«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»
Оценка 5 (более 1000 оценок)

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Образовательные программы
docx
доп. образование детей
11 кл
13.01.2020
авторская программа для экологического объединения.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

на конкурс.docx

Министерство образования Республики Башкортостан

муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 с. Исянгулово                     

  МР Зианчуринский район

 

 

 

 

 

 

 

 

                                         Авторская программа экологического объединения

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  МОНИТОРИНГ

ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

 

 

 

                                                                                                     Автор учитель биологии

                                                                                                              Янчурина Раушан Нукановна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исянгулово – 2019

 

                                                                                                             Взгляни вокруг, прекрасная Природа

Нас призывает с нею в мире жить.

Дай руку, друг! Давай с тобой поможем

Планете всей здоровье сохранить!

 

          В русле традиций российской педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическим в частности имеется в виду более широкая категория по сравнению с экологическим образованием. Система экологического воспитания является связующим звеном между современным  состоянием цивилизации и будущим этапом  ее развития. Система воспитания, формировавшая «покорителей природы», сегодня терпит крах. Природные ресурсы оказались исчерпаемыми, а воображаемое подчинение природной стихии человеку обернулось глубокими нарушениями экологического равновесия, разрушением экосистем.       

      Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым оно делает акцент на  эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений.  

Проявляя преступную беспечность, человек воздействуя на природу, быстро изменяет естественную среду обитания. Человек – этот наиболее одаренный и могущественный представитель всего живого на Земле – приступил к широкому преобразованию естественного облика нашей планеты. Предупреждая о возможных последствиях расширяющегося вторжения человека в природу, еще полвека назад академик В.И. Вернадский писал «Человек становится геологической силой, способной изменить лик Земли»  Это предупреждение пророчески оправдывалось.

      Рассматривая экологические проблемы нельзя не обратиться к глобальным проблемам современности. Сегодня большинство людей получают большой поток информации о глобальных экологических  проблемах. И эта информация, в зависимости от своего содержания может вызвать у людей как иллюзию легкости преодоления глобальных проблем, так и пессимизм в отношении будущего развития человечества. На сегодняшний день мы имеем следующую ситуацию.                                          

        Во-первых, интерес к глобальным проблемам как к чему-то современно новому, необычному, таящему серьезную угрозу всему живому на Земле, постепенно утратил первоначальную остроту.  На это повлияла информация о надвигающихся опасностях. Она неизменно повторялась на протяжении многих лет и, в конце концов, люди устали ее воспринимать.

        Во-вторых, прогнозов, предрекающих скорое наступление кризисов и катаклизмов, не оправдался.                                                                                  

       В-третьих, основные формы и методы исследований в принципиальном плане были разработаны к середине 70-х годов. Это научные проекты, выполненные на междисциплинарной основе; прогнозирование глобальных процессов, на базе математических методов моделирования с использованием ЭВМ, экспертные оценки и многое другое. Данные формы и методы совершенствовались, обеспечивали получение новых результатов, но эти результаты были лишены сенсационности. Отсюда можно сделать вывод, что  первостепенность значения глобальных проблем все больше вызывает сомнения у людей с обыденным  сознанием.        

         Сегодня перед человечеством стоят четыре глобальные проблемы, которые требуют и глобальных решений это:

- энергетическая проблема;

- защита от загрязнения Планеты;

- предотвращения ядерной войны и наряду с ними остро стоит проблема

- воспитание и развитие экологического сознания, так как назревает опасность паразитирования на дарах природы, принадлежащих будущим поколениям.

Следовательно, экологические проблемы относятся к числу глобальных проблем, требующих  немедленного решения. Сегодня человечество вынуждено решать их и вырабатывать такую концепцию  в  - районе;   - республике;   - за рубежом.

Для решения целей и задач экологического воспитания, ценностного отношения к природе, окружающей среде я выбрала направления:

·         использование ИКТ на уроках биологии;

·         исследовательский метод как эффективный путь совершенствования экологического образования;

·         создание НОО, экологических объединений.

Первым шагом в реализации поставленных целей стала создание авторской программы экологического объединения обучающихся.

