Эффективные способы формирования навыка осознанного чтения у обучающихся с нарушением слуха
Проблема осознанного чтения текста – одна из актуальных проблем не только уроков литературы, но и других учебных предметов в школе для детей с нарушением слуха. Снижение слуховой функции, речевое недоразвитие слабослышащих обучающихся, особенности развития их мыслительных процессов и особенности осмысления ими читаемых текстов – всё это затрудняет понимание обучающимися прочитанного текста, определение его сюжета, композиции, идейного замысла, характеристики героев, оценку их поступков, установление причинно-следственных связей между поступками героев и их характеристикой.
Учеными выявлена специфика речевого развития слабослышащих, отмечены трудности осмысления читаемого произведения, определены пути и средства коррекционной работы на уроках чтения (Р. М. Боскис, К. В. Комаров, Л. В. Назарова, Л. В. Николаева). Значительных успехов достигла методика, в которой сочетаются различные методы работы при изучении художественных текстов (М. И. Никитина). Сурдопедагогами выявлены уровни восприятия литературных произведений слабослышащими обучающимися (М. И. Никитина). Исследованы речевые высказывания слабослышащих школьников на уроках чтения (А. А. Штойко).
Однако единый подход к формированию целенаправленной читательской деятельности слабослышащих школьников в сурдопедагогике отсутствует. Недостаточная теоретическая разработанность и отсутствие необходимого методического оснащения делает чрезвычайно сложным для учителя специальной школы решение задачи формирования квалифицированного читателя, читателя, который обладает навыками читательской деятельности: владеющего читательскими умениями, обладающего навыком сознательного чтения. Сознательность чтения обусловлена многими факторами: пониманием школьниками содержания читаемого текста, его образов и роли использованных художественных средств, а также правильным собственным отношением обучающегося к изображаемому автором событию или явлению.
В связи с этим одной из главных целей урока литературы становится формирование и развитие навыка осмысленного, осознанного чтения художественного текста, которое подразумевает под собой формирование и развитие умения анализировать текст; обсуждать прочитанное, высказывать свое отношение к тому или иному событию, персонажу.
Решению задачи формирования и развития навыка осознанности чтения способствует применение следующих приемов.
При изучении объемных или трудных по содержанию и проблематике произведений удачно включение в содержание ежедневной фонетической зарядки речевого материала, связанного с изучаемым автором и произведением.
На организационном этапе урока для создания положительной настроя на урок, нацеливания на серьезную работу требуется повторение основных правил работы на уроке литературы:
Слушаем (как?) внимательно.
Говорим (как?) четко, внятно.
Работаем (как?) активно, вдумчиво.
Отвечаем (как?) предложениями.
Читаем (как?) выразительно, без ошибок.
Кроме этого, упорядочить деятельность обучающихся на уроке помогает составление плана работы над произведением, который оформляется на доске.
Перед изучением литературного произведения необходимо рассмотреть
- историю его создания (когда написано произведение?). Это готовит обучающихся к восприятию языка произведения, определяет объем словаря к нему.
- жанр произведения, определяющего количество героев, сюжетных линий в произведении, объем произведения, стиль речи.
- словарь к произведению. В зависимости от трудности и объема изучаемого произведения возможно использование различных формы работы:
- предъявление словаря в готовом виде (на начальном этапе): слово+ лексическое значение;
- предъявление слов без лексического значения и самостоятельное их определение обучающимися;
- самостоятельное составление словаря;
- определение соответствий между словом и его лексическим значением;
- нахождение слова по его лексическому значению;
- кроссворды;
- слова с пропусками;
- лото и другие.
Обязательным условием является не только определение лексического значения слова, но и рассмотрение его в контексте произведения .
Составление словаря в некоторых случаях не предшествует работе над текстом, а происходит в ходе его чтения.
Деятельность, обозначенная выше, способствует соответствующему психологическому настрою обучающихся перед изучением произведения: произведение уже не пугает своей неизвестностью, объёмом, трудным содержанием.
В ходе изучения литературных произведений особенно продуктивным является применение элементов технологии продуктивного чтения. В коррекционной школе применение этой технологии можно считать своеобразной инновацией, так как в современных источниках ее применение на уроках литературы для детей с нарушением слуха не описано. На уроке учитель организует своеобразное исследование литературного текста, основанное на умении правильно извлекать информацию из него. Такая работа в силу психофизических особенностей обучающихся с нарушением слуха крайне затруднительна, но возможна, при этом способна принести положительные результаты осознанности изучаемого произведения.
Продуктивное чтение - это целенаправленно организованный поиск информации в прочитываемом тексте.
1 этап реализации этой технологии – работа с текстом до чтения.
Цель этапа - развитие важнейшего читательского умения – анципации - умения предполагать, прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, содержанию.
Главная задача - вызвать у ребенка желание, мотивацию прочитать произведение.
Например, перед изучением поэмы М. Ю. Лермонтова «Песня про купца Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца «Калашникова» изучаем жанр произведения – историческую поэму. До этого уже изучался отрывок из поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник», поэтому обучающиеся уже знают, что такое поэма (определение записано в тетрадь, но своими словами дети говорят, что это рассказ в стихах, в котором автор выражает свое отношение к описываемым событиям). Также школьники уже знают, что в рассказе описывается одно событие из жизни героя. Значит, в «Песне...» будет рассказана какая-то история. Чья?
Обращаем внимание на заглавие произведения. С 6-го класса мы знаем, что любой текст можно озаглавить на основе темы или идеи текста. Определяем, какой способ использовал М. Ю. Лермонтов (на основе темы текста). Значит, кто главные герои текста?
