Дыхательная гимнастика для дошкольников

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 20.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям, страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.В данном материале представлен комплекс дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста
Иконка файла материала Дыхательная гимнастика для дошкольников.docx
Дыхательная гимнастика для дошкольников ­ это комплекс упражнений, направленных на профилактику и лечение  заболеваний, связанных с органами дыхания. О дыхательной гимнастике Существуют различные комплексы дыхательной гимнастики – гимнастика по  Стрельниковой, гимнастика по Бутейко, гимнастика, заимствованная из хатха­ йоги, и другие. Все они построены на упражнениях, главными элементами  которых являются: глубокое дыхание, искусственное затруднение дыхания,  задержка дыхания, замедление дыхания, а также поверхностное дыхание. Но строгие типовые комплексы дыхательной гимнастики выполняются  взрослыми, а для детей обычно предлагается ряд простых упражнений. Польза дыхательной гимнастики При выполнении дыхательной гимнастики кровь активно насыщается кислородом, при этом улучшается работа легких, головного мозга, нервной системы, сердечно­ сосудистой системы ребенка, также гимнастика положительно влияет на работу  органов пищеварения. Дыхательная гимнастика является хорошей профилактикой заболеваний органов дыхания, развивает несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет  защитные силы организма. Особенно полезны дыхательные упражнения детям,  страдающим частыми простудными заболеваниями, бронхитами, бронхиальной  астмой. При заболеваниях органов дыхания проведение такой гимнастики  облегчает течение болезни и уменьшает вероятность развития осложнений.  Дыхательная гимнастика выполняется как дополнение к традиционному лечению (медикаментозное, физиотерапевтическое). У дыхательной гимнастики очень мало противопоказаний. Так, выполнять данные упражнения не рекомендуется тем, кто имеет травмы головного мозга, травмы  позвоночника, выраженный остеохондроз шейно­грудного отдела позвоночника,при кровотечениях и высоком артериальном, внутричерепном или внутриглазном  давлении. Можно проконсультироваться с врачом, какие именно упражнения  больше подойдут для вашего ребенка. Как проводить занятия с ребенком Главная задача дыхательной гимнастики для ребенка – это научить его  правильно, глубоко дышать, максимально наполнять легкие при вдохе, расширяя  при этом грудную клетку, а на выдохе освобождать легкие от остаточного  воздуха, выталкивая его путем сжатия легких. Если ребенок не делает  полноценного выдоха, то в легких остается некоторое количество  «отработанного» воздуха, который мешает поступлению нового свежего воздуха  в достаточном объеме. Другие упражнения наоборот подразумевают быстрое  поверхностное дыхание. Занятия дыхательной гимнастикой с детьми проводят 2 раза в день по 10­15  минут, не раньше чем через 1 час после приема пищи. Дыхательные упражнения  можно выполнять вместе с утренней гимнастикой или отдельным комплексом.  Занятия для детей проводят в игровой форме. Чтобы заинтересовать ребенка,  упражнениям дают «детские» или веселые названия. Можно придумывать свои  упражнения, аналогичные стандартным, выполнять гимнастику с использованием любимых игрушек. Родителям неплохо увлечь ребенка личным примером, делая  дыхательную гимнастику вместе. Очень полезно в теплое время года выполнять все упражнения на улице, на  свежем воздухе. Если занятия проводятся в помещении, то предварительно  нужно проветрить комнату. Занятия дыхательной гимнастикой с ребенком нужно проводить постоянно,  потому что результаты ее применения в плане укрепления иммунитета   будут  видны после длительного курса. Упражнения для детей 2­ 4 лет   Воздушный шарик Ребенок должен лечь на коврик на спину и положить руки на живот. Просим его  представить, что у него вместо животика – воздушный шарик. Теперь на вдохемедленно надуваем