– Сегодня на уроке мы
познакомимся с движением воздушных масс.
– Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её предсказании.
– Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)
Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. При этом, день будет ясный, а температура воздуха теплее.
Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.
(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.
Тема: Движение воздуха.
Цели урока:
Образовательные: дать представления об атмосферных фронтах, циклонах,
антициклонах и их влиянии на погоду.
Развивающие:
выделить главное, обеспечить осмысление и усвоение учащимися нового
материала;
определять и объяснять состояние погоды нашей местности в данное время;
развивать умения определять по синоптическим картам состояние погоды на
ближайшее время.
Воспитательные: способствовать воспитанию наблюдательности за
признаками погодных явлений и интереса к прогнозированию погоды.
Задачи урока:
способствовать развитию познавательного интереса к прогнозированию
погоды;
воспитывать наблюдательность.
Расширить знания детей об использовании свойств воздуха в деятельности
человека.
Корригировать связную речь.
Оборудование: ИКТ
Словарная работа: циклоны, антициклоны .
Ход урока
1. Организационный момент.
а) рапорт дежурного
б) упражнения на дыхание, упражнение на внимание
2. Повторение.
О чём мы говорили на прошлом уроке?
Какие свойства воздуха вы знаете?
Почему при ударе мяч отскакивает от пола?
Почему окна делают с двойными рамами?
В чем будет теплее: в 10ти шелковых блузках или в 1й шерстяной?
Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
Что теплее валенки или зимние сапоги? Почему?
Физминутка.
Изза парты тихо встали
И на месте зашагали.И на месте зашагали
Мы шагаем, мы шагаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Раз – подняться,
потянуться,
Два – согнуться,
разогнуться,
Три – присесть,
четыре – встать,
пять – руками помахать,
Шесть – за парту тихо сесть.
Новая тема:
– Сегодня на уроке мы
познакомимся с движением воздушных масс.
– Как вы уже догадались, речь пойдёт о ясной и пасмурной погоде, о её
предсказании.
– Определите, какой день будет, если утром наблюдаем туман? (СЛАЙД 5)
Это явление природы связано с тем, что утренний холодный воздух
сталкивается с приходящим тёплым воздухом. При столкновении двух
воздушных масс с разными температурами образуется конденсат в виде
тумана. Чем больше разница температур, тем гуще будет туман. При этом,
день будет ясный, а температура воздуха теплее.
Воздушные массы бывают двух видов – это циклоны и антициклоны.
(СЛАЙД 10) Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре. Рассмотрим
механизм образования циклона и его характеристики. Основное направление
передвижения циклонов с запада (Атлантический океан) на восток.
(СЛАЙД 11) Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре.
Рассмотрим механизм образования антициклона и его характеристики.
Приходят в основном из центральных и южных районов континентального
климата.
Суша прогревается быстрее, поэтому летом приходит жара с засухой. Зимой
континент остывает быстрее, воздух ясный и морозный. Самый крупный
антициклон, формирующийся над Евразией – Сибирский антициклон.
Все воздушные вихри передвигаются один за другим, изменяя погоду.
Определите о какой погоде (циклоне или антициклоне) идёт речь в
стихотворении А.С.Пушкина?
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя,
А.С.Пушкин (Циклон)Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег, лежит
А.С.Пушкин (Антициклон)
Пальчиковая гимнастика «Ребро, замок, ладонь»
Работа в тетрадях. Открыли тетради взяли в руки ручки записали число
тему урока.
Циклоны – это вихрь с низким давлением в центре.
Антициклон – это вихрь с высоким давлением в центре.
Закрепление
– Посмотрим за окно. Какая погода сейчас?
– По каким признакам вы сделали такой вывод?
– Что будет с погодой, если передали приближение циклона?
V. Итог:
Что нового вы узнали на уроке?
Что вам больше запомнилось?
VI. Домашнее задание I – II уровень, по тетради, дети III – IV уровня стр.
6163, параграф 2223.