Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни»
БОУ СОШ № 53 МО Динской район п. Найдорф
Учитель математики, классный руководитель 5 класса: Тихомирова
Евгения Александровна,
Тема: "Тепло семейного очага".
Класс: 58
Цель Единого Всекубанского классного часа: воспитание ценностного
отношения к семье, формирование у обучающихся активной гражданской
позиции и любви к Отечеству, основанной на исторических традициях Кубани,
любви к своей малой Родине, примерах крепких семей.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
воспитание у школьников ответственного отношения к созданию в будущем
своей семьи;
сохранение семейных ценностей, традиций;
формирование правовой культуры, правосознания обучающихся, их
уважение к Отечеству;
развитие у школьников чувства гордости за Кубань,
многонационального, поликультурного региона.
Оборудование: листы бумаги, ручки, рисунки "кирпичики ", ладошки,
лучики солнца. Оформление доски: плакат с контурами дома, куда будут
прикрепляться "кирпичики"; эпиграф: "Семья вся вместе душа на месте".
как
Предварительная подготовка:
1.Составление учениками генеалогического дерева своей семьи.
2.0формление фотовыставки« Загляни в семейный альбом».
3.Проекты и сочинения учащихся: «История страны в истории моей семьи»,
«Моя семья», «Династии», «Наши имена», « Семейные традиции»
Вопросы для обсуждения с детьми:
1. Что для тебя означает понятие семья?
2. Какая семья считается счастливой?
3. Требует ли жизнь в семье большого творчества?
4. Как понимать родных тебе людей и быть ими понятым?
«Из россыпи народной мудрости»:
Где в семье согласие, там и дети хорошо воспитываются!
Стать родителями легко. Быть родителями, напротив, трудно. (В.Буш) Отношение к детям – безошибочная мера духовного достоинства человека.
(Янка Брыль)
Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое.
(В.Г.Белинский)
Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности. (А.С.Пушкин)
Любовь к родителям – основа всех добродетелей. (Цицерон)
Родителей слушать – горя не знать!
Кого в детстве воспитаешь на того в старости и обопрешься!
При солнце тепло, при родителях хорошо!
Береги отца с матерью: других не найдешь
Звучит тихая музыка
1.Учитель: Здравствуйте, ребята, уважаемые родители, гости! Сегодня на
нашем классном часе речь пойдёт о семье. Ребята, мы с вами поговорим о
ваших чувствах к вашей семье, к вашим родителям, о том, что вы знаете об
истории своей семьи, семейных традициях, родословной.
Как вы понимаете слово «семья»? (ответы детей)
―
Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Семья с первых
минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Если нам плохо,
трудно, если с нами случилось несчастье – кто нас выслушает, поможет,
успокоит, даст совет, защитит? Конечно же, родные нам люди: мамы, папы,
бабушки, дедушки, братья, сестры – наша семья, самые близкие и дорогие нам
люди, наша опора на всю жизнь.
―
Перед вами лежат ладошки. Задание: напишите на ладошках слова,
которые описывают вашу семью, в которой вы живете, какая она? В
каждый пальчик необходимо вписать слова характеристики.
Дети работают под музыку.
Ребята, что вы написали о своей семье? (учащиеся называют по 12 слова –
характеристики своей семьи)
―
Как вы думаете, почему руки? (Умелые руки, рука взаимопомощи, мамины
руки, ласковые руки…) Мы своими руками «строим» свою жизнь, свой дом,
свою семью. Это начало всех начал (Семья – ячейка нашего поселка, наш
поселок – частичка поселения и т.д.)
―
Посмотрите на доску. На ней наша земля. Сохраняя и защищая свою семью
мы сохраняем нашу планету. Теперь вам необходимо выйти прикрепить свою
ладошку к земле, тем самым внести свой вклад в ее защиту. Ну а сейчас мы немного поиграем, отвечая на вопросы.
―
2.Вопросы:
w Это дорогое всем слово есть практически во всех славянских языках. В
сербском и словенском языках оно имеет значение «хороший урожай». В
чешском, словацком и польском оно означает «семья». Что это за слово?
(Родина.)
w Содержание одной из статей Всеобщей декларации прав человека таково:
«Брак может быть заключён только при обоюдном и свободном согласии
обеих сторон».
w Назовите сказку Андерсена, в которой её героями эта статья нарушается.