шарик­животик, задерживаем дыхание, и потом шарик  сдуваем – медленно выдыхаем воздух. Вдох ребенок должен делать через нос, а  выдох через рот. Можно для наглядности положить на живот небольшую мягкую  игрушку и наблюдать, как она поднимается и опускается при дыхании. Волна Ребенок лежит на полу, ноги вместе, руки по швам. На вдохе руки поднимаются  вверх над головой, касаются пола, на выдохе медленно возвращаются в исходное положение. Одновременно с выдохом ребенок говорит "Вни­и­и­з". Водолаз Предложите ребенку представить, что он находятся в море и опускается под  воду. Нужно сделать глубокий вдох и постараться подольше задержать дыхание. Часики Ребенок стоит, ноги на ширине плеч, руки опущены. Попросим его изобразить  часы. Размахивая прямыми руками вперед и назад, нужно произносить «тик­так». Вырасту большой Ребенок стоит прямо, ноги вместе. Нужно поднять руки в стороны и вверх, на  вдохе хорошо потянуться, подняться на носки, затем опустить руки вниз,  опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у­х­х­х»! Паровозик Просим ребенка изобразить паровоз. Ребенок идет, делая быстрые  попеременные движения руками и приговаривая: «чух­чух­чух». Потом  останавливается и говорит «ту­ту­тууу». Каждое упражнение выполняется 4­6 раз. Если ребенок устает, необходимо  делать небольшие перерывы между упражнениями. Упражнения для детей 5­7 летДля более старших детей к описанным выше упражнениям можно добавить  следующие: Роза и одуванчик Выполняется в положении стоя. Вначале ребенок делает глубокий вдох носом,  как будто он нюхает розу, стараясь втянуть в себя весь ее аромат, затем «дует  на одуванчик» ­ максимально выдыхает ртом. Курочка Ребенок сидит на стуле с опущенными руками, потом делает быстрый вдох и  поднимает ручки к подмышкам, ладошками вверх, изображая крылья курочки. На  выдохе опускает «крылышки», поворачивая ладошки вниз. Хомячок Предложите малышу изобразить хомячка – надо надуть щеки и пройти так  несколько шагов. После чего, повернуться и хлопнуть себя по щечкам, таки  образом выпустив воздух. А потом пройти еще несколько шагов, дыша носом, как  бы вынюхивая новую еду для нового наполнения щечек. Ворона Ребёнок стоит, слегка расставив ноги и опустив руки. Делает вдох разводит руки широко в стороны, как крылья, на выдохе медленно опускает руки и произносит  «каррр», максимально растягивая звук «р». Дракон Предлагаем ребенку представить себя драконом, который дышит поочередно  через каждую ноздрю. Одну ноздрю ребенок зажимает пальцем, другой глубоко  вдыхает и выдыхает воздух.Брось мячик Ребенок стоит, держит в руках мяч, руки подняты вверх. Вдыхает, затем на  выдохе бросает мяч от груди вперед, при этом произносит длительное «у­х­х­х». Каждое упражнение выполняется 4­6 раз. Развлечения и игры, тренирующие органы дыхания Кроме предложенных специальных упражнений некоторые привычные детские  развлечения тоже являются хорошими упражнениями, укрепляющими органы  дыхания. Это такие интересные занятия, как надувание воздушных шариков,  выдувание мыльных пузырей, «бульканье» в стакане с водой через соломинку,  свист в свисток, игра на дудочке, трубе, губной гармошке. Также детям можно предложить такие полезные игры: Воздушный футбол Берем мячик для настольного тенниса или делаем шарик из ваты, ставим на  столе «ворота» из кубиков или конструктора. Нужно «забить гол» ­ дуть на  мячик, чтобы он прокатился по столу и закатился в ворота. Можно попробовать  усложнить задачу – гонять ватный шарик, дуя на него не ртом, а носом. Рисунок на окне Ребенок выдыхает на стекло или зеркало так, чтобы оно затуманилось, после  чего пальцем рисует на нем заданную фигурку. Снегопад Сделать «снежинки»­ маленькие комочки ваты иди бумаги. Просим малыша  устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их. Бабочки Вырезать из бумаги маленьких бабочек и подвесить их на нитках. Предложить  ребенку дуть на бабочек так, чтобы они летали.Я ветер Сделать из бумаги вертушку­пропеллер (или взять покупную) и дуть на нее,  чтобы она вращалась. Налить в ванну или таз воду, пустить на воду легкий  кораблик и дуть на него, чтобы он плыл.Конспект НОД по познавательному развитию “Что такое микробы” Интеграция областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие Виды детской деятельности: познавательно- исследовательская, коммуникация. Цель: формирование представления о микроорганизмах, знакомство с простыми способами борьбы с микробами. Формировать умение давать развернутый ответ на вопрос воспитателя, активизация речи детей: растут, размножаются, питаются, дышат. Материал: изображение разных микроорганизмов из учебника ботаники, кусочки хлеба, покрытые налетом плесени (этот эксперимент мы начали в день знакомства с дыхательной системой и хотели выяснить, что может случиться с кусочком хлеба, если он будет совсем без воздуха; к данному занятию на хлебе прекрасно видна плесень). Кусок «трухлявого» дерева и здоровая веточка, зелёный листок. Содержание деятельности: Кто из вас знает, что такое микробы? (Выслушивает ответы детей). Микробы – это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом, их можно увидеть только в микроскоп. У них нет ни рук, ни ног, ни рта, ни носа. Нет желудка, сердца и легких. Это простые шарики или палочки, но они так же, как и мы, едят, дышат, Как же они тогда передвигаются? (Вос-ль даёт детям время подумать, пофантазировать). У некоторых есть хвостики, которые крутятся, как пропеллеры. Другие прыгают, как мячики, а третьи летают по ветру. А очень часто их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке, они прилипли к рукам, а человек своими руками перенёс их в рот. Или другой пример, собака гуляла по улице, к передвигаются. сгнивший иней прилипли микробы, ребенок погладил собаку, а руки не помыл, взял хлеб и начал есть. Вот и попали микробы в организм. А теперь я начну, а вы продолжите: упала конфета на пол… как микробы попали в организм? Что едят микробы? Все, на что попадают. Хлеб, конфеты, листья, дерево, краску и т.д. у вас на столах лежат щепки дерева, определите сами какой кусочек съели микробы. Объясните свой ответ. А сейчас давайте посмотрим, что случилось с хлебом. Без воздуха на нем поселились особые микробы – плесень. (Дети рассматривают кусок хлеба, завернутый в прозрачный пакет, открывать который ни в коем случае нельзя). Она может быть очень опасной для человека. Некоторые микробы очень опасны для человека. Это те, которые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть, кроме человека. Когда это происходит, организм человека начинает бороться с микробами и наступает болезнь. Приходится пить таблетки или делать уколы. Кто кого победит? Конечно, в конце концов, побеждает человек, но болеть все равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова и горло. Это микробы специально делают, чтоб человеку было сложнее бороться. Микроб может поселиться в любой части нашего тела. Например, микроб поселился в горле - начинается ангина, если в ухе – воспаление уха, если на зуб – появляется дырка в зубе. Микробы могут попасть в кишечник, и тогда наступает расстройства желудка:понос, рвота. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше микробов. Когда мы чихаем и кашляем, мы тоже избавляемся от микробов, но они попадают в воздух и могут залететь в рот кому-нибудь другому. ответы На кого в первую очередь нападают микробы? На тех, кто слаб. Кто бегает раздетым, пьет холодную воду, не следит за собой, не чистит зубы и т.д. Воспитатель выслушивает детей. А что нужно делать, чтобы как можно меньше болеть? (Выслушать ответы детей). Надо укреплять свой организм, закалять его и тогда никакой микроб нам будет не страшен. А еще очень важно держать свое тело в чистоте и быть внимательным. Надо постараться, чтобы вокруг человека было как можно меньше микробов, поэтому больной человек должен лечиться дома и не заражать здоровых. Надо удалять микробы с овощей и фруктов, обязательно их мыть. Уничтожать микробы со своей кожи – мыться с мылом каждый день, чистить зубы, умываться, мыть руки и пользоваться только своим полотенцем, своим носовым платком, зубной щеткой. Теперь скажите, что нового вы узнали на занятии, как нужно себя вести, чтобы не позволить микробам попасть в свой организм? А что делать, чтоб микроб в организме быстрее погибал?