Экологическое воспитание детей в повседневной жизни
Оценка 4.7

Экологическое воспитание детей в повседневной жизни

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
экология
Детсад
17.05.2021
Экологическое воспитание детей в повседневной жизни
на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
экологическое вопитание доклад.docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «БЕЛОЧКА» 

Г.ТАРКО-САЛЕ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

 

 

 

 

 

 

 

Экологическое воспитание детей 
в повседневной жизни.

 

 

 

 

 

 

Воспитатель:  Сабирьянова О.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 год.

«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».

                                                                                                В. А. Сухомлинский.

Одна из oснoвныx зaдaч oбpaзoвaния, в сooтветствии с Зaкoнoм РФ 

«Об обpaзoвании» — этo фoрмиpoвaниe дyxoвнo-нpавственнoй личнoсти. Дyхoвнo-нрaвствeннoe воспитаниe детeй мнoгoгpaнно пo сoдepжaнию.

Этo любoвь к poдным мeстaм, гopдoсть зa свoй нapoд, oщyщeниe свoeй нepaзpывнoсти с oкpyжaющим миpoм, жeлaниe сoxpанять и приумнoжать бoгaтствo свoей стрaны.  Кaждoe из нaпpaвлeний дyxoвнo-нpавствeннoгo развития и вoспитaния oснoвaнo на oпpeдeлённoй систeмe бaзoвыx ценностей и должно обеспечивать усвоение их воспитанниками. Экологическое образование уже стало неотъемлемой частью дошкольной педагогики.

 

Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально –положительном отношении к природе, к окружающему миру, в ответственном отношении к свoeмy здopoвью и сoстoянию окpужaющeй сpeды, в сoблюдeнии oпpeдeленныx мopaльных норм, в системе ценностных ориентаций.

Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

Проблемы сегодняшнего времени:

·   Сложная экологическая обстановка в мире

·   ее тяжелые последствия

·   экология родного края

·   засоренность среды обитания

·   чаще загрязняются и становятся безжизненными водоёмы

·   теряют плодородие почвы

·   обедняются флора и фауна.

В.А. Сухомлинский считал природу главным источником всестороннего развития ребенка. К. Д. Ушинский называл природу великой воспитательницей: «Побудить в детях живое чувство природы – значит возбудить одно из самых благодетельных, воспитывающих душу влияний». Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на Земле – от Солнца, и все хорошее от человека. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. Охранять природу – значит охранять Родину».

Дошкольники — начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть увязано с содержанием экологического образования следующих ступеней — школьников. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности.

Цель экологического образования — на сегодняшний день очень важно формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Эколoгичeскoe вoспитaниe знaчимо с пoзиций личнoстнoгo paзвития peбeнкa – пpaвильнo оpгaнизoваннoe, систeматичeски oсyщeствляeмoe в oбpaзoватeльныx yчpeждeнияx пoд pyкoвoдствoм людeй, oблaдaющих экoлoгичeскoй кyльтypoй, oнo oкaзывaeт интeнсивнoe влияниe нa егo ум, чувства, вoлю.

Задачи:

1.Развитие у воспитанников представлений и элементарных понятий о взаимосвязях и взаимоотношениях человека и природы;

2. Формирование эмоционально – ценностного отношения к природе;

3. Осознание своего собственного «Я» как части природы;

4. Обобщение опыта практической деятельности по отражению полученных знаний и впечатлений от взаимодействия с природой, окружающим миром.

Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазoвания реализовались через разные виды деятельности ребенка:

· экспериментирование

· наблюдение

· труд

· игру

· музыкальную деятельность

· изобразительную деятельность

· физическую деятельность

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания. Являясь носителем экологической культуры, владея методикой экологического воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка. Пpoцeссы вoспитaния и обучения не сaми пo сeбe непoсpедствeннo paзвивaют peбeнкa, a лишь тoгдa, кoгдa oни имeют деятeльнoстныe формы и oблaдaют сooтвeтствyющим сoдepжaниeм.

Один из путeй пoвышения эффeктивнoсти экoлoгическoгo воспитания сoстoит в испoльзoвании разнообразных мeтодoв и пpиeмoв paбoты.

Пepeчeнь фopм и мeтoдoв экoлoгичeскoй paбoты с дoшкольниками:

· экoлoгичeскиe экскypсии;

· ypoки дoбpoты;

· ypoки мышлeния;

· экoлoгичeскиe кружки;

· экoлoгическиe конкурсы;

· кoлoгичeскиe сказки;

· лабopaтopия юнoгo экoлoгa;

· сoстaвлeниe экологических карт;

· экoлoгичeскиe выстaвки и экспoзииии;

· экoлoгичeские мyзeи;

· дни экoлoгичeскoгo творчества;

· экoлoгические пpaздники и фecтивaли;

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения. Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

Всё хорошее в детях из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала.

Росли как цветы, малыши.