Царь Иван Васильевич
Опричник
Купец Калашников
Далее выясняем, кто такой Иван Васильевич? И тут же необходимо напомнить о том, что поэма историческая. Из темы «Предания», которую школьники изучали в этом году в разделе «Устное народное творчество» они знают, что поэма историческая потому, что в ней есть историческое лицо. Поэтому они сразу говорят, что Иван Васильевич – это царь Иван Грозный (мы читали о нем в предании «Воцарение Ивана Грозного»).
- Где жил царь? (в Москве)
Далее по толковому словарю определяем значение слов опричник и купец. Словарная статья указывает на эпоху, в которую жили опричники и купцы.
Отсюда закономерен следующий вопрос: о событиях настоящего или прошлого будет история? (время действия – эпоха Ивана Грозного). В подтверждение этого необходимо напомнить о том, что поэма историческая, а значит, описанные события произошли на самом деле.
- А как Лермонтов узнал об этом? Определяем источник информации (бабушка рассказала, учителя рассказали, сам прочитал и другие источники).
Действительно, М. Ю. Лермонтов прочитал «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина, из которой узнал историю чиновника Мясоеда-Вислого, чью жену обесчестил любимый опричник Ивана Грозного.
Таким образом, обучающиеся самостоятельно делают вывод о том, что история будет о событиях прошлого, которые произошли во время правления Ивана Грозного, т.е. определяют историческую основу произведения.
Следующий вопрос, почему у опричника нет имени (совершил плохой поступок, и автор поэтому не хочет называть его имени).
- Какой плохой поступок совершил (обесчестил жену купца Калашникова).
- Значит, кто еще главный герой? (Жена Степана Парамоновича Калашникова).
- Почему ее имени нет в названии? (произошедшее с ней постыдно).
- Почему Калашников удалой? (сильный, наверное, наказал опричника за жену).
Итак, эта игра в детективов позволила нам перед прочтением произведения сделать первые выводы: события произведения происходят в Москве в эпоху правления Ивана Грозного. Главные герои произведения Иван Васильевич, его опричник (т.е. воин из дворян), купец Калашников (торговец), его жена. Опричник обесчестил жену Калашникова, и купец опричника за это наказал.
Проверим, правильно ли мы предположили. А для этого будем читать и осмыслять текст. У обучающихся уже создана мотивация -выяснить, правильные ли выводы они сделали, изучить подробности произошедшего и узнать, как закончилась история.
После такой работы идет постановка целей урока. В ходе дальнейшего чтения будет происходить выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с окончательными выводами по тексту. Дальнейшее комментированное чтение текста подтвердит наши предположения, а воспитанники от этого получат удовлетворение, уверятся в своих исследовательских способностях.
2 этап – чтение текста, составление его сюжета, беседа по содержанию текста. Его цель - понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки). Главная задача - обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами. Решению этих задач способствуют четко сформулированные вопросы по содержанию, характеристике героев, по нахождению заданных отрывков в тексте, проблемные вопросы, а также построение плана произведения, определение сюжета, работа с иллюстрацией, построение логических цепочек, запись промежуточных выводов, беседа по содержанию в целом, обобщение прочитанного, выявление совпадений первоначальных предположений обучающихся с окончательными выводами по тексту, обращение в случае необходимости к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение, постановка к тексту обобщающих вопросов.
3 этап – после чтения. Цель этапа - корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом. Задача - обеспечить углубление восприятия и понимания текста. На этом этапе происходит коллективное обсуждение прочитанного, формулировка основной идеи текста, обсуждение смысла заглавия, обращение обучающихся к готовым иллюстрациям, соотнесение видения художника с авторским и собственным представлением, выполняются творческие задания, опирающиеся на одну из сфер читательской деятельности: эмоции, воображение, осмысление содержания, художественные формы.
Применение нового подхода к организации уроков литературы с использованием технологии продуктивного чтения способствует более эффективному развитию устной речи обучающихся, повышает осознанность чтения, стимулирует интерес воспитанников к урокам литературы. В результате такой работы обучающиеся оказываются подготовленными к активному чтению текстов различных жанров.
Для формирования навыка осознанного чтения у обучающихся с нарушением слуха необходимо учитывать следующие факторы:
1. Мотивация обучающихся.
2. Предварительная подготовка к изучению произведения.
3. Эмоциональный настрой.
4. Доступность содержания урока.
5. Посильность вопросов и заданий для анализа текста.
6. Разнообразные формы работы на уроке.
7. Опора на наглядность.
8. Умение слушать каждый ответ обучающихся, организация диалога-спора.
9. Неоднократное проговаривание ключевых ответов на вопросы, выводов.
10. Своевременность записи сделанных на уроке выводов.
11. Связь с жизнью.
12. Продуманность домашнего задания.
13. Организация работы обучающихся с домашним заданием во время самоподготовки.
14. Грамотная организация этапа повторения на каждом уроке.
Список литературы:
1. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушенным слухом. М: Просвещение, 1988 – 128с.
2. Красильникова О. А. Концепция литературного развития младших слабослышащих школьников // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. № 14 / том 6 / 2006.
3. Красильникова О. А. Система работы по формированию умений глухих школьников создавать высказывание с элементами рассуждения на уроках чтения в начальной школе // Инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с нарушенным слухом. СПб.: Образование, 1997. – С. 34-43.
4. Красильникова О. А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха. М.: Академия, 2005в. – 270с.
5. Никитина М. И. Пути совершенствования литературного образования слабослышащих учащихся. Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979. – 64с.
Работа содержит информацию об эффективных способах формирования навыка осознанного чтения у слабослышащих обучающихся на уроках литературы. Особое внимание в работе отводится описанию применения технологии осознанного чтения на уроках литературы в классе для обучающихся с нарушением слуха
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.