмоционального возбуждения. 3. Основное содержание занятия ­ совокупность психотехнических  упражнений и приемов, направленных на решение задач данного занятия.  Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным  одновременно на развитие познавательных процессов, формирование  социальных навыков, динамическое развитие. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество.  Последовательность предполагает чередование деятельности, смену  психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от  интеллектуальной игры к релаксационной технике. Упражнения располагаются в порядке от сложного к простому (с учетом  утомления детей). 4. Рефлексия занятия ­ оценка занятия. Арт­терапия, беседы. Две оценки:  эмоциональное отреагирование (понравилось ­ не понравилось, было хорошо ­  было плохо и почему) и осмысление (почему это важно, зачем мы это делали). Диагностические процедуры в программе. Важным аспектом реализации  программы является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития детей и  планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций пооптимизации учебновоспитательного процесса, оценки эффективности  коррекционно­развивающей работы. Комплексное психодиагностическое обследование необходимо проводить два  раза в год с использованием диагностического минимума. Программа коррекционной работы предусматривает выполнение требований к результатам, определенным ФГОС ООО. Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными программами развития детей с  НОДА. Достижения обучающихся с НОДА рассматриваются с учетом их предыдущих индивидуальных достижений. Для этого используются накопительная оценка  (на основе текущих оценок) собственных достижений ребенка, а также оценка  на основе его портфеля достижений. Планируемые результаты:  развитие познавательной активности детей;  развитие общеинтеллектуальных умений: приемов анализа, сравнения, обобщения, навыков группировки и классификации;  нормализация учебной деятельности, формирование умения  ориентироваться в задании, воспитание самоконтроля и  самооценки;развитие словарного запаса, устной монологической речи  детей в единстве с обогащением знаниями и представлениями об  окружающей действительности;  психокоррекция поведения ребенка;  социальная профилактика, формирование навыков общения,  правильного поведения. Список литературы : 1. Андрущенко Т.Ю., Карабекова Н.В. Коррекционные и развивающие игры  для младших школьников: Уч.­метод. пособие для школьных психологов. –  Волгоград: Перемена, 2010. 2. Гаврина С.Е. Развиваем руки – чтоб ­ учиться и писать, и красиво рисовать.  – Ярославль: “Академия Холдинг”, 2011. 200с. 3. Голубь В.Т. Графические диктанты: пособие для занятий с детьми 5 – 7 лет. М.: ВАКО, 2011. 4. Локалова Н.П. 90 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Луч. – 2012. 5. Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2011. 6. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л., Чакаберия Е.И., Рыбникова И.К. Как развить хорошую память и запоминать цифры. – М.: РИПО КЛАССИК, 2012. 7. Михайлова З.А. Игровые и занимательные задачи для дошкольников: Кн.  Для воспитателя дет.сада. – М.: просвещение, 2011. 8. Солнцева Е.А., Белова Т.В. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М.:АСТ Астрель, 2014.

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения

Двигательные нарушения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2019