ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Оценка 5

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Оценка 5
Занимательные материалы +1
doc
русская литература +1
5 кл—10 кл
11.11.2018
ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников. Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания.
Эффективные методы.doc
МОУ Соляновская СОШ Доклад ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Выполнила: Учитель 1 категории Якушева В.В. Соляная 2011 год ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ Эффективные методы преподавания литературы и русского языка – это методы, позволяющие давать ученикам твердые знания, активизирующие познавательные способности учеников. Для того, чтобы процесс обучения был успешным, учитель должен из арсенала приемов и методов выбрать такие, которые позволят ученикам развивать творческие способности, обогащать знаниями, воспитывать и стимулировать процесс обучения и воспитания. На уроках литературы очень важно развивать монологическую речь учащихся. Для реализации этой задачи необходимо давать задания для аргументированного ответа (проблемный вопрос и доказательства). На начальной стадии этой работы учитель должен помочь ученику составить план устного выступления, помочь подобрать доказательства. Чтобы помочь ребятам овладеть грамотной устной речью, нужно давать творческие задания – готовить сообщения, отзывы о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах. Подготовка к докладам и их прочтение позволят ученикам не только повысить культуру монологической речи, но и приобщат к научной и исследовательской деятельности. Целесообразно применять метод интервью при изучении биографии писателя. Все необычные, свежие приемы обучения привлекают внимание учеников к изучаемому материалу. Развитие монологической речи учащихся осуществляется в основном на уроках русского языка и литературы, истории и географии. Для развития монологической речи учащихся рекомендуется давать задания для аргументированного ответа, в котором приводятся аргументы ( доказательства), подтверждающие правильность тезиса, заключенного в вопросе. Для развития речи учеников рекомендуется давать сообщения по опережающему обучению, написание отзывов о прочитанных книгах и просмотренных кинофильмах, особенно экранизацию литературных произведений., написание докладов и интервью. На уроках русского языка для развития монологической речи учащихся целесообразно вести работу над речевыми нормами языка, для этого нужно давать упражнения и задания по исправлению речевых ошибок. Большую ценность имеет лексическая работа по выяснению знаний словосочетаний типа «Четвертое лишнее» (1), коллега по работе,/(2), памятный сувенир (3), снится во сне (4).. Для развития речи на уроках русского языка необходимо составлять рассказы по изученной теме, например, «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием», «Падежные окончания имен существительных». Составление таких рассказов позволит ученикам не только развивать речь, но и закреплять теоретические знания по данным темам. Эффективными методами преподавания на уроках русского язык являются творческие и распределительные диктанты, когда учитель читает текст, а ученики выписывают не глаголы из этого диктанта, а образованные от этих глаголов причастия, деепричастия и распределяют их по столбикам в тетради. Неоценимую ценность представляют лингвистические разминки – осложненный словарный диктант. Когда ученики пишут вместо диктуемого учителем слова словосочетание с этим словом. Большую образовательную ценность представляют синтаксические пятиминутки- ученики не только проводят синтаксический разбор предложений, но и составляют схемы этих предложений., составляют предложения по данным учителем схемам. Например, 1) О:О,О и О..2)О ,но О и О,о.3)О и о, О и О. Эффективным приемом обучения является творческое списывание упражнений, когда ребята вводят в текст упражнения причастные обороты, вводные слова, однородные члены и т.д. Можно также по составленным схемам сложного и простого предложений придумать предложения, выделить грамматическую основу, расставить недостающие знаки препинания. Очень ценный вид работы - составление таблиц на уроках русского языка по обобщающим темам, например , «ь» в именах существительных, прилагательных и глаголах. Ученики не просто вставляют где нужно «ь», но ставят слово в нужный столбик таблицы, осуществляя таким образом анализ и синтез изучаемых частей речи. Высокой эффективностью отличаются задания соревновательного характера, например блиц- турниры (объяснить лексическое значение слова, ответы произносить быстро и четко): Абонемент- право пользоваться телефоном, книгами и т.л. в течение определенного времени. Абонент- лицо, пользующееся абонементом Брокер- посредник при заключении сделок на бирже, специализирующийся по определенным видам товаров и услуг. Дебитор- должник. Импорт- ввоз товаров из-за границы. Приватизация- передача государственной собственности в частную. Маклер- посредник при заключении торговых сделок. Лавировать- действовать хитро, искусно, избегая конфликтов и осложнений. Рейтинг- степень популярности. Электорат- избиратели Наверное, применение дидактических игр как никакой другой вид обучения отличается эффективностью и любовью ребят к этому виду деятельности на уроке. Игра-считалочка «Слово пол- и слово -полу .