Оглавление
Введение 2-4
Основная часть 4-8
а) поиск информации и материалов
б) биография
в) боевой путь
г) практические задачи
Заключение 8-10
Список литературы 10
Приложения
Введение
Однажды в нашем классе урок мужества провёл А Б Коломеец, председатель боевого братства. В душу запал его рассказ о дедушке, герое ВОВ. Я задумалась, какой след оставила война в моей семье. Так появилась тема моего исследования «Эхо войны в моей семье». Великая Отечественная война кардинально повлияла на дальнейший ход истории России и не только. В настоящее время актуальность темы войны, патриотизма возрастает в связи с последними событиями, происходящими на Украине. Некогда единый народ — русские и украинцы — стали враждовать, и эта вражда приносит множество разрушений, гибнут ни в чем не повинные люди, что может привести к неисправимым последствиям. Тема Великой Отечественной войны никогда не перестанет волновать людей, тревожа старые раны и душу болью сердца. Память и история в ней слились воедино. Война… Как много говорит это слово. Война - это горе, слезы. Война- страдание матерей, сотни погибших солдат, сотни сирот и семей без отцов, жуткие воспоминания людей. Солдаты служили честно, без корысти. Они защищали Отечество, родных и близких. Огромное количество солдат осталось лежать в чужой земле, сколько пропало без вести, сколько вернулось домой искалеченными на всю жизнь. Сколько людей побывало в плену, пережило унижение на оккупированной фашистами территории. А сколько невинных стариков, женщин, детей было замучено в лагерях смерти.
Цель: изучить жизненный и боевой путь моего прадедушки в ходе Великой Отечественной войны.
Задачи:
собрать материалы семейного архива и воспоминания членов семьи;
отыскать сведения о местах службы, ранениях, наградах прадеда;
изучить сохранившиеся документы и фотографии в семейных архива прадедушки;
изучить интернет-ресурсы, поиск информации в электронных банках документов «Подвиг народа», «Память Народа», «Дорога памяти»;
на основе изучения источников составить рассказ о жизни и подвигах прадеда;
оформить презентацию по теме и лэпбук «Знаем! Помним! Гордимся!».
Предмет исследования: семейные архивы, документы, фотографии электронный банк документов «Подвиг народа», «Память Народа», «Дорога памяти».
Объект исследования: личность моего прадеда, Клюшина Константина Михайловича.
Методы исследования:
Опрос родственников о жизни моего прадеда;
анализ документов из архива моей семьи и на сайта «Память народа»;
анкетирование и опрос сверстников;
анализ и обобщение собранной информации.
Гипотеза: память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и передавать информацию своим потомкам.
Актуальность темы исследования состоит в том, что, изучая историческое прошлое нашей страны на примере героических подвигов нашего российского народа – молодое поколение приобщается к нравственным ценностям патриотизма и уважения к истории своей страны. Сохранению памяти о героях Великой Отечественной войны.
Новизна полученных данных состоит в том, что собранный материал позволяет узнать судьбу моего прадеда в ходе Великой Отечественной войны.
Библиографические источники:
В ходе исследования были изучены семейные архивы, фотографии, архивы ресурсов сети Интернет, наградные листы, приказы о награждении, взяты во внимание рассказы родственников, книги о героях Великой Отечественной войны, книга Ордена и медали СССР, географические карты.
Большая книга вопросов и ответов. фактов. М., 2006.
Великая Отечественная война 1941—1945. Военно-исторические очерки. Кн. 2. М., 1998.
"История Великой Отечественной Войны Советского Союза 1941-1945" под ред. Поспелова П.
Основная часть
И каждого задело за живое
То время, что настигло нас тогда,
И встали предки на защиту,
Ведь Родина у нас одна!
