Министерство образования Республики Башкортостан
муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 с. Исянгулово
МР Зианчуринский район
Авторская программа экологического объединения
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ
ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Автор учитель биологии
Янчурина Раушан Нукановна
Исянгулово – 2019
Взгляни вокруг, прекрасная Природа
Нас призывает с нею в мире жить.
Дай руку, друг! Давай с тобой поможем
Планете всей здоровье сохранить!
В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Система экологического воспитания является связующим звеном между современным состоянием цивилизации и будущим этапом ее развития. Система воспитания, формировавшая «покорителей природы», сегодня терпит крах. Природные ресурсы оказались исчерпаемыми, а воображаемое подчинение природной стихии человеку обернулось глубокими нарушениями экологического равновесия, разрушением экосистем.
Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений.
Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты. Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли» Это предупреждение пророчески оправдывалось.
Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодня большинство людей получают большой поток информации о глобальных экологических проблемах. И эта информация, в зависимости от своего содержания может вызвать у людей как иллюзию легкости преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отношении будущего развития человечества. На сегодняшний день мы имеем следующую ситуацию.
Во-первых, интерес к глобальным проблемам как к чему-то современно новому, необычному, таящему серьезную угрозу всему живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остроту. На это повлияла информация о надвигающихся опасностях. Она неизменно повторялась на протяжении многих лет и, в конце концов, люди устали ее воспринимать.
Во-вторых, прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.
В-третьих, основные формы и методы исследований в принципиальном плане были разработаны к середине 70-х годов. Это научные проекты, выполненные на междисциплинарной основе; прогнозирование глобальных процессов, на базе математических методов моделирования с использованием ЭВМ, экспертные оценки и многое другое. Данные формы и методы совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности. Отсюда можно сделать вывод, что первостепенность значения глобальных проблем все больше вызывает сомнения у людей с обыденным сознанием.
Сегодня перед человечеством стоят четыре глобальные проблемы, которые требуют и глобальных решений это:
- энергетическая проблема;
- защита от загрязнения Планеты;
- предотвращения ядерной войны и наряду с ними остро стоит проблема
- воспитание и развитие экологического сознания, так как назревает опасность паразитирования на дарах природы, принадлежащих будущим поколениям.
Следовательно, экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем, требующих немедленного решения. Сегодня человечество вынуждено решать их и вырабатывать такую концепцию в - районе; - республике; - за рубежом.
Для решения целей и задач экологического воспитания, ценностного отношения к природе, окружающей среде я выбрала направления:
· использование ИКТ на уроках биологии;
· исследовательский метод как эффективный путь совершенствования экологического образования;
· создание НОО, экологических объединений.
Первым шагом в реализации поставленных целей стала создание авторской программы экологического объединения обучающихся.
Данная программа рассчитана на учащихся 13-17 лет. На ее изучение предполагается 136 часов, по 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 2 года. Она не предусматривает экологического образования учащихся, так как они уже обладают минимумом знаний по биологии и экологии. В тоже время программа способствует более прочному усвоению ранее полученных сведений, позволяет лучше ориентироваться в окружающей среде, прививает навыки рационального природопользования, развивает творческие способности ребят. Основные идеи программы заимствованы у А.Г. Муравьева (Экологический мониторинг – программа факультативного курса для школьников 9-11 классов – СПб, 1998). Однако имеются и кардинальные отличия. В программе занятия ориентированы на региональные проблемы, на работу по местному проекту, который, как правило, включает микрорайон школы. В большей степени здесь используется биомониторинг, поскольку методы его просты, не требуют специального оборудования. Основной организацией работы по программе – полевой практикум. На него приходится большая часть времени. Расположение тем в программе не случайно. Каждый раздел предваряют занятия по поиску информации о состоянии воздушных, водных объектов и почв. Эти данные необходимы для сравнения воздушных, водных объектов и почв. Эти данные необходимы для сравнения собственных результатов со сведениями, полученными другими коллективами и службами региона. Все результаты мониторинга заносятся в экопаспорт школы непосредственно после изучения каждой темы.
