Эффективность авторской дополнительной общеобразовательной программы
Данная программа “Восхождение в мир танца“ состоит из 21 модуля, распределенных по 7-ми тематическим блокам, объединяющих как вопросы теоретического, так и практического характера. Разнообразие блочно – модульных разделов, имеющих четкую содержательную структуру от более легкого к более трудному материалу, помогает построить работу, сформировав в единстве содержательные операционные и мотивационные компоненты учебной деятельности. Это обеспечивает целостный и комплексный подход в решении поставленных задач, став тем самым инструментом, помогающим зажечь в сердцах детей огонёк любознательности, креативности, гражданской ответственности и веры в себя.
В блок “Теоретико-практическая деятельность“ входят 9 различных модуля. Модуль “Психологическая подготовка“ решает задачи психологического воздействия, направленные на воспитание морально-волевых качеств учащихся.
Методика подтверждает положение о том, что у обучающихся в возрасте 14–15 лет уже сформирована такая важная сторона личности, как способность контролировать и управлять своими эмоциями и чувствами, а также в состоянии дать оценку своим поступкам, хотя нередко затрудняются объяснить мотивы, побудившие их совершать подобное деяние.
Я как педагог обязана предоставить учащимся возможность прочувствовать великое и могущественное слово “могу!“, осознавший на деле магию этого слова обучающийся не побоится в будущем браться за выполнение сложных задач.
Самый большой в моей программе блок “Специфическая подготовка“ который включил в себя семь модулей важнейших концептуальных идей развития творческих способностей ребенка как основы творчески активной позиции человека. Модуль “Школа хореографии“ в breaking рассматривается как сложная, многогранная педагогическая деятельность, соединяющая в себе черты спорта и хореографического искусства сценического воплощения, направлен на воспитание красоты осанки и правильной пропорции, двигательной культуры, на расширение арсенала выразительных средств танцевальной композиции.
Освоение модуля “Школа хореографии“ позволят учащемуся:
* вызывать сопереживание у зрителя во время исполнения танцевальной композиции;
* эмоционально насыщенно исполнять необходимый образ;
* исполнять виртуозно на большой скорости танцевальные движения;
* выражать эмоции в соответствии с образом, на котором построен танец;
* эстетически правильно выполнять красивые позы, линии, положения и движения тела.
Красота движения достигается во многом за счет легкости, последовательности, геометрической точности, ритмичности, гармоничности сочетания движений и музыки.
Поскольку без музыки искусство танца не существует, важнейшим предметом обучения в программе является модуль “Музыкальные навыки“. Гармоничное сочетание движений и музыки - основа для развития чувства ритма и двигательных способностей, позволяющие научить учащихся свободно, красиво, ритмично и координационно правильно выполнять движения под музыку соответственно ее структуре и особенностям. Музыкальные навыки, считаю, одно из наиболее доступных средств развития эмпатии, эмоционального интеллекта и способностей к импровизации.
Данная программа явилась неотъемлемым компонентом оздоровительно - развивающей среды. Модуль “Натуротерапия“ (Здоровьесберегающая технология) создаёт условия по сохранению и повышению уровня физического, психического и нравственного здоровья, поддерживает высокую работоспособность и обучает сохранению здоровья, воспитывает внимательное отношение к своему здоровью, способствует теоретическим и практическим занятиям, на которых дети получают знания о здоровом образе жизни, медицине и о вредных привычках. В процессе обучения и воспитания мной используются и нетрадиционные технологии: партерная гимнастика, дыхательная гимнастика, выполняя упражнения, учащиеся получают радость и хорошее настроение, что способствует формированию осознанного стремления к здоровью.
Игра, как универсальное средство обучения имеет глубокие исторические корни.
Практический аспект модуля “Креативная деятельность“ в обучении и развлечении является основополагающим в моей программе “Восхождение в мир танца“, в развитии способностей детей к творчеству, в котором используются модели театральной педагогики для облегчения решения практических задач по овладению учащимися актерского мастерства при помощи: “Креативно-театрализованная гимнастика“ и “Креативно-творческая деятельность“. Такие занятия создают благоприятные возможности для социализации, познавательной активности и мышления, свободного самовыражения, раскрепощения при использовании приёмов: имитации, подражания, мимики, жестов, образного сравнения, взглядов. Также я применяю нестандартные упражнения, специальные задания, использую занимательные игры, направленные на развитие, выдумку и творческую инициативу учащихся, основанную на целостности восприятия окружающего мира ребёнка через сюжетно-игровую форму.
