"Двоеточие в бессоюзном сложном предложении" ( 9 класс, русский язык)

  • Разработки уроков
  • pptx
  • 18.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

На уроке формируется умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла, совершенствуются пунктуационные навыки. На уроке сочетаются различные методы и приёмы: наглядная презентация по ходу выполнения заданий, решение проблемных задач, беседа, самостоятельная работа.
Иконка файла материала Двоеточие в БСП.pptx
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Грамматическая пятиминутка Объясните  написание  суффиксов  прилагательных и причастий: серебр..ая монета серебр..ый кувшин высеребр..ый портсигар несеребр..ый поднос серебр..ый особым способом тарелка высеребр..а
Грамматическая пятиминутка серебряная монета серебрёный кувшин высеребренный портсигар несеребрёный поднос серебрённый особым способом тарелка высеребрена
Грамматическая пятиминутка связи  в  подчинительной  вид  Укажите  словосочетаниях: грустно посмотреть лист бумаги спросил усмехаясь кисель из вишни пешая прогулка во вражеском тылу говорить восторженно
Грамматическая пятиминутка грустно посмотреть (п) лист бумаги (у) спросил усмехаясь (п) кисель из вишни (у) пешая прогулка (с) во вражеском тылу (с) говорить восторженно (п)
Грамматическая пятиминутка Замените словосочетания синонимичными: грустно посмотреть (п)__(у) лист бумаги (у)__(с) спросил усмехаясь (п)__(у) кисель из вишни (у)__(с) пешая прогулка (с)__(п) во вражеском тылу (с)__(у) говорить восторженно (п)__(у)
Грамматическая пятиминутка грустно посмотреть (п)__(у) посмотреть с грустью лист бумаги (у)__(с) бумажный лист спросил усмехаясь (п)__(у) спросил со смехом кисель из вишни (у)__(с) вишнёвый кисель пешая прогулка (с)__(п) прогулка пешком во вражеском тылу (с)__(у) в тылу врага говорить восторженно (п)__(у) говорить с восторгом
Грамматическая пятиминутка следующих случаях: Выпишите  цифры,  обозначающие  запятые  в  СПП – Однородные члены – Обособленное обстоятельство – Обособленное определение – Самым интересным были рассказы старика о соболином промысле,(1) о ночёвках,(2) когда, (3) застигнутый бураном,(4) он спасался,(5) зарывшись в снег,(6) и у костра,(7) слабо греющего,(8) ждал перемены погоды.
Грамматическая пятиминутка Самым интересным были рассказы старика о соболином промысле,(1) о ночёвках,(2) когда, (3) застигнутый бураном,(4) он спасался,(5) зарывшись в снег,(6) и у костра,(7) слабо греющего,(8) ждал перемены погоды. СПП – 2; Однородные члены – 1; Обособленное обстоятельство – Обособленное определение – 3, 5, 6; 4, 7, 8.
Грамматическая пятиминутка двоеточия  в  постановку  Объясните  предложениях. Меж ними все рождало споры И к размышлению влекло: Племён минувших договоры, Плоды наук, добро и зло. Старушка ей: «А вот камин, Здесь барин сиживал один». (А.С.Пушкин) Я знаю: в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. (А.С.Пушкин) (А.С.Пушкин)
Цели урока: • Формировать умение устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. • Развивать умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла. • Совершенствовать пунктуационные навыки.
ДОПОЛНЕНИЕ Я знаю: в вашем сердце есть = И гордость, и прямая честь. Я знаю, что в вашем сердце есть И гордость, и прямая честь. : дополнен ие
ПРИЧИНА Я доверяю любящим: они великодушны. = Я доверяю любящим, потому что они великодушны. : причина
ПОЯСНЕНИЕ За Фомою водилась странность: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. За Фомою водилась странность, а именно: он до смерти не любил пересказывать одно и то же. = : пояснени е
Двоеточие в БСП видеть, + знать, слышать : : : дополнен ие причина пояснени е
Перестройте  предложения  в  бессоюзные  сложные. Какие смысловые отношения между их  частями? Я поднял глаза и увидел, что высоко в небе над станицей неслись журавли. Мороз не страшен, потому что воздух сухой и ветра нет. Я заметил, что сумерки стали короче. Реки Севера имеют особый запах, а именно: они пахнут древесиной.
Запишите  предложения,  расставьте  знаки  препинания и объясните их постановку. Мне нравилось слушать девочку она рассказывала о море. Скоро все угомонились притихли птицы потух костёр. Вдруг я почувствовал кто-то берёт меня за плечо и толкает. Гром не грянет мужик не перекрестится.
Мне нравилось слушать девочку: она рассказывала о море. Скоро все угомонились: притихли птицы, потух костёр. Вдруг я почувствовал: кто- то берёт меня за плечо и толкает. Гром не грянет – мужик не перекрестится.
Итоги урока –  Какие пунктуационные знаки используются при записи бессоюзного сложного предложения?  – Чем нужно руководствоваться при выборе знака препинания, нужного в БСП? –  Какие смысловые отношения могут связывать части БСП предложения, между которыми ставится двоеточие?
Домашнее задание 1. § 126 2. Упр. 189 или выписать из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души» примеры БСП с двоеточием.
Спасибо за урок

Посмотрите также