Предмет: ОБЖ
Тема урока: «Нарушение экологического равновесия»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель: создать условия для качественного осознания, осмысления и личностного восприятия новой учебной информации по теме урока «Нарушение экологического равновесия».
Задачи:
Образовательная: расширить понятийную базу за счёт включения новых элементов (понятий): экология, окружающая среда. Пробудить у обучающихся чувство сопричастности, озабоченности за судьбу природы;
Развивающая: содействовать развитию личности школьника, навыков логического мышления, умения представлять и отстаивать свою точку зрения; развивать у обучающихся познавательные, общие (интеллектуальных), регулятивные (самооценка), коммуникативные, личностные УУД.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, её разумному природопользованию; формировать нравственные качества личности и экологическую культуру.
Технологическая карта урока
Организация: КОГОБУ Лицей г. Малмыжа
Должность: учитель ОБЖ
Класс: 5
Предмет: ОБЖ
Тема урока: «Нарушение экологического равновесия»
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.
Дидактическая цель: создать условия для
качественного осознания,
осмысления и личностного восприятия новой учебной информации по теме
урока «Нарушение экологического равновесия».
Задачи:
Образовательная: расширить понятийную базу за счёт включения новых
элементов (понятий): экология, окружающая среда. Пробудить у
обучающихся чувство сопричастности, озабоченности за судьбу природы;
Развивающая: содействовать развитию личности школьника, навыков
логического мышления, умения представлять и отстаивать свою точку
зрения; развивать у обучающихся познавательные, общие (интеллектуальных),
регулятивные (самооценка), коммуникативные, личностные УУД.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к окружающей среде, её
разумному природопользованию; формировать нравственные качества
личности и экологическую культуру.
Планируемые результаты:
Предметные:
Ученик будет знать: особенности природной среды в городе и селе, основные
термины изучаемой темы: экология, окружающая среда;
Ученик будет уметь:
классифицировать и характеризовать условия
экологической безопасности; использовать знания о предельно допустимых
концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
Ученик получит возможность научиться:
основам экологического
проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных,
техногенных и социальных рисков на территории проживания; необходимым
мерам для сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни
человека;
Метапредметные: формирование и развитие экологического мышления,
умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной
практике и профессиональной ориентации;
Личностные: формирование основ экологической культуры на основе признания
ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного
отношения к окружающей среде;
1диалог,
демонстрация презентации,
Методы обучения: Беседа,
самостоятельная работа, минипроект.
Формы организации познавательной деятельности:
фронтальная, парная.
Средства обучения: у учителя: учебник ОБЖ 5 класс, под редакцией М. П.
Фролов, Е. Н. Литвинов,
ИКТ – презентация, иллюстрации, бумага,
фломастеры, карандаши.
у обучающихся: учебник,
карандаши.
Ход урока
ИКТ – презентация, бумага, фломастеры,
индивидуальная,
«нового»
Деятельность
учителя
Деятельность
обучающихся
учителя.
слушают.
Приветствуют
Внимательно
Формулируют ответы.
Предполагаемые ответы:
с улыбающимся солнышком;
потомучто оно радостное и
поднимает настроение;
потомучто с ним веселей
будет нам в путешествие;
Отгадывают кроссворд.
Приветствие
учащихся,
проверка явки (с отметкой в
журнал),
готовности к уроку (учебных
принадлежностей).
Мы сегодня отправимся в
путешествие по экологическому
миру.
Перед вами два
изображения солнышка. С каким
солнышком
вы желаете
отправиться в путешествие?
Почему?
На доске заранее нарисован
кроссворд. Учитель предлагает
ученикам разгадать его с
помощью загадок.
См. приложение 1
Задаёт вопросы.
Ребята как вы думаете, о чём мы
сегодня будем говорить на
уроке?
Слушают, отвечают.
Предполагаемые ответы:
о природе;
об экологии;
2
Этапы урока
открытия
знания
1
.
Оргмомент
Создать
психологический
настрой на активную
работу на уроке
2 Актуализация
Организовать
актуализацию
изученных
способов
действий, достаточных
для построения новых
знаний.
и
3 Целеполагание
мотивация
Мотивировать
учащихся к учебномудействию.
4 Первичное усвоение
материала
Способствовать
восприятию
первичному
осмыслению
осознанию
материала.
