Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
чтение
1 кл
07.03.2019
Для успешного обучения, ребёнку необходимы хорошие читательские умения. Именно поэтому, в период обучения самостоятельному чтению, так важно использовать интересные, а главное эффективные методы смыслового чтения. Существует огромное множество различных методов и способов, но наиболее результативные будут описаны в данной статье.
Проект - Скитибог П.В..docx
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у
учащихся
Содержание
Введение...................................................................................................................3
Эффективные технологии формирования смыслового чтения у учащихся........5
1.Смысловое чтение – как понятие......................................................................5
2.Методы и приёмы формирования смыслового чтения в начальной школе...7
Заключение.............................................................................................................11
Литература.............................................................................................................12
Приложение............................................................................................................13
Приложение 1.........................................................................................................13
Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для
систематизации имеющейся информации и выявления областей
недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет
фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия
группируются и между ними устанавливаются логические связи.....................13
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей
стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют
всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему
добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный
прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и
анализировать, выделяя основное.......................................................................13
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В
центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием
прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения,
выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной
темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться
менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и
расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории,
обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом
материале...............................................................................................................13
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен
на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно
использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это
позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее
отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей
информации............................................................................................................14
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей
систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные
суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение,
сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций,
способности к творческой переработке информации.........................................14
Рассмотрим применение кластера на уроке русского языка. На уроках
русского языка прием составления кластера допустимо использовать на
разных этапах. Последовательность действий при создании кластера проста и
логична:...................................................................................................................14
1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово
или предложение, которое является «сердцем» темы;......................................14
2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты,
образы, понятия, подходящие для данной темы;................................................14
3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами
(прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым
понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются
«спутники», устанавливаются новые логические связи.....................................14
Например, при закреплении темы «Имя существительное» дети в течение
урока составляют кластер:....................................................................................15
2 Введение
Начальная школа – особый этап в жизни ребенка. Он связан с
формированием у школьника основ умения учиться и способности к
организации своей деятельности. И именно читательские умения обеспечат
младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые
знания, а в дальнейшем создадут основу к самообучению и самообразованию.
Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе
усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над
правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь
поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у
учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло
максимально извлекать информацию и понимать её.
В настоящее время Федеральные государственные образовательные
стандарты начального общего образования включают в метапредметные
результаты освоения основной образовательной программы в качестве
обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно
строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и
составлять тексты в устной и письменной формах» [4, С.6].
Посредством смыслового чтения на каждом уроке школьники учатся
понимать и преобразовывать учебную информацию,
добывать,
представленную в различных формах. Так смысловое чтение вначале
выступает как предмет обучения, а затем становится результатом и средством
обучения и развития детей.
3 Таким образом, данная проблема является актуальной в современной
школе, и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен
закладываться навык смыслового чтения.
Учитывая важность данной работы, определена цель работы –
выявление наиболее эффективных технологий формирования смыслового
чтения у младших школьников.
Отсюда вытекают следующие задачи:
1. Определить понятие смыслового чтения в педагогической и научной
литературе.
2. Проанализировать используемые в педагогике технологии по
формированию навыков смыслового чтения.
3. Выделить эффективные методы и приемы работы по формированию
смыслового чтения.
4 Эффективные технологии формирования смыслового чтения у учащихся
1. Смысловое чтение – как понятие
Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается
понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения [3,
С.8]. Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять
содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную
информацию. Это внимательное вычитывание и проникновение в смысл с
помощью анализа текста. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у
него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь
письменная. Смысловое чтение не может существовать без познавательной
деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся
необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою
осмысливать информацию,
т.е.
осуществлять
систему образов,
познавательную деятельность.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст,
необходимо
на
содержание. Поскольку смысловое чтение является метапредметным
оценку информации,
откликнуться
дать
навыком, то оно предполагает формирование следующих умений:
выявлять в тексте слова и выражения, значения которых непонятно, и
осознавать потребность в выяснении их смысла;
пользоваться сносками и школьным толковым словарём;
отвечать на вопросы по содержанию словами текста;
определять эмоциональный характер текста;
5 выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова;
опираться на авторские ремарки для характеристики персонажей;
определять мотивы поведения героев путём выбора правильного ответа
из ряда предложенных;
уметь прогнозировать содержание читаемого;
осознавать авторское и собственное отношение к персонажам;
формулировать тему небольшого текста;
работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных,
озаглавливать текст или рисунок, прогнозировать содержание по
заголовку и составлять высказывания по заданному заголовку;
выявлять смысловой и эмоциональный подтекст;
определять идею произведения путём выбора из ряда пословиц той,
которая наиболее точно выражает главную мысль;
находить главную мысль, сформулированную в тексте;
определять характер книги (тему, жанр, эмоциональную окраску) по
обложке, заглавию, рисункам [5, С. 45].
Психологи выделяют несколько уровней понимания текста, которые
связаны с вычитыванием разных видов текстовых информаций: фактуальной,
подтекстовой, концептуальной. [1, С.98]
Первый, самый поверхностный – это понимание фактов, того, о чём
говорится, воспроизведение описаний событий, героев, места и времени
действия, т.е. вычитывание только фактуальной информации.
Следующий уровень характеризуется пониманием не только того, о чём
говорится, но и установление связей, отношений, причин, следствий, скрытых
за словами текста, а именно – подтекста.
Третий уровень предполагает осознание читателем общего настроения
произведения, отношения автора к описанным событиям, персонажам, его
оценок, а также осознание своего собственного отношения к тому, что
написано и как написано, т.е. вычитывание концептуальной информации.
После длительных исследований психологи получили модель «идеального»
читателя, которая помогает понять какие навыки и умения необходимо
развивать для формирования осознанного чтения.
6 Таким образом, опираясь на данную информацию, мы можем выделить
наиболее эффективные методы и приёмы формирования смыслового чтения,
существующие в начальной школе.
2. Методы и приёмы формирования смыслового чтения в начальной школе
В целях личностного и познавательного развития обучающихся и
достижения социально желаемого результата становления разных видов
чтения на всех уроках используются следующие приёмы и способы работы:
1) анализ учебных заданий, инструкций, развитие умений вчитываться в
задание, выделять ключевые слова, понимать и принимать смысл задания и
«переводить» каждое задание в самоинструкцию, в алгоритм действий;
2) вычитывание и обобщение информации, перевод информации в таблицы,
диаграммы, рисунки, схемы, чертежи и т.п.
3) выполнение письменных заданий (ответ на поставленные вопросы);
высказывание своей точки зрения; приведение доводов как в поддержку
высказанного утверждения, так и в его опровержение; объяснение различных
ситуаций с помощью текста; доказательство высказанной чьейлибо точки
зрения с опорой на прочитанный текст.
Рассмотрим несколько методических приемов, которые можно
использовать на любом уроке [2, С.30]
1. Приём «тонкие» и «толстые» вопросы. «Тонкие» вопросы – вопросы,
требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы –
вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет
формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три
«тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом.
7 Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких»
вопросов.
2. Приём «Составление краткой записи задачи». Формируется умение
целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести
обсуждение в группе.
3.
Приём «Составление вопросов к задаче». Анализ информации,
представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка
вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все
имеющиеся данные; останутся не
дополнительные данные.
использованные
данные;
нужны
4. Приём «Вопросы к тексту учебника». Стратегия позволяет формировать
умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать
вопросы.
5. Приём «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка
вопросов.
Блума». Шесть
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какието факты, вспомнить,
лепестков
шесть
–
типов
воспроизвести некую информацию. Применяются на традиционных формах
контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь,
что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, помоему,
вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной
связи ученику относительно того, что он только что сказал. Очень важно эти
вопросы задавать без негативной мимики.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова
«Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут
восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других
случаях – направлены на установление причинноследственных связей. Если
учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного
8 данный тип вопроса
«превращается» в простой.
«срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент
Следовательно,
самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его
формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза.
«Что бы изменилось в …., если бы ….?», «Как вы думаете, как будет ….?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки
тех или фактов. «Чем …… отличается от ……?» и т.д.
направленные на установление
Практические вопросы. Это вопросы,
взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни
вы могли наблюдать симметрию?».
6. Приём «Инсерт». Это маркировка текста по мере его чтения. Применяется
для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в
увлекательное путешествие. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже
знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. Читая, второй
раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. Уже знал (V) Узнал новое
(+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?). Записи делают краткие, ключевые
слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь миниконспект. После
заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме
беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то учитель овечает на них,
предварительно выяснив не может ли ктото из обучающихся ответить на
Этот приём способствует развитию умения
возникший вопрос.
классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять
новое.
7. Приём «Кластер». Кластеры используются для структуризации и
систематизации материала. Кластер – способ графической организации
учебного материала, суть которой заключается в том, что в середине листа
записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а по сторонам
9 от него фиксируются идеи (слова, рисунки), с ним связанные. Наполняют эти
ключевые понятия, выражения, формулы необходимой информацией (см.
