«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Оценка 5

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
доп. образование детей
11 кл
13.01.2020
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
авторская программа для экологического объединения.
на конкурс.docx

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Исянгулово                     

  МР Зианчуринский район

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Авторская программа экологического объединения

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

 

 

 

                                                                                                     Автор учитель биологии

                                                                                                              Янчурина Раушан Нукановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исянгулово – 2019

 

                                                                                                             Взгляни вокруг, прекрасная Природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете всей здоровье сохранить!

 

          В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Система экологического воспитания является связующим звеном между современным  состоянием цивилизации и будущим этапом  ее развития. Система воспитания, формировавшая «покорителей природы», сегодня терпит крах. Природные ресурсы оказались исчерпаемыми, а воображаемое подчинение природной стихии человеку обернулось глубокими нарушениями экологического равновесия, разрушением экосистем.       

      Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на  эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений.  

Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты. Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли»  Это предупреждение пророчески оправдывалось.

      Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодня большинство людей получают большой поток информации о глобальных экологических  проблемах. И эта информация, в зависимости от своего содержания может вызвать у людей как иллюзию легкости преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отношении будущего развития человечества. На сегодняшний день мы имеем следующую ситуацию.                                          

        Во-первых, интерес к глобальным проблемам как к чему-то современно новому, необычному, таящему серьезную угрозу всему живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остроту.  На это повлияла информация о надвигающихся опасностях. Она неизменно повторялась на протяжении многих лет и, в конце концов, люди устали ее воспринимать.

        Во-вторых, прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.                                                                                  

       В-третьих, основные формы и методы исследований в принципиальном плане были разработаны к середине 70-х годов. Это научные проекты, выполненные на междисциплинарной основе; прогнозирование глобальных процессов, на базе математических методов моделирования с использованием ЭВМ, экспертные оценки и многое другое. Данные формы и методы совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности. Отсюда можно сделать вывод, что  первостепенность значения глобальных проблем все больше вызывает сомнения у людей с обыденным  сознанием.        

         Сегодня перед человечеством стоят четыре глобальные проблемы, которые требуют и глобальных решений это:

- энергетическая проблема;

- защита от загрязнения Планеты;

- предотвращения ядерной войны и наряду с ними остро стоит проблема

- воспитание и развитие экологического сознания, так как назревает опасность паразитирования на дарах природы, принадлежащих будущим поколениям.

Следовательно, экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем, требующих  немедленного решения. Сегодня человечество вынуждено решать их и вырабатывать такую концепцию  в  - районе;   - республике;   - за рубежом.

Для решения целей и задач экологического воспитания, ценностного отношения к природе, окружающей среде я выбрала направления:

·         использование ИКТ на уроках биологии;

·         исследовательский метод как эффективный путь совершенствования экологического образования;

·         создание НОО, экологических объединений.

Первым шагом в реализации поставленных целей стала создание авторской программы экологического объединения обучающихся.

     Данная программа рассчитана на учащихся 13-17 лет. На ее изучение предполагается 136 часов, по 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 2 года. Она не предусматривает экологического образования учащихся, так как они уже обладают минимумом знаний по биологии и экологии. В тоже время программа способствует более прочному усвоению ранее полученных сведений, позволяет лучше ориентироваться в окружающей среде, прививает навыки рационального природопользования, развивает творческие способности ребят. Основные идеи программы заимствованы у А.Г. Муравьева  (Экологический мониторинг – программа факультативного курса для школьников 9-11 классов – СПб, 1998). Однако имеются и кардинальные отличия. В программе занятия ориентированы на региональные проблемы, на работу по местному проекту, который, как правило, включает микрорайон школы. В большей степени здесь используется биомониторинг, поскольку методы его просты, не требуют специального оборудования. Основной организацией работы по программе – полевой практикум. На него приходится большая часть времени.     Расположение тем в программе не случайно. Каждый раздел предваряют занятия по поиску информации о состоянии воздушных, водных объектов и почв. Эти данные необходимы для сравнения воздушных, водных объектов и почв. Эти данные необходимы для сравнения собственных результатов со сведениями, полученными другими коллективами и службами региона. Все результаты мониторинга заносятся в экопаспорт школы непосредственно после изучения каждой темы. 

