В широком смысле слова под чрезвычайной ситуацией (ЧС) понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Каждая ЧС имеет свою физическую сущность, причины возникновения и характер развития, а также свои особенности воздействия на человека и окружающую его среду обитания.
1. Чрезвычайная ситуация это ....
■ стихийные бедствия — ЧС природного происхождения;
■ аварии и катастрофы вследствие нарушения технологического процесса, превышения сроков эксплуатации техники и оборудования, нарушения правил их эксплуатации — ЧС техногенного происхождения;
■ загрязнение Мирового океана и атмосферы, деградация почв, опустынивание и обезлесение, изменение климата — ЧС экологического происхождения;
■ эпидемии, войны, общественные беспорядки, террористические акты — ЧС социального происхождения.
2. Причинами возникновения ЧС могут быть:
3. Как классифицируются ЧС по природе возникновения.
К техногенным относят ЧС, происхождение которых связано с техническими объектами, - пожары, взрывы, аварии на химически опасных объектах, выбросы радиоактивных веществ, обрушение зданий, аварии на системах жизнеобеспечения.
К природным относят ЧС, связанные с проявлением стихийных сил природы - землетрясения, наводнения, извержения вулканов, оползни, сели, ураганы, смерчи, бури, природные пожары и др.
К экологическим ЧС относятся аномальное природное загрязнение атмосферы, разрушение озонового слоя земли, опустынивание земель, засоление почв, кислотные дожди и др.
К биологическим ЧС относятся эпидемии, эпизоотии, эпифотии.
К социальным ЧС относятся события, происходящие в обществе, - межнациональные конфликты, терроризм, грабежи, геноцид, войны и др.
Антропогенные ЧС являются следствием ошибочных действий людей.
ВОПРОСЫ ЗАНЯТИЯ
1. Требования нормативно-правовых актов по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера в РФ.
2. Предназначение, основные задачи системы РСЧС.
3. Подсистемы РСЧС их состав и задачи. Режимы функционирования РСЧС. Координирующие и повседневные органы управления РСЧС их задачи.
4. Силы и средства входящие в состав РСЧС. Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС. Предназначение, состав сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС.
5. Обязанности руководителей в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
6. Права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Первый вопросТребования нормативно-правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации
Гражданская
оборона
Государственные системы, функционирующие на территории Российской Федерации
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА
защита населения и территорий от различных опасностей в мирное и военное время, снижение возможных потерь и материального ущерба
Возникновение природных, техногенных и бытовых пожаров
Применение обычных средств поражения и оружия массового поражения в ходе войны и военных конфликтов
Аварии, катастрофы, опасные техногенные происшествия, стихийные бедствия приводящие к возникновению чрезвычайных ситуаций
Угроза совершения или совершение терактов
Опасности, которые представляют угрозу жизни и здоровья для населения, а так же наносят значительный ущерб объектам и и территориям
Федеральный закон Российской Федерации
от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Законодательство в области защиты населения и территорий от ЧС
Постановление Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
Постановление Правительства области
«О системе предупреждения и ликвидации ЧС»
Указ Президента Российской Федерации
от 11 января 2018г. N 12 «Об утверждении основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года»
Постановление Главы городского округа
«Об утверждении положения о муниципальном звене территориальной подсистемы РСЧС на территории г.о. Гусев»
Конституция Российской Федерации
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Целью государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации, а также приемлемого уровня безопасности жизнедеятельности населения в чрезвычайных ситуациях.
Указ Президента Российской Федерации
от 11 января 2018г. N 12 «Об утверждении основ государственной политики РФ в области защиты населения и территорий от ЧС на период до 2030 года»
Совершенствование деятельности органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Внедрение комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения
Повышение уровня защиты населения от чрезвычайных ситуаций и внедрение современных технологий и методов при проведении аварийно-спасательных работ
Привлечение общественных объединений и других некоммерческих организаций к деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Внедрение риско-ориентированного подхода при организации и осуществлении государственного надзора в области защиты населения и территорий от ЧС
Совершенствование нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Развитие международного сотрудничества в области защиты населения и территорий от ЧС
Задачи и приоритетные направления:
Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Мероприятия по предупреждению ЧС и максимально возможному снижению размеров ущерба от ЧС проводятся заблаговременно.
Планирование и осуществление мероприятий защиты от ЧС проводится с учетом экономических, природных и иных особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС.
