Выступление на методическом объединении учителей географии на тему: «Экологическое воспитание учащихся на уроках географии
в современных условиях»
Сегодня мы наблюдаем все
более мощное воздействие человеческого общество на окружающую среду, ухудшение
экологического состояния окружающей среды , что приводит к необходимости научить
подрастающее поколение любить и охранять природу,готовить экологически
грамотных людей, ясно представляющих взаимосвязи в системе «природа - человек -
производство», способных предвидеть все последствия воздействия хозяйственной
деятельности на природу и , самое главное –на человека. В нынешнем положении
учителю очень трудно внушить ученикам, что они завтрашние рабочие, специалисты
и директора предприятий. От них будет зависеть будущее страны, своей малой
Родины, ее экологическая чистота.
Наша школа расположена в удивительном
уголке Воронежской области, где с 1980 года учеными Воронежского аграрного
университета и тогда колхоза «Дружба» начала и успешно была внедрена
эколого-ландшафтная система земледелия. В эти годы была возможность внедрять
экологические дисциплины, чего сегодня сделать очень трудно. При формировании
экологической грамотности я учебную деятельность и экологическое воспитание направляю
на развитие прогностических и практических умений у школьников, так как считаю,
что прогнозирование обеспечивает правильное отношение человека к окружающей
действительности.
В современном школьном курсе географии
экологическая проблема нашла отражение именно в рассмотрении тем о
взаимодействии природы и общества, о значении природных условий для жизни
людей, об изменении ее под воздействием деятельности человека , и тех
последствий, что вызовет наше бездумное отношение к природе.. Знакомство с
данной тематикой позволяет школьникам раскрыть влияние хозяйственной
деятельности общества на природу, помогает увидеть связи и зависимости,
возникающие между природой и обществом, выявить причины изменений природы.
Через уроки географии знакомлю учащихся с той
уникальной системой , созданной в нашей местности, жизнью во многих ее
проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматриваю природу земной поверхности,
населения, его хозяйственную деятельность; учу пониманию сущности
экологических, экономических и социальных проблем, прогнозированию развития
взаимоотношений между природой и человеком на разных территориальных уровнях.
В процессе формирования экологических знаний на
уроках географии использую различные типы уроков: конференции, семинары,
экскурсии, интегрированные уроки, игры. При подготовке учащихся к таким урокам
рекомендую использовать публикации по сохранению русского чернозема в условиях
интенсивного использование сельскохозяйственных угодий...
В ходе уроков географии ученики учатся
прогнозировать последствия воздействия человека на природу, формулировать
предложения по рациональному использованию и охране природы, определять
последствия проводимых природоохранных мероприятий (рекультивация земель,
защита склонов от эрозии , восстановления плодородия чернозема и т.д.). По-моему
глубокому мнению, учащиеся должны осознавать важность природоохранительного
поведения и труда в повседневной деятельности. деятельностью.
В рамках начального курса географии
решению экологической проблемы способствуют практико - ориентированная
деятельность по изучению и улучшению экологической ситуации своей местности через
практическую направленность обучения на уроках и во время экскурсий, а также
формированию личностного отношения к природе при изучении земных оболочек. На
уроках знакомлю с влиянием деятельности человека на явления и процессы,
происходящие в географических оболочках. Шестиклассников учу делать первые
экологические прогнозы. Например, во время весенней экскурсии в природу ставлю
перед детьми вопрос: «Что произойдет с ПК, если человек изменит данную
территорию в микрорайоне нашей школы на водоразделе, пойме реки, луге, степном
комплексе.»
На уроках в седьмом классе школьники
получают знания о разнообразии современного мира во взаимосвязи природных,
экологических, социально-экономических составляющих. Подвожу учащихся к
пониманию, что три главные составляющие природной среды (природа, человек,
хозяйство) во взаимодействии сформировали облик земной поверхности, который в
настоящее время является результатом деятельности современного общества на
разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном,
региональном, локальном. Учебный комплекс О А Климановой позволяет это делать
на многих уроках. При этом учащиеся осознают, какие связи нарушены в ПК, и что
необходимо сделать, чтобы восстановить, сохранить и рационально использовать
природу и ее богатства, высказывают свою точку зрения на восстановление этой
ситуации, предлагают конкретные действия..
