Экологические задачи в курсе учебного предмета «МАТЕМАТИКА
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
математика
Взрослым
27.07.2018
Опубликовано 20.06.2018 - 19:28 - Беспалова Тамара Владимировна
Выступление на МО учителей математики
Скачать:
Файл ekologicheskie_zadachi_v_kurse_uchebnogo_predmeta.docx 30.65 КБ
Предварительный просмотр:
Экологические задачи в курсе учебного предмета «МАТЕМАТИКА»
Постигая законы природы, человек становится все более могущественным. Современный человек все в большей мере приобретает власть над силами природы, все шире использует эти силы, богатства природы для ускорения научно-технического прогресса. Но прогресс имеет свою теневую сторону
Экологические задачи в курсе учебного предмета
«МАТЕМАТИКА»
Постигая законы природы, человек становится все более
могущественным. Современный человек все в большей мере
приобретает власть над силами природы, все шире использует эти
силы, богатства природы для ускорения научнотехнического
прогресса. Но прогресс имеет свою теневую сторону. Возрастает
ущерб, наносимый человеком природе: загрязняется атмосфера, на
поверхности морей и океанов губительная для морской флоры и
фауны пленка нефти, все меньше остается лесов. Более того,
могущественный человек сегодня в состоянии уничтожить все
живое на Земле. Поэтому в наше время, как никогда раньше, особую
важность приобретает нравственная сторона отношения человека к
природе. В настоящее время общее среднее образование находится
на этапе модернизации и обновления системы и содержания
образования. Одной из задач образования становится формирование
экологического сознания. Это не только любовь и бережное
отношение ко всему живому, но и чувство личной ответственности
за то, что происходит вокруг, потребность действовать.
Экологическое образование включает в себя организацию учебной
деятельности, предполагающую формирование знаний об
окружающей среде, через природу, внутри природы, для природы.
Сколько разных смыслов заключают в себе эти два слова: экология
растений, экология животных, экология леса. Это из прошлого века.
А сейчас всё чаще слышишь новое, не совсем привычное:
видеоэкология, экология души... Экологизация образования
означает формирование нового миропонимания и новый подход к
деятельности, основанный на формировании ноосферно
гуманитарных и экологических ценностей. Экологическое
образование – новая ценностная ориентация, в основе которой
универсальные, естественные ценности бытия: человек, природа,
созидание. Конечная цель экологического образования – обучить
человека и изменить его поведение. Особое место в экологическом образовании занимает школа. Это
связано, прежде всего, с тем, что на этапе школьного обучения
закладывается фундамент личности ребёнка, его отношения с
природой и обществом. Именно природе отводится особая роль в
формировании личности ребёнка, потому что природа окружает его
с первых дней жизни. Она даёт ребёнку массу впечатлений,
вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать незнакомые
явления.
Решая задачи экологического содержания, мы тем самым
объединяем эмоциональное восприятие с рациональным. В
результате мы научимся видеть красоту в математике и, более того,
учимся вообще более глубоко чувствовать прекрасное. Математика
создает условия для развития умения давать количественную
оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и
отрицательных последствий деятельности человека в природном и
социальном окружении. Текстовые задачи позволяют раскрыть
вопросы о среде обитания, заботы о ней, рациональном
природопользовании, восстановлении и приумножении ее
природных богатств. Каждый курс может вносить вклад в
формирование экологического сознания.
Решение этих задач заставит учащихся проникнуться проблемами
экологии и не допускать в будущем ошибок, связанных с
непродуманным натиском на природу. Но не надо забывать, что
экологизация математики дает возможность проследить процесс
развития человеческих знаний во времени и пространстве. Как и все
другие науки, математика возникла из практической потребности
людей. Целые отделы математики создаются для анализа явлений
природы и для решения технических задач. Как и в экологии, в
математике существуют два основных источника научных открытий:
практика и потребность систематизации найденных фактов, их
анализ, систематизация, выяснения их взаимосвязи. Математика
создает условия для развития умения давать количественную
оценку состояния природных объектов и явлений, положительных и
отрицательных последствий деятельности человека в природном и
социальном окружении. Экологические задачи хорошо применять в
56 классах. В этих классах рекомендуется развивать "экологизационные" нравственные ценности, доступные подростку.
Целью воспитания детей данного возраста (1114л) является
формирование позитивного отношения к окружающей среде.
Тематика задач может быть самой разнообразной:
биоэкологическая,
геоэкологическая,
социологическая,
историческая,
в том числе решение задач по проблемам природопользования и т.д.
Текстовые задачи позволяют раскрыть вопросы о среде обитания,
заботы о ней, рациональном природопользовании, восстановлении и
приумножении её природных богатств. Каждый курс математики
может вносить вклад в формировании экологического сознания.
Наиболее благоприятные темы в 5 классе: “Натуральные числа”,
“Десятичные дроби”, “Проценты”, в 6 классе: “Пропорции”,
“Положительные и отрицательные числа” “Диаграммы”, в 7 классе
“Графики функций”, “Степень”, в 8 классе “Квадратные корни”,
“Степень с целым показателем”, “Осевая и центральная симметрии”,
в 9 классе: “Прогрессии
Использование экологических задач является показателем уровня
экологического сознания, от которого зависит отношение людей
друг к другу и к природному окружению, т.е. выживание
человечества.
Предлагаю ряд задач и заданий с экологическим содержанием
различной направленности, которые составлены учащимися и
успешно применяются на уроках. Это задания направленные на
сохранение природных богатств, здоровья человека, развитие
экологической культуры, в том числе любовь к природе, через
возможность увидеть красоту окружающего мира. После каждой
задачи предлагаются небольшой комментарий или вопросы для
обсуждения, в ходе дискуссии у учащихся формируется
экологическое сознание.
Решения их элементарны, но формулируются они так, как
возникают на практике, т.е. с недостающими или с лишними данными. Поэтому значительная часть урока уходит на объяснение и
разбор содержания задач. Хотя в чистой математике при счете и
вычислениях это не играет роли. Но при изучении предмета
математика, тем более при начальном изучении, понимание
содержания задачи принимает определенное значение и является
основой для развития способностей к обучению учащихся 56
классов.
Использование задач с экологическим уклоном способствует
развитию общей культуры, повышает математические,
экологические и экономические знания школьников. Использование
экозадач является показателем уровня экологического сознания, от
которого зависит отношение людей друг к другу и к природному
окружению, т.е. выживание человечества. Экологизация математики
способствует получению учащимися знаний об окружающем мире и
его экологических проблемах, осуществляется мотивация учебной
деятельности учащихся и формирование представления о роли
математики в решении экологических проблем. Воспитывается
интеллектуальное качество личности – компетентность (умение
видеть проблему, владеть способами решения и добиваться успеха).
Одним специалистам в области естественнонаучных дисциплин с
задачами экологического образования не справиться. Это слишком
серьёзная проблема. Она – касается каждого! Ведь цель устойчивого
развития – выживание человечества в целом и повышение качества
жизни для каждого гражданина в отдельности. А потому м) ы все
сообща (несмотря на предмет, который преподаём должны
формировать в подрастающем поколении устойчивое желание и
умение жить так, чтобы сохранить нашу Землю для настоящих и
будущих поколений. Путей здесь много... Главное – результат!
Экологические задачи в курсе учебного предмета «МАТЕМАТИКА
Экологические задачи в курсе учебного предмета «МАТЕМАТИКА
Экологические задачи в курсе учебного предмета «МАТЕМАТИКА
Экологические задачи в курсе учебного предмета «МАТЕМАТИКА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.