Двойники и антиподы Родиона Раскольникова в романе
Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»
(урок – исследование)
Цели.
Закрепить основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения. Выяснить, кто такие «двойники» и «антиподы» Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя.
Подвести к осмыслению главного конфликта романа- конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Расширить представление учащихся о героях романа.
Добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского,- мир «погибших и погибающих».
Воспитать такие духовно-нравственные качества, как чувство сострадания к «униженным и оскорбленным», милосердие.
Развить критическое мышление учащихся, интереса к исследовательской работе.
Задачи.
1. Проанализировать теории, представленные в романе.
2. Сформировать на литературном материале философское значение теории сверхчеловека, сильной личности.
3.Развивать способность учащихся к понятийному логическому мышлению, развитие таких качеств мышление как доказательность рассуждений.
В чем я виноват перед ними?..
Они сами миллионами людей изводят,
да еще за добродетель почитают
Родион Раскольников
ХОД урока.
1. Вступительное слово учителя (слайды 1 – 4):
-Итак, мы хорошо знаем главного героя, знаем те морально философские принципы, на которые опирался Раскольников, создавая свою теорию. Многие исследователи, в частности М. Бахтин, отмечали, что в центре любого из романов Достоевского, составляя его композиционную основу, находится жизнь идеи и персонаж — носитель этой идеи. Так, в центре романа “Преступление и наказание” — Раскольников и его “наполеоновская” теория о делении людей на два разряда и о праве сильной личности на пренебрежение законами, юридическими и этическими, для достижения своей цели. Писатель показывает нам зарождение этой идеи в сознании персонажа, ее осуществление, постепенное изживание и окончательное крушение. Поэтому вся система образов романа строится так, чтобы всесторонне обрисовать раскольниковскую мысль, показать ее не только в отвлеченном виде, но и, так сказать, в практическом преломлении и в то же время убедить читателя в ее несостоятельности. Вследствие этого центральные персонажи романа интересны нам не только сами по себе, но и в их безусловной соотнесенности с Раскольниковым — именно как с воплощенным существованием идеи. Раскольников является в этом смысле как бы общим знаменателем для всех персонажей. Естественный композиционный прием при таком замысле — создание духовных двойников и антиподов главного героя, призванных показать гибельность теории — показать как читателю, так и самому герою. Своеобразие построения художественного образа у Достоевского, согласно тезису М. М. Бахтина, заключается в том, что герой - не объект авторского сознания, а субъект с независимым кругозором, и, следовательно, система персонажей есть система раскрывающихся в контакте сознаний.
Автор окружает Раскольникова людьми, варьирующими в своих сознаниях те или иные мысли главного героя, при этом отрицательные элементы его «теории» отражают так называемые «двойники», а положительные - антиподы.
-Кого же можно отнести к первой группе?
-Духовными двойниками Раскольникова являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов.
-Докажите это.
2. Исследование «двойников»:
-Кто такой Лужин? Что мы знаем о нем? (слайд 5)
-Раскольников утверждает, что взгляды Лужина близки его теории («а доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет,, что людей можно резать ... ,». Согласны ли вы с ним? (1. 2, гл. 5)
-Какие рассуждения из письма матери о Лужине привлекли особое внимание Раскольникова? Какие мысли и чувства они рождают у Раскольникова, почему?
-Какое впечатление складывается у вас о Лужине после чтения письма матери?
(«Умный и, кажется, добрый», «положил взять девушку честную, но без приданого и непременно такую, которая уже испытала бедственное положение», и «муж ничем не должен быть обязан своей жене, и гораздо лучше, если жена считает мужа за своего благодетеля».
Рассуждения Раскольникова о «доброте» Лужина, допускающей что «невеста и мать мужичка подряжают, в телеге, рогожей крытой! Ничего! Только ведь девяносто верст ... », усиливают складывающееся о Лужине впечатление, как о человеке черством, сухом, равнодушном, расчетливом, пробуждают чувство неприязни к этому герою).
- Впечатление о Лужине усугубляются при анализе сцены. «объяснения» между ним и Дуней. Сопоставьте поведение Лужина и Дуни в сцене их объяснения. Какие мысли рождает в вас это сопоставление?
(Поведение Лужина в этой сцене раскрывает его мелкую, себялюбивую, низкую душу, отсутствие искренности, истинной любви u уважения к своей невесте, готовность оскорбить и унизить Дуню. Докажите текстом. В поведении Дуни - искренность, большое чувстве такта, благородство, 'желание рассудить беспристрастно: « ...если брат виноват, то он должен и будет просить у вас прощения», уважение к человеку, которому дано «великое обещание», гордость и чувство собственного достоинства).