(«Дюймовочка».)
w Какая птица спасла Дюймовочку от свадьбы с кротом? (Ласточка.)
w В какой сказке Андерсена нарушено право ребёнка: «Дети имеют право
жить со своими родителями, и никому не позволено их разлучать»? («Снежная
Королева». Из дома бабушки Снежная Королева увезла маленького Кая в
свой ледяной дворец.)
w В какой сказке К.И. Чуковского именины заканчиваются свадьбой? («Муха
Цокотуха».)
w Геометрический символ брака – это… (Два кольца.)
w Назовите самую семейную геометрическую фигуру. (Круг. Тесный семейный
круг, в семейном кругу.)
Ребенок моего отца, мне не брат. Кто это? (Моя сестра.)
Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей
сестры? (Юра.)
w Самые семейные грибы – это… Какие? (Опята.)
w Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приемного
родственника? (Матьимачеха.)
w В каком месяце отмечается Международный день семей? В мае;
Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
―
А дом заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом, еще не дом.
И на окне с живым цветом еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста
Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом.
Мне не хватает теплоты,
Она сказала дочке.
Дочь удивилась:
Мерзнешь ты
И в летние денечки?
Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула мать устало.
А дочь кричит:
Я поняла!
И тащит одеяло.
―
О какой теплоте говориться в этих отрывках? (душевной)
3. В крепкой, дружной семье каждый берет на себя какието обязанности –
зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает,
убирает, организует отдых и т. д. Если есть необходимость, один член семьи
приходит на помощь другому. Каждый стремится помочь в силу своих
возможностей члену семьи, у которого возникли проблемы. Такой семье не
страшны никакие неприятности, в такой семье есть душевное тепло и
взаимопонимание.
―
Сейчас я прочту вам правила, существующие в некоей семье. Послушайте
их и скажите, какие правила вы, будучи взрослыми и уважаемыми главами
своих семейств, не сочли бы возможным ввести в обиход вашей семьи.
Родители контролируют школьные дела детей.
Каждый член семьи имеет свои обязанности.
Родители каждую неделю выдают детям небольшую сумму денег на
карманные расходы.
Дети имеют право без ограничений смотреть телевизор.
При подготовке к семейным праздникам каждый член семьи вносит свое
посильное участие.
Родители не обязаны знать, чем занимаются дети в свое свободное от
занятий время.
Старшие дети оказывают помощь младшим, в отсутствие родителей
присматривают за ними. Учитель. Семейные ценности очень важны и для жителей Кубани.
Кубанские казаки и народы, проживающие в нашем регионе, считают
традиции уважения к старшим, заботу о детях, любовь к женщине основными
в личной и общественной жизни. Именно семья и Родина для казака были теми
ценностями, ради которых он шел на войну, защищал Родину. Издавна казачьи
семьи были большими, дружными, трудолюбивыми. Тесное содружество с
народами Кавказа сроднило традиции и обычаи всех кубанцев. Широко
распространялись традиции гостеприимства, куначества (боевого и трудового
побратимства). Опора на эти позитивные традиции, имевшие большое
значение для наших предков, важны для развития духовнонравственных
ценностей и в наше время.
Учитель: У всех народов, во всех культурах, религиях назначение семьи
одно и то же. Семьи изменялись со временем, а их назначение – нет.
Скажите, ребята, зачем же нужна семья?
Как вы думаете, ребята, все семьи одинаковые? (ответы учащихся)
Они все разные, они отличаются друг от друга обычаями, традициями,
которые передаются из поколения в поколение.
Человек рождается на свет, растет, задумывается «Кто я? Откуда мои
корни?»
Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о
своих предках, составлять свою родословную генеалогическое древо. Эта
традиция сохранилась и в наше время.
Что означает слово родословная?
( ответы учащихся)
В
следующее:
происхождение и степени родства (словарь Ожегова)
толковом словаре русского языка, значение слова «родословная»,
устанавливающий
перечень поколений одного рода,
В средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз,
должен был доказать свое дворянское происхождение. Доказательством
служило рыцарское родословное дерево.
прошлого, настоящего и будущего.
Знать свою родословную очень важно, потому, что она – связь
А можете ли вы назвать имя своих предков? Знаете ли вы откуда они
родом?
У Александра Сергеевича Пушкина родословная состояла из 5000
исторических имен. На уроках истории, кубановедения, обществознания вы тоже составляли
свои родословные древа. Отслеживали связь поколений и изменения, которые
происходили в ваших семьях в связи с историческими событиями в стране. В
этом году в НПК учащихся начальных классов нашу школу представлял
Щербаченко Николай с темой «История страны в истории моей семьи». Я
предлагаю вам послушать как исторические события, происходившие в
России, изменили историю его семьи.