Цель курса:  развитие практических умений и навыков детей по ведению локального экологического мониторинга в своей местности. Помочь ученику сориентироваться в социуме, в выборе профиля в мире современных профессий, связанных с биологическими и экологическими знаниями. Повысить экологическую грамотность детей.

Задача курса:

*  научить комплексному подходу в изучении окружающей среды;

*  научить планировать и проводить лабораторные опыты, наблюдать их результаты и

    фиксировать наблюдение;

*  ознакомить учащихся с ролями испытателя и испытуемого;

*  научить делать вычисления, расчеты по формулам при обработке результатов

    исследования;

 * учить обсуждать результаты исследования, формировать выводы и предложения;

 * дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

 * воспитать чувства моральной ответственности за окружающую среду.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

          - знать и характеризовать основные методы мониторинга;

          - уметь применять теоретические знания на практике;

          -уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследований, формулировать выводы;

          - уметь выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помочь;

          - получить профессиональную ориентацию;

          - быть ответственными, активными, экологически грамотными.

Содержание:

1. Вводное занятие. Основные загрязнители и их источники. Понятие об экологическом мониторинге, его целях и задачах. Виды и методы экологического мониторинга.

2. Оценка состояния воздушной среды.

а) исследование загрязнения воздуха транспортом. Примерный расчет количества вредных  выбросов по бензинам. Выводы и предложения.

б) оценка состояния воздушной среды по состоянию хвои сосны. Биология и экология     сосны обыкновенной. Методика работы. Полевой практикум на территории местного проекта. Сбор гербаризация иголок сосны. Монтировка и зарисовка иголок сосны. Обработка и оформление результатов. Метрические параметры хвои сосны и их   изучения для целей мониторинга. Обсуждение результатов и выводы по мониторингу.

в) исследование атмосферы методом лихеноиндекации. Биология лишайников и их  жизненная форма. Методика работы. Полевой практикум на участках местного проекта. Составление коллекции лишайников. Обработка и оформление результатов.   Обсуждение результатов и выводы по мониторингу.

г) исследование микробного загрязнения воздуха. Высев микроорганизмов и спор на  питательную среду. Подсчет число колоний в чашках Петри, расчет количество    микробов на 10 литров воздуха. Анализ результатов, выводы о микробном загрязнении  воздуха в кабинетах.

3. Оценка экологического качества воды.

а) определение общего количества примесей. Отбор пробы, выпаривание, взвешивание твердой массы, математический расчет, выводы.

б) исследование микробного загрязнения воды. Отбор проб воды. Высев микроорганизмов и спор на  питательную среду. Подсчет число колоний в чашках  Петри, расчет количество микробов на 100 мл. воды. Сравнительный анализ   результатов, выводы о микробном загрязнении питьевой и речной вод.

в) исследование снега. Определение ионов свинца в снегу методом бумажной хроматографии. Исследование снега на общую химическую токсичность методом  биотестирования. Выводы и предложения.

4. Оценка состояние почвы по видовому разнообразию растений.

    Выбор участка  исследований. Определение с помощью определителя, какие растения  растут на каждом  из участков. Вывод о химическом составе и влажности почвы.

5. Итоговое занятие. Конференция по итогам мониторинга местного проекта.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (первый год)

п/п

 

                               Тема занятий

Количество часов

всего

теория

 практика

1.

Вводное занятие. Объекты окружающей среды. Инструктаж по технике безопасности.

 

    2

 

     1

 

2.

Понятие об экологическом мониторинге, его целях и задачах. Основные загрязнители окружающей среды и их источники.

 

    2

 

     1

 

1

 

3.

Сбор и изучение информации о состоянии воздушной среды местного проекта.