     Данная программа рассчитана на учащихся 13-17 лет. На ее изучение предполагается 136 часов, по 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 2 года. Она не предусматривает экологического образования учащихся, так как они уже обладают минимумом знаний по биологии и экологии. В тоже время программа способствует более прочному усвоению ранее полученных сведений, позволяет лучше ориентироваться в окружающей среде, прививает навыки рационального природопользования, развивает творческие способности ребят. Основные идеи программы заимствованы у А.Г. Муравьева  (Экологический мониторинг – программа факультативного курса для школьников 9-11 классов – СПб, 1998). Однако имеются и кардинальные отличия. В программе занятия ориентированы на региональные проблемы, на работу по местному проекту, который, как правило, включает микрорайон школы. В большей степени здесь используется биомониторинг, поскольку методы его просты, не требуют специального оборудования. Основной организацией работы по программе – полевой практикум. На него приходится большая часть времени.     Расположение тем в программе не случайно. Каждый раздел предваряют занятия по поиску информации о состоянии воздушных, водных объектов и почв. Эти данные необходимы для сравнения воздушных, водных объектов и почв. Эти данные необходимы для сравнения собственных результатов со сведениями, полученными другими коллективами и службами региона. Все результаты мониторинга заносятся в экопаспорт школы непосредственно после изучения каждой темы. 

Цель курса:  развитие практических умений и навыков детей по ведению локального экологического мониторинга в своей местности. Помочь ученику сориентироваться в социуме, в выборе профиля в мире современных профессий, связанных с биологическими и экологическими знаниями. Повысить экологическую грамотность детей.

Задача курса:

*  научить комплексному подходу в изучении окружающей среды;

*  научить планировать и проводить лабораторные опыты, наблюдать их результаты и

    фиксировать наблюдение;

*  ознакомить учащихся с ролями испытателя и испытуемого;

*  научить делать вычисления, расчеты по формулам при обработке результатов

    исследования;

 * учить обсуждать результаты исследования, формировать выводы и предложения;

 * дать возможность ученику проявить себя и добиться успеха.

 * воспитать чувства моральной ответственности за окружающую среду.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

          - знать и характеризовать основные методы мониторинга;

          - уметь применять теоретические знания на практике;

          -уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую работу, делать математическую обработку результатов исследований, формулировать выводы;

          - уметь выбирать средства для решения поставленных задач, что воспитывает целеустремленность, собранность, желание помочь;

          - получить профессиональную ориентацию;

          - быть ответственными, активными, экологически грамотными.

Содержание:

1. Вводное занятие. Основные загрязнители и их источники. Понятие об экологическом мониторинге, его целях и задачах. Виды и методы экологического мониторинга.

2. Оценка состояния воздушной среды.

а) исследование загрязнения воздуха транспортом. Примерный расчет количества вредных  выбросов по бензинам. Выводы и предложения.

б) оценка состояния воздушной среды по состоянию хвои сосны. Биология и экология     сосны обыкновенной. Методика работы. Полевой практикум на территории местного проекта. Сбор гербаризация иголок сосны. Монтировка и зарисовка иголок сосны. Обработка и оформление результатов. Метрические параметры хвои сосны и их   изучения для целей мониторинга. Обсуждение результатов и выводы по мониторингу.

в) исследование атмосферы методом лихеноиндекации. Биология лишайников и их  жизненная форма. Методика работы. Полевой практикум на участках местного проекта. Составление коллекции лишайников. Обработка и оформление результатов.   Обсуждение результатов и выводы по мониторингу.

г) исследование микробного загрязнения воздуха. Высев микроорганизмов и спор на  питательную среду. Подсчет число колоний в чашках Петри, расчет количество    микробов на 10 литров воздуха. Анализ результатов, выводы о микробном загрязнении  воздуха в кабинетах.

3. Оценка экологического качества воды.

а) определение общего количества примесей. Отбор пробы, выпаривание, взвешивание твердой массы, математический расчет, выводы.

б) исследование микробного загрязнения воды. Отбор проб воды. Высев микроорганизмов и спор на  питательную среду. Подсчет число колоний в чашках  Петри, расчет количество микробов на 100 мл. воды. Сравнительный анализ   результатов, выводы о микробном загрязнении питьевой и речной вод.

в) исследование снега. Определение ионов свинца в снегу методом бумажной хроматографии. Исследование снега на общую химическую токсичность методом  биотестирования. Выводы и предложения.

4. Оценка состояние почвы по видовому разнообразию растений.

    Выбор участка  исследований. Определение с помощью определителя, какие растения  растут на каждом  из участков. Вывод о химическом составе и влажности почвы.

5. Итоговое занятие. Конференция по итогам мониторинга местного проекта.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  (первый год)

п/п

 

                               Тема занятий

Количество часов

всего

теория

 практика

1.