Приложение 1).
8. Приём «Ключевые слова». Это слова, по которым можно составить рассказ
или определение некоторого понятия.
9. Приём «Верные и неверные утверждения». Универсальный прием,
способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной
деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в
мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока.
Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение
анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям
предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно
– «+», не верно – «».
10. Приём «Верите ли вы…». Проводится с целью вызвать интерес к изучению
темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста
по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.
11. Приём «Синквейн». Развивает умение учащихся выделять ключевые
понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания и
творческие
«Синквейна»:
проявлять
существительное (тема); два прилагательных (описание); три глагола
Структура
способности.
(действие); фраза из четырёх слов (описание); существительное
(перефразировка темы).
Успешность освоения речемыслительными навыками смыслового
чтения оценивается с помощью контрольноизмерительных материалов,
составленных на основе предметных и метаппредметных знаний и умений.
Чтобы учащиеся успешно справлялись с этими заданиями, необходимо
начинать работу по развитию разных видов смыслового чтения с 1 класса на
уроках и во внеурочной деятельности.
10 Заключение
На успеваемость школьников влияет множество факторов. Фактором
номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое
чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных
задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль,
формирование собственной точки зрения.
Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом
направленная на формирование навыков смыслового чтения, является
приоритетной задачей в работе учителя начальных классов.
При формировании смыслового чтения выступают не только
художественные произведения, но и текстовая и нетекстовая информация
учебников, дополнительной литературы по всем учебным дисциплинам в
начальной школе. Учитывая стратегии современных подходов к чтению,
можно порекомендовать учителям следующее:
выбирать наиболее рациональные
виды чтения для
усвоения учащимися нового материала;
11 формировать у учащихся интерес к чтению путем внедрения
нестандартных форм и методов работы с текстом;
определять характер деятельности различных групп учащихся
при работе с учебником;
предвидеть возможные затруднения учащихся в тех или иных
видах учебной деятельности;
повышать уровень самостоятельности учащихся в чтении по мере
их продвижения вперед;
организовывать различные виды деятельности учащихся с целью
развития у них творческого мышления;
обучать самоконтролю и самоорганизации в различных видах
учебной деятельности.
Литература
1. Апальков В. Г. «Формирование смыслового чтения – необходимое
условие развития метапредметных компетенций» [Электронный ресурс]
– М. [2013] Режим доступа: www.gazpromschool.ru/teachers/
2. Бондаренко Г.И. Развитие умений смыслового чтения в начальной
школе / Г.И. Бондаренко // Начальная школа плюс: до и после //
Электронный ресурс – М. [2015] Режим доступа: URL: www.school
2100.ru
3. Соболева О. В. Беседы о чтении, или как научить детей понимать текст
– М.: Баласс, 2012. – 39 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО
[Электронный ресурс] М. [2016] Режим доступа: www.edumurman.ru
5. Чиндилова,
Технология продуктивного чтения как
образовательная технология деятельностного типа // Начальная школа
О.В.
Плюс До и После – 2012. – № 8. – С. 4447.
12 Приложение
Приложение 1
Прием кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова
для систематизации имеющейся информации и выявления областей
недостаточного знания. На стадии осмысления кластер позволяет
фиксировать фрагменты новой информации. На стадии рефлексии понятия
группируются и между ними устанавливаются логические связи
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде
общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети
фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе
урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим
цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать,
дополнять и анализировать, выделяя основное.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми
линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие
идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже
вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее
значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и
13 расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории,
обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом
материале.
В зависимости от способа организации урока, кластер может быть
оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно
использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это
позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить
общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей
систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные
суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение,
сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных
знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций,
способности к творческой переработке информации.
Рассмотрим применение кластера на уроке русского языка. На уроках
русского языка прием составления кластера допустимо использовать на
разных этапах. Последовательность действий при создании кластера проста и
логична:
1) посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое
слово или предложение, которое является «сердцем» темы;
2) вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи,
факты, образы, понятия, подходящие для данной темы;
3) по мере записи появившиеся слова соединяются разного рода
символами (прямыми линиями, векторами, арифметическими знаками) с
ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже
появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
14 Например, при закреплении темы «Имя существительное» дети в
течение урока составляют кластер:
Падеж
Склонение
Род
Кто? Что?
Подлежащее
Имя
существительное
Предмет
Число
Части речи
Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность
проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой
деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в
образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют
обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного
достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.
15
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Эффективные технологии формирования навыков смыслового чтения у учащихся
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.