Необходимая достаточность и максимально возможное использование имеющихся сил и средств, привлекаемых к ликвидации ЧС.
Ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами органов управления той территории, на которой сложилась ЧС.
При недостаточности имеющихся сил и средств привлекаются силы и средства вышестоящих органов управления.
Спасение жизни и сохранение здоровья людей – приоритетные действия при возникновении угроз различного характера
(основы гос. политики до 2030 г.)
Российское законодательство по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Настоящий Федеральный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Федеральный закон Российской Федерации
от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
Предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций
Снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций
Ликвидация чрезвычайных ситуаций
Разграничение полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.
Федеральный закон Российской Федерации
от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»
цели разработки:
Федеральный закон от 21 декабря 1994г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Статья 4 Основные понятия
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах
Предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Ликвидация ЧС — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действий характерных для них опасных факторов.
Второй вопрос
Российское законодательство по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
* * *
Настоящее постановление утверждает Положение "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".
В положении определяется порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Ликвидация ЧС – проведение силами РСЧС аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) при возникновении чрезвычайных ситуаций, направленных на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов
Ликвидация чрезвычайной ситуации
Основными направлениями деятельности РСЧС являются:
комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, снижению размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения
Предупреждение возникновения чрезвычайной ситуации
Разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС.
Осуществление целевых и научно-технических программ по предупреждению и повышению устойчивости функционирования организаций.
Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных и выделяемых для предупреждения и ликвидации ЧС.
Сбор, обработка, и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС.
Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях.
Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС.
Основные задачи, решаемые РСЧС (12 задач)
Создание запасов материальных и финансовых средств
для ликвидации ЧС.
Государственная экспертиза, надзор и контроль в области защиты населения и территорий от ЧС.
Осуществление мероприятий по социальной защите
населения в ЧС, проведение гуманитарных акций.
Реализация прав и обязанностей населения и участников ликвидации ЧС в области защиты от ЧС.
Международное сотрудничество в области защиты
населения и территорий от ЧС.
Ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) функционирует в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
РСЧС состоит из двух подсистем:
Территориальная подсистема
Функциональная подсистема
Функциональные подсистемы
создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от ЧС в сфере деятельности этих органов
Территориальные подсистемы
создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий
Территориальная подсистема РСЧС состоит из 5 уровней:
Федеральный
Межрегиональный
Региональный
Муниципальный
ОБЪЕКТОВЫЙ
Функциональные подсистемы
так же делятся на соответствующие уровни согласно ведомственной структуре.
Последним уровнем в данной структуре будет
ОБЪЕКТОВЫЙ
Межрегиональный уровень РСЧС создано 4 межрегиональных центра МЧС территориальной подсистемы РСЧС
Сибирский межрегиональный центр включает в себя 3 федеральных округа
27 региональных центров МЧС
Южный
Центральный
Северо-западный межрегиональный центр включает в себя
11 региональных центров МЧС
Региональный уровень РСЧС включает в себя 84 региональных центра территориальной подсистемы РСЧС в т.ч. Московскую областную систему предупреждения и ликвидации ЧС (МОСЧС)
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) на всех уровнях включает в себя:
Органы управления
Силы и средства
Резервы Финансовых и материальных
ресурсов
Системы связи, оповещения
и информационного обеспечения
Координационный орган
Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ)
Постоянно действующие органы
Органы повседневного управления
Региональные ЦУКС, муниципальные ЕДДС и Дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций
Органы управления РСЧС
Уровни создания системы | Координационные | Постоянно действующие органы | Органы повседневного управления |
Федеральный | Правительственная комиссия, | МЧС России | Национальный ЦУКС МЧС РФ |
Межрегиональный | Аппарат представителя | Межрегиональный центр МЧС России | Межрегиональный ЦУКС МЧС РФ |
Региональный | КЧС и ОПБ | Региональный центр – Главное управление МЧС России | Региональный ЦУКС ГУ МЧС России |
Муниципальный | КЧС и ОПБ района, города | Управление (отдел) | ЕДДС |
Объектовый | Объектовые | Отдел, сектор, работник, уполномоченный по ГОЧС | ДДС |
Структура органов управления РСЧС на всех уровнях
К силам и средствам РСЧС относятся специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений, предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Силы и средства РСЧС
Силы и средства наблюдения и контроля
Силы и средства ликвидации ЧС
в составе:
подразделений пожарной охраны
аварийно-спасательных формирований
поисково-спасательных формирований
аварийно-восстановительных формирований
аварийно-технических формирований
лесопожарных формирований
Силы и средства РСЧС:
Для оперативного реагирования на возникшие ЧС создаются силы постоянной готовности, основу которых составляют
Аварийно-спасательные
службы (АСС)
Аварийно-спасательные
формирования (АСФ)
иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС в течение не менее 3 суток
Режимы функционирования РСЧС
Режим повседневной деятельности (вводится при отсутствии угрозы возникновения ЧС и (или) негативных прогнозов ухудшения обстановки).
