Технологическая карта урока по математике в 4 классе по теме «Единицы измерения массы: центнер и тонна»
Класс: 4 В
Дата: 17.10.2023 г
Тема: «Единицы измерения массы: центнер и тонна»
Тип урока: Изучение нового материала
Педагогическая цель: ознакомление обучающихся с величинами массы: центнер и тонна
Задачи:
Дидактическая: Познакомить обучающихся с новыми величинами.
Воспитательная: Воспитывать интерес к математике.
Развивающая: Развивать пространственное мышление младших школьников.
Планируемые результаты:
Предметные УУД: овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчёта, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.
Метапредметные:
Познавательные УУД: 1) использование символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 2) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; 3) установление аналогий и причинно-следственных связей.
Регулятивные УУД: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
Коммуникативные УУД: 1) умение вести диалог, сотрудничать с учителем и одноклассниками.
Личностные УУД: 1) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
2) способность к самооценке.
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение
Основные понятия: величина, масса, центнер, тонна
Ресурсы: ИКТ (презентация), учебник 4 класс I часть УМК «Школа России», доска, наглядный материал (карточка «1 ц=100кг; 1т=1000кг; иллюстрации африканского слона и бегемота), жетоны и смайлы для рефлексии, пенал, рабочая тетрадь
Этапы |
Образовательная задача этапа урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
|
1. Самоопределение к деятельности |
Организация деятельности обучающихся |
-Прозвенел звонок – начинается урок. Поприветствуйте друг друга и присаживайтесь. Проверьте, все ли у вас готово к занятию. |
Слушают. Проверяют. |
|
2.Актуализация знаний |
Актуализация знаний. Постановка цели занятия. |
-Начнем наше занятие с пальчиковой гимнастики. Проговариваю слова пальчиковой гимнастики. 2раза Я хочу построить дом (руки сложить домиком над головой) Чтоб окошко было в нем (пальчики обеих рук в кружочек), Чтоб у дома дверь была (ладошки соединяем вертикально) Рядом чтоб сосна росла (одну руку поднимаем вверх и растопыриваем пальчики). Чтоб вокруг забор стоял, пес ворота охранял (соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой). Солнце было, дождик шел (сначала поднимаем руки вверх, пальцы растопырены. Затем пальцы опускаются вниз, делаем стряхивающие движения). И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики) -Откройте тетради, запишите число и классную работу.
Каллиграфическая минутка -Ребята, посмотрите на доску, какое число изображено? Скольки значное число? Какими цифрами оно записано? Четное или нечетное число? Почему? Назовите соседей этого числа. Сколько единиц I разряда, II/III?
Сколько единиц/десятков/сотен? Сумма разрядных слагаемых? -Молодцы, ребята. -Теперь запишите ее у себя в тетради на всю строку, прибавляя к каждому последующему 25, самую красивую цифру, по вашему мнению, подчеркните. Давайте теперь решим устно логическую задачу, слушайте внимательно: Дедушке 70 лет, а бабушка на 6 лет моложе дедушки. Сколько лет внуку, если он в 2 раза моложе бабушки? Устный счет Запишите число, в котором … 5 сотен 7 сотен и 9 десятков 7 сотен и 9 единиц 8 сотен и 8 десятков 7 десятков и 5 единиц 4 единицы третьего разряда 5 единиц второго разряда и 6 единиц первого разряда -Сейчас проверим, правильно ли вы написали.
-Молодцы, откройте учебник на странице 56. Посмотрите, масса африканского слона и масса бегемота выражена такими единицами измерения как центнер, сегодня мы с вами познакомимся с этой единицей измерения массы и ещё познакомимся с единицей измерения массы – тонной, и только тогда мы узнаем, сколько же весит африканский слон и бегемот в известных нам единицах измерения – килограммах. -Ребята, скажите, какова цель нашего сегодняшнего урока. -Верно, цель нашего занятия: ОЗНАКОМЛЕНИЕ С НОВЫМИ ЕДИНИЦАМИ МАССЫ: ЦЕНТНЕРОМ И ТОННОЙ |
Повторяют за учителем.
Записывают число и классную работу.
- число 125 -трехзначное - цифрами: 1, 2 и 5 -нечетное, не делится на 2 нацело - 124 и 126 -1 единица III разряда, 2 единицы II и 5 единиц I разряда - 125 единиц, 12 десятков, 1 сотня - 100+20+5
Записывают: 125, 150, 175, 200 и т.д. подчеркивают.
Решают задачу.
-32 года
Записывают: -500 -790 -709 -880 -75 -456
Проверяют.
Слушают.
-познакомиться с новыми единицами массы – центнером и тонной |
|
3. Открытие новых знаний. |
Познакомить обучающихся с новым материалом. |
-Откройте учебник на странице 45. Для измерения массы больших грузов используют более крупные, чем килограмм, единицы массы – центнер и тонна. Посмотрите на доску и скажите, сколько кг в 1 центнере и 1 тонне -Ребята, «центнер» мы обозначаем буквой «ц», «тонну» мы обозначаем буквой «т», запишите себе в тетрадь, то, что на доске или спишите с учебника и выделите.
-Давайте рассмотрим рисунки на полях учебника. Где используют такие весы? Какие единицы массы используются при взвешивании на таких весах? -Давайте устно решим задачу 201. Кто прочитает?
- О чем говорится в задаче? -Что нам известно о мешке с картофелем? Зачитайте. -Что нам нужно найти? Зачитайте.
-Сколько кг в 1 центнере? -Верно, значит, как мы решим задачу?