Развивая духовный мир ребёнка, облагораживается его повседневная жизнь, дети учатся творить по законам красоты и нравственной чистоты. Я как педагог стремлюсь обеспечить такие условия ребёнку, в которых он почувствовал бы радость творчества, а себя творцом!
И считаю, что обучение критическому мышлению является неотъемлемой частью и необходимостью внедрения в образовательный процесс, дело в том, что фантазия, творчество и креативность обучающимися воспринимается на моих занятиях с восхищением, что активизирует способность анализировать, оценивать, сравнивать, строить гипотезы и преобразовывать полученный материал. Приобретённые навыки актуальны в современном мире и способствуют развитию таких качеств личности как социальная смелость и заявительность, в которой прослеживается персона танцора. Стремление к творчеству является важнейшим условием и стимулом для развития личности. Творческая личность успешнее адаптируется к изменяющимся требованиям жизни, легче создает свой индивидуальный стиль деятельности. Фактически, модуль в какой-то мере является интегрированным спектаклем, сюжетно-ролевым, режиссёрским, в котором занятия становятся комплексными, а дети являются не зрителями, а участниками.
Разная направленность освоения эмоций, наличий высочайшего уровня выразительных способностей, артистизма, способностей к перевоплощению, позволяющие в короткий срок приобрести главные качества для исполнительского мастерства нашего танца, в создании “эмоционально-двигательного образа,“ все это превращает танец в шоу, что всегда привлекает особое внимание, хорошо запоминается и часто приводит к победе. Этому способствует разнообразие модуля “Игрогимнастика“, возможности которого заключаются в саморазвитии и самоформировании творческого мышления: “двигательное выражение эмоций“ обогащает детей яркими образными движениями, создает условия эмоциональной разрядки; улучшает функции слухового внимания, координацию движений, памяти и пространственной ориентации, создаёт психологический и эмоциональный настрой на основе профилирующей произвольности движений и действий. Игровой метод при усвоении материала даёт наибольший эффект, потому что в этом случае достигается существенное приближение учебного процесса к практической деятельности при высокой степени мотивации и активности учащихся. Методические разработки “Сказочная Игрогимнастика“, разработанные мною, как авторский вариант здоровьесберегающих технологий для общекультурного ознакомительного уровня обучения: “Бабка-Ежка“, “Фунтик“, “Пчела Майя“, “Золушка“, “Дождливая пора“, “Дом цыплёнка“, “Косолапый мишка“, “Принцесса на горошине“, “Осенняя пора“ пробуждают воображение, вызывают смех, эффективно и разносторонне воздействуют на опорно-двигательный аппарат, дыхательную и нервную системы ребёнка. Дети в восторге, что обыкновенная разминка - зарядка превратилась в живое действо сказочного путешествия, где знакомая с первых лет жизни сказка вдруг откроется для детей, с другой стороны.
Кто из нас не мечтал сниматься в кино… а моя программа даёт шанс сделать актерскую карьеру на сцене. “Если театр начинается с вешалки“, то наше сценическое искусство начинается с пантомимы. Обучающийся средством создания художественного образа при помощи мимики и пластики своего тела, без использования слов становится на время актёром – мимом, развивая при этом у себя: сообразительность и логику, воображение и артистизм, образность. “Пантомима - это поэзия тишины“.
Интересные творческие задания учебного материала: “Зоопарк“, “Очумелые ручки“, “Конструирование“, подобраны для формирования и коррекции невербальных функций развития, активизируют воображение учащегося выразительными движениями и жестами, совершенствуют эмоциональность.
Следовательно, развивая деятельность мышления, восприятия, воображения, средствами блока “Креативная деятельность“ через освоение его содержания и практическое постижение языка художественной выразительности у учащихся формируется художественное сознание личности.
Анализируя свою работу, я пришла к выводу, что “Теоретико-практическая“ деятельность проявляется у обучающихся в их творческих решениях:
*умение отказываться от образца, искать оригинальные решения;
* самостоятельно выполнять различные творческие работы;
* большое желание участвовать в проектной деятельности.
Следующим блоком программы “Восхождение в мир танца“ является “Техническая подготовка“- неотъемлемый компонент освоения разнообразных элементов брейк-данс, который проявляется в: виртуозной технике, правильной школе движений, большой амплитуде, темпе во время вращений. Танцевальное направление, которым мы занимаемся, представлено освоением элементов разных танцевальных стилей.
Огромное значение и одним из определяющих модуля этого блока подготовки является “Акробатика“, которая придаёт эстетическое впечатление танцу, совершенствует вестибулярный аппарат и координацию движений, воспитывает ловкость.