- Что превыше всего ценил Лужин в жизни ? И почему его раздражал разрыв с Дуней?
(«Более всего на свете любил и ценил он добытые трудом и всякими средствами свои деньги: они равняли его со всем, что было выше его. Лужина раздражал разрыв с Дуней потому, что это разрушало его мечту о существе, которое «будет рабски благодарно ему всю жизнь... а он-то будет безгранично ... владычествовать»...).
- Лужин не может смириться с этим и принимает решение, которое могло бы, по его мнению, вернуть Дуню. Как осуществил Лужин свое решение? (сцена с Соней на поминках у Мармеладовых).
(Лужин для достижения своей эгоистической цели, «для себя одного», готов «преступить все препятствия», живет по принципу «всё позволено». В этом его теория близка с теорией Раскольникова. Единственный бог для Лужина - деньги.
Угрызения совести и сострадание незнакомы ему. Видим в нем отсутствие глубоких человеческих чувств, тщеславие, бездушие, граничащее с подлостью. И мы слышим мысль Достоевского о бесчеловечности эгоистического самоутверждения за счет других).
- В чём схожи и различны Раскольников и Лужин?
-Лужин впитывает в себя теорию «разумного эгоизма», которая лежит в основе «арифметических» построений Раскольникова. Будучи приверженцем «экономической правды», этот буржуазный дeлeц весьма рационально отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот» и считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота и о «всеобщем преуспеянии». В расчётах Лужина вполне уловимы интонации гoлoca Раскольникова, который как и его двойник, не удовлетворяется «единичной» и ничего не решающей в цeлом помощью (в данном случае - своей семье). Оба они «разумно» находят жертву для достижения своих целей и при этом теоретически обосновывают свой выбор: никчемная старуха. Как полагает Раскольников, всё равно умрёт, а падшая Соня, по мнению Лужина, всё равно - рано или поздно украдёт. Правда, идея Лужина замораживается на точке рассуждений и не приводит его к топору, Раскольников же, прошедший такой путь в реальности, легко достраивает здание к фундаменту концепции своего двойника: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать».
Позаимствовав рационалистические основы теории Раскольникова, Лужин превращает их в идейное оправдание своих хищнических устремлений. Так же, как и главный герой романа, он оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони, но очищает «арифметику» Раскольникова от деятельного сострадания и альтруистической, в конечном счёте, направленности.
- В чём совпадают Раскольников и Лужин?
- Лужин — предприниматель средней руки, это разбогатевший
“маленький человек”, которому очень хочется стать человеком “большим”,
превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его “наполеонизма”, но как
они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, ее пафос социального
протеста угнетенной личности в мире униженных и оскорбленных! Ведь Раскольников
— нищий студент, которому тоже хочется подняться над своим социальным
состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящим
общество в нравственно-интеллектуальном отношении, несмотря на свое социальное
положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остается
лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом,
Раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше того положения,
которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над
людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин —
погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше
других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание
самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это
единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым и дискредитирует
теорию “разумного эгоизма”. По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим,
надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же —
тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И
получается, что Дунечке Лужин “помогает” из лучших побуждений, считая свое
поведение безукоризненным. Но поведение Лужина да и вся его фигура столь пошлы,
что он становится не только двойником, но и антиподом Раскольникова.
-Лебезятников…..Что о нём можете сказать?( слайд 6)
-Следующий двойник, «прогрессист» Лебезятников, в своей жизненной установке варьирует нигилистическое отношение Раскольникова к существующему миропорядку, моральным и социальным устоям. С энтузиазмом выступая против таких «предрассудков», как «целомудрие и женская стыдливость», взывая к созданию коммун, ратуя за уничтожение брачных уз, Лебезятников выхолащивает и обезображивает идеи революционно-демократического движения, смысл которого он низводит к тому, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!» Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в жиденький поток бессмысленных и пошлых отрицаний. Карикатурной тенью этот двойник пристраивается к главному герою, желающему «взять просто-запросто всё за хвост и стряхнуть к чёрту». Культ протеста, принимающий у Лебезятникова форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.
Самовозвеличивание и потребность в проверке себя убийством - эти тайные устремления личности главного героя развенчиваются в соприкосновении извне с жизненными установками жалких «наследников» его мысли и в его мучительной констатации. собственной несостоятельности («вошь», «тварь дрожащая»).
