Экологическое воспитание способствует развитию личности ребенка как субъекта экологической деятельности в соответствии с его интересами, склонностями, способностями, нравственно-экологической позицией, умениями и навыками экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом. В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и природы, воздействие человека на окружающую среду стала очень актуальной во всем мире.Негативные тенденции в показателях физического и психологического здоровья детей в последнее время связывают с загрязнением окружающей среды, неактивным образом жизни, компьютерной зависимостью, неврозами. В условия санаторно-курортного лечения экологическое воспитание несет в себе огромный потенциал оздоровления детей.
ФГБУ детский санаторий "Белокуриха" имени В.В.Петраковой Министерства
здравоохранения РФ
Экологическое
воспитание младших
школьников как
основа
психологического
равновесия личности.
Воспитатель: Черникова Н.Н.
Негативные тенденции в показателях физического и психологического здоровья детей в последнее время связывают с загрязнением окружающей среды, неактивным образом
В условия санаторно-курортного лечения экологическое воспитание несет в себе огромный потенциал оздоровления детей.
жизни, компьютерной зависимостью, неврозами.
«Я и
вселенная»
«Экология
внутри меня»
Программа
«Мир природы
Сказкотера
пия
вокруг
и
внутри меