Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) –– физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, п.16 №273-ФЗ);
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);3) дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР);4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП).
Содержание разделов АООП НОО
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья | ||
Целевой | Содержательный | Организационный |
пояснительная записка | программа формирования универсальных учебных действий | учебный план |
планируемые результаты | программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области | система специальных условий |
система оценки достижения планируемых результатов | программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни |
|
| программа духовно-нравственного развития, воспитания | |
программа внеурочной деятельности | ||
программы коррекционной работы |
Предметные области | Учебные предметы | Количество часов в неделю | Всего | |||
I | II | III | IV | |||
Обязательная часть | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 3,5 | 14 | |||
Литературное чтение | 2,5 | 13 | ||||
Родной язык и литературное чтение на родном языке | Родной язык | 0,5 | 2 | |||
Литературное чтение на родном языке | ||||||
Иностранный язык | - | 2 | 6 | |||
Математика и информатика | Математика | 4 | 16 | |||
Обществознание и естествознание | Окружающий мир | 2 | 8 | |||
Основы религиозных культур и светской этики | - | 1 | ||||
Искусство | Музыка | 1 | 4 | |||
Изобразительное искусство | ||||||
Технология | ||||||
Физическая культура | 3 | 12 | ||||
Итого обязательная часть | 20 | 22 | 86 | |||
Часть, формируемая участниками образовательных отношений | ||||||
Русский язык и литературное чтение | Русский язык | 1 | 4 | |||
Максимально допустимая недельная нагрузка по УП | 21 | 23 | 90 | |||
Внеурочная деятельность | 5-10 | 20-40 | ||||
Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные, групповые занятия) | 5 | 20 | ||||
Другие направления внеурочной деятельности | ||||||
Всего | 26-31 | 28-33 | 110-130 |
Алгоритм деятельности учителя по разработке программы сопровождения
Педагогическая диагностика
Определить цель и задачи помощи ребенку
Анализ образовательной программы по предмету
Календарно-тематическое планирование по предмету
Постановка цели и задач урока
Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, не нарушен интеллект, но есть значительные речевые дефекты.
ТНР приводят к проблемам высших психических функций, опосредованных речью: вербальной памяти, смыслового запоминания, слухового внимания, словесно-логического мышления. Это отражается как на продуктивности мыслительных операций, так и на темпе развития познавательной деятельности. Кроме того, речевой дефект накладывает определенный отпечаток на формирование личности ребенка, затрудняет его общение со взрослыми и сверстниками.
Фонетическое нарушение речи (ФНР) - это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков при нормальном физическом слухе.
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) - нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем. Характеризуется заменами, смешением и искажением звуков. Сложные звуки заменяются простыми.
НПОЗ - нарушение произношения отдельных звуков при нормальном интеллекте и сохранном слухе.
ОНР (общее недоразвитие речи) - различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
Характеристика III уровня
характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
Характерным является недифференцированное произнесение звуков (в основном свистящих, шипящих, аффрикат и соноров).
Дети могут свободно рассказать о своей семье, о себе и товарищах, событиях окружающей жизни, составить короткий рассказ
Характеристика ОНР IV уровня
персеверации (упорное повторение какого-либо слога) «блиблиотекарь» - библиотекарь;
перестановки звуков и слогов «комосновт» - космонавт;
парафазии (замены слогов) «мотокилист» - мотоциклист;
в редких случаях опускание слогов «велопедист» - велосипедист;
добавление звуков «игруша» - груша, и слогов «воващи».
Виды дисграфии
Акустическая дисграфия - замены букв, обозначающих акустически сходные звуки. Замены звонких согласных парными глухими и наоборот.
Дисграфия на почве анализа и синтеза - пропуски букв в словах, вставка лишних букв, перестановка букв, пропуск слогов в словах вставка лишних слогов, перестановка слогов, слияние нескольких слов в одно слово, разделение одного слова на части.
Оптическая дисграфия – замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание.
Аграмматическая дисграфия - ошибки проявляются в слитном написание слов в предложении. Пропуски, замены или слитное написание предлогов. Ошибки согласования в роде, числе и падеже. Неправильное построение предложения. Трудности при подборе проверочного слова.
Использование приемов в коррекционной работе при акустической дисграфии
Большое значение имеет сформированность фонематического слуха и достаточный объем слухового восприятия.
Сравнение сходных слов со сходными звуками (ду(п/б)
Вставь пропущенные буквы (ша(п/б)ка)
Составление предложений со смешиваемыми звуками (ж/з)ук ле(ж/ш/з)ит на доро(ж/ш)ке
Звукобуквенный разбор слогов и слов (мышь – 4б.3зв.)
Определение положение звука по отношению к другим (П’ила – звук П мягкий; Пой – звук П твердый)
Приёмы формирования звукового анализа и синтеза
Производить звуко-буквенный анализ
Производить слоговой анализ и синтез
Составление слов из первых слогов данных слов (РАкета, ДУдочка, ГАзета)
Строить звуковые схемы слогов и слов
Умение составлять целое предложение из частей речи(воробей, ветке, сидит, на)
Деформированный текст
Развитие понятийного мышления, понимание прочитанного, умение его анализировать, выделять главное.
Осень
Наступила осень листья в лесах пожелтели ветер срывает листья и разносит их по воздуху по небу ходят тучи на заборе от холода громко кричала ворона на закате солнца из-за леса поднялась стая чудных птиц с длинными стройными шеями это были лебеди они полетели в теплые края
Составь текст из предложений и запиши его.
Развитие способности к установлению событий на основе причинно-следственные связи.
Пчелы
Пчелы проснулись рано и полетели в поле.
Утро было тёплое. Там было много цветов.
Много мёда получаем мы от пчёл.
В поле цвела душистая липа.
Всё лето трудятся пчёлы.
Много пчёл летает около липы.
Занятия программы проходят по следующей структуре (Учебно-методическое пособие курса «РПС» О. Холодовой):
1. Мозговая гимнастика (2 мин). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности.
2. Разминка (3-4 мин). Создание положительного эмоционального фона.
3. Тренировка психических процессов (10 мин). Развитие памяти, внимания, воображения, мышления.
4. Отдых (2 мин). Снятие глазного напряжения, улучшение кровообращения и расслабления мышц глаза.
5. Логически поисковые задания (10 мин). Развитие гибкости мышления, нахождение оригинальных, нестандартных способов выхода из затруднительных ситуаций.
6. Задания, направленные на коррекцию, имеющихся трудностей у учащихся (10 мин). Упражнения на развитие произвольной регуляции деятельности, эмоциональной сферы и тд.
7. Ритуал завершения занятия (2 мин).
Система упражнений используемых на занятиях позволяет решать три аспекта:
познавательный аспект (формирование и развитие всех видов памяти, внимания, воображения, обще учебных умений и навыков, способности искать и находить новые решения),
развивающий аспект (развитие речи и мышления, умений анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное),
воспитывающий аспект (воспитание нравственных и межличностных отношений).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.