Правительством Российской Федерации 7 августа 2009 года была утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Основной целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
В рамках реализации Стратегии Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики определены меры, направленные на модернизацию системы физкультурно-спортивного образования в школах. Одной из таких мер явилось введение третьегоПравительством Российской Федерации 7 августа 2009 года была утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Основной целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи, вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом.
В рамках реализации Стратегии Министерством образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством спорта, туризма и молодежной политики определены меры, направленные на модернизацию системы физкультурно-спортивного образования в школах. Одной из таких мер явилось введение третьего
1
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В
УКРЕПЛЕНИИ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Правительством Российской Федерации 7 августа 2009 года была
утверждена Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года. Основной целью Стратегии является
создание условий, обеспечивающих возможность для детей и молодежи, вести
здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и
спортом.
В рамках реализации Стратегии Министерством образования и науки
Российской Федерации совместно с Министерством спорта, туризма и
молодежной политики определены меры, направленные на модернизацию
системы физкультурноспортивного образования в школах. Одной из таких
мер явилось введение третьего часа по предмету «Физическая культура» в
учебные планы общеобразовательных учреждений.
Введение третьего часа по предмету «Физическая культура» в учебные
планы общеобразовательных учреждений продиктовано объективной
необходимостью повышения роли физической культуры в воспитании
современных школьников, укреплении их здоровья, увеличения объема
двигательной активности, развития их физических качеств и повышения
физической подготовленности, формирования навыков здорового образа
жизни.
В свете вышеизложенного одним из наиболее актуальных вопросов
современной практики является необходимость внедрения мониторинга
состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности
школьников.
В настоящей работе нами предпринята попытка обоснования
эффективности введения третьего часа по предмету «Физическая культура».2
В процессе исследования было выдвинуто предположение о том, что
увеличение недельной нагрузки детей среднего школьного возраста по
предмету «Физическая культура» будет способствовать повышению их
физической подготовленности по показателям скоростносиловых
способностей.
Экспериментальные исследования проводились в период с октября 2010
по апрель 2011 года на базе школы № 288 Адмиралтейского района. В
исследовании приняли участие ученики пятых классов. Основными методами
исследования явились педагогическое наблюдение,
педагогический эксперимент.
тестирование,
На первом этапе нашей работы с октября 2010 по апрель 2011 года
было проведено исследование уровня физической подготовленности
школьников по показателям скоростносиловых способностей под влиянием
двух часов занятий по физической культуре в неделю. На втором этапе
октября 2011 по апрель 2012 года была проведена оценка уровня развития
скоростносиловых способностей под влиянием трех часов занятий по
физической культуре в неделю.
В качестве тестов для оценки уровня развития скоростносиловых
способностей учащихся пятых классов нами применялись следующие
контрольные упражнения: челночный бег – три ускорения по 10 метров,
прыжок в длину с места и многоскоки.
Процесс развития физических способностей состоял из нескольких
этапов. На первом этапе у школьников формировались знания о видах
физических способностей человека, их роли в повседневной жизни, в
поддержании здоровья и работоспособности. Данный материал тесно связан с
биологией, физиологией, анатомией, поэтому данные задачи решались нами на
теоретических уроках с использованием информационнокоммуникативных
технологий обучения.3
Информационнокоммуникативные
обучения
использовались для просмотра видеоматериалов; ознакомления с правилами
технологии
различных спортивных игр; изучения техники движений и тактических
приемов; подготовки к текущей аттестации, подбора материала для
рефератов, ознакомления и анализа результатов соревнований различного
уровня.
Систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с
использованием Интернетресурсов
явилась условием проблемного
обучения.
Содержание проблемного обучения выражалось в умении
самостоятельно разработать комплексы физических упражнения для развития
физических способностей, определить их дозировку, режим физической
нагрузки с учетом возраста и уровня подготовленности занимающихся,
определить наиболее эффективные тесты для оценки уровня их развития. На
практических уроках перед учениками ставилась задача провести фрагмент
данного комплекса и оценить его педагогический эффект.
На втором этапе развития физических способностей использовались
игровые технологии обучения, направленные на повышение мотивации и
интереса к занятиям, повышения их эмоциональной насыщенности.
Разнообразные подвижные игры выбирались по принципу стимулирующего
развития скоростносиловых способностей, создания условий для проявления
скоростного и силового компонентов при выполнении движений.
Выбор средств педагогического воздействия в процессе развития
физических способностей был обусловлен необходимостью соединить их
оздоровительную и развивающую направленность. Таким образом, технология
развивающего обучения и здоровьесберегающие технологии были
реализованы одновременно и способствовали всестороннему гармоничному
развитию личности, формированию творческого отношения к учебной
деятельности, оптимизации состояния здоровья школьников. Так, проведение4
уроков на свежем воздухе способствовало повышению сопротивляемости
организма неблагоприятным факторам внешней среды, повышению
иммунитета, активности, настроения.
Самостоятельная разработка содержания комплексов физических
упражнений стимулировало процессы самопознания, самоактуализации и
самореализации личности. Кроме того, подобный подход к организации
работы позволил решить задачи воспитания ценностных ориентаций на
физическое и духовное совершенствование личности школьника,
формирования потребностей в систематических занятиях физическими
упражнениями, а также создать условия разностороннего, свободного и
творческого развитие учащихся, что является проявлением технологии
личностноориентированного обучения.
Проводился обмена мнениями,
использовался взаимоконтроль и взаимооценка. Создавались заведомо
трудные ситуации, побуждающие учащихся к поиску альтернативной
информации при подготовке к уроку. При разработке дидактического
материала к нему предъявлялись следующие требования: активное
стимулирование ученика, условия сотрудничества и взаимопомощи,
обеспечение возможности самоконтроля, саморазвития, самовыражения в
ходе овладения знаниями, возможность выбора при выполнении заданий.
Результаты проведенной работы представлены на следующем
слайде.
Скоростносиловые способности школьников по показателям
челночного бега имели положительную динамику, как в 5а классе, где уроки
проводились два раза в неделю, так и в 5б классе, где уроки проводились три
раза в неделю. Однако следует отметить, что в 5б классе прирост показателей
был более существенным.5
Оценка уровня развития скоростносиловых способностей по данным,
полученным при проведении многоскоков, также свидетельствует об их
существенном приросте в 5б классе, где уроки проводились три раза в неделю.
Аналогичная картина наблюдается при оценке результатов прыжка в
длину с места.
Таким образом, проведенные исследования позволяют утверждать, что
введение третьего часа по предмету «Физическая культура» позволяет не
только увеличить объем двигательной активности школьников, но и создать
необходимые условия для прогрессивного развития физических
способностей, что без сомнения положительно сказывается на состоянии
здоровья детей.
Спасибо за внимание!
Средние значения показателей скоростносиловых способностей
учащихся 5х классов (октябрь 2010апрель 2011 г.)
Таблица
Показатели
Класс
2 часа в неделю
3 часа в неделю
%
октябрь
апрель
октябрь
апрель
Челночный
бег, с
Многоскоки, м
5а
5б
5а
10,3
10,8
10,9
9,3
10,1
11,7
9,7
10,0
11,6
9,2
9,2
11,86
12,0
12,3
138,0
147,2
5б
5а
5б
12,3
126,9
146.6
12,9
144,5
150,7
Прыжок в длину с
места, см78