Цель курса: развитие практических умений и навыков детей по ведению локального экологического мониторинга в своей местности. Помочь ученику сориентироваться в социуме, в выборе профиля в мире современных профессий, связанных с биологическими и экологическими знаниями. Повысить экологическую грамотность детей.
Задача курса:
* научить комплексному подходу в изучении окружающей среды;
* научить планировать и проводить лабораторные опыты, наблюдать их результаты и
фиксировать наблюдение;
* ознакомить учащихся с ролями испытателя и испытуемого;
* научить делать вычисления, расчеты по формулам при обработке результатов
исследования;
* учить обсуждать результаты исследования, формировать выводы и предложения;
* дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.
* воспитать чувства моральной ответственности за окружающую среду.
Планируемые результаты:
Учащиеся должны:
- знать и характеризовать основные методы мониторинга;
- уметь применять теоретические знания на практике;
-уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследований, формулировать выводы;
- уметь выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помочь;
- получить профессиональную ориентацию;
- быть ответственными, активными, экологически грамотными.
Содержание:
1. Вводное занятие. Основные загрязнители и их источники. Понятие об экологическом мониторинге, его целях и задачах. Виды и методы экологического мониторинга.
2. Оценка состояния воздушной среды.
а) исследование загрязнения воздуха транспортом. Примерный расчет количества вредных выбросов по бензинам. Выводы и предложения.
б) оценка состояния воздушной среды по состоянию хвои сосны. Биология и экология сосны обыкновенной. Методика работы. Полевой практикум на территории местного проекта. Сбор гербаризация иголок сосны. Монтировка и зарисовка иголок сосны. Обработка и оформление результатов. Метрические параметры хвои сосны и их изучения для целей мониторинга. Обсуждение результатов и выводы по мониторингу.
в) исследование атмосферы методом лихеноиндекации. Биология лишайников и их жизненная форма. Методика работы. Полевой практикум на участках местного проекта. Составление коллекции лишайников. Обработка и оформление результатов. Обсуждение результатов и выводы по мониторингу.
г) исследование микробного загрязнения воздуха. Высев микроорганизмов и спор на питательную среду. Подсчет число колоний в чашках Петри, расчет количество микробов на 10 литров воздуха. Анализ результатов, выводы о микробном загрязнении воздуха в кабинетах.
3. Оценка экологического качества воды.
а) определение общего количества примесей. Отбор пробы, выпаривание, взвешивание твердой массы, математический расчет, выводы.
б) исследование микробного загрязнения воды. Отбор проб воды. Высев микроорганизмов и спор на питательную среду. Подсчет число колоний в чашках Петри, расчет количество микробов на 100 мл. воды. Сравнительный анализ результатов, выводы о микробном загрязнении питьевой и речной вод.
в) исследование снега. Определение ионов свинца в снегу методом бумажной хроматографии. Исследование снега на общую химическую токсичность методом биотестирования. Выводы и предложения.
4. Оценка состояние почвы по видовому разнообразию растений.
Выбор участка исследований. Определение с помощью определителя, какие растения растут на каждом из участков. Вывод о химическом составе и влажности почвы.