Вводное занятие. Объекты окружающей среды. Инструктаж по технике безопасности.

 

    2

 

     1

 

2.

Понятие об экологическом мониторинге, его целях и задачах. Основные загрязнители окружающей среды и их источники.

 

    2

 

     1

 

1

 

3.

Сбор и изучение информации о состоянии воздушной среды местного проекта.

    3

     1

2

  

4.

Оценка состояния воздушной среды по состоянию хвои сосны:

1) биология и экология сосны обыкновенной. методика работы, подготовка необходимого материала.

2) полевой практикум на территории местного проекта. Сбор и гербаризация иголок сосны (участок №1, №2, №3).

3) монтировка и зарисовка иголок сосны.

4) обработка и оформление результатов.

Метрические параметры хвои сосны и их изучение для целей мониторинга.

5) обсуждение результатов работы. Выводы и предложения.

6) обсуждение результатов мониторинга и оформления Проект-решения.

18

6

 

 

2

 

 

 

 

2

2

12

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

6

 

 

2

5.

Выход с Проект-решением к руководителям организаций и СМИ.

2

2

 

6.

Исследование микробного загрязнения воздуха.

1) высев микроорганизмов и спор на питательную среду.

2)анализ результатов, выводы.

4

1

1

3

2

 

1

7.

Проведение экологического десанта «Очистим село от мусора».

4

 

4

8.

Проведение экологической акции «Зеленый наряд школы».

4

 

4

10

 

 

 

 

 

 

 

Оценка состояния воздушной среды методом лихеноиндекации.

1) биология лишайника. Методика работы.

2) полевой практикум на ключевых участках местного проекта.

3) составление коллекции лишайников. Обработка и оформление результатов.

4) обсуждение результатов и выводы по мониторингу.

8

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

2

4

 

2

 

2

 

2

 

11.

 

Экопоход в лес. «Биоразнообразие флоры наших лесов».

2

 

2

 

 

 

12.

 

Составление экологического паспорта местного проекта.

4

 

2

 

2

 

13.

 

Занесение данных мониторинга воздуха по сосне и лишайника в экопаспорт школы.

2

 

1

 

1

 

14.

 

Научно-практическая конфнренция «Локальный мониторинг окружающей среды». (защита проектов)

2

 

 

 

2

 

15.

 

Экологические игры на свежем воздухе.

2

 

 

 

2

 

 

                                                                            Итого:        

68

21

47

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (второй год).

п/п

 

 

                      Тема занятия

количество часов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Утверждение плана работы. Инструктаж по технике безопасности. Подготовка лабораторного оборудования.

 

   2

  

     1

 

     1

2.

Экскурсия на водоем «экологическое состояние водоемов».

   2

 

   2

3.

Сбор информации о состоянии водных объектов местного проекта.

   2

 

   2

4.

Посещение родников с целью их очистки и благоустройства.

   4

 

   4

5.

 

 

 

 

Понятие о гидробиологических методах оценки состояния водоемов.

1) полевой практикум – оценка экологического состояния водоема по макрозообентосу.

2) выводы о санитарном состоянии водоема.

   8

    1

 

   1

   7

 

    5

 

    2

 

6.

Исследование микробного загрязнения воды.

1) забор проб, высев микроорганизмов и спор на питательную среду.

 2) анализ результатов, выводы.

   6

     2

 

 

2

    4

 

 

    4

7.

Занесение данных мониторинга по оценке экологического состояния водоема в экопаспорт школы.

 

  2

  

  2

 

 

        

 

8.

Сбор информации о состоянии почв на территории местного проекта.

   4

     2

   2

 

9.

Оценка экологического состояния почв на территории местного проекта.

   4

     2

   2

  

 

10.

Индикация состояния почв по частотам встречаемости фенов белого клевера.

1) биология и экология клевера, методика работы.

2) полевой практикум на ключевых участках местного проекта.

3) обработка и оформление результатов.

4) зарисовка и фотографирование фенов белого клевера.

   10

    2

 

     1

  

 

     1

  8

 

    

  5

 

 

  3

 

 

11.

Обсуждение результатов и выводы

   2

     1

     1

 

12.

Составление экопаспорта местного проекта. Занесение данных мониторинга почв в экологический паспорт.

   3

     1

     2

 

13.

 

 

Встреча со специалистами лесхоза, ПУЖКХ, местной администрации.

 

   2

    

 

 

14.