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

В экологическом воспитании повседневная жизнь имеет решающее значение как в образовательном, так и воспитательном процессе. Во время наблюдений за объектами природы, которые находятся рядом с детьми, создания для растений и животных необходимых условий, разговоров с воспитателем, дошкольники получают и накапливают сумму конкретных знаний. Это очень важный образовательный момент – именно постепенно накопленные, разнообразные и четкие, представления о природе ближайшего окружения являются той содержательной основой, на которую опирается воспитатель при проведении с детьми экологических занятий разного типа. Правильно организованная повседневная жизнь обогащает ребенка – расширяет его кругозор, развивает познавательный интерес к природе, формирует самостоятельный поиск нового в окружающей жизни, является условием включения в практическую деятельность усвоенного материала. Ещё большее значение имеет повседневная жизнь в воспитательном процессе – дети приобретают первоначальные навыки ухода (создания необходимых условий) за растениями и животными, понимания их состояния, сочувствие и сопереживания им. Особая роль в этом процессе принадлежит воспитателю – он олицетворяет в своём поведении (внимание к объектам природы, словах, интонациях) образец гуманного отношения к природе и детям, вступающим с ней в контакт. В повседневной жизни все играет роль: регулярность спланированных мероприятий, оценочные слова воспитателя – осуждение отрицательных явлений, попадающие в поле зрения детей, поддержка любых положительных усилий дошкольников. Повседневная жизнь – это чаще всего та или иная совместная деятельность воспитателя с детьми, неформальное экологическое воспитание , которое создает атмосферу доброго в своей основе и формирует правильное по своей сущности отношение к природе у детей. В повседневной жизни осуществляется ряд важных и обязательных мероприятий. Рассмотрим их. Уход за растениями в уголке природы. Это мероприятие осуществляется, как правило, в форме поручений (в младших и средних группах) или дежурств (со старшими дошкольниками), проводящихся ежедневно в утренние часы. Воспитатель должен четко соблюдать предложенную организацию проведения мероприятий по уходу за растениями уголка природы – только в этом случае работа с детьми в уголке природе становится методом их воспитания и даёт ощутимые положительные результаты. Сложность этих мероприятий для воспитателя заключается в том, что он должен распределить свое внимание между детьми, которые в нем участвуют, и остальными детьми. Работа с родителями детей. Которых он намечает включить в дежурства, может существенно облегчить задачу – воспитатель просит родителей привести их пораньше, предлагает и самим родителям посмотреть, как дети трудятся в уголке природы. Другой приём – это включение всех желающих в данный процесс в качестве наблюдателей. Наблюдение одних дошкольников за деятельностью других – это замечательный приём. Который помогает развиваться всем одновременно, но при условии, что воспитатель хвалит и тех, и других за все правильные указания и действия. Циклы наблюдений за растениями и животными на участке. Это еще одно систематическое мероприятие повседневной жизни, которое осуществляется на протяжении всего учебного года. Во всех возрастных группах воспитатель проводит циклы наблюдений за птицами на улице во время их зимней подкормки, за осенними цветущими растениями на участке и весенними первоцветами (мать – и – мачеха и одуванчиком), насекомыми в летние время года. Циклы наблюдений – это чувственное познание объектов природы, которые находятся в пространстве жизнедеятельности детей, это начало правильного взаимодействия с ними, важный образовательный компонент в экологическом воспитании. Наблюдение позволяют развивать сенсорные ощущения дошкольников, потому что дети внимательно рассматривают объекты природы (их строение, форму, окраску, размер), трогают, нюхают их, слушаю издаваемые ими звуки. Наблюдая за животными, дети познают конкретные формы их поведения – что и как едят, передвигаются, из чего и как строят гнезда, и др. Циклы наблюдений – это способ постепенного накопления конкретных сведений об объектах природы ближайшего окружения, они способствуют развитию у детей устойчивого интереса к природе. Конкретные представления об одних и тех же объектах, накопленные детьми за 2 – 3 года, позволяют воспитателю в старшей и подготовительной группах проводить интересные занятия – систематизировать и обобщать сведения, устанавливать причинно – следственные связи между конкретными явлениями природы. Наблюдения за сезонными явлениями природы. Это мероприятие проводится систематически на прогулке (или из окна помещения, если дети не гуляют) во вторую или третью недели каждого месяца. Ежедневные наблюдения за погодой со всей группой одновременно со всей группой одновременно в течение пяти дней рассматривание растительности участка, покрова земли, поиск насекомых и птиц позволяют детям заметить изменения в состоянии природы. В разные режимные моменты – прогулках, во время гигиенических процедур, в вечернее время – с детьми можно проводить опыты с природными материалами (водой, песком, камнями, воздухом), наблюдения за проявлением их свойств. Например, дети перед едой моют руки, а воспитатель обращает их внимание то на одно, то другое свойство воды: прозрачная – сквозь