Режим повышенной готовности – (вводится при угрозе возникновения ЧС или получении прогноза о возможности возникновения ЧС)
Режим чрезвычайной ситуации – (вводится в случае непосредственного возникновения или ликвидация последствий ЧС)
Решение об изменении режимов функционирования принимает председатель соответствующей КЧС и ОПБ.
Непосредственную команду на изменение режима функционирования отдает оперативный дежурный ЕДДС (диспетчер ДДС организации).
Постановление Правительства РФ №794 от 30.12.2003г. «О единой Государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» (Статья 24)
Координационный орган объектового звена РСЧС
КЧС и ОПБ создается решением руководителя организации, о чем издаётся Приказ о создании объектовой КЧС и утверждается положение.
Компетенция КЧС и ОПБ и порядок принятия ею решений определяются в Положении о КЧС и ОПБ.
КЧС и ОПБ организаций возглавляются только руководителями (на основании Постановления Правительства МО №148/9 от 6.03.2018г. Ранее допускалось, что КЧС может возглавлять заместитель).
КЧС и ОПБ – состоит из руководителей и работников организации, состав КЧС и ОПБ носит персональный характер, количество членов комиссии не регламентируется.
Секретарем комиссии как правило назначается работник уполномоченный по вопросам ГОЧС.
Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности (КЧС и ОПБ)
Виды заседаний КЧС и ОПБ
Плановые заседания КЧС и ОПБ
Проводятся в соответствии с планом работы КЧС и ОПБ
Внеочередные заседания КЧС и ОПБ
Экстренные заседания КЧС и ОПБ
Результатом работы КЧС и ОПБ является решение комиссии, которое утверждает председатель КЧС и подписывает секретарь КЧС.
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС на соответствующем уровне РСЧС (ФЗ№68 ст. 4.1. п.3)
Постоянно действующими органами управления РСЧС являются:
Постановление правительства РФ
Деятельность постоянно действующих органов регламентируется следующими нормативными документами:
Приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. N 230«Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций»
Постоянно действующие органы управления объектового звена РСЧС
Специально уполномоченные органы по вопросам ГОЧС создаются (назначаются) в организациях независимо от их организационно-правовой формы с целью решения задач по защите населения и территорий от ЧС, а так же для подготовки к ведению и ведению гражданской обороны.
Постоянно действующие органы управления
Организации (учреждения) отнесенные к категории по гражданской обороны создают структурные подразделения (отделы, сектора) или назначают отдельного работника организации на освобожденной основе
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, назначение освобожденных работников, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, не обязательно. Работники в данных организациях как правило назначаются на нештатной основе.
Руководителем структурного подразделения уполномоченного на решение задач в области ГОЧС может быть один из заместителей руководителя организации.
Структурные подразделения, отдельные работники, нештатные работники уполномоченные на решение задач в области ГОЧС назначаются приказом руководителя, которым утверждается положение об уполномоченном органе (для структурного подразделения) или должностная инструкция для отдельных работников.
Нормы определения количества работников организации, уполномоченных на решение задач в области ГОЧС
Приказ МЧС России от 23 мая 2017 г. N 230 статья 5
В организациях, отнесенных к категориям по ГО | Количество отдельных работников по ГО в составе представительств и филиалов, соответствующих показателям для отнесения организаций к категориям по ГО | ||
Всего работников на предприятии (включительно) | Освобожденных работников ГО (чел.) | Всего работников на предприятии | Освобожденных работников ГО (чел.) |
до 500 чел. | 1 | от 200 до 500 чел. | 1 |
от 501 до 2000 чел. | 2-3 | от 501 до 1000 чел. | 2 |
от 2001 до 5000 чел. | 3-4 | от 1001 до 2000 чел. | 3 |
свыше 5001 чел. | 5-6 | от 2001 до 5000 чел. | 4 |
от 5001 и более чел. | 5 |
Для учреждений образования, учитывается общее количество обучающихся по очной форме обучения, учреждений здравоохранения учитывается число проходящих лечение больных в стационаре.