Начали поиск фотографий, документов с мамой. И тут столкнулись с проблемой: в нашей семье нет даже фотографий прадеда, давно нет в живых и деда, но жива двоюродная сестра дедушки. Она поделилась обрывками его биографии, воспоминаниями, сохранившимися фотографиями. Бабушка Гера направила наши поиски по правильному пути, и мы смогли найти бесценные документы и награды: наградной лист, страницу из военного билета, медали и ордена. В поисках помог мамин брат, у него сохранилась вырезка из газеты, медали, ордена. Продолжили поиск документальных данных о боевом пути прадедушки в сети интернет, сайт «Память народа», «Подвиг народа», «Дорога памяти». На сайте «Подвиг Народа» сведений о Клюшине Константине Михайловиче нет. Интернет-ресурс «Дорога памяти» сообщает только фамилию, имя и воинское звание-лейтенант (приложение 1). На сайте «Память народа» его имя упоминается в 8 документах (приложение 2): Учётно-послужная картотека. Документ находится в архиве ЦАМО. Шкаф: 88, ящик 25. Картотека моряков. Архив Военно-Морского Флота г. Гатчина. Шкаф:164, ящик: 8. Информация о наградах была рассекречена 8 мая 2007 года в соответствии с приказом Министра обороны РФ № 181. Благодаря этому приказу смогли найти информацию о наградах героя. Наградные листы, фото страницы из орденской книжки. (приложение 3). Информация найденная на сайте «Память народа» позволила построить боевой путь прадедушки. Поделилась результатами поиска с классным руководителем. Вместе проанализировав, обобщив данные, удалось восстановить жизненный и боевой путь моего прадеда.
Клюшин Константин Михайлович был вторым ребёнком в дружной многодетной семье. Родился в 21 ноября 1920 году в Приморском крае Хасанского района п.г.т. Славянка. Ещё ребёнком вместе с семьёй переехали в посёлок Тавричанка Надеждинского района. Рано остался без мамы. Она умерла когда родился седьмой ребёнок. В школе учился хорошо. Был сбитым, ловким, выносливым, – словом, крепкий работящий парень, на таких можно положиться! После 7 класса пошёл работать на завод. Сначала рабочим, потом механизатором. Пришло время службы в армии. Был призван в ноябре 1940 года. Серговский ГВК, украинская ССР, Ворошиловградская область, г. Серго. Наименование воинской части: 221 сп 61 сд 28 А 1 УкрФ, 88 сп 33гв.сд . Службу проходил в Петропавловск-Камчатском ГВК, Камчатская область г. Петропавловск-Камчатский (приложение 4). Страшное слово «война» сотрясало весь мир, всю страну. Когда началась война, прадедушке было 20 лет. Как отличника боевой подготовки его отправили на курсы офицеров. Там он приобрёл навыки разведчика.
В звании лейтенанта Константин Михайлович отправился на фронт. Был направлен в город Брянск в 221 стрелковый полк 61 стрелковой дивизии Первого Украинского фронта. Ему пришлось вынести и испытать все трудности ужасных военных лет. Нелёгкая судьба была уготована моему прадеду. Воевал в 221 стрелковом полку в роте разведчиков. Часто ходил на задания, брал «языка». В одном из боёв был тяжело ранен (осколочное ранение в спину) попал в плен. В плену врач-немец вынул осколки, обработал раны. По воспоминаниям, рассказанным сестрой дедушки, прадед часто вспоминал этого немца. Говорил: «Без его помощи я бы не выжил». Дальше был концентрационный лагерь на Украине. Голод, холод, пытки. При первой возможности с группой товарищей бежал. Чудом добрался «до своих». В те времена пленных приравнивали к предателям Родины. Его лишили звания лейтенанта и боевых наград. Но