Занятие «Человек и его здоровье» Цель: формирование представления у дошкольников о детском организме; стремления к здоровому образу жизни и осознанного отношения к собственному здоровью. 1. - Ребята, что нужно знать, чтобы научиться читать и писать? Надо хорошо знать азбуку. А есть ещё одна, более важная и интересная азбука АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ. Её необходимо знать, чтобы быть здоровым, ловким, выносливым. Сегодня мы поговорим о том, как устроен организм человека, что надо делать, чтобы не болеть и быть всегда здоровым. Много веков назад люди поняли насколько важно заботиться о своем здоровье, содержать в чистоте и закалять тело. Чтобы оно всегда было крепким и сильным. Нужно быть осторожным, не подвергать опасности свою жизнь, правильно питаться и дружить со спортом. 2. Плакат «Строение тела человека» - Ребята, посмотрите на плакат и назовите части тела, которые вы знаете. - Всё наше тело покрыто кожей. Она надежно предохраняет внутренние органы от повреждений и сообщает нам, что происходит вокруг. Жарко нам или холодно. Под горячими лучами солнца кожа загорает, делается более плотной и смуглой, чтобы не перегревались внутренние органы. Ногти и волосы – тоже кожа. Но только ороговевшая. Если бы каждый из вас увидел, какое множество микробов кишит на руках и прячется под ногтями, вы никогда бы не забывали мыть руки перед едой, стричь и чистить ногти: От простой воды и мыла. У микробов тает сила. 3. Кто знает, что такое микробы? Микробы являются причиной многих болезней. Они попадают в наш организм с пищей или воздухом и быстро размножаются. Защитные силы организмавступают с ним в борьбу, у человека поднимается температура. Вот почему врач в первую очередь спрашивает у больного о его температуре. Если вы заболели, например, гриппом, то окружающие люди тоже могут заразиться, так как при чихании и кашле разбрызгиваются капельки слюны, опускаются на пищу, предметы, летают в воздухе. Их могут вдохнуть находящиеся рядом люди и тоже заболеть. Поэтому, когда вы чихаете и кашляете, надо обязательно прикрывать рот и нос носовым платком. 4. - Кто может объяснить, зачем чистят зубы? - Кто может ответить, когда надо посещать зубного врача? Если в зубе образовалась маленькая дырочка, человек ленится или боится пойти к стоматологу, он как будто предоставляет удобную квартиру бактериям, где они быстро размножаются. Но даже если все зубы здоровы, то в щелочках между ними могут застрять остатки еды, это пища для бактерий. Вот почему необходимо чистить зубы после еды. Чистить зубы надо часто. Друг зубов – зубная паста. Чтоб десны были крепкими, Грызи морковку с репкою. Чтобы зубы не болели, Вместо пряников, конфет Ешьте яблоки, морковку – Вот вам, дети, мой совет! В организме человека всё взаимосвязано. Например, у человека больные зубы - тогда может заболеть и желудок, так как пищу нужно тщательно пережёвывать, а больным зубам это сделать тяжело. 5. Знаете ли вы, какая пища полезна, а какая вредна для здоровья человека? Каждый из вас знает, чтобы сохранить здоровье, необходимо гулять на свежем воздухе, делать утреннюю гимнастику, заниматься спортом, правильно питаться, закаляться. Когда человек не болеет, он редкозадумывается над тем, что такое здоровье. Кажется, что ты здоров и всегда будешь таким. Постарайтесь не лениться: Каждый раз перед едой, Прежде, чем за стол садиться, Руки вымойте водой. И зарядкой занимайтесь Ежедневно по утрам И, конечно, закаляйтесь – Это так поможет вам! Свежим воздухом дышите По возможности всегда, На прогулки в лес ходите, Он вам силы даст, друзья! Я открыла вам секреты Как здоровье сохранить, Выполняйте все советы И легко вам будет жить!