-Молодцы, правильно. Прочитайте задачу 202. «Масса нагруженного автомобиля 1275 кг, а масса груза 275 кг. Чему равна масса самого автомобиля?» - О чем говорится в задаче? -Что еще известно в задаче? Зачитайте.
-Что нам нужно найти в задаче? Зачитайте. -Как найти массу автомобиля?
-Молодцы, кто выйдет к доске и запишет краткую запись и решение? Остальные запишите в тетради номер и краткую запись, и решение задачи. Ответ запишите в центнерах.
-Решим письменно 205. Решите этот номер самостоятельно, затем обменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте друг друга. -Если у него нет ошибок – поставьте ему 5, если у него 1 ошибка – 4, 2 – 3, 3 и более -2.
Физминутка Произношу слова физминутки. «Мы немножко отдохнем, Встанем, глубоко вздохнём, Руки в стороны, вперёд. Дети по лесу гуляли, За природой наблюдали. Вверх на солнце посмотрели И их всех лучи согрели. Чудеса у нас на свете: Стали карликами дети. А потом все дружно встали, Великанами мы стали. Дружно хлопаем, Ногами топаем! Хорошо мы погуляли И ни капли не устали»
Решим письменно задачу №204. Прочитайте. «Из100 парников 5 часть занята луком, салатом – в 2 р. меньше, чем луком, а остальные парники заняты огурцами. Сколько парников занято огурцами?» - О чем говорится в задаче? -О парниках с чем? -Что нам известно о парниках? Зачитайте.
-Что нам нужно найти? -Верно, как нам найти сколько парников занято огурцами? -Как найти сколько парников занято луком? -Как найти сколько занято салатом? -Как найти сколько занято огурцами? -Верно, кто выйдет к доске запишет краткую запись и решение? Остальные записывают номер, краткую запись и решение в тетради.
-Молодец, все верно, присаживайся. |
Открывают Слушают
-В 1 центнере - 100 кг, в 1 тонне – 1000кг
-Записывают и выделяют: 1 ц =100кг 1т=1000кг
-на рынке для измерения мяса
-кг, граммы
-Читает: «В мешке 50 кг картофеля. Сколько таких мешков потребуется, чтобы положить в них 1 центнер картофеля?» -мешке с картофелем -что в мешке было 50 кг картофеля -сколько потребуется мешков, чтобы положить в них 1 центнер картофеля -в 1 ц 100 кг -Отвечают: Т.к. в 1 центнере 100кг, а в одном мешке 50 кг, а нам нужно узнать, сколько потребуется мешков, нам нужно 100:50=2, т.о. ответ 2, 2 мешка потребуется. Читают.
-об автомобиле и о грузе -масса нагруженного автомобиля 1275 кг, а масса груза автомобиля 275 кг -чему равна масса самого автомобиля? -чтобы найти массу автомобиля, нужно из массы нагруженного автомобиля вычесть массу груза -Записывают: Нагр. автомобиль – 1275 кг Груз – 275 кг Автомобиль - ? 1275-275=1000 (кг) – масса автомобиля. Записывают «Ответ: 1 ц»
Повторяют
Читают.
-о парниках -с луком, салатом и огурцами -из100 парников 5 часть занята луком, салатом – в 2 р. меньше, чем луком, а остальные парники заняты огурцами -сколько парников занято огурцами -из того, сколько парников всего вычесть сколько занято луком и салатом -нужно 100:5=20(п.) -нужно 20:2=10 (п.) -нужно 100 –(20+10) = 70(п.) Записывают: Краткую запись:
Всего – 100 парников Лук – 1/5 парников Салат – в 2 р. <, чем луком Огурцы - ? Решение: 1) 100:5=20 (п.) – занято луком 2) 20:2=10 (п.) – занято салатом 3) 100-(20+10)=70 (п.) – занято огурцами Ответ: 70 парников |
|
4. Применение знаний. |
Проверить умение обучающихся применять изученные знания. Закрепить изученное. |
-Ребята, посмотрите на номер 203. Сейчас вы будете работать самостоятельно. 1 ряд письменно решают под цифрой 1, 2 под цифрой 2 и 3 под цифрой 3. Потом мы с вами проверим.
-Теперь проверим, 1 ряд, продиктуйте, что у вас получилось? У кого не так? 2 ряд, что получилось у вас? У кого не так? 3 ряд, что получилось у вас? У кого не так? |
Записывают: 1 ряд: «3ц=100кг, 8ц=800кг, 10ц=1000кг, 2т=2000кг»; 2 ряд: «1т=10ц; 1т5ц=15ц; 200кг=2ц»; 3 ряд: «1000000г=1000кг=10ц=1т» Проверяют
|
|
5. Итог |
Подвести итоги занятия |
-Что нового мы узнали на уроке? С какими новыми единицами массы познакомились? Сколько кг в 1центнере и 1 тонне? -Верно, молодцы -Итак, ребята, переверните учебник на странице 56 и ответьте, какова же масса африканского слона и бегемота в кг? |
-в 1 центнере 100 кг в 1 тонне 1000 кг
-масса африканского слона и бегемота 4 тонны, т.е. 4000кг |
|
6. Рефлексивный этап |
Посмотреть заинтересованность детей на уроке |
Рефлексия «Смайлы» Посмотрите на доску, у вас есть жетоны их нужно раскрасить. Раскрасьте их зеленым, если вы все поняли и у вас получилось, красным – если у вас ничего не получилось. Теперь прикрепите ваши жетоны в смайлы на доске. |
Раскрашивают жетоны, прикрепляют на доску
|
|
7. Д/з |
|
-Открываем дневники и записываем домашнее задание: №206, 207 |
Записывают домашнее задание |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.