Константин Михайлович снова оказался на передовой в штрафном батальоне. Сколько времени воевал в штрафном батальоне, выяснить не удалось, но знаю, что воевал честно, так как через какое - то время сумел вернуться в свой стрелковый полк. Мы с мамой читали военно-исторические очерки, где говорилось о том, что из штрафного батальона можно было вернуться в армию только «смыв позор кровью» или за особые боевые заслуги. Папа рассказывал сюжет из художественного фильма «Штрафбат», основанного на реальных событиях. Так я поняла, как тяжело было моему прадеду не просто остаться в живых, но и вернуться в свой полк. В составе 221 полка воевал мужественно и бесстрашно, о чём свидетельствуют высокие награды: Орден Красной Звезды и Орден Красного Знамени (приложение 5). На одной из сохранившихся фотографий рассмотрели медали за взятие Кёнигсберга, за победу над Германией, за взятие Берлина. (приложение 6). Эти медали не сохранились. Память осталась лишь на фото. На сайте «Память народа» я получила возможность проследить боевой путь полка в которой служил Константин (приложение 7). Ожесточённые бои на реке Волге, наступление в западном направлении на территории Белоруссии, Витебск, бои под Минском, Гродно, восстание в Варшаве, бои за Кёнигсберг. В это время наши войска уже штурмовали Берлин. Прадедушка дошёл со своим полком до Праги. Был на реке Эльба. Там в одном из ожесточённых боёв был тяжело ранен. Конец войны встретил в госпитале. В госпитале встретил свою будущую жену Антонину (приложение 8). После войны вместе с женой вернулся в Тавричанку. До конца жизни жил и работал в Тавричанке. Полюбил этот рыбацкий край. Считал его своей второй Родиной. Работал по своей довоенной специальности механизатором. У прадедушки было четверо детей, один из сыновей папа моей мамы, мой дедушка, которого я тоже не видела. Он умер до моего рождения. Прадедушка после войны прожил недолго. Старые раны давали о себе знать. Константина Михайловича не стало, когда ему было 60 лет. Прадедушка не любил рассказывать о войне, всегда говорил: «Ничего особенного я не совершал, был простым солдатом, воевал как все».
В процессе поиска информации нашлась вырезка из газеты. 11 лет назад моя троюродная сестра Алёна писала о прадедушке сочинение. Это сочинение в форме очерка напечатали в газете (приложение 9). Я решила продолжить дело сестры. Вместе со своей семьёй, классным руководителем создали лэпбук «Знаем! Помним! Гордимся!». Решила поделиться своим опытом работы над созданием лэпбука с одноклассниками. Подготовила и провела мастер-класс «Этапы создания лэпбука «Знаем! Помним! Гордимся!». Ребята заинтересовались моим исследованием. Многим захотелось узнать историю своей семьи. Появилось предложение - узнать, что знает молодое поколение о войне. Провели анкетирование «Моя семья в годы Великой отечественной войны» среди 3-х классов и опрос среди учащихся 4-х классов нашей школы.Всего в опросе участвовало 84 человека. (Приложение 10) На этом не остановились. Внесли предложение президенту школы создать школьный архив «Книга памяти». Поделилась исследованием с поселковым краеведческим музеем. В свою очередь директор музея предложила мне рассказать о прадедушке герое дошколятам и ребятам, которые занимаются творчеством в МКУ ТЦКД.
Гипотеза о том, что память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить историю своей семьи, будет знать и помнить о войне, бережно хранить и передавать информацию своим потомкам подтвердилась.