и
и
нового
5 Осознание
и
осмысление учебной
информации
Обеспечить глубокое
осознание и осмысление
учебной информации по
теме «Экологическое
равновесие»
и
небольшую
Важно ли знать нам об экологии
в нашей стране? городе?
Почему? Аргументируйте ваш
ответ.Проведение динамической
паузы.
Мы шагаем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые мелькают,
В поле бабочки летают.
Раз, два, три, четыре –
Полетели, закружились.
Найдите в учебнике понятие
экология, запишите в тетрадь и
проговорите вслух.
Давайте рассмотрим, что вредит
природе
ухудшает
экологическое
состояние
городов и сёл.
Прослушайте
сказку. См. приложение 2
Ребятам предлагается ответить
на ряд вопросов,
которые
помогут лесу исправить ошибки
человека.
Ответьте на вопросы, опираясь
на содержание параграфа на стр.
126127.
Что вредит лесу, воздуху и
солнцу?
Почему?
Аргументируйте свой ответ.
Что сделал человек неправильно
в сказке?
Какие выводы вы сделали,
услышав сказку?
Помимо
газообразных
загрязняющих веществ в
атмосферу,
воду поступает
большое количество пыли, сажи,
пестицидов, нефти и др. Да и в
квартире,
воздух
загрязняется при горении
газовой плиты, пыли, дыме.
доме,
важно, так как мы живём все
на планете Земля, и должны
сохранять окружающую среду
в хорошем состоянии;
важно, так как, от экологии
зависит наше с вами здоровье и
жизнь, будущее планеты Земля.
Ищут информацию в учебнике,
записывают,
проговаривают
вслух.
Предполагаемые ответы:
промышленные предприятия
фабрики),
(заводы,
выбрасывают
опасные
вещества, в виде дыма;
автотранспорт загрязняет
воздух, создаёт шум;
бытовые и промышленные
отходы;
вырубал лес и сжигал;
разбрасывал мусор;
природой;
заботиться об
окружающей среде, так как от
неё зависит наше здоровье и
жизнь;
беречь лес, воду, воздух это
наше богатство.
разумно пользоваться
надо
Внимательно
слушают,
приступают к самостоятельной
работе, обсуждают в парах,
зачитывают вслух.
Предполагаемые ответы:
закрывать двери и окна в
квартире, доме;
не находиться рядом с
3Предлагаю
Что в таких условиях вы можете
предпринять для самозащиты?
Подумайте и запишите в
тетрадь, обсудите с соседом по
парте, зачитайте вслух.
Проверьте ваши меры с мерами
в учебнике на стр.137.
Какие экологические проблемы
есть в нашем городе?
Я предлагаю вынести эту
проблему на обсуждение.
Каким бы вы хотели видеть наш
город? Нужно сделать и
защитить минипроект.
Перед вами лежат листы с
изображением частей парка
города.
вам
благоустроить их.
Каждую работу надо защитить,
используя стихи, пословицы.
Д/з на выбор с учётом
индивидуальных возможностей.
П.2425. прочитать, вопросы в
конце параграфа.
составить тест по изученным
темам, для одноклассников.
составить опорную таблицу по
мерам против загрязнений.
Даёт оценку работы учащихся на
(психоэмоционального
уроке
состояния,
взаимодействия,
усвоения материала).
Как вы оцениваете свою работу на
уроке?
Проанализируйте, что на уроке
для вас оказалось интересным,
полезным,
новым. Отметьте в
таблице на доске.
6 Первичное
закрепление учебного
материала
Установить
правильность
осознанность
изученного материала,
выявить
пробелы
первичного осмысления
материала.
и
7 Информация
о
домашнем задании
Обеспечить понимание
учениками
цели,
содержания и способов
выполнения домашнего
задания.
8 Рефлексия
Мобилизировать
учащихся
рефлексию:
психоэмоционального
состояния,
взаимодействия
преподавателем
одноклассниками.
на
с
и
с
заводами,
учебником,
дорогами,
фабриками;
высаживать деревья;
проводить влажную уборку
дома.
Работают
сверяют, дописывают.
Предполагаемые ответы:
недостаточно
количество
парков, скверов, аллей для
отдыха;
озеленённым, чистым;
Приступают к выполнению
минипроекта.
Защищают работы.
Записывают д/з в дневники.
Задают вопросы, если чтото
непонятно.
Ученики высказывают своё
мнение, формулируют главную
мысль изученной темы.
Заполняют
таблицу для рефлексии.
См. приложение 3
графическую
4