Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Перекальская ОШ»
Технологическая карта урок информатики в 6 классе по теме:
«Единицы измерения информации.»
Тип урока: урок «открытия» нового знания;
Урок подготовила: учитель информатики Дорогова Екатерина Анатольевна
Технологическая карта урок информатики в 6 классе
Цель темы
1. Узнать единицы измерения информации, научиться измерять цифровую информацию, научиться переводить одни единицы в другие.
2. Воспитание коммуникативной культуры, приобретение опыта самостоятельной работы критического мышления, анализа и синтеза
3. Развивать ИКТ-компетентность
Тема урока |
Единицы измерения информации. |
|
Тип урока |
открытие новых знаний; |
|
Цель |
Познакомить учащихся с единицами измерения информации. Научить переводить одни единицы в другие. |
|
Планируемый результат |
Предметные умения |
Универсальные учебные действия (УУД) |
· Дать учащимся представление о единицах измерения информации. · Формировать навыки преобразования единиц измерения информации, навыки самостоятельной работы. · Формировать вычислительные навыки при выполнении самостоятельной работы.
|
Личностные: · Воспитывать информационную культуру учащихся. § стимулирование поиска вариантов на основе имеющихся знаний; § формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы; § осуществление контроля и самоконтроля; § развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; Метапредметные Регулятивные: · освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи; · планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления; · формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность; · вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
· умение переводить одни единицы измерения информации в другие; · формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
· формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; · принимать на себя ответственность за результат своих действий; · наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их. |
|
Основные понятия |
Единицы измерения информации, бит, байт. |
|
Межпредметные связи |
Математика – решение задач. |
|
Ресурсы: - основные -дополнительные |
Л.Л Босова Информатика 6 класс Мультимедийное сопровождение урока информатики «Единицы измерения информации». Карточки с заданиями. Технологическая карта. |
|
Организация пространства |
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, работа в группах.
|
ХОД УРОКА
1Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Формируемые универсальные учебные действия |
Мотивация к учебной деятельности |
Включение в деловой ритм Устное сообщение учителя |
Готовятся к работе |
Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
- Ребята я очень рада вас всех видеть. Девиз нашего урока: «Решай, ищи, твори и мысли». (слайд 1)
Учащиеся разбиваются на 2 команды, придумывают название команд и выбирают представителя от каждой команды.
Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений |
Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. |
Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки |
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков. Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание |
А начать наш урок я бы хотела с вопросов к вам.
На I стадии (Вызов) – приём «Мозговой штурм»: Вопросы учащимся:
Что изучает информатики? (способы представления, накопления, обработки информации).
А скажите, что такое информация. (сведения об окружающем нас мире).
А какая бывает информация? (числовая, текстовая, графическая, звуковая).
А текстовая информация состоит из ..(символов).
А
символ – это? (цифра, буква, знак препинания и тд).
Как называется представление информации в виде 0 и 1? (цифровое кодирование)
Постановка учебной задачи |
Анализирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию. |
Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. |
Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: общеучебные – самостоятельное выделение, формулирование цели; логические – формулирование проблемы. |
А теперь закончите мою мысль: (слайд 2)
1. Назовите единицы измерения длины тетради…(см).
2. Назовите единицы измерения расстояния от г. Рязани до г. Рыбное…(км).
3. Назовите единицы измерения длительности нашего урока…(мин).
4. Назовите единицы измерения массы яблока…(гр).
5. Назовите единицы измерения площади школьного двора…(м2).
6. Назовите единицы измерения объема воды в аквариуме…(м3).
7. Назовите единицы измерения информации в информатике….(?).
Не знаете? А хотите узнать?
Попробуйте сформулировать тему нашего урока? (Единицы измерения информации) (слайд 3)
Запишите себе в путеводный лист тему урока.
А раз такая у нас тема, какая же цель нашего урока? (узнать единицы измерения информации).
А какие задачи нашего урока? (Научиться измерять информацию и применять это в жизни, научиться переводить одни единицы измерения информации в другие). (слайд 4)
Построение проекта выхода из затруднения |
Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. |
Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) |
Регулятивные: планирование, прогнозирование. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. |
Как и при измерении других величин, для измерения информации существует своя базовая единица. А чтобы узнать эту единицу измерения информации, разгадайте ребус, работая в командах. Первая команда поднимает руку. За правильный ответ получает «бит». (слайд 5)
Какая это единица? (бит).
Именно так и называется базовая единица измерения информации. Запишите себе в технологическую карту: «Основная единица измерения информации - бит». Название bit происходит от английских слов binary digit - двоичная цифра. В некоторых источниках BInary elemenT — двоичный элемент. Кроме того, в названии присутствует игра слов: в английском языке «Бит» означает «очень-очень мало». А вот авторство различные источники приписывают разным людям. И этих авторов вы назовете мне сами, прочитав текст, который находится в ваших папках (работа в командах).