С восьмиклассники в теме «Почвы-
национальное достояние страны» раскрываю причины разрушения почв своей
местности, анализируют особенности свойств почвы и показываю, как результат
научной деятельности ученых агроуниверситета и механизаторов наших крестьянских
хозяйств позволяет проводить целенаправленную практическую работу по сохранению
и возрождению чернозема, нашего бесценного богатства.
Формирование экологических
умений у учащихся заложено в содержательной части курса «География России.
Природа» и в других темах. Добиваюсь, чтобы у учащихся появлялось желание
выразить свое личное мнение и отношение к проблеме экологического характера,
дать ей нравственную оценку. Именно на таких уроках часто использую создание
проблемных ситуаций, способствующих возникновению дискуссии, в которых учащиеся
проявляют свое отношение к обсуждаемым поступкам и поведению в природе и
повседневной жизни, отмечая положительные и отрицательные стороны этих поступков
и их воздействие на природу.
При изучении курса «Природа России» широко
использую региональный компонент, акцентирую внимание на экологических
проблемах своего края и малой Родины, провожу уроки, где рассматриваю не только
экологические проблемы, но вместе с учащимися ищу пути их решения. Это
находит участие в проектах по благоустройству своего села и его окрестностей
Особое внимание уделяю оценке природных
условий и ресурсов и влиянию их на экологию. Окружающей природы. В ходе уроков
использую материалы школьного научного центра «Устойчивое земледелие»,
созданное в школе под руководством прфессора агроуниверситета г. Воронеж
Лопырева М И , его статьи, публикации, содержащие данные о хозяйственной
деятельности человека, о том, какие меры применяются для ее охраны в нашей
местности.
Обращаюсь к эмоциональной сфере ребенка,
акцентирую внимание на тех чувствах, которые испытывают учащиеся при общении с
природой, тем самым воспитываю любовь к своему селу , краю, Родине.
При изучении крупных природных комплексов
знакомлю с заповедниками этих территорий.
В девятом классе при изучении
межотраслевых комплексов подвожу учащихся к выводу, что надо выпускать
продукции меньше, но лучшего качества, снижать затраты энергии и ресурсов на
производство единицы продукции. Для того, чтобы ученики пришли к выводу о
необходимости рационального природопользования, ресурсосбережения, учу
пользоваться основными источниками экологической информации, работе с общими и
специальными географическими картами, статистическими материалами. На уроках
учащиеся анализируют факты влияния человека на природу межотраслевых комплексов
страны, раскрывают взаимосвязи между природой и хозяйственной деятельностью
человека.
К концу девятого класса многие ученики
могут оценить экологическую ситуацию в целом, в отдельных ее регионах,
предложить конкретные пути решения экологических проблем, осознать важность
природоохранной работы.
. Такая работа расширяет кругозор учащихся, делает их более информированными и компетентными по вопросам экологии, обеспечивает активизацию процесса обучения. Школьники понимают, что невозможен экологический рай в отдельной стране, только все люди вместе способны обеспечить благодатную счастливую жизнь на Земле.
Здесь важно вспомнить , как отмечал В.И. Вернадский, что «мы должны понять, что являемся «жителями планеты и можем – должны – мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи, рода, государства,…но и в планетарном аспекте…» и помнить, что «не природе нужна наша защита. Это нам необходимо ее покровительство: чистый воздух, чтобы дышать, кристальная вода, чтобы пить, вся природа, чтобы жить». Еще раз подчеркиваю, что нельзя умалять экологическое образование и воспитание, не дать внедрить предложение нашего министерства образования , что экология-второстепенный предмет, его не надо обязательно изучать в школе. Давайте защищать эколгию.
Учитель географии МКОУ Касьяновская СОШ Воронежской области Кантемировского района, заслуженный учитель РФ, учитель высшей категории Гончаров Николай Васильевич.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.