(рассказ ребенка об истории своей семьи)
Ели вы составляли свою родословную, храните ее для своих будущих
детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих
родственниках, передавайте документы из поколения в поколение. Это станет
вашей хорошей семейной традицией.
5. Учитель: А теперь я хотела бы поговорить о следующей традиции.
Издревле каждая семья имела свой семейный герб. На нём символами
изображались важные моменты истории семьи, её традиции и ценности.
Я предлагаю вам создать общий образ семейного герба.
Для этого, вам нужно подумать каким может быть герб семьи?
Как вы его представляете?
Какие цвета вы бы внесли в семейный герб?
Что может быть в гербе?
( возможные ответы учащихся)
Я выслушала ваши ответы и пришла к выводу, что наши мнения совпадают.
Если бы я рисовала герб своей семьи, то фон семейного герба я выбрала бы
голубой, т.к. голубой цвет мирного неба.
Я думаю, что должен быть на этом фоне и голубь символ мира и дружбы.
( появляются голубой цвет и голубь)
У Я думаю, что в гербе должно быть солнце, как символ тепла и света.
(появляется солнце)
У – Мне кажется, что здесь должны быть руки женщины, т.к. они очень много
делают для семьи, они будут означать материнское тепло, ласку, ведь
благодаря матери, её рукам в доме уютно, спокойно, благополучно и мирно.
(появляются руки)
У – А мне семья представляется в виде цветка: центр – это ядро семьи, а
лепестки – это мы, её члены.
(появляется цветок)
А мамины руки нежно держат этот цветок. У меня получился общий образ семейного герба. А вы можете создать
свой собственный, неповторимый герб семьи, который будет олицетворять
именно вашу семью. В июле месяце в России будет праздноваться день семьи,
любви и верности, преподобных Петра и Февронии и к этому дню вы можете
сделать свой герб семьи.
Вы, наверное, согласитесь со мной и в том, что семья и школа тесно
связаны между собой. Школа это то место, где собирается много семей для
решения воспитательных и образовательных задач.
Наш коллектив – большая дружная семья. Давайте подумаем, какие мы
с вами? Что нас интересует? К чему мы стремимся?
Учитель: И так, ребята, что самое главное в жизни для каждого из нас?
Правильно, семья!
У Это близкие и родные люди.
У – Это те люди, которых мы любим, с кого берём пример.
У – Это те люди о ком мы заботимся, кому желаем добра и счастья.
У – Это наши родители, дедушки, бабушки, сёстры и братья.
6. Тренинг " Строим дом ".
Предлагаю вам поиграть в строителей.
Я раздам вам сейчас кирпичики. Вы напишите на них как можно больше слов,
которые «приходят в голову» в связи с данным словом «Дом».
Дом – это что….(крепость, очаг…) 1 ряд
Задание для второго ряда: понятия, которые составляют «фундамент»
Дома (записать на «кирпичиках»). Взаимопонимание…(Что вы еще можете
предложить для крепости семейных отношений?)
Задание для третьего ряда: создайте «Технику безопасности» в
конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье, ведь их тем больше, чем
индивидуальнее люди. Что будет защищать нас в доме, каковы правила
общения? Не ругаться и т.д…
А теперь, когда наш «строительный материал» готов, построим Дом.
Скажите, а в каком доме хорошо живётся? Каким должен быть дом?
Дети перечисляют и прикрепляют к доске кирпичики, выстраивая дом.
На чём должен стоять любой дом? С чего начинается строительство любого
дома? (с фендамента)
А что является фундаментом дома?
Что такое дом? (очаг, …) Конечно, дом нас защищает и укрывает от холода и дождя, от злого слова
и беды. В родном доме тебя всегда приласкают и поймут, научат умуразуму.
Здесь тепло родного очага.
Крыша. (не ругаться, жить в мире, заботиться…)
не оскорблять, не обижаться, не ругаться
Храм
Крепость
Жилище
Терем
Очаг
Обитель
Святилище
терпение
уважение
любовь
гостеприимство
дружба
честность
7.Рефлексия. Наш Дом построен, пора сказать: «Приходите к нам в гости!»
Мне хочется сегодня подарить вам эти рисунки, чтобы они напоминали вам о
том, что Семья – это родные друг другу люди, живущие вместе. Сохраняя
тепло нашего очага, мы сохраняем тепло нашей планеты.
(Учитель вручает сувениры, звучит песня в исполнении Домисольки «Моя
семья».)
Приложения
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Единый Всекубанский классный час «Семья и Отечество в моей жизни» (5-8 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.