Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ
Оценка 4.6

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Оценка 4.6
Руководства для учителя
pptx
дефектология
1 кл—4 кл
17.12.2019
Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ
презентация на круглый стол.pptx

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

«Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ»

МБОУ НШ «Прогимназия»

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) –– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, п.16 №273-ФЗ);

Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР); 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Обучающихся с ОВЗ - 62 человека

Категории нарушений

Вариант программы

Количество человек

Количество классов

ТНР

5.1

46

20

ЗПР

7.1, 7.2

7

6

НОДА

6.1, 6.2

2

Слабовидящие

4.1

7

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Содержание разделов АООП НОО

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Целевой
раздел

Содержательный
раздел

Организационный
раздел

пояснительная записка

программа формирования универсальных учебных действий

учебный план

планируемые результаты

программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

система специальных условий

система оценки достижения планируемых результатов

программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

 

 

программа духовно-нравственного развития, воспитания

программа внеурочной деятельности

программы коррекционной работы

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Предметные области

Учебные предметы
 
классы

Количество часов в неделю

Всего

I

II

III

IV

Обязательная часть

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

3,5

14

Литературное чтение

2,5

13

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык

0,5

2

Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

-

2

6

Математика и информатика

Математика

4

16

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

8

Основы религиозных культур и светской этики

-

1

Искусство

Музыка

1

4

Изобразительное искусство

Технология

Физическая культура

3

12

Итого обязательная часть

20

22

86

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Русский язык и литературное чтение

Русский язык

1

4

Максимально допустимая недельная нагрузка по УП

21

23

90

Внеурочная деятельность

5-10

20-40

Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные, групповые занятия)

5

20

Другие направления внеурочной деятельности

Всего

26-31

28-33

110-130

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Алгоритм деятельности учителя по разработке программы сопровождения

Педагогическая диагностика
Определить цель и задачи помощи ребенку
Анализ образовательной программы по предмету
Календарно-тематическое планирование по предмету
Постановка цели и задач урока

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Организация сопровождения учащихся с ОВЗ учителями-логопедами

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.
ТНР приводят к проблемам высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности. Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Проблемы не успеваемости

Систематическое отставание по учебным предметам

Детские переживания

Страхи

Депрессия

Снижение мотивации к обучению

Снижение познавательного интереса

Нежелание возвращаться в школьную среду

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Фонетическое нарушение речи (ФНР) - это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков при нормальном физическом слухе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем. Характеризуется заменами, смешением и искажением звуков. Сложные звуки заменяются простыми.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

НПОЗ - нарушение произношения отдельных звуков при нормальном интеллекте и сохранном слухе.

ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Уровни ОНР

 
I уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые дети»).
Переход к II уровню речевого развития характеризуется тем, что, кроме лепетных слов.


Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Характеристика III уровня
характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров).
Дети могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ
Характеристика ОНР  IV уровня
персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь;
перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт;
парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист;
в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист;
добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи».


Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ


Дисграфия это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций или отдельных участков головного мозга. 

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Виды дисграфии

Акустическая дисграфия - замены букв, обозначающих акустически сходные звуки. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот.

Дисграфия на почве анализа и синтеза - пропуски букв в словах, вставка лишних букв, перестановка букв, пропуск слогов в словах вставка лишних слогов, перестановка слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части.
 
Оптическая дисграфия – замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание.
Аграмматическая дисграфия - ошибки проявляются в слитном написание слов в предложении. Пропуски, замены или слитное написание предлогов. Ошибки согласования в роде, числе и падеже. Неправильное построение предложения. Трудности при подборе проверочного слова. 

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Использование приемов в коррекционной работе при акустической дисграфии

Большое значение имеет сформированность фонематического слуха и достаточный объем слухового восприятия.
Сравнение сходных слов со сходными звуками (ду(п/б)
Вставь пропущенные буквы (ша(п/б)ка)
Составление предложений со смешиваемыми звуками (ж/з)ук ле(ж/ш/з)ит на доро(ж/ш)ке
Звукобуквенный разбор слогов и слов (мышь – 4б.3зв.)
Определение положение звука по отношению к другим (П’ила – звук П мягкий; Пой – звук П твердый)

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Приёмы формирования звукового анализа и синтеза

Производить звуко-буквенный анализ
Производить слоговой анализ и синтез
Составление слов из первых слогов данных слов (РАкета, ДУдочка, ГАзета)
Строить звуковые схемы слогов и слов




Умение составлять целое предложение из частей речи(воробей, ветке, сидит, на)

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Использование приемов в коррекционной работе при оптической дисграфии

Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Приемы коррекционной работы при аграмматической дисграфии
Обогащение глагольного словаря.
Согласование прилагательных с существительными.


Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

«Орфографическая зоркость»

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Понятийное мышление.

Наглядно-образное мышление.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Развитие образного мышления.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Использование кроссвордов и анаграмм в коррекционной работе

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Ассоциативный метод

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Деформированный текст

Развитие понятийного мышления, понимание прочитанного, умение его анализировать, выделять главное.
Осень
Наступила осень листья в лесах пожелтели ветер срывает листья и разносит их по воздуху по небу ходят тучи на заборе от холода громко кричала ворона на закате солнца из-за леса поднялась стая чудных птиц с длинными стройными шеями это были лебеди они полетели в теплые края

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Составь текст из предложений и запиши его.

Развитие способности к установлению событий на основе причинно-следственные связи.

Пчелы
Пчелы проснулись рано и полетели в поле.
Утро было тёплое. Там было много цветов.
Много мёда получаем мы от пчёл.
В поле цвела душистая липа.
Всё лето трудятся пчёлы.
Много пчёл летает около липы.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Развитие наглядно-образного мышления.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Развивать способность к установлению
последовательности событий.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Сочинение. Щенок Шарик и его друзья.

Используем рисуночный рассказ опираясь на линейную память.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Предлагается лист для детей с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Организация сопровождения учащихся с ОВЗ педагогами-психологами

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Рекомендации ТПМПК:

формирование произвольной регуляции деятельности,
развитие познавательных процессов,
развитие произвольного внимания,
развитие коммуникативных навыков,
коррекция эмоциональной сферы.

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Занятия программы проходят по следующей структуре (Учебно-методическое пособие курса «РПС» О. Холодовой):

1. Мозговая гимнастика (2 мин). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.
2. Разминка (3-4 мин). Создание положительного эмоционального фона.
3. Тренировка психических процессов (10 мин). Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
4. Отдых (2 мин). Снятие глазного напряжения, улучшение кровообращения и расслабления мышц глаза.
5. Логически поисковые задания (10 мин). Развитие гибкости мышления, нахождение оригинальных, нестандартных способов выхода из затруднительных ситуаций.
6. Задания, направленные на коррекцию, имеющихся трудностей у учащихся (10 мин). Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности, эмоциональной сферы и тд.
7. Ритуал завершения занятия (2 мин).

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Эффективность организации индивидуального сопровождения учащихся с ОВЗ

Система упражнений используемых на занятиях позволяет решать три аспекта:

познавательный аспект (формирование и развитие всех видов памяти, внимания, воображения, обще учебных умений и навыков, способности искать и находить новые решения),
развивающий аспект (развитие речи и мышления, умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное),
воспитывающий аспект (воспитание нравственных и межличностных отношений).

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2019