При необходимости количество работников по гражданской обороне может быть увеличено по решению руководителя организации.
Цель создания уполномоченных органов:
Постановление правительства РФ от 10 июля 1999 г. N 782 статья 3
а) планирование и проведение мероприятий по гражданской обороне
б) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения
в) подготовка работников организаций к выполнению мероприятий по защите от опасностей, возникающих при военных конфликтах, а также при возникновении ЧС
г) создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств
д) проведение мероприятий по поддержанию устойчивости функционирования организаций, при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС
е) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности нештатных аварийно-спасательных формирований
ж) создание и поддержание в состоянии постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне
Организуют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросу получения сведений о прогнозируемых опасностях, которые могут возникнуть при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС, осуществляют прогнозирование возникновения возможных угроз мирного и военного времени для организации.
Готовят основные документы оперативного планирования в области гражданской обороны в т.ч. «План гражданской обороны» и в области защиты от ЧС в т.ч. «План предупреждения и ликвидации ЧС», а так же участвуют в планировании мероприятий по гражданской обороне муниципального образования в части их касающейся.
Организуют подготовку руководителей и специалистов в области ГОЧС, а так же работников организаций способам защиты от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.
Статья 4 Приказа МЧС России от 23 мая 2017 г. N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций"
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне структурные подразделения (работники) ГОЧС:
В повседневном режиме решают задачи по реализации государственной политики в области гражданской обороны и защиты от ЧС в организации, а так же организуют выполнение решений объектовых КЧС и ОПБ.
Организовывают выполнение мероприятий по переводу органов управления, сил и средств организации при изменении режимов функционирования объектового звена РСЧС или при приведении их в высшее степени готовности гражданской обороны.
При возникновении чрезвычайных ситуаций объектового уровня организуют сбор информации и информационное взаимодействие с вышестоящими органами управления. По решению руководителя руководят ликвидацией чрезвычайных ситуаций объектового уровня.
Организуют деятельность дежурно-диспетчерских (дежурных) служб организаций в различных режимах функционирования объектового звена РСЧС.
Статья 4 Приказа МЧС России от 23 мая 2017 г. N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций"
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне структурные подразделения (работники) ГОЧС:
Поддерживают в готовности к использованию объектовые системы оповещения, контролируют порядок проведения оповещение населения.
Организуют создание резервов материально-технических средств для ликвидации последствий ЧС и контролируют их хранение, обновление и использование.
Являясь секретарем объектовой КЧС и ОПБ организуют планирование работы комиссии, подготовку и проведение заседаний, контролируют исполнение решений комиссии.
Планируют и организуют подготовку к проведению учений и тренировок по вопросам гражданской обороны и защиты от ЧС.
Статья 4 Приказа МЧС России от 23 мая 2017 г. N 230 «Об утверждении Положения об уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны структурных подразделениях (работниках) организаций"
В организациях, не отнесенных к категориям по гражданской обороне структурные подразделения (работники) ГОЧС:
Органами повседневного управления РСЧС являются подразделения, создаваемые для обеспечения деятельности организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций, управления силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения.
Центры управления в кризисных ситуациях межрегиональных и региональных центров МЧС (ЦУКС)
Национальный Центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС)
Информационные центры и дежурно-диспетчерские службы федеральных органов исполнительной власти.
Единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований
На федеральном уровне
На межрегиональном и региональном уровне
На муниципальном уровне
Дежурно-диспетчерские (дежурный) службы организаций (объектов)
На объектовом уровне
Органы повседневного управления РСЧС
Приказ руководителя о создании объектового звена РСЧС
Приказ руководителя «О создании ДДС организации»
Положение о дежурно-диспетчерской службе организации
Инструкция по несению дежурства ДДС организации
Дежурно-диспетчерские службы (ДДС) организаций - орган повседневного управления объектового звена РСЧС осуществляющий круглосуточное дежурство на пункте управления и имеющий в подчинении силы и средства привлекаемые к ликвидации последствий ЧС.