    3

     1

2

  

4.

Оценка состояния воздушной среды по состоянию хвои сосны:

1) биология и экология сосны обыкновенной. методика работы, подготовка необходимого материала.

2) полевой практикум на территории местного проекта. Сбор и гербаризация иголок сосны (участок №1, №2, №3).

3) монтировка и зарисовка иголок сосны.

4) обработка и оформление результатов.

Метрические параметры хвои сосны и их изучение для целей мониторинга.

5) обсуждение результатов работы. Выводы и предложения.

6) обсуждение результатов мониторинга и оформления Проект-решения.

18

6

 

 

2

 

 

 

 

2

2

12

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

6

 

 

2

5.

Выход с Проект-решением к руководителям организаций и СМИ.

2

2

 

6.

Исследование микробного загрязнения воздуха.

1) высев микроорганизмов и спор на питательную среду.

2)анализ результатов, выводы.

4

1

1

3

2

 

1

7.

Проведение экологического десанта «Очистим село от мусора».

4

 

4

8.

Проведение экологической акции «Зеленый наряд школы».

4

 

4

10

 

 

 

 

 

 

 

Оценка состояния воздушной среды методом лихеноиндекации.

1) биология лишайника. Методика работы.

2) полевой практикум на ключевых участках местного проекта.

3) составление коллекции лишайников. Обработка и оформление результатов.

4) обсуждение результатов и выводы по мониторингу.

8

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

2

4

 

2

 

2

 

2

 

11.

 

Экопоход в лес. «Биоразнообразие флоры наших лесов».

2

 

2

 

 

 

12.

 

Составление экологического паспорта местного проекта.

4

 

2

 

2

 

13.

 

Занесение данных мониторинга воздуха по сосне и лишайника в экопаспорт школы.

2

 

1

 

1

 

14.

 

Научно-практическая конфнренция «Локальный мониторинг окружающей среды». (защита проектов)

2

 

 

 

2

 

15.

 

Экологические игры на свежем воздухе.

2

 

 

 

2

 

 

                                                                            Итого:        

68

21

47

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (второй год).

п/п

 

 

                      Тема занятия

количество часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Утверждение плана работы. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка лабораторного оборудования.

 

   2

  

     1

 

     1

2.

Экскурсия на водоем «экологическое состояние водоемов».

   2

 

   2

3.

Сбор информации о состоянии водных объектов местного проекта.

   2

 

   2

4.

Посещение родников с целью их очистки и благоустройства.

   4

 

   4

5.

 

 

 

 

Понятие о гидробиологических методах оценки состояния водоемов.

1) полевой практикум – оценка экологического состояния водоема по макрозообентосу.

2) выводы о санитарном состоянии водоема.

   8

    1

 

   1

   7

 

    5

 

    2

 

6.

Исследование микробного загрязнения воды.

1) забор проб, высев микроорганизмов и спор на питательную среду.

 2) анализ результатов, выводы.

   6

     2

 

 

2

    4

 

 

    4

7.

Занесение данных мониторинга по оценке экологического состояния водоема в экопаспорт школы.

 

  2

  

  2

 

 

        

 

8.

Сбор информации о состоянии почв на территории местного проекта.

   4

     2

   2

 

9.

Оценка экологического состояния почв на территории местного проекта.

   4

     2

   2

  

 

10.

Индикация состояния почв по частотам встречаемости фенов белого клевера.

1) биология и экология клевера, методика работы.

2) полевой практикум на ключевых участках местного проекта.

3) обработка и оформление результатов.

4) зарисовка и фотографирование фенов белого клевера.

   10

    2

 

     1

  

 

     1

  8

 

    

  5

 

 

  3

 

 

11.

Обсуждение результатов и выводы

   2

     1

     1

 

12.

Составление экопаспорта местного проекта. Занесение данных мониторинга почв в экологический паспорт.

   3

     1

     2

 

13.

 

 

Встреча со специалистами лесхоза, ПУЖКХ, местной администрации.

 

   2

    

 

 

14.

Подготовка и проведение научной практической конференции учащихся с приглашением специалиста.

   4

     3

     1

 

15.

Экологические десанты по укреплению берегов реки Ик.

 

  3

 

    3

 

16.

Экологические акции: «Ель», «Первоцветы».

 

  3

 

    3

 

17.

Экологические походы. Посещение устья реки Узякля (памятник природы Зианчуринского района)

 

  3

 

    3

 

18.

Экологический слет.

 

  4

 

   4

 

                                                         Итого:               68                17                 49

                                 Литература для учащихся.

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии.  М.: АО МДС. 1996.

2. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Муравьева А.Г. экологический мониторинг. Крисмас+ ИСАР, 1998.

4. Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоемов. М.: Медицина,1990.

5. И.Белавина, Н.Найдёнская «Планета – наш дом» – методика проведения занятий по основам экологии для школьников. Москва.2009 год.

                              Литература для учителя.

1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.:1998.

2. Гагдиси Д.Т. и др. Экология и здоровье. М.: Знание, 1985.

3. Горшков В.Г. Экология человека. Ленинград, 1984.

4. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль, 1985.

5. Энхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М.: Прогресс, 1988.

6. экологический атлас планеты Земля. Волгоград. Кооператив –книга, 1994.

7.Ашиков В.И., Ашикова С.Г.“Семицветик” – программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. Москва. 2008 год.

 

          Считаю, что мой опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой. Для примера приведу образец составления Паспорта экологического проекта.

Паспорт проектной работы.

   Проектно – исследовательская работа на тему:

 «Несанкционированные свалки в окрестностях села Исянгулово».

-  руководитель проекта: учитель биологии Янчурина Р.Н.

- консультант проекта: ответственный инспектор по ООС

   Исмагилов Х.Х.

-  учебный предмет: биология, химия и экология.

-  проект рассчитан- на учащихся 12-16 лет.

-  состав проектной группы: 1.Джаферова Анифе

                                                    2.Ишкильдин Азамат

                                                    3.Самигулин Назир

                                                    4.Татлыбаева Айгуль

                                                    5.Уракаева Алина.

-  тип проекта:  исследовательский.

-  заказчик проекта:  глава сельского поселения  Байгазаков М.З.

- цель проекта:  Разрабатывать методы и меры приводящие к устранению  несанкционированных свалок мусора. Продолжить  мониторинг окружающей среды в районе села Исянгулово.

-  задачи проекта:

1. Ознакомиться с проблемами утилизации мусора

2. Выявить места несанкционированных свалок мусора и причины, послужившие возникновению этих свалок.

3. Организовать субботники и экологические десанты по очистке улиц, рощи, русла и берегов реки Ик.

4.Через СМИ вести разъяснительно -просветительскую  работу с населением.

5. Продолжить вести экологический мониторинг.

-вопросы проекта:

1. Почему наиболее загрязненным является юго – восточный район окрестности села?

2. Как решается вопрос утилизации ТБО на селе?

3. Какие меры принимаются в республике по использованию (внедрению) новых технологий по утилизации ТБО.

4. Отвечают ли нормативам СЭС места захоронения ТБО на территории района.

- необходимое оборудование: фотоаппараты, лопаты, грабли, перчатки, таблички, проспекты, транспаранты, буклеты.

- этапы работы: 1.Выявление мест несанкционированных свалок мусора и наиболее загрязненных улиц села.

2. Разбивка района действия на сектора.

3. Выявление характера свалок (мусор, ТБО и т.д.) и  причины их образования.

 4. Принятие мер по очистке территорий от мусора.

5. Просветительская работа с населением: (анкетирование, публикации статей, конкурсы).

6. Рефлексия каждого этапа действия, проведение конференции.

7. Выдвижение новых проблем.

-  предполагаемые продукты проекта:

                                              -  чистое село;

                                              - чистый воздух;

                    в перспективе  - экологически грамотные люди.

 

 

 

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2020