Цели:
• Ввести новую единицу измерения массы – грамм.
• Познакомить с соотношением между граммом и килограммом.
Задачи:
• Образовательные:
o ознакомление с новой единицей измерения в процессе практической работы;
o совершенствовать вычислительные навыки, умения решать задачи с новой единицей массы;
o обобщить знания, полученные в результате проектной деятельности по теме: «Наследие Древнего мира. Весы. Мера веса»;
o формирование умения выделять из предложенного учебного материала информацию о единицах измерения.
• Развивающие:
o создавать условия для развития устной речи уч-ся, мышления, памяти, воображения;
o развивать адекватную самооценку.
• Воспитывающие:
o воспитывать интерес к предмету, чувство гордости за мировые и национальные достижения в создании системы мер и весов.
Тема: Единицы массы. Грамм. 3 класс.
Цели:
Задачи:
Ввести новую единицу измерения
массы – грамм.
Познакомить с соотношением между
граммом и килограммом.
Образовательные:
o ознакомление с новой
единицей измерения в
процессе практической
работы;
o совершенствовать
вычислительные навыки,
умения решать задачи с новой
единицей массы;
o обобщить знания, полученные
в результате проектной
деятельности по теме:
«Наследие Древнего мира.
Весы. Мера веса»;
o формирование умения
выделять из предложенного
учебного материала
информацию о единицах
измерения.
Развивающие:
o создавать условия для
развития устной речи учся,
мышления, памяти,
воображения;
o развивать адекватную
самооценку.
Воспитывающие:o воспитывать интерес к
предмету, чувство гордости за
мировые и национальные
достижения в создании
системы мер и весов.
Литература:
1. Моро М.И. Учебник «Математика. 3 класс».
2. Бантова М.А. Методическое пособие к учебнику «Математика. 3 класс».
3. Уткина Н.Г. Дидактический материал по математике 3 класс (14).
4. ЗаирБек С., Муштавинская И. Развитие критического мышления на уроке. Пособие
для учителя. – М., 2004.
5. Методы технологии критического мышления учащихся на уроках математики
посредством чтения и письма. Статья Резиной Л.В., учителя математики, помещённая на
сайте «Фестиваль педагогических идей»
Оборудование:
у учителя: компьютер, презентация
(Приложение 1), весы, пакет
сахара массой 1 кг, гиря массой 1 кг,
500г, 200г, 100г, 1г.
у детей: учебник, тетрадь,
лабораторные весы с комплектом
гирь, рис, монета в 1 копейку
советского образца, карточки с
задачами, таблица «Толстые и тонкие
вопросы».
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Вызов
1) Мотивационная функция
– Сегодняшний урок мы начнём с того, что вспомним всё, что нам известно по теме
«Величина». (Слайд 1)
– Назовите (напишите на листочек) все слова, которые у вас ассоциируются с этим словом.
(Слайд 2)
– Как можно сгруппировать между собой эти понятия? (Слайд 3)
2) Информационная функция.
– Величин изучено много, а какая величина была предметом нашего внимания в течение
месячной работы над проектом «Наследие древнего мира»? (Масса)– Какой меркой мы пользуемся для измерения массы? (кг)
– Как мы определяем массу предметов? (Взвешиванием на весах)
– История развития весов насчитывает много веков.
– Когда появились первые весы? (В древнем Египте более 2000 лет до н.э.)
– Как они выглядели, нам теперь хорошо известно, а как называются эти весы?
(Пружинные, бытовые)
– Определим массу пакета сахара. Кто это может сделать?
– Чему она равна? (1 кг)
– Как узнали? (Поставили на весы и посмотрели, сколько кг помещается в этом
предмете)
3) Коммуникационная функция
– А теперь посмотрите на экран. (Слайд 4) Что вы можете сказать о массе курицы?
(Больше 1 кг, но меньше 2 кг)
– А можно ли точно определить массу курицы? (Нет)
– Почему?
– Какая нужна единица измерения – больше или меньше килограмма?
– Кто знает, как называется единица массы меньше килограмма? (Грамм)
– Назовите тему нашего урока. (Единица массы. Грамм) Выставляется карточка со словом
ГРАММ.
3. Осмысление
1) Информационная функция
– Слово грамм сокращается буквой г.
– У меня сегодня на уроке много гирек, а я вам покажу гирьку в 1 грамм.
– Как повашему, много это или мало?
– Сейчас вы сами сможете это проверить, используя весы и гири у вас на партах.
– Перед вами лабораторные весы из кабинета физики.
