Разработка внеклассного мероприятия по теме:
«ЗЕМЛЯ НАШ ОБЩИЙ ДОМ»
Экологический праздникконкурс «Цветочная поляна»
Учитель: Т.М. Захарченко
Описание материала: работа предназначена для учителей начальных классов
для проведения во внеурочное время или на уроках окружающего мира; игра
даёт возможность всесторонне развить в детях экологическую грамотность,
бережное отношение к природе, ориентироваться в окружающем мире.
Цель: создание условий для формирования бережного отношения к природе,
действенного отношения к окружающему миру путем становления начал
экологической культуры, экологического сознания и мышления, закрепление
правил поведения в лесу, на поляне, у реки.
Воспитание любви к родному краю, заботы о его природе и ответственности за
её охрану.
Основные задачи:
создание условий для экологического образования;
развитие познавательного интереса к миру природы;
развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей
к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
воспитание гуманного, эмоциональноположительного, бережного, заботливого
отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
развитие эмоций, чувства эмпатии к объектам природы.
Оборудование: презентация; картинки с птицами и животными; «цветочная
поляна» с заданиями для игры; конверты; краски, цв. карандаши.
Ход мероприятия:
СЛАЙД 1
Учитель: Рождаясь, с первого вздоха, с первой минуты жизни все мы получаем в
наследство, в пожизненное пользование огромный мир – нашу прекрасную
планету по имени Земля.
« Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика,
журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков, жаворонка в
бездонном небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск
волны и торжественную тишину ночи, услышал и, затаив дыхание, слушает сотни
и сотни тысяч лет чудесную музыку жизни» сказал Сухомлинский.
Ученик:
1.Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светлоголубое,
Солнце светит золотое.
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
2.Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва.
Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это все вокруг…(природа)
Учитель: Сегодня на нашем праздничном занятии ещё раз поговорим о том, какую
роль играет человек в охране природы. Можно стеречь и лес, и сад, и поле, и
речку, и все, что нас окружает, если усвоить ряд несложных правил поведения в
природе. Проверим, насколько хорошо вы знаете тот мир, который вас окружает,
и сможете ли вы его сберечь?
А что же такое «экология»? Кто помнит? (ответы детей)
Экология это наука о нашем доме – о планете Земля. Все, кто както знаком с
экологией убежден, что спасение человечества возможно лишь тогда, когда
каждый из нас овладевает экологическими знаниями и будет жить по
экологическим законам жизни.
СЛАЙД 2
Ученик:
1.Как яблоко на блюде
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Все выскрести до дна.
2.Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
3.Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня,
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Учитель: Законы об охране природы должны соблюдать не только взрослые,
но и дети. Тут важно знать, что можно, а чего нельзя делать.
Издали наблюдать за птичьими гнездами можно. А вот трогать и даже близко
подходить к ним — нельзя!
Наблюдать за муравейником можно, а разрушать его — нельзя! От муравьев
лесу большая польза: они уничтожают личинки насекомых, которые вредят
деревьям.
Мастерить кормушки для животных можно, а делать рогатки и всякие
ловушки — нельзя!
Обо всем, что можно и чего нельзя, вы узнаёте в школе. И если вы
действительно хотите стать друзьями природы, то сердце вам всегда подскажет,
как поступать в тех или иных случаях.
А сейчас давайте выполним интересные задания на экологическую тему,
которые вы видите на нашей цветочной поляне. Посмотрите, какая она яркая и
весёлая. В каждом цветке нашей поляны для вас интересное задание.
(Учитель обращает внимание детей на доску, к которой прикреплены 5
цветов разных расцветок, образующих «цветочную поляну».) Каждый цветок раскрылся утром, а внутри был конверт с заданием. Как
видите, у меня на столе 5 конвертов. Каждый из них помечен тем же цветом, что и
один из цветков. Сейчас я буду открывать конверт, читать задание, и мы будем
его выполнять.
Задание 1, конверт 1.
