Эффективные приёмы, направленные на формирование умений проводить морфологический разбор частей речи.
Морфология является одним из важнейших разделов школьного курса русского языка. В курсе морфологии в начальных классах изучаются части речи и их формоизменение. Познавательной целью изучения морфологии является усвоение основных морфологических понятий. Практические цели изучения морфологии заключаются в формировании морфологических умений и навыков. Для формирования учебно-языковых умений выработаны специфические приёмы - упражнения. Морфологические упражнения закрепляют знания, полученные детьми по морфологии, и служат основой формирования как орфографических, так и пунктуационных умений и навыков. Изучение морфологии имеет большое значение для общего обучения и развития школьников. Усвоение знаний по морфологии способствует интеллектуальному развитию и формированию теоретического мышления у детей Изучение морфологии необходимо также для формирования навыков правописания, способствует развитию речи учащихся и усвоению ими правил словоупотребления. Умение распознавать части речи и их морфологические признаки способствует успешному овладению нормами русского литературного языка.
Основной метод изучения морфологии, позволяющий систематизировать знания учащихся о частях речи, – морфологический разбор. Экспериментальные данные показывают, что школьники, как правило, не осознают необходимость соблюдения определенной последовательности при выполнении разбора, ошибаются в определении морфологических признаков слова. Все это ведет к недочетам, ошибкам в устной и письменной речи. Очевидно, поэтому в ВПР и включили задания на проверку умения учащихся выполнять морфологический разбор частей речи.
Умения проводить морфологический разбор частей речи формируются на протяжении ни одного года в нач. классах.
Я буду говорить о приёмах работы по теме на примере имени существительного.
Задачи изучения имен существительных в I-IV классах:
1.формирование грамматического понятия "имя существительное";
2.овладение умением различать по вопросу одушевленные и неодушевленные имена существительные (без термина);
.формирование умения писать с большой буквы фамилии, имена и отчества людей, клички животных, некоторые географические названия;
.ознакомление с родом имен существительных, употребление существительных с шипящими на конце;
.развитие умения изменять имена существительные по числам, распознавать число;
.выработка навыка правописания падежных окончаний имен существительных;
.обогащение словаря учащихся новыми именами существительными и развитие навыков точного употребления их в речи (в частности, наблюдение над многозначностью имен существительных - ознакомление с синонимами и антонимами);
.овладение операциями анализа, сравнения слов и обобщения.
Каждая из задач решается не изолированно, а во взаимосвязи. Однако на определенных этапах работы по теме уделяется большое внимания одной из задач. Так, например, в I и II классах в центре - усвоение признаков имен существительных как части речи (что обозначают, на какие вопросы отвечают, род, изменение по числам), в III-IV классах основное место отводится работе над правописанием падежных окончаний. Но это не означает разрыва в работе над признаками существительных как части речи и правописанием окончаний. Напротив, работа в I и II классах над грамматическими признаками существительных создает основу теоретических знаний для сознательного формирования навыка правописания. А при формировании навыка правописания падежных окончаний в III-IV классах постоянно углубляются знания о роде, числе и падеже существительных.
Третья и четвертая задачи (развитие речи и мышления учащихся) решаются в течение всех лет обучения. Весь процесс изучения грамматического материала и выработки орфографических навыков направлен на обогащение словаря учащихся, на развитие навыков связной речи и мыслительных способностей.
Использую следующие приемы для решения этих задач :
1.«Открытие темы». Прием опирается на психологические особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку, поставленную в интересной форме (мотивация). Он основывается на частично-поисковом методе (создание поисковой ситуации, ситуации затруднения), проблемном (постановка проблемного вопроса, решение познавательной задачи). Для мотивации используется ролевая игра. Прием помогает лучшему осмыслению морфологического понятия, его запоминанию.
2. Применение наглядности в виде традиционных таблиц, схем, опорных конспектов, алгоритмов. Учебные средства наглядности облегчают восприятие теоретического материала, способствуют его осмысленному и прочному запоминанию, обеспечивает более глубокое и прочное усвоение материала. Используя все виды наглядности, отдаю предпочтение схемам, памяткам.
На этапе формирования умений и навыков, где главной задачей является научить учащихся пользоваться знаниями в практической деятельности, выбор методов зависит от характера познавательной деятельности учащихся. Предпочтение отдаю продуктивным способам. На данном этапе технология предполагает использование следующих приемов активизации познавательной деятельности .
1. Самостоятельная работа учащихся. Все виды упражнений, используемых для самостоятельной работы, разделяю на этапы. Этапы же тесно связаны с характером работы учащихся, а именно:
1. Полусамостоятельная (коллективная) работа.