5. Итоговое занятие. Конференция по итогам мониторинга местного проекта.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (первый год)
№ п/п |
Тема занятий |
Количество часов |
||
всего |
теория |
практика |
||
1. |
Вводное занятие. Объекты окружающей среды. Инструктаж по технике безопасности. |
2 |
1 |
1 |
2. |
Понятие об экологическом мониторинге, его целях и задачах. Основные загрязнители окружающей среды и их источники. |
2 |
1 |
1
|
3. |
Сбор и изучение информации о состоянии воздушной среды местного проекта. |
3 |
1 |
2
|
4. |
Оценка состояния воздушной среды по состоянию хвои сосны: 1) биология и экология сосны обыкновенной. методика работы, подготовка необходимого материала. 2) полевой практикум на территории местного проекта. Сбор и гербаризация иголок сосны (участок №1, №2, №3). 3) монтировка и зарисовка иголок сосны. 4) обработка и оформление результатов. Метрические параметры хвои сосны и их изучение для целей мониторинга. 5) обсуждение результатов работы. Выводы и предложения. 6) обсуждение результатов мониторинга и оформления Проект-решения. |
18 |
6
2
2 2 |
12
4
6
2 |
5. |
Выход с Проект-решением к руководителям организаций и СМИ. |
2 |
2 |
|
6. |
Исследование микробного загрязнения воздуха. 1) высев микроорганизмов и спор на питательную среду. 2)анализ результатов, выводы. |
4 |
1 1 |
3 2
1 |
7. |
Проведение экологического десанта «Очистим село от мусора». |
4 |
|
4 |
8. |
Проведение экологической акции «Зеленый наряд школы». |
4 |
|
4 |
10
|
Оценка состояния воздушной среды методом лихеноиндекации. 1) биология лишайника. Методика работы. 2) полевой практикум на ключевых участках местного проекта. 3) составление коллекции лишайников. Обработка и оформление результатов. 4) обсуждение результатов и выводы по мониторингу. |
8
|
4
2 |
4
2
2
2
|
11.
|
Экопоход в лес. «Биоразнообразие флоры наших лесов». |
2
|
2
|
|
12.
|
Составление экологического паспорта местного проекта. |
4
|
2
|
2
|
13.
|
Занесение данных мониторинга воздуха по сосне и лишайника в экопаспорт школы. |
2
|
1
|
1
|
14.
|
Научно-практическая конфнренция «Локальный мониторинг окружающей среды». (защита проектов) |
2
|
|
2
|
15.
|
Экологические игры на свежем воздухе. |
2
|
|
2
|
|
Итого: |
68 |
21 |
47 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (второй год).
№ п/п |
Тема занятия |
количество часов |
|
||
всего |
теория |
практика |
|||
1. |
Вводное занятие. Утверждение плана работы. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка лабораторного оборудования. |
2 |
1 |
1 |
|
2. |
Экскурсия на водоем «экологическое состояние водоемов». |
2 |
|
2 |
|
3. |
Сбор информации о состоянии водных объектов местного проекта. |
2 |
|
2 |
|
4. |
Посещение родников с целью их очистки и благоустройства. |
4 |
|
4 |
|
5.
|
Понятие о гидробиологических методах оценки состояния водоемов. 1) полевой практикум – оценка экологического состояния водоема по макрозообентосу. 2) выводы о санитарном состоянии водоема. |
8 |
1
1 |
7
5
2 |
|
6. |
Исследование микробного загрязнения воды. 1) забор проб, высев микроорганизмов и спор на питательную среду. 2) анализ результатов, выводы. |
6 |
2
2 |
4
4 |
|
7. |
Занесение данных мониторинга по оценке экологического состояния водоема в экопаспорт школы. |
2 |
2 |
|
|
8. |
Сбор информации о состоянии почв на территории местного проекта. |
4 |
2 |
2 |
|
9. |
Оценка экологического состояния почв на территории местного проекта. |
4 |
2 |
2
|
|
10. |
Индикация состояния почв по частотам встречаемости фенов белого клевера. 1) биология и экология клевера, методика работы. 2) полевой практикум на ключевых участках местного проекта. 3) обработка и оформление результатов. 4) зарисовка и фотографирование фенов белого клевера. |
10 |
2
1
1 |
8
5
3
|
|
11. |
Обсуждение результатов и выводы |
2 |
1 |
1 |
|
12. |
Составление экопаспорта местного проекта. Занесение данных мониторинга почв в экологический паспорт. |
3 |
1 |
2 |
|
13.
|
Встреча со специалистами лесхоза, ПУЖКХ, местной администрации.