Учитель: Мы получили задание закончить стихотворные строчки. Будьте
внимательны и отвечайте дружно:
Аемаемаем, деревья мы ... (сажаем).
Сусусу, не станем мусорить в ... (лесу).
Омыомыомы, очистим ... (водоемы).
Оророр, потушу в лесу ...(костер).
Орнеморнеморнем, цветок не вырву с ...(корнем).
Эвьяэвьяэвья, нельзя ломать ... (деревья).
Ечьечьечь, нельзя траву сухую ...(жечь).
Атьатьать, не будем гнезда ... (разорять).
Орыорыоры, не трону ... (мухоморы).
Ойойой, подкормлю я птиц... (зимой).
Эчьэчьэчь, природу будем мы ...(беречь).
Задание 2, конверт 2.
Игра «Представь себя...». В этом конверте я нашла карточки для игры.
читать и выполнять
Предлагаю желающим вытаскивать по одной,
соответствующее задание:
Представь себя речкой, берега которой сплошь завалены консервными
банками, рваными ботинками, автомобильными шинами, осколками бутылок и т.д.
Что бы ты хотела сказать людям по этому поводу? СЛАЙД 3
Представь себя лесной поляной, которую только что покинули отдыхающие,
не затушив до конца костер. Что бы ты крикнула им вдогонку? СЛАЙД 4
Представь себя птицей, в которую только что попал мальчишка из рогатки.
Каково тебе? Расскажи. СЛАЙД 5
Представь себя молодой березкой с только что распустившимися
листочками, у которой сломан сук. Что ты чувствуешь? Расскажи. СЛАЙД 6
Представь себя букетом колокольчиков, выброшенным на лесную
тропинку. Расскажи о своих ощущениях. СЛАЙД 7
(Ребята разыгрывают ситуации по каждому заданию)
Задание 3, конверт 3.
Учитель: Ребята, что вы знаете о лекарственных растениях? Почему их так
назвали?
Давайте отгадаем загадки о лекарственных растениях. В этом конверте
такое задание для нас.
Что за бусинка вот тут
На стебле повисла?
Глянешь — слюнки потекут,
А раскусишь — кисло. (Клюква)
Тонкий стебелек у дорожки, На конце его — сережки.
На земле лежат листки —
Маленькие лопушки.
Нам он, как хороший друг,
Лечит раны ног и рук. (Подорожник)
Рассыпает солнце стрелы,
Сосны зажигая.
Что за ягода созрела,
Синяя такая? (Черника)
На верхушке стебелька —
Солнышко и облака. (Ромашка) СЛАЙД 8
Кто ни прикасается,
За того цепляется.
Привязчивый и колкий,
Кругом торчат иголки. (Репей, или лопух)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают. (Липа)
Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный,
Из кисти белоснежной. (Ландыш)
Сидит Яшка, красная рубашка,
Брюшко сыто, камешками набито. (Шиповник) СЛАЙД 9
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год? (Ель)
Растет зеленый кустик,
Дотронешься — укусит. (Крапива)
Держит девочка в руке
Облачко на стебельке.
Стоит дунуть на него —
И не будет ничего. (Одуванчик)
Я — капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот рад наклониться,
А имя дала мне родная землица. (Земляника) СЛАЙД 10 Весной зазеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла. (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Я из крошкибочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Красненька матрешка, беленько сердечко. (Малина) СЛАЙД 11
Отгадки по ходу выполнения появляются на слайде. Учитель объясняет,
какую пользу приносит то или иное растение.
Учитель: Ребята, а теперь давайте распределим все эти растения на 3
группы.
Ответ: 1. Крапива, одуванчик, ромашка, репей, ландыш, подорожник —
травянистые растения.
2. Земляника, черника, клюква, шиповник, малина — ягоды.
3. Рябина, береза, дуб, липа, ель — деревья.
Задание 4, конверт 4.
Учитель:
В этой таблице в каждой строке спряталось название животного,
занесенного в Международную Красную книгу.