Руководство ДДС в рамках объектового звена возлагается на структурное подразделение (работника) уполномоченного по вопросам ГОЧС
Основаниями для создания и функционирования дежурно-диспетчерской службы организации являются:
Органы повседневного управления объектового звена ТП РСЧС г.о. Гусев
Дежурные службы создаются в организациях не имеющих собственных сил и средств постоянной готовности. Дежурные службы организуют своевременное доведение информации о возникновении (угрозе) ЧС (аварии, происшествия) до ЕДДС и организуют информационное взаимодействие с ней. Реагирование обеспечивается ЭОС и территориальными силами постоянной готовности.
Четвертый вопрос
Калининградская областная система предупреждения и ликвидации ЧС функционирует в соответствии с:
Постановлением правительства Калининградской области от 4 февраля 2018 г. №25/1 утверждено «Положение о Калининградской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» КОСЧС
КОСЧС является составной частью (территориальной подсистемой) единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
КОСЧС объединяет органы управления, силы и средства исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований МО и организаций, в полномочия (функции) которых входит решение вопросов в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, входящие в систему РСЧС на региональном уровне.
Калининградская областная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КОСЧС).
РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Калининградская областная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (КОСЧС) действующая на основании Постановления Правительства Калининградской области
от 4 февраля 2014 N 25/1 «О Калининградской областной системе предупреждения и ликвидации ЧС»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Муниципальное звено территориальной подсистемы РСЧС г.о. Гусев действует на основании
Постановления Главы городского округа от 11 августа 2016 N 1503 «Об утверждении положения о муниципальном звене территориальной подсистемы РСЧС на территории г.о. Гусев»
ВОЗГЛАВЛЯЕТ КОСЧС Губернатор Калининградской области – председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций МО
Алиханов Антон Андреевич
ВОЗГЛАВЛЯЕТ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ЗВЕНО Г.О. Гусев Глава городского округа Гусев – председатель Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Гусева
КИТАЕВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
КОЧС осуществляет свою деятельность на региональном (Калининградской области), муниципальном и объектовом уровнях
Координационные органы КОСЧС
На уровне области – Комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности МО при Губернаторе области
На муниципальном уровне – Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности муниципальных образований
На объектовом уровне – Комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности организаций (учреждений, объектов).
Постановление правительства Калининградской области Области от 4 февраля 2014г. №25/1 «О Калининградской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Статья 3.1.
Постоянно действующие органы управления МОСЧС
Региональный уровень
Главное управление МЧС России по Калининградской области
Муниципальный уровень
Органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органе местного самоуправления
Объектовый уровень
Структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Постановление правительства Калининградской Области от 4 февраля 2014г. №25/1 «О Калининградской областной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». Статья 3.3.
Органы повседневного управления КОСЧС
Муниципальный уровень
Единые дежурные диспетчерские службы (ЕДДС)
Объектовый уровень
Дежурные диспетчерские службы (ДДС)
Региональный уровень
Центр управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по МО (ЦУКС МО)
Классификация объектов экономики
предприятие или учреждение производственного или социального назначения;
предприятие, учреждение или организация материально-производственного или социально-производственного назначения, расположенное в единой промышленной зоне.
По характеру производственной деятельности объекты бывают
Потенциально опасные
Критически важный объект
это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой РФ, субъекта РФ или муниципального образования, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
ФЗ-68 «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» статья 1
ОБЪЕКТ ЭКОНОМИКИ
Классификация объектов экономики
По значимости объекта в системе обеспечения жизнедеятельности
СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ ОБЪЕКТЫ
ОБЪЕКТЫ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ
это объекты на которых возможно единовременное пребывание 50 и более человек. Данные объекты дополнительно категорируются при организации мероприятий антитеррористической защищенности
По количеству единовременно находящихся на объекте
Классификация объектов экономики
В системе гражданской обороны
ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕКТЫ), ОТНЕСЕННЫЕ К КАТЕГОРИИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ПРОДОЛЖАЮЩИЕ РАБОТУ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕКТЫ), НЕ ОТНЕСЕННЫЕ К КАТЕГОРИИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ПРОДОЛЖАЮЩИЕ РАБОТУ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
ОРГАНИЗАЦИИ (ОБЪЕКТЫ), НЕ ОТНЕСЕННЫЕ К КАТЕГОРИИ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ ПРЕКРАЩАЮЩИЕ РАБОТУ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ИЛИ СОЦИАЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ, ЕГО ПОТЕНЦИАЛЬНОЙ ОПАСНОСТИ, ЕГО ЗНАЧИМОСТИ И НЕОБХОДИМОСТИ В НЕМ В ВОЕННОЕ ВРЕМЯ РУКОВОДИТЕЛЬ ОБЪЕКТА ЭКОНОМИКИ ОБЯЗАН ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ СООТВЕСТВУЮЩЕГО КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СИСТЕМ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ В МИРНОЕ И ВОЕННОЕ ВРЕМЯ
Объектовый уровень территориальной и функциональной подсистемы РСЧС
Объектовое звено территориальной (функциональной) подсистемы РСЧС создают:
Объектовый уровень РСЧС в организации (учреждении) создается Приказом руководителя о создании объектового звена территориальной (функциональной) подсистемы РСЧС (далее название организации), которым утверждается Положение об объектовом звене.