-Результаты проведённого над собой эксперимента, разрушившего иллюзии Раскольникова в отношении самого себя как человека «необыкновенного», не расшатали тем не менее мощные стены теории, толкнувшей его на преступление. Разочаровавшись в себе, он не отрекается от неё. Но в сознании читателя прочно выстроенные Раскольниковым башни идеи превращаются в руины, благодаря мрачной тени третьего двойника.
- Свидригайлов не случайно появляется на apeне великого взаимопроникновения миров после двух своих предшественников, которые, растащив отдельные части самодовлеющей идеи смогли, в силу своей ничтожности, расщепить её ядро. Для этого нужна была незаурядная личность, «выламывающаяся» из ряда людей «обыкновенных», устанавливающая за собой право вседозволенности («Свидригайлов - загадка»,- думает о нём Раскольников).
- Кто такой Свидригайлов? Как характеризуют его первые сведения в романе? (Слайды 7,8)
(Первые сведения в романе о Свидригайлове характеризуют его.. как злодея, развратника. Говорят, что причастен к делу «душегубства», повинен в самоубийстве крепостного лакея Филиппа, что он жестоко оскорбил девочку, отравил жену Марфу Петровну, што он шулер, что нет такого порока, который бы не гнездился в его душе. Вместе с тем на протяжении всего романа он совершает ряд добрых дел: избавил Дуню от позора, восстановил ее доброе имя, хочет помочь Дуне избавиться от Лужина, взял на себя устройство судьбы осиротевшей семьи Мармеладовых.
-От природы имеет совесть, но добро и зло совершает от скуки. Это человек без убеждений и без деятельности. Настоящий же человек без убеждений и без деятельности жить не может. Свидригайлов понял это и казнил себя, потеряв свою' последнюю цель - добиться расположения Дуни). Этот герой идёт дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, т. е. полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение. «Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершённое им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу. Загнанная в подсознание совесть в конце концов высвобождается и врывается в сферу сознательного, порождая удушливые кошмары, в которых реальность и ирреальность фантастически продолжаются друг в друге и сращиваются в единую непрерывную галлюцинацию. Свидригайлов - это тот избранный, который «переступил», и «переступил» не единожды, и без нравственных мучений (вот он, идеал Раскольникова!), но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова - это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя.
-Прав ли Свидригайлов, угверждая, что они с Раскольниковым «одного поля ягоды», что между ними есть «точка общая»?
(Мы видим Свидригайлова как человека, лишенного всяческих нравственных устоев, не признающего никаких нравственных запретов; живет по принципу «все позволено». Раскольников, разрешая себе «кровь по совести» тоже отрицает нравственную ответственность сильного человека за свои поступки; моральные нормы, по его мнению,. существуют только для низшей категории людей - «тварей дрожащих». Истину, к которой Раскольников пришел в результате долгих размышлений, Лужин и Свидригайлов используют как руководство к действию.)
- В чем заключается смысл сопоставления Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым? Ваши версии.
- Когда сопоставляешь эти образы, становится ясно, что Лужин и Свидригайлов живуг, в общем-то, по теории Раскольникова. Он же, общаясь с «сильными мира сего», не может принять их жизнь, хотя и старается причислить себя к «сильным мира сего»; ему неприятны люди, живущие по его «теории». Этим сопоставлением ниспровергается в герое теоретика и возвышает в нем человека.
-У всех – у Раскольникова, Лужина, Свидригайлова - бесчеловечность индивидуализма, эгоистическое самоугверждение за счет других. Сталкивая этих героев, автор опровергает теорию Раскольникова, вскрывает её антигуманную, бесчеловечную суть. В то же время отношение Раскольникова к Лужину и Свидригайлову убеждает, что он испытывает отвращение к «сильным мира сего, не может принять мир людей, которые не живуг по его теории. В этом сила Раскольникова и то, что возвышает его над «сильными мира сего».
- Кто является антиподом Раскольникова? (слайд 10)
- Антиподом и в какой-то мере двойником Раскольникова становится и его сестра. Она не считает себя существом - более высокого ранга, чем брат, а Раскольников, идя на жертву, именно в этом ощущает свое превосходство над теми, ради кого он жертвует собой. Дунечка же, напротив, не только не считает себя выше своего брата — признает его существом более высокого рода. Раскольников хорошо это понимает, потому-то так решительно и отвергает он жертву сестры. В своем отношении к людям Дуня и ее брат — антиподы. Даже Свидригайлова Дуня не считает ниже себя; она преодолевает это искушение, будучи не в силах стрелять в человека, ибо в Свидригайлове она видит личность. Раскольников же готов видеть человека только в себе.