В одних автором термина указывается американский математик Клод Шеннон, который в 1948 году выпустил книгу, где рассматривался вопрос об измерении информации и где им использовался термин «Бит». По другим источникам автором этого термина является американский ученый-статистик Джон Тьюки, предложивший термин «Бит» в 1946 году для обозначения одного двоичного разряда. Но, как бы то ни было, можно смело утверждать, что с середины 50-ых годов ХХ века человечество уверенно измеряет информацию. И применяет для этого базовую единицу 1бит. (слайд 6)
Но эта единица очень маленькая, ей неудобно измерять информацию, поэтому существует более крупная единица. И вы мне сами ее назовете, когда разгадаете еще один ребус. (работа в командах) (слайд 7)
Так какая же это единица (байт).
Сколько же бит содержится в 1 байте? 1 байт = 8 бит. (слайд 8)
8-битный размер байта связан с тем, что на каждый символ в компьютере отводится 8 бит, поэтому для удобства считается:
1 байт = 8 бит = 1 символу
А если только 1 символу необходим 1 байт, давайте представим сколько символов содержит ваш учебник? А если взять не один учебник, а много, прибавить к ним художественные произведения, справочники, энциклопедии….И это только книги. Становится понятно, что измерять в байтах тоже неудобно. Значит нужны более крупные единицы для измерения информации. Давайте познакомимся с ними:
1 байт=8 бит
1 килобайт = 1 Кбайт = 1024 байта
1 мегабайт = 1 Мбайт = 1024 килобайта
1 гигабайт = 1 Гбайт = 1024мегабайта.
Ребята, данные единицы измерения есть у вас в Технологических картах.
А чтобы вы представили, что это за единицы измерения, послушайте! (слайд 9)
1 байт – символ, введенный с клавиатуры.
50 байт – строка текста.
2 Кбайта – страница машинописного текста.
100 Кбайт – фотография в низком разрешении
1 Мбайт – небольшая художественная книга.
1 Гбайт – прочитывает человек за всю жизнь.
3 Гбайт – час качественной видеозаписи.
Конечно, все эти примеры приблизительны, но они дают нам возможность оценить масштабы получаемой и обрабатываемой нами информации.
ФИЗМИНУТКА
А как вы думаете, можно ли одну единицу перевести в другую? А как?
Существуют правила перевода. Давайте попробуем сформулировать их вместе, рассматривая некоторые примеры.
Задача 1. (слайд 10)
Как можно перейти от битов к Гбайтам и обратно? Возможен ли переход сразу?
Ответ: переходить лучше по цепочке:
Составьте цепочку сами (на парте карточки с единицами измерения информации), первая команда получает смайлик.
БИТ – БАЙТ – КБАЙТ – МБАЙТ – ГБАЙТ
Сформулируем 1 правило: переходить удобнее к соседней единице по цепочке.
Задача 2. (слайд 11)
Как вычислить, сколько битов в 10 байтах?
Ответ: необходимо 10 умножить на 8.
Сформулируем 2 правило: при переходе от большей единице к меньшей необходимо выполнить умножение.
Задача 3. (слайд 12)
Как вычислить, сколько байтов содержится в 32 битах?
Ответ: необходимо 32 разделить на 8.
Сформулируем третье правило: при переходе от меньшей единицы измерения к большей необходимо выполнить деление.
Ребята, эти правила есть у вас в Технологических картах.
Обобщение новых знаний |
Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение. |
Выполняют задания |
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция.Коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, оценка действий партнера.Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия. |
Ребята, запишите домашнее задание (карточки с заданиями).
Давайте вспомним вопрос, на который вы не смогли ответить вначале урока. (слайд 13) А сейчас знаете? В каких? (биты, байты). А перевести одни единицы в другие можем? Давайте, пользуясь правилами решим несколько задач.
Практическая часть:
Задача 1. (слайд 14)
Сколько битов содержится в 20 байтах? (переходим от большей единице к меньшей, те умножаем).
Задача 2. (слайд 15)
Сколько байтов содержится в 64 битах? (переходим от меньшей единицы к большей, те делим).
А сможем мы посчитать сколько информации содержится в нашем девизе, зная, что 1 символ = 1 байту?
«Решай, ищи, твори и мысли». Не забудьте, что считаем все буквы, символы и пробелы. (28 байта) (слайд 16)
А теперь давайте посчитает, у какой команды больше смайликов.
Самостоятельная проверка с самопроверкой по эталону |
Организует деятельность по применению новых знаний |
Самостоятельная работа. осуществляют самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. |
Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: самоопределение. |
А теперь, чтобы узнать как вы усвоили эту тему, выполните самостоятельную работу.
После выполнения самостоятельной работы, учащиеся меняются работами и проверяют другу друга, выставляя оценку. (На экране правильные ответы и критерий оценивания). (слайд 17)
Ребята, запишите домашнее задание (карточки с заданиями, учащиеся могут выбрать одно из двух заданий).
Рефлексия деятельности |
Организует рефлексию |
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. |
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. |
Рефлексия: Закончите предложение или предложения на выбор…(слайд 18)
1. Я узнал, что …
2. Для меня было неожиданным …
3. Оказывается, что …
4. Я научился…
5. Я смог….
Представители команд, оцените работу ваших команд и выставьте оценки.
Выберите карточку, соответствующий вашему настроению. (слайд 19)
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.