Изюминка моей программы - модуль древневосточной системы здорового тела и здоровой психики “Хатха – йога“, который не только поддерживает здоровья суставов, развивает гибкость, вестибулярную устойчивость и статическую силовую выносливость, но и помогает обогатить танцевальную композицию Асанами йоги. Позиционируя себя, все танцоры Брейк-данс с большим удовольствием осваивают статические позы йоги и каждый “козыряет“ своей “фишкой“.
“Физическая подготовка“ - важнейший блок учебно-тренировочного процесса. Танец, который мы осваиваем, напрямую связан с физическим развитием, уделяю достаточное внимание физическому воспитанию танцоров. Ее основные задачи - укрепление здоровья, всестороннее развитие, повышение общей и специальной работоспособности организма, а также предупреждению и устранению недостатков природных данных учащихся.
При составлении комплексов упражнений, я как педагог учитываю возрастные и физиологические особенности учащихся, их двигательные и координационные способности, а также использую упражнения предельной амплитуды движений на все группы мышц с преимущественной нагрузкой на какую-либо одну из групп. С точки зрения физиологии спорта в Брейк-дансе нам необходимо достичь сразу нескольких компонентов: быстроты движения, скоростно-силовых действий, специальной выносливости, гибкости и пластичности.
В наше спортивно-танцевальное объединение “Out - dance“ приходят в основном мальчишки ради того, чтобы научится танцевать Брейк-данс. Блок “Танцевальная композиция“ является ядром образовательной программы педагогических процессов подготовки учащихся, как один из хореографических дисциплин “включает“ в себя модули “Постановка танца“, “Репетиции“, “Концертная деятельность“. При работе над созданием танца каждый учащийся делает свои шаги не по приказу, а потому, что это нужно общему творческому делу. Мне приходится “подгонять материал“ под персональные возможности каждого учащегося нашего коллектива. Исходя из вышесказанного, построение индивидуального образовательного пространства ориентировано на личностные и метапредметные результаты в системе воспитательной и образовательной деятельности, предусматривая возрастные, психологические и физиологические особенности учащихся. Работа педагога и учащихся выходит на совершенно новый уровень и становится местом активного взаимодействия “тандемом“ всех участников учебного процесса. О возможностях, сильных и слабых сторонах, по которым судят о техническом мастерстве коллектива и виртуозном исполнении танца солистами, об умении собраться, о самобытности исполнения номера, насколько правильно и с интересом подобран разнообразный репертуар, свойственной оригинальности, единству гармонии художественного замысла и контраста, эмоционально выраженных образов, все это является показателем выступления учащихся.
Качество образованности достигается, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие в творческое саморазвитие личности.
Блок “Игровая деятельность“ занимает особое место в общей системе обучения, в нём содержатся различные коммуникативные, подвижные, русские народные спортивные и музыкальные игры для разных возрастов - от чехарды до всевозможных эстафет, благодаря которым снимается эмоциональное напряжение (освобождаются от страха, агрессии), нарушения поведения, компенсируются информационные перегрузки (психологические и физиологические). Все они призваны для развлечения и показательного умения. Приобретая общие интересы, как бы “далеки“ ни были друг от друга обучающиеся, в процессе игры становятся союзниками.
Благодаря этому блоку у обучающихся не только улучшились показатели здоровья, но и показатели достижения общего развития и самообразования, что позволило обеспечить наилучшие условия для проявления способностей и роста потенциальных возможностей в умении добывать себе знания.
В этом уникальном синтезе блоков и модулей заключается эффективность программы, направленная на организацию содержательного досуга, укрепление здоровья, удовлетворения потребностей детей в активных формах познавательной деятельности и двигательной активности, способствует приобретению социокультурного опыта, который выражается в их дальнейшем активном жизнеобеспечении в условиях культурно-исторической ситуации, возникшей в современном обществе.
Таким образом, занятия в спортивно - танцевальном объединении призваны:
* помочь выявить выдающиеся способности, мотивировать, раскрывать и развивать способности каждого ребёнка;
* формировать профессиональную ориентацию;
* позволяют вовлечь в плодотворную деятельность все категории детей и подростков;
* компенсировать негативное влияние среды на становление конкурентоспособной личности;
* расширить кругозор, развить творческие способности, стремления к самовыражению и самореализации своего “Я“;
* повысить степень ориентации учащихся в культурных событиях, как в ДДТ, так и в городе, мире.
Резюмируя вышесказанное можно утвердительно сказать - результативность преподавания по программе “Восхождение в мир танца“ дает устойчивый положительный результат, что подтверждается победами на различном уровне фестивалях-конкурсах.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.