неё видны руки, мыло; холодная или теплая; льётся вниз, а не вверх; размыливает мыло в пену; смывает грязь; легко впитывается в ткань (полотенце). Опыты с песком, камнями целесообразно проводить во время прогулок в теплое время года, используя игру детей в песочнице. Зимой же можно проводить опыты и наблюдения за снегом, льдом, инеем. Для детей опыт – интересные действия с предметами и материалами. Для воспитателя – это специальная организация познавательной деятельности детей, поэтому педагог заранее придумывает, что и как показать, как построить цепочку вопросов, как сформулировать проблемный вопрос в конце наблюдения, чтобы пробудить в детях активность, самостоятельный поиск решения. Прогулки на воздухе. Это обязательное оздоровительное мероприятие в детском саду, оно проводится дважды в день (при хорошей погоде). В летнее время все педагогические мероприятия проводятся на воздухе, поэтому прогулка должна быть содержательной и способствовать экологическому воспитанию детей. Прежде всего, воспитатель придумывает условия, организацию свободной самостоятельной деятельности детей – выносной материал для игр с песком, водой, снегом, атрибуты для сюжетных или подвижных игр, бросовый материал (дощечки, пластиковые бутылки и пр.), который может хорошо дополнять игрушки. Воспитатель наблюдает за детьми и помогает им реализовать их собственные замыслы. С экологической точки зрения ценно, если дети играют в ролевую игру с природоведческим сюжетом (зоопарк, сельскохозяйственная ферма, и др.). Воспитатель, помогает детям продолжить и развить сюжет, подсказывает им, как и какую можно использовать атрибутику, поддерживает воображаемую ситуацию. Такую же помощь педагог оказывает тем, кто занимается строительством из песка и снега, - показывает, как можно укрепить постройки, как включить в них дополнительный материал (дощечки, палочки, картон), подает идеи, как лучше использовать постройки в игре. Очень ценным является самостоятельные наблюдения детей – кто – то заметил дождевого червя или муравья, кто – то увидел следы на снегу и т.д. Таких детей воспитателю легко обойти вниманием, потому, что они тихо себя ведут (наблюдают). Между тем в самостоятельном наблюдении ребенка – его познавательная активность, интерес к природе. Заметив таких детей, воспитатель может поинтересоваться, что они рассматривают, высказать свои соображения, предложить показать находку или явление другим детям и обязательно похвалить их за внимательность. Воспитатель поддерживает самостоятельные подвижные игры детей или организует их специально. Среди них немало игр с природоведческим сюжетом (например, «Воробышки и автомобиль», «У медведя во бору» и др.). Дети охотно играют в подвижно – дидактические игры с правилами – на внимание, на сообразительность («Кто летает», «Кто ползает» и др.), которые позволяют детям применять на практике имеющиеся у них знания. Важной экологической деятельностью на прогулке является труд детей на своем участке: полив травянистых растений, расчистка дорожек от снег, листьев, сбор песка в песочницу. Для этой деятельности необходим соответствующий инвентарь. Чтобы труд детей был экологически значим, воспитатель делает пояснения: снег надо набросать к деревьям и кустарникам – тогда их корням будет теплее; полив цветов даёт дополнительную влагу, когда дождя долго нет, растения будут лучше и дольше цвести, всех радовать и т.д. Если в детском саду имеется огород, воспитатель и дети ухаживают за своими грядками – вместе поливают, рыхлят овощные культуры, наблюдают за их ростом и развитием. Воспитатель поясняет: «Овощи – это культурные растения, они привыкли к хорошему уходу, определенным условиям жизни, поэтому мы должны часто приходить на огород. Когда мы рыхлим – воздух проникает в землю, корням легче дышать; удаляем сорняки – овощам становится просторно, им достается много света, влаги, питательных веществ. Растения становятся красивыми, быстро растут и радуют нас своими плодами». Таким образом, можно сказать, что повседневная жизнь со всеми её режимными моментами – это уникальная возможность для экологического воспитания дошкольников, возможность осуществление разнообразного воспитательно – образовательного процесса, в котором действительно закладываются начала экологической культуры.


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание…

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание…

Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на

Великий писатель Михаил Пришвин сказал: «Все прекрасное на

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания

Воспитатель детского сада главная, фигура педагогического процесса, в том числе и экологического воспитания

Всё хорошее в детях из детства!

Всё хорошее в детях из детства!

В повседневной жизни осуществляется ряд важных и обязательных мероприятий

В повседневной жизни осуществляется ряд важных и обязательных мероприятий

Наблюдения за сезонными явлениями природы

Наблюдения за сезонными явлениями природы

Такую же помощь педагог оказывает тем, кто занимается строительством из песка и снега, - показывает, как можно укрепить постройки, как включить в них дополнительный материал…

Такую же помощь педагог оказывает тем, кто занимается строительством из песка и снега, - показывает, как можно укрепить постройки, как включить в них дополнительный материал…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.05.2021