(Ученики получают распечатки задания.) Вам нужно из каждой строки
выписать буквы только русского алфавита. Так вы прочтёте названия
животных.
L
V
П
Z
Ф
W
М
Q
Z
К
U
R
Y
О
Е
У
Л
Z
W
Р
W
S
А
Y
О
L
Р
В
R
З
J
Z
В
Z
М
U
Q
V
О
Ш
Y
У
Р
L
F
И
И
S
Q
Ё
Ц
Н
Н
Б
V
W
В
W
Г
Z
Z
Л
Е
К
S
Р
Ж
Z
Т
А
О
W
Ответ: МОРЖ, ОРЁЛ, ПЕРВОЦВЕТ, КУВШИНКА, ФЛАМИНГО, ЗУБР.
СЛАЙД 12
На слайде демонстрируются рисунки данных животных.
СЛАЙД 13
СЛАЙД 14
Задание 5, конверт 5.
Творческое задание. Нарисовать лесной цветок. Учитель. Ребята, послушайте историю, которая могла бы произойти с каждым
из вас.
«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили сделать подарок своим мамам,
насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело доброе, а воспитательница
стала их ругать:
— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали? Нельзя же. И большие лесные
колокольчики — нельзя! И вот эту душистую ночную фиалку, и эти желтые
купальницы, и...
— Но почему? — чуть не плачут ребята. — Они же такие красивые.
— Вотвот, красота их и губит. Кто ни увидит — всяк сорвет. Оттого цветов
этих и стало так мало, и чуть ли не каждый пришлось взять под защиту. Иначе
вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты штрафуют. И правильно делают, а
то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни многих других цветов вовсе не
останется.
— А ромашку можно рвать? — спросила одна девочка.
— Пока можно, да и то осторожно, — услышала она в ответ справедливые
слова.
— Вот скажика, Панамка, какой бы ты на месте этой девочки цветок выбрал
— большой и яркий или маленький и чахлый?
— Ясное дело, большой, яркий.
— Вот и все так. И получается: чахлые, поскольку их не рвут, плодятся,
множатся, а самые крупные, самые сильные растения так потомство дать и не
успевают — в букетах вянут. В общем, жадничая, отбирая у природы самое
самое: самое красивое, крупное, яркое, душистое, — мы в результате себя же и
грабим».
Учитель: Поделитесь своими впечатлениями об услышанном (ответы детей).
Я думаю, эта история напомнила вам о том, что нельзя рвать лесные,
полевые, луговые цветы охапками. К тому же многие из них очень быстро вянут
— вряд ли вы успеете донести их до дома. Поэтому разумнее не уничтожать
красоту, а создавать ее, что и предлагает нам сделать один из цветков в своем
задании — нарисовать цветок из мира дикой природы.
СЛАЙД 15
СЛАЙД 16
(Дети рисуют, обмениваются впечатлениями)
Учитель.
Смотрите, ребята, какие красивые у вас получились цветы.
Сейчас мы «высадим» их на нашу цветочную поляну, и она станет ещё ярче и
наряднее.
(Все вместе дополняют цветочную поляну на доске своими работами)
Рефлексия:
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял...».
Ученик:
1. На одной планете
Дружно жили дети
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц 2.Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали
Рек не загрязняли!
3.Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля
Где живем и ты, и я!
СЛАЙД 17
Учитель:
Земля такая маленькая, дети! Давайте ее беречь!
Милая Родина, ты год от года
Должна становиться краше!
Охрана природы – дело народа,
Моё, твоё, наше!
Экологический праздник-конкурс "Цветочная поляна"
Экологический праздник-конкурс "Цветочная поляна"
Экологический праздник-конкурс "Цветочная поляна"
Экологический праздник-конкурс "Цветочная поляна"
Экологический праздник-конкурс "Цветочная поляна"
Экологический праздник-конкурс "Цветочная поляна"
Экологический праздник-конкурс "Цветочная поляна"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.