«Творческий подход в решении задач экологического воспитания в начальной школе.»
Воспитатель: Ковальчук Ольга Ивановна
В настоящее время предельно остро встает проблема всеобщего образования и воспитания «экологической культуры» школьника На сегодняшний день обществу нужно изменить свое отношение к природе и сформировать подобающее воспитание и образование нового поколения. Основанием становления человечества должно стать единение человека и природы
Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности, интеллекта. Человек и природа: философы, поэты, художники всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни.
Природа своеобразно реагирует на насильственное вторжение человека в её территорию: на планете стремительно исчезают различные виды животных и растений, а освободившиеся места заполняются вредными и опасными организмами, в том числе болезнетворными; характерно в последнее время увеличение аллергических и нервно-психических заболеваний, растёт количество детей, имеющих врождённые аномалии. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. Возникает желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких.
Важным структурным компонентом экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование мотивации у детей. Что же такое мотивация? Это побуждение поведения детей (через их потребности, личные мотивы, интересные им цели, ценностные ориентации и т. п., которое направляет детей и организует их, а также придаёт деятельности смысл и значимость для самого ребёнка).
Как же рассказать ребёнку о природе? Уже в первые минуты знакомства со своими учениками я стараюсь вовлечь их в удивительный мир природы. Создаю соответствующую для этого атмосферу классной комнаты. Аквариум — удивительное природное сообщество рыбок, улиток, растений Дети в первые же дни знакомятся с правилами обращения с комнатными растениями, рыбками.
Ни для кого не секрет, что 50 % детей младшего возраста демонстрируют в своих высказываниях прагматическое, утилитарное отношение к природе. “Природа — наше главное богатство”. Например, дети высказывают такое мнение: “Лес существует для того, чтобы в нём человек мог собирать грибы, ягоды. А из деревьев строят дома, делают мебель, линейки, карандаши. Река — для того, чтобы в ней можно было ловить рыбу. А пчёлы — чтобы приносить побольше мёда”. Эти и другие высказывания детей расходятся с реальными действиями ребёнка в природе: он с удовольствием играет с кошкой или собакой, лазает по деревьям, с восторгом купается в реке и удивляется красивым цветам на лугу.
Известный педагог В. А. Сухомлинский считал, что окружающая среда оказывает непосредственное влияние на моральное развитие детей. Она считается частью фундамента детского восприятия мира. Он часто утверждал, что природа не проводит воспитательные работы, но в тоже время оказывает непосредственное влияние на взаимодействие с ней. Уже с ранних лет необходимо прививать ребенку положительное отношение к природе, показывать ее красоту, а также рассказывать о влиянии человека на окружающую среду.
А.П. Пахомов (кандидат психологических наук, доцент МГЛУ) считает, что есть несколько путей к формированию мотивации к овладению экологическими знаниями.
Во-первых, значительно “эгоистическое мотивирование”. Хорошо известно, что в нашей стране регионов с благоприятной экологической обстановкой мало. Это в первую очередь отражается на здоровье ребёнка (аллергические заболевания). Запрет на потребление некоторых самых любимых продуктов (цитрусовых, сладостей) вызывает дискомфорт у детей. Для полноценного экологического развития учащихся необходимо бережное отношение к самому себе, к своему здоровью. По мнению гигиенистов, на 40 % здоровье, особенно детей, зависит от питания, от того, что употребляет человек в пищу, и как он это делает. Знакомим учащихся и родителей с правилами питания (валеологией).Распущенность по отношению к еде, проявляющаяся в переедании и последующем ожирении, в последствии приводит к различным болезням.Небрежное отношение к еде, беспорядочное питание, неразумное недоедание тоже является причиной многих заболеваний.
Во-вторых, это путь создания мотивации у младших школьников к овладению экологических знаний — это обращение к их естественному желанию завоевать авторитет взрослых. Например, умение объяснять взрослым хорошо усвоенную детьми связь между плохо закрывающимся краном на кухне и пересыханием водоёмов, загрязнение воздуха и т.д.
Все эти факты дают возможность на примерах убедить детей в необходимости их причастности к решению экологических проблем.
Внеклассная работа предоставляет большие возможности для развития у младших школьников познавательного интереса и творческих способностей в свободной исследовательской деятельности. Экологическая тропа – создание условий для целенаправленного воспитания экологической культуры обучающихся. Маршрут экологической тропы выбирается таким образом, чтобы на нем сочетались уголки естественной природы и антропогенный ландшафт.
Экологическая тропа создается для детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического воспитания и образования. Если она правильно организована, то позволяет обучающимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд. организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками.
Организация экологической тропы силами школьников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от ребят творческого подхода, активной деятельности. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропы побуждают детей не только использовать свои знания из различных предметов, но и – самое важное – принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах. В конечном итоге у детей вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе, развивая «экологическую культуру» школьника.
Работа учащихся по озеленению помещений и территории школы, экологические праздники, кружковые занятия юных друзей природы; экскурсии по изучению природы; экологический индивидуальные деятельность учащихся по подготовке и защите рефератов, наблюдения за животными и растениями; изготовление поделок, кормушек, скворечников, письма «зеленому другу» фотографирование своих домашних питомцев, разгадывание экологических кроссвордов
Экологическое воспитание в значительной мере связано с познавательной деятельностью младших школьников, потому что именно в этом возрасте проявляется стремление к познанию себя и мира, что окружает, потребность в самостоятельности принятия решений.
Если ребенок поймет, что его благополучие, его завтрашний день, счастье его самого, его близких и друзей зависят от чистоты воздуха и воды, конкретной помощи ручейку и березки, он встанет в ряды защитников и друзей природы.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.