Читаем со слайда хором. Если выделенное слово писать через дефис – встаем, если слитно – сидим. Жила веселая семья: три забияки воробья. На тротуаре всей семьей они ведут смертельный бой: У воробья-соседа отбили (пол) обеда. А у синицы-крошки украли (пол) лепешки, У строгой утки-мамы стащили (ПОЛ)банана, (Пол) яблока, (пол) груши, у мышки (пол) ватрушки. Отбили –и взлетели подсчитывать потери. Отец чирикает: «Добро! Мы, воробьи, упрямы- У сына выдрали перо и (пол) хвоста у мамы. Взгляните: на кого похожи!» Смеялось (ПОЛ) Москвы, как «похудели»их хвосты. «Угадай слово» Хорошо отрабатывает навык морфемного разбора слов. «Изюминка» в том, что задание учитель готовит только на начальном этапе, а потом это с успехом будут делать сами ребята. -Какое слово я загадала, если в нем такое же окончание, Как в слове КОНЬ? - В нем такая же приставка как ив слове ЗАБЛУЛИЛСЯ. -В нем такие же суффиксы ,как в слове ЧИТАЛА. В нем такой же корень как в слове ПЕРЕБЕЖЧИК. Считалочка «Частицы» Бы, ли, же, Неужели, разве, не, Ишь, лишь, бишь, Пусть ,да, вишь, Даже, именно, Как ни, Вот, вон ,раз, И просто ни. Все частицы повтори, В центр круга выходи! Анаграммы 1) Придумайте новые слова, состоящие из тех же букв, но расположенных в другом порядке: атлас (салат), акт (так), адрес (среда) ,армия (Мария), автор (товар), аист (стаи), араб (раба), арфа (фара). 2) Придумайте новые слова, состоящие из этих же букв, но расположенных в другом порядке : атлас ( салат), акт (так),адрес (среда), армия (Мария) , автор (товар), аист (стаи) , араб (раба), анис (сани), арфа (фара). Морфологические шарады: 1 Корень тот же , что в слове « сказка», Суффикс тот же, что в слове «извозчик», приставка та же , что в слове «расход» (рассказчик) 2 Корень тот же , что в слове отдавать», приставки взяты из слов «преграда» и «посылка», суффикс и окончание взяты из слова «знание» (преподавание). Волшебная цепочка Замените одну букву в словах: Палка, балка, галка; печка-речка, почка; пень –день -тень- лень ;порт-сорт- корт –торт; пол- -вол – кол; кот –кит . Третий лишний Найдите лишнее слово: Желток, железо, желтый. Носильщик, нос, носатый. Часовщик, часть , час. Печурка, печать, печка. Циркуль, циркач, цирк. Загадки –складки ( при изучении пословиц ) 1) Дружнее этих двух ребят На свете не найдешь, О них обычно говорят : Водой ……. 2) Мы исходили в городок Буквально вдоль и …… И так устали мы в дороге, Что еле……. 3) Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки, Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь……. 4) Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес, кто …… Ребята слушать их не станут: От этой песни ….. Пословицы шутят Пословица, тебя мы знаем, Но не такою ты была: Неужто буква озорная Вновь чье-то место заняла? Два сапога – тара, трус кормит, а лень портит; ус хорошо – два лучше; нашла коза на камень; голод –не щетка; первый клин комом; один в золе не воин; правда глаза полет; трус своей лени боится; крутится как булка в колесе; жди у горя погоды; полк в овечьей шкуре Фразеологический зверинец Вместо точек вставьте названия животных: Голоден как …. Хитер как … Труслив как…. Здоров как…. Колючий как…. Нем как… . Грязный как… Лексическая беседа «Кушать или есть»? (По культуре речи) Если вам предложили поесть, а вы уже пообедали, что вы ответите : «Я уже покушал» или «Я уже поел»? К.И.Чуковский в книге «Живой как жизнь» вот что писал по этому поводу : «С казать о себе: я кушаю – это все равно, что сказать: я настолько великодушен, что снисходительно вкушаю мою пищу». Чем же нехорош глагол «кушаю»?Глагол как глагол. Надо только знать, когда его можно употреблять. Это считается недостатком воспитания. При «Я» лучше использовать глагол»есть» :поел, ел, буду есть. А вот с местоимением ты, вы, она глагол «кушать, покушать». Шуточные вопросы-загадки Название какого распространенного дерева состоит из четырех предлогов? (с-о-с-на), Из каких двух предлогов можно составить домашнее животное? (к- от) Веселая постановка двоеточия в предложении Двоеточие глазастое Ходит знаниями хвастается: Так и хочется ему разъяснить нам что к чему. Веселая грамматика (разграничение частей речи) Существительное школа, Просыпается - глагол, С прилагательным веселый Новый школьный день пришел. Встали мы – местоименье, Бьет числительное семь. За ученье , без сомненья, Приниматься надо всем. Мы наречием отлично На уроках дорожим, Соблюдаем мы привычно Дисциплину и режим. НЕ и НИ у нас частицы, Нам их надо повторять. И при этом не лениться И ни часу не терять! После школы, как известно, Мы катаемся в санях, Здесь особенно уместны Междометья «ох» и «ах». А потом у теплой печи повторяем части речи! Соедини карточки В одной стопочке карточки с названиями частей речи , а в другой слова разных частей речи (народ, копировать, превосходный, глядеть, дышащий, возмутив и т.д.) Ученик должен на карточку с названием части речи положить слово, соответствующее этой части речи. При обобщающем повторении эффективным является проведение всевозможных викторин по тексту изученных произведений. Викторины Чей портрет? «Был сух в кости, хром, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной мсти борода и усы». (Пантелей Прокофьевич Мелехов из «Тихого Дона» Кто автор стихов? «Вечер черные брови насопил, Чьи-то кони стоят у двора..» Фразеологические турниры, интеллектуальные ринги, ролевые игры, игры «подбери себе пару» способствуют более крепкому усвоению изучаемого материала и имеют высокую эффективность. Список использованной литературы: 1. Н.В.Апатова « Информационные технологии в школьном образовании»Москва «Просвещение» 1994 «Просвещение» 1992 2. С.Ф.Занько « Игры и учение» Москва 3. Ю.Л.Азаров «Игра и труд» Москва «Дрофа» 2004

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.11.2018