- Так в космосе романа возникают спутники Раскольникова: вращаясь вокруг него, они отражают и преломляют в себе катаклизмы его мира, их взаимодействие создаёт вокруг центрального героя отрицательную атмосферу. Однако феномен личности Раскольникова много избыточней системы его двойников и отнюдь не исчерпывается только ею. Голос Раскольникова резонирует в пространстве, заполненном не только сознаниями двойников, но и сознаниями их идеологических антагонистов, в роли которых выступают Разумихин, Порфирий Петрович и Соня Мармеладова. (слайд 11 – 16)
Этих героев принято называть антиподами Раскольникова, однако такоe определение требует уточнения. Они не только отрицают своеволие и индивидуализм, ведущие Раскольникова к преступлению, но и продолжают в себе «мессианские» начала его идеи. Следовательно, эти персонажи противопоставляются не столько Раскольникову, с которым имеют точки соприкосновения, сколько его двойникам. Приведу несколько доказательств.
Раскольников, рискуя своей жизнью, спасает из огня детей; будучи бедствующим студентом, содержит больного отца умершего друга; дважды оставляет последние деньги Мармеладовым. Разве все эти поступки не стоят в одном ряду с действиями альтруиста Разумихина ?… «Наполеонам» Раскольников отказывает в праве роптать против существующего мироустройства - против бунта выступает и Порфирий Петрович. Совершив преступление, герой не может перешагнуть через совесть, и в этом он сближается с Соней, вынужденно торгующей своим телом, но не душой. И если Свидригайлов претендует на «родство» С Раскольниковым («Мы одного поля ягоды»), то с Соней Раскольников собирается идти «по одной дороге» («Мы вместе прокляты, вместе и пойдём»). Так выстраивается галерея осветлённых отражений главного героя. Интересно, что количество двойников и их «перевёртышей» (антиподов) совпадает. Это наталкивает на мысль о существовании связей между ними.
Вычленив компоненты идеи Раскольникова, отражаемые в сознаниях двойников и антиподов, можно представить систему образов героев в виде трёх пар. Причём в каждой из них центральное место будет занимать та часть идеи Раскольникова, которая сочетает в себе определённые противоположные начала. (слайд 11)
- Какое значение имеет система образов? (слайд 17-19)
- В результате система образов разбивается на три ряда с отрицательной (Лужин, Лебезятников, Свидригайлов) и положительной (Разумихин, Порфирий Петрович, Соня) подсистемами. Герои-антагонисты вступают в диалог посредством сознания Раскольникова, при 'том он может выходить и за рамки мира главного героя, реализовываться в непосредственном контакте двойника и антипода. Например, идеи о «проценте», якобы неизбежных для общества жертв (лужинское начало) борются в Раскольникове со стремлением остановить падение только что обманутой девушки, сделать конкретное, пусть «единичное», а не «всечеловеческое», благодеяние (разумихинское начало). В то же время противоборство «разумного эгоизма» с «единичным добром», происходящее в душе центрального героя, Достоевский проецирует и вовне - на систему образов, сталкивая в непосредственном общении носителей этих начал: лужинским выкладкам о «целых кафтанах» эмоционально (в споре) и практически (в жизни) противостоит Разумихин.
Через сознание Раскольникова, как сквозь прозрачную дверь, герои могут смотреть друг в друга. Вывод. Раскольников, человек совестливый и благородный, не может вызывать у читателя одну лишь неприязнь, отношение к нему сложное (у Достоевского редко встретишь однозначную оценку), но приговор писателя беспощаден: права на преступление не имеет никто! Долго и тяжело идет к этому выводу Родион Раскольников, и ведет его Достоевский, сталкивая с различными людьми и идеями. Вся стройная и логическая система образов в романе подчинена именно этой цели. Показывая бесчеловечность буржуазного общества, его устройства, Достоевский все же не в нем видел причины “распада связи времен”. Ответы на “проклятые” вопросы писатель ищет не вокруг человека, а внутри него. И в этом отличительная черта Достоевского-психолога. Домашнее задание. Ответить на вопросы. -Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении? В чем он себя упрекает?
-Почему Порфирий Петрович уверен, что Раскольников сделает «явку с повинной»?
4. Краткий пересказ эпизодов: первый день Раскольникова после убийства (ч.2, гл.I-2);
блуждание по Петербургу в первый день после болезни (ч.2, гл. 6);
разговор с матерью и Дуней (ч.3, гл.3).
Ответить на вопрос: почему герой сделал «явку с повинной»?
Презентация
Приложения
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.