Заключение
В результате исследования мне удалось собрать и обобщить материалы семейного архива и воспоминания членов семьи. С помощью взрослых смогла отыскать сведения о местах службы, ранениях, наградах прадеда. Изучила сохранившиеся документы и фотографии дедушки в семейных архивах. Большие возможности для моего исследования предоставил интернет-ресурс «Память Народа». На основе изучения источников составила рассказ о жизни и подвигах своего прадедушки Клюшина Константина Михайловича. Выстроила фронтовой путь прадеда по семейному архиву и материалам, найденным в исторической литературе. Итогом работы стала не только собранная информация, касающаяся прошлого семьи, но и создание материалов: исследовательская работа, презентация, лэпбук «Знаем! Помним! Гордимся!». Очень хочется поделиться своим исследованием с солдатами на передовой, считаю, что жизненный и боевой путь моего прадеда может вдохновить ребят, поднять боевой дух. Проанализировав анкеты и опрос, обобщила результаты в диаграммах (приложение 11). Сделала следующие выводы: большинство ребят знает, когда началась и закончилась Великая Отечественная война, многие ребята ничего не знают, что их семьи, прадеды были участниками той войны, трудились в тылу. Современные дети нашего возраста, почти не читают книг о войне, не смотрят фильмы, и почти не знают героев ВОВ. Результаты опроса и анкетирования показали, что выбранная мною тема актуальна. Дети нового поколения мало интересуются своими корнями, большинство из них не знают об участниках Великой отечественной войны. На примере своего прадедушки удалось показать, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны. Данная работа имеет большую практическую значимость. Практическая значимость исследования данной темы состоит в использовании содержащихся в ней фактов, примеров, свидетельств тех далеких событий, обобщений и выводов для понимания ценностей прошлого. Работу можно использовать на уроках истории, классных часах. Подводя итоги своей работы, я могу сказать, что достигла той цели, которую поставила в начале своей работы: изучила жизненный и боевой путь моего прадедушки в ходе Великой Отечественной войны. Гипотеза исследования подтвердилась. На примере своего прадедушки я смогла показать, что необходимо знать историю своей семьи, так как наши предки были прямыми участниками истории своей страны. Поняла, что историю можно лучше понять и прочувствовать, если она пройдет через тебя, твое сердце, твою душу. Узнав больше о прадедушке, приобрела более глубокие исторические знания.
Выполняя эту работу, я узнала своего прадедушку. Он был обычным человеком: добрым, отзывчивым, скромным, любящим свою семью. Он был настоящим патриотом своей Родины. Моему прадеду судьба преподнесла нелегкую участь стать защитником своей Родины. На его плечи легла тяжесть невзгод, бед, горя военных лет. И не согнулся он под этой тяжестью, стал сильнее духом, мужественнее, выносливее. Наша семья с восхищением и глубочайшим уважением вспоминает своего прадедушку, который прошёл через ад войны. Каждый раз, идя в бой, он вспоминал своих близких, и это придавало ему сил. Он знал, что нельзя отступать, что надо сражаться и живым вернутся домой. Нелегко досталась эта Великая Победа. Но он так же, как и все те, кто прошел эту страшную войну на фронте и в тылу вышел победителями в жестокой схватке. С портретом моего героя гордо пойду в рядах «Бессмертного полка» на параде Победы. Герои живы, пока живы их подвиги в сердцах народа!
Список литературы
1.«Память народа» https://pamyat-naroda.ru/
2.«Дорога памяти» https://foto.pamyat-naroda.ru/
3.Кассиль Л. Улица младшего сына. – М. : Детская литература, 1979.
4.Костин Н.М. Бережно хранить и преумножать добрые традиции отечества. – Саранск, 2011.
5.Победители, пропавшие без вести // Литературная газета. №4 (6401)- 30 января – 5 февраля 2013 г. – С. 11.
6.Мужество молодых// Голос. № 3 (2330) 23 февраля 2013 г. – С. 10.
7.Растим патриотов России.- Самара, 2010.
8.С. П. Алексеев Победа будет за нами!
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Приложение 10
Опрос (результаты).
1.В каком году началась Великая Отечественная война ?
Знают – 64 человека (62%) Не знают – 39 человека (38%)
2.В каком году закончилась Великая отечественная война?
Знают – 74 человека (72%) Не знают – 29 человека (28%)
3.Какие фильмы о войне вы смотрели и знаете?
Смотрели – 36 человек (35%) Не смотрели – 67 человек (65%)
4.Какие книги о войне вы читали?
Читали – 34 человека (33%) Не читали – 69 человек (67%)
5.Каких героев ВОВ вы знаете?
Знают – 40 человек (39%) Не знают – 63 человека (61%)
6.Кто в вашей семье воевал?
Знают – 79 человек (77%) Не знают – 24 человека (23%).
Приложение 11
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.