2. Самостоятельная работа репродуктивного характера.
3. Самостоятельная творческая работа.
Виды работ распределяю так:
׀ этап: закрепление знаний в устной форме в процессе коллективной работы с учащимися; комментированное письмо, предупредительные диктанты, диктанты зрительно-слухового и слухового типа;
׀׀ этап: различные виды осложненного списывания, репродуктивного характера, объяснительные, распределительные, выборочные диктанты, диктант «Проверяю себя», разные виды морфологического разбора, орфографического разбора.
׀׀׀ этап: различные виды осложненного списывания творческого характера; творческий, свободный диктант, работа по составлению связных текстов, редактирование текста; задания на сравнения языковых явлений и т.д.
В ходе выполнения данных упражнений создаются ситуации, при которых ученик действует активно, вовлекаясь в процесс самостоятельного поиска. На данных видах работ отрабатываются и морфологические, и орфографические, и пунктуационные умения.
Наиболее результативным считаю использование лингвистических сказок. Убеждена, что через грамматическую сказку учащиеся понимают материал гораздо глубже, прочнее, чем из сухих строчек учебника
Созданию положительного эмоционального фона для учебной деятельности способствует использование разнообразных занимательных приемов и форм при обучении морфологическим умениям (сигнальные карточки, перфокарты, «сенсорный круг», сюжетно – ролевые игры; КВН, урок- путешествие, турнир знатоков, олимпиады, интеллектуальные игры, конкурсы).
Опыт работы показывает, что занимательные формы способствуют развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, помогают уяснить сущность языкового материала, воспитывают интерес к уроку.
Общеизвестно, что эффективность обучения зависит не только от используемых методов и приемов, но и от индивидуальных особенностей развития личности школьника. Работа в классах, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями, предполагает использование дифференцированных форм активизации познавательной деятельности.
Учащиеся классов, с которыми я работаю, условно делятся на три группы по уровню обученности, уровню развития познавательной активности, уровню развития абстрактного мышления, уровню самостоятельности, желанию и умению учиться.
Работа с учащимися группы с высокими и средними учебными возможностями организуется за счет дополнительных заданий на том же самом дидактическом материале, с которым работает весь класс. Это задания частично поискового, творческого, исследовательского характера.
Для учащихся третьей группы (низкие учебные возможности) активно использую материалы – подсказки, схемы, таблицы, карточки с правилами, опорные карточки (зрительно – тестовая опора).
Начиная работать в 4 классе по темам «Имя существительное как часть речи», «Имя прилагательное как часть речи», «Глагол как часть речи» (Подготовка к изучению нового материала), учащиеся вспоминают то, что уже известно о данных частях речи. Например, при изучении имени прилагательного учащиеся обращаются к тексту научного стиля и вставляют пропущенные термины и понятия, выбирая из нескольких предложенных вариантов верный ответ:
Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает … и отвечает на вопросы … . Например: яркий, весенний, лисий.
Имена прилагательные изменяются по …: яркий – яркие, яркое, яркому; согласуются с … (яркое солнце).
В предложении имена прилагательные являются …: Хорошую книгу читать не в тягость, а в радость; Книга мала, а ума придала.
На первом уроке изучения той или иной части речи учащиеся выполняют частичный морфологический разбор :
– имен существительных в пословицах: Кончил дело, гуляй смело. Назвался груздем, полезай в кузов. Своя земля и в горсти мила. Доброе слово и кошке приятно;
При изучении морфологических признаков названных частей речи школьники также выполняют частичный морфологический разбор, определяя, например, одушевленность – неодушевленность, склонение, падеж, число имен существительных; вид, время, спряжение глаголов. Например:
– Вставьте пропущенные буквы, определите спряжение всех глаголов:
Без молотка, без топора Мосты стро…т.
С умом больше сдела…шь, чем одной силой.
Труд человека корм…т, а лень порт…т.
Полный морфологический разбор учащиеся проводят на завершающем этапе изучения части речи.
Приемы, применяемые для достижения поставленных задач на уроке: эвристическая прием сравнения, применение наглядных средств, компьютерной презентации, работа по заданному плану, дифференцированная, самостоятельная деятельность обучающихся на уроке, взаимопроверка.
Презентация: Морфологический разбор имени существительного.
Готовя детей к выполнению ВПР стараюсь как можно чаще уделять внимание приёмам, направленным на формирование умений проводить морфологический разбор частей речи. У всех детей 4 класса есть тетради «Практикум по выполнению типовых заданий по русскому языку». Часть заданий выполняем в классе, а часть даю для самостоятельной работы дома. Для выполнения морфологического разбора у детей есть памятки - схемы:
Презентация : Памятки
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.