Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы «Школа-интернат № 1
Эффективные приемы в работе со
слабослышащими младшими школьниками
в условиях реализации ФГОС НОО
Подготовила и провела
учитель начальных классов:
Чередниченко О.А.
Хабаровск, 2025г.
Эффективные приемы в работе со
слабослышащими младшими школьниками
в условиях реализации ФГОС НОО
Дети с нарушением слуха имеют ряд особенностей в психофизическом развитии и общении. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Учитывая особенности слабослышащих детей, на уроках использую специальные приемы и методы подачи материала, которые активизируют познавательную деятельность учащихся и способствуют развитию речевых умений и навыков.
Эффективные приёмы обучения неслышащих младших школьников включают наглядные методы, словесные методы, практические упражнения и использование компьютерных технологий. Важно учитывать особенности речевого развития таких детей: нарушения произношения, ограниченный запас слов, недостаточное усвоение звукового состава слова.
Для эффективного усвоения материала необходимо подключать максимальное количество анализаторов: слуховой, зрительный, кинестетический, двигательный. Это достигается через:
· Наблюдение — формирование представлений об окружающем мире через повседневные ситуации, прогулки, экскурсии.
· Подражание и образец — развитие речи и произносительных навыков через имитацию действий педагога.
· Иллюстрацию и демонстрацию — использование картин, схем, макетов, видеоматериалов для визуализации информации.
· Видеометод — повышение эффективности обучения через видеоматериалы с субтитрами или жестовым языком.
Практические методы
· Действия с предметами — развитие мышления и речи через манипуляции с объектами.
· Изобразительная и конструктивная деятельность — рисование, лепка, аппликация для формирования практических умений.
· Игровые методы — использование игр для решения образовательных задач, развитие коммуникативных навыков.
· Упражнения — систематическая отработка умений через повторяющиеся действия (подготовительные, тренировочные, творческие).
Наглядные методы
Использование пособий (плакатов, таблиц, схем, картин). Они наглядно раскрывают содержание материала. Например:
Демонстрация пособий.
Создание простых наглядных моделей (например, из цветной бумаги и картона комплект геометрических фигур).
Наблюдения за явлениями природы, использование иллюстраций, терминов.
Словесные методы
Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа) в обучении слабослышащих детей ориентированы на учет их возможностей восприятия словесной информации и особенностей речевого развития. Суть этих требований в следующем:
четкость, выразительность, плавность речи, соблюдение орфоэпических норм произношения.
На каждом уроке провожу работу над коррекцией произносительной стороны речи детей и исправлении допускаемых ошибок с помощью уже известных ребенку навыков самоконтроля.
Одной из эффективных форм организации работы по развитию устной речи я считаю, использование речевых зарядок, в содержании которых отрабатываются различные стороны устной речи: работа над звуками, голосом, речевым дыханием, орфоэпическими правилами, темпом речи, интонацией. Материал речевых зарядок подбираю с учетом программных требований к общеобразовательным предметам, речевого развития слабослышащих обучающихся и фонетического принципа так, чтобы он обеспечивал развитие речи в целом.
Особое внимание уделяю развитию связной речи обучающихся.
На уроках развития речи обучающийся выполняет упражнения, такие как:
- соотнесение предложения и картинки;
- драматизация действий по конструктивной картинке или макету – этот метод дает возможность наглядно восстановить сюжетную линию рассказа и путем передвижения фигурок;
- детское иллюстрирование позволяет наглядно представить отдельные объекты или части читаемого рассказа. Также иллюстрирование применяется как основа при составления плана или при подготовке к пересказу. Например, предлагаю нарисовать картинку к наиболее понравившемуся отрывку текста и подобрать к ней слова автора (написать или прочитать их).
- работа с деформированным текстом проводим с целью научить детей связно и логически излагать события.
Если ученик испытывает трудности уже в ходе самого письменного пересказа, предлагаем ему заранее подготовленные вопросы по тексту.
Также дети выполняют задания, имеющие коммуникативную направленность: пишут письма, заметки.
На уроках русского языка идет работа над грамматической правильностью речи, нарушения которой столь характерны для данного контингента детей. Для успешной работы в данном направлении немного изменяю обычные языковые задания, которые ученики выполняют по учебнику. Меняю или дополняю инструкции к упражнениям из учебника.
Проведение работы над словесной речью на уроках математики. Словесное комментирование применяю при проведении устного счета, самостоятельной работы, во время которой отдельные ученики описывают способ решения. Текст задач подбираю так, чтобы он был доступным для детей и связан с повседневной жизнью. Материал, предлагаемый в данных учебниках, адаптирую для учащихся с нарушением слуха.
Вывод: Приёмы и методы на уроках со слабослышащими детьми действуют, активизируя познавательную деятельность учащихся и развивая их речевые умения и навыки. Это достигается за счёт использования специальных приёмов, которые учитывают особенности слабослышащих детей: ограниченный объём слухового восприятия, своеобразие речевого развития.
Систематическое использование специальных приемов и методов в обучении слабослышащих детей помогает создать условия для расширения возможностей компенсации дефекта как за счет развития и использования слуховых данных, так и за счет других сохранных анализаторов.
Список использованной литературы:
1. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя, - 2-е изд., - исп. – М.: Просвещение, 1998.
2. Вишневская Е.Е. Методика развития разговорной речи. – Л., 1988.
3. Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: Проект. — М., 2002. — Ч. I. — С. 36.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.