Подготовка и проведение научной практической конференции учащихся с приглашением специалиста.

   4

     3

     1

 

15.

Экологические десанты по укреплению берегов реки Ик.

 

  3

 

    3

 

16.

Экологические акции: «Ель», «Первоцветы».

 

  3

 

    3

 

17.

Экологические походы. Посещение устья реки Узякля (памятник природы Зианчуринского района)

 

  3

 

    3

 

18.

Экологический слет.

 

  4

 

   4

 

                                                         Итого:               68                17                 49

                                 Литература для учащихся.

1. Алексеев С.В., Груздева Н.В., Муравьева А.Г., Гущина Э.В. Практикум по экологии.  М.: АО МДС. 1996.

2. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. М.: ВЛАДОС, 2001.

3. Муравьева А.Г. экологический мониторинг. Крисмас+ ИСАР, 1998.

4. Новиков Ю.В. и др. Методы исследования качества воды водоемов. М.: Медицина,1990.

5. И.Белавина, Н.Найдёнская «Планета – наш дом» – методика проведения занятий по основам экологии для школьников. Москва.2009 год.

                              Литература для учителя.

1. Баландин Р.К., Бондарев Л.Г. Природа и цивилизация. М.:1998.

2. Гагдиси Д.Т. и др. Экология и здоровье. М.: Знание, 1985.

3. Горшков В.Г. Экология человека. Ленинград, 1984.

4. Китанович Б. Планета и цивилизация в опасности. М.: Мысль, 1985.

5. Энхольм Э. Окружающая среда и здоровье человека. М.: Прогресс, 1988.

6. экологический атлас планеты Земля. Волгоград. Кооператив –книга, 1994.

7.Ашиков В.И., Ашикова С.Г.“Семицветик” – программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей. Москва. 2008 год.

 

          Считаю, что мой опыт по созданию системы экологического воспитания и образования учащихся будет полезен и другим школам, занимающихся экологической работой. Для примера приведу образец составления Паспорта экологического проекта.

Паспорт проектной работы.

   Проектно – исследовательская работа на тему:

 «Несанкционированные свалки в окрестностях села Исянгулово».

-  руководитель проекта: учитель биологии Янчурина Р.Н.

- консультант проекта: ответственный инспектор по ООС

   Исмагилов Х.Х.

-  учебный предмет: биология, химия и экология.

-  проект рассчитан- на учащихся 12-16 лет.

-  состав проектной группы: 1.Джаферова Анифе

                                                    2.Ишкильдин Азамат

                                                    3.Самигулин Назир

                                                    4.Татлыбаева Айгуль

                                                    5.Уракаева Алина.

-  тип проекта:  исследовательский.

-  заказчик проекта:  глава сельского поселения  Байгазаков М.З.

- цель проекта:  Разрабатывать методы и меры приводящие к устранению  несанкционированных свалок мусора. Продолжить  мониторинг окружающей среды в районе села Исянгулово.

-  задачи проекта:

1. Ознакомиться с проблемами утилизации мусора

2. Выявить места несанкционированных свалок мусора и причины, послужившие возникновению этих свалок.

3. Организовать субботники и экологические десанты по очистке улиц, рощи, русла и берегов реки Ик.

4.Через СМИ вести разъяснительно -просветительскую  работу с населением.

5. Продолжить вести экологический мониторинг.

-вопросы проекта:

1. Почему наиболее загрязненным является юго – восточный район окрестности села?

2. Как решается вопрос утилизации ТБО на селе?

3. Какие меры принимаются в республике по использованию (внедрению) новых технологий по утилизации ТБО.

4. Отвечают ли нормативам СЭС места захоронения ТБО на территории района.

- необходимое оборудование: фотоаппараты, лопаты, грабли, перчатки, таблички, проспекты, транспаранты, буклеты.

- этапы работы: 1.Выявление мест несанкционированных свалок мусора и наиболее загрязненных улиц села.

2. Разбивка района действия на сектора.

3. Выявление характера свалок (мусор, ТБО и т.д.) и  причины их образования.

 4. Принятие мер по очистке территорий от мусора.

5. Просветительская работа с населением: (анкетирование, публикации статей, конкурсы).

6. Рефлексия каждого этапа действия, проведение конференции.

7. Выдвижение новых проблем.

-  предполагаемые продукты проекта:

                                              -  чистое село;

                                              - чистый воздух;

                    в перспективе  - экологически грамотные люди.

 

 

 

скачать по прямой ссылке