Дата урока:__________________ 7 «А, Б, В, Г» класс
Тема: Как обозначить единичность и множество предметов? (2ч)
Цели урока:
1. Образовательная. Познакомить с именами существительными, употребляющимися только в единственном или только во множественном числе.
2. Развивающая. Сформировать умения правильного употребления в речи слов, обозначающих названия продуктов питания, качеств характера и др.; навыки составления самостоятельного высказывания на тему: «Что я купил в продуктовом магазине?».
3. Воспитательная. Воспитать чувство гордости за свою Родину, её богатства.
Тип урока: формирование и закрепление новых знаний
Метод урока: Метод проблемного изложения в обучении
Оборудование: учебник русский язык, предметные рисунки.
ХОД УРОКА:
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
1. Проверка готовность класса.
2. Рапорт дежурного.
II. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
Упражнение 21. Прочитайте существительные и распределите их по смысловым группам.
Малина, смородина, хлопья, отруби, детвора, ловкость, картофель, терпение, молодёжь, активность, вежливость, золото, железо, медь, мясо, интеллигенция, капуста, чеснок, кофе, шоколад, виноград, хурма, справедливость, сахар, честность, смелость, мёд, бензин, свёкла, асфальт, цемент, молоко, мука, бережливость, мебель, одежда, масло.
1-группа. Названия ягод, фруктов, овощей: Малина, смородина, картофель, капуста, чеснок, виноград, хурма, свёкла.
2-группа. Названия продуктов питания: хлопья, отруби, мясо, кофе, шоколад, сахар, мёд, молоко, мука, масло.
3-группа. Названия одинаковых предметов и лиц как одно целое: детвора, молодёжь, мебель, одежда,
4-группа. Названия качеств характера: ловкость, терпение, активность, вежливость, интеллигенция, справедливость, честность, смелость, бережливость.
5-группа. Названия, обозначающие вещества: золото, железо, медь, бензин, асфальт, цемент.
III. ОБОБЩЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА.
К существительным, которые имеют только формы множественного числа, относятся следующие группы слов по значению:
ü Отвлеченные существительные, обозначающие промежутки времени, явления природы, события (смотрины, каникулы, сумерки, будни);
ü Существительные, называющие парные предметы (брюки, очки, весы, ворота);
ü Вещественные существительные, обозначающие вещества и материалы (сливки, дрожжи, опилки, дрова);
ü Названия игр, отвлеченных действий (жмурки, шашки, горелки, хлопоты, переговоры);
ü Географические и
астрономические названия (Лубны, Альпы, Сокольники, Весы).
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Упражнение 22. Прочитайте существительные, которые употребляются только во множественном числе. Распределите их по группам.
Ножницы, щипцы, ворота, брюки, шашки, весы, очки, сутки, каникулы, прятки, консервы, макароны, шахматы, джинсы, сливки, дрожжи, шорты, жмурки.
1- группа. Слова, обозначающие предметы, которые состоят из двух частей: Ножницы, щипцы, ворота, брюки, джинсы, шорты, весы, очки.
2-группа. Слова, которые обозначают продукты питания: консервы, макароны, сливки, дрожжи.
3-группа. Слова, которые обозначают отрезок времени: сутки, каникулы.
4-группа. Слова, которые обозначают игры: прятки, шахматы, жмурки.
Упражнение 23. Вставьте пропущенные окончания.
Точные весы, острые ножницы, спелая айва, новый мебель, холодное молоко, свежие сливки, настенные часы, горький шоколад, сладкая хурма, синие джинсы, крепкий чай, рыбные консервы, летнее каникулы, черный кофе.
V. ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ.
VI. ЗАДАНИЕ НА ДОМ: Упражнение 25. Вставьте пропущенные окончания.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.