– Как они называются? (Чашечные)
– Кто знает, как определять массу предметов на таких весах? (Ответы)
– На левую чашу кладут предметы для взвешивания, а на правую ставят гирьки. Массу
предметов до 5 граммов мы будем определять по шкале с помощью передвижной гирьки. А
если масса больше 5 граммов, то нам понадобятся гирьки из набора.
– Мы сейчас узнаем, сколько крупинок риса составляет 1 грамм.
– Возьмите монетку в 1 коп и определите её массу (1 г)
– Теперь вам легко представить массу гири в 1 грамм.
(Рассказ про медные монеты, про то, что их взвешивали, а не считали.)
2) Систематизационная функция
– Теперь вы поработаете в парах. Определите массу конфет, лежащих у вас на столах, и
составьте устно задачу. (Проверка).
– А теперь давайте определим массу гирек, стоящих у меня на столе. Если стрелка весов
упала на число 500, то чему равна масса гири? (Аналогично 200, 100, 1кг.)
– Посмотрите, а сколько граммов помещается в 1 кг?
– Как определил?– Сколько же надо взять маленьких граммов, чтобы получить килограмм?
– Какое равенство между кг и г можно записать? (Карточка 1 кг =1000 г)
3) Мотивационная функция.
– Что взвешивают в граммах?
– А где можно использовать гири в 1, 2, 5 граммов, ведь в магазинах и на рынке таких гирь
нет? (В аптеках)
– А как назывались единицы массы в прошлом?
– Старинные меры веса нашли своё отражение в русских народных пословицах. Кто их
запомнил?
– А теперь заполним таблицу (Приложение 2) «Тонкие и толстые вопросы», отразив в ней
нашу тему сегодняшнего урока. Задайте по 2 вопроса в каждой графе (Слайд5)
Тонкие вопросы Толстые вопросы
– Давайте теперь вернёмся к кластеру и внесём изменения, дополнения, исправим ошибки
(работа проводится фронтально). (Слайды 6,7)
Физминутка
4. Рефлексия
1) Коммуникационная функция.
– А теперь поработаем в учебнике на с.48.
– Найдите у красной черты информацию о разнообразии гирь, рассмотрите внимательно
как составлен каждый столбик. Какую закономерность вы здесь увидели? Как изменяется
масса гирь в столбиках?
– Используя эту информацию, выполните в тетрадях №1на этой странице и ответьте на
вопросы этого номера, записав выражения. Старайтесь, чтобы масса гирь, по возможности,
не повторялась.
(7 = 2 + 5
80 = 50 + 20 + 10
300 = 100 + 200
600 = 500 + 100
745 = 200 + 500 + 20 + 20 + 5
900 = 500 + 200 + 200)
– А теперь поработаем в парах и выполним работу на карточках. Ответы можно записать
прямо на листочках.
– Давайте проверим. (Слайды 8, 9, 10)(700 + 200 + 100 = 1000, 4кг 800г + 200г = 5кг, 100 + 200 + 200 + 500 = 1000)
2) Мотивационная функция
– Решим задачу с использованием новых знаний.
Учебник с.48 №2.
– Прочитайте задачу. О чём говорится в задаче? Что говорится? Запишем кратко (запись на
доске):
ПЕЧЕНЬЕ – 2 п. по 200г
ЧАЙ – 2 п. по 50г
Вопрос будем формулировать по колонкам:
1 колонка. Задача должна решаться сложением; (200 х 2 + 50 х 2 = 500г)
2 колонка. Задача должна решаться вычитанием; (200 х 2 – 50 х 2 = 300г)
3 колонка. Задача должна решаться делением; (200 х 2 : 50 х 2 = 4 раза )
Проверка у доски. Вызвать сразу 3 человек, они записывают решение, формулируют
вопрос.
Домашнее задание.
Учебник с. 48 №3,4
3) Информационная функция
– В заключение, составим «синквейн» на листочках.
– Назовите тему урока одним словом. (Грамм)
– Назовите два прилагательных, которые характеризуют грамм. (Маленький, лёгкий,
нужный, необходимый)
– Назовите три действия, которые можно выполнять с граммом. (Взвешивать, сравнивать,
уточнять, вычитать, умножать, делить, складывать)
– Выразите в одном предложении свое впечатление о теме урока. (Грамм – мелкая
единица массы. В граммах взвешивают маленькие предметы.)
– Как иначе можно назвать грамм. (Копейка, золотник, карат)
4) Оценочная функция
– Оцените сегодняшний урок на шкале самооценки по двум параметрам: насколько
понравился вам урок, ваша работа на нём.
5. Орг. конец