Объектовый уровень территориальной и функциональной подсистемы РСЧС
Руководство объектовым звеном территориальной (функциональной) подсистемы РСЧС осуществляет руководитель учреждения (предприятия)
Объектовое звено
Структура объектового звена
Дежурно-диспетчерская служба на пункте управления
Силы и средства ГО и РСЧС
Материально-технические и финансовые средства
Возглавляет руководитель – председатель КЧС и ОПБ
НАСФ
НФГО
Запасы для нужд ГО
Резервы для ликвидации ЧС
Система управления
ГО и ЧС
Система связи
Система оповещения
Стационарный ПУ
Запасной ПУ
Комиссия по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности КЧС и ОПБ
Структурное подразделение (работник) уполномоченный на решение задач в области ГО и ЧС
Проводная
Радиосвязь
Другие виды связи
Локальная (ЛСО)
Объектовая
СУЭП
Пятый вопрос
Руководитель организации создает объектовое звено РСЧС и является его руководителем
Руководитель организации создает Комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности руководит её работой и возглавляет её лично.
Руководитель организации создает структурное подразделение (назначает освобожденного или нештатного работника) уполномоченного на решение задач в области ГО и ЧС утверждает положение (инструкцию) и осуществляет контроль за его деятельностью.
Руководитель организации создает дежурно-диспетчерскую службу (дежурную службу) и создает стационарный повседневный пункт управления в организации.
Руководитель организации ОБЕСПЕЧИВАЕТ своевременное представление информации в области защиты от ЧС природного и техногенного характера в рамках информационного взаимодействия.
Задачи руководителя в рамках функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС):
планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;
обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;
создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении ЧС;
осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от ЧС;
Обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
Шестой вопрос
Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;
использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от ЧС;
быть информированными о риске, которому могут подвергнуться в местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично и направлять индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от ЧС;
участвовать в мероприятиях по предупреждению и ликвидации ЧС;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие ЧС;
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗЩИТЫ ОТ ЧС
Граждане Российской Федерации имеют право:
на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах ЧС;
на бесплатное государственное социальное страхование;
получение компенсации и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации ЧС;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от ЧС.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗЩИТЫ ОТ ЧС
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативно-правовые акты РФ, законы и нормативно-правовые акты субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению ЧС;
изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания первой мед. помощи пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты,
постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
при необходимости оказывать содействие в проведении АСДНР.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН В ОБЛАСТИ ЗЩИТЫ ОТ ЧС
Седьмой вопрос
ФЗ №68 Статья 28. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
УК РФ Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
Ответственность граждан и должностных лиц за нарушениетребований законодательства в области ГО и защиты от ЧС предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ:
невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (статья 20.6, п. 1);
непринятие мер по обеспечению готовности сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а равно несвоевременное направление в зону чрезвычайной ситуациисил и средств, предусмотренных утвержденным в установленномпорядке планом ликвидации чрезвычайных ситуаций, - влечетналожение административного штрафа на должностных лиц в раз-мере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (статья 20.6, п. 2);
невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (статья 20.7, п. 1);
невыполнение мероприятий по подготовке к защите ипо защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этихдействий, - влечет наложение административного штрафа надолжностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей (статья 20.7, п. 2).
Ответственность граждан и должностных лиц за нарушениетребований законодательства в области ГО и защиты от ЧС предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. №195-ФЗ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.