|
2 |
|
|
|
14. |
Подготовка и проведение научной практической конференции учащихся с приглашением специалиста. |
4 |
3 |
1 |
|
15. |
Экологические десанты по укреплению берегов реки Ик.
|
3 |
|
3 |
|
16. |
Экологические акции: «Ель», «Первоцветы».
|
3 |
|
3 |
|
17. |
Экологические походы. Посещение устья реки Узякля (памятник природы Зианчуринского района)
|
3 |
|
3 |
|
18. |
Экологический слет.
|
4 |
|
4 |
|
Итого: 68 17 49
Литература для учащихся.
1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии. М.: АО МДС. 1996.
2. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. М.: ВЛАДОС, 2001.
3. Муравьева А.Г. экологический мониторинг. Крисмас+ ИСАР, 1998.
4. Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоемов. М.: Медицина,1990.
5. И.Белавина, Н.Найдёнская «Планета – наш дом» – методика проведения занятий по основам экологии для школьников. Москва.2009 год.
Литература для учителя.
1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.:1998.
2. Гагдиси Д.Т. и др. Экология и здоровье. М.: Знание, 1985.
3. Горшков В.Г. Экология человека. Ленинград, 1984.
4. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль, 1985.
5. Энхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М.: Прогресс, 1988.
6. экологический атлас планеты Земля. Волгоград. Кооператив –книга, 1994.
7.Ашиков В.И., Ашикова С.Г.“Семицветик” – программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. Москва. 2008 год.
Считаю, что мой опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой. Для примера приведу образец составления Паспорта экологического проекта.
Паспорт проектной работы.
Проектно – исследовательская работа на тему:
«Несанкционированные свалки в окрестностях села Исянгулово».
- руководитель проекта: учитель биологии Янчурина Р.Н.
- консультант проекта: ответственный инспектор по ООС
Исмагилов Х.Х.
- учебный предмет: биология, химия и экология.
- проект рассчитан- на учащихся 12-16 лет.
- состав проектной группы: 1.Джаферова Анифе
2.Ишкильдин Азамат
3.Самигулин Назир
4.Татлыбаева Айгуль
5.Уракаева Алина.
- тип проекта: исследовательский.
- заказчик проекта: глава сельского поселения Байгазаков М.З.
- цель проекта: Разрабатывать методы и меры приводящие к устранению несанкционированных свалок мусора. Продолжить мониторинг окружающей среды в районе села Исянгулово.
- задачи проекта:
1. Ознакомиться с проблемами утилизации мусора
2. Выявить места несанкционированных свалок мусора и причины, послужившие возникновению этих свалок.
3. Организовать субботники и экологические десанты по очистке улиц, рощи, русла и берегов реки Ик.
4.Через СМИ вести разъяснительно -просветительскую работу с населением.
5. Продолжить вести экологический мониторинг.
-вопросы проекта:
1. Почему наиболее загрязненным является юго – восточный район окрестности села?
2. Как решается вопрос утилизации ТБО на селе?
3. Какие меры принимаются в республике по использованию (внедрению) новых технологий по утилизации ТБО.
4. Отвечают ли нормативам СЭС места захоронения ТБО на территории района.
- необходимое оборудование: фотоаппараты, лопаты, грабли, перчатки, таблички, проспекты, транспаранты, буклеты.
- этапы работы: 1.Выявление мест несанкционированных свалок мусора и наиболее загрязненных улиц села.
2. Разбивка района действия на сектора.
3. Выявление характера свалок (мусор, ТБО и т.д.) и причины их образования.
4. Принятие мер по очистке территорий от мусора.
5. Просветительская работа с населением: (анкетирование, публикации статей, конкурсы).
6. Рефлексия каждого этапа действия, проведение конференции.
7. Выдвижение новых проблем.
- предполагаемые продукты проекта:
- чистое село;
- чистый воздух;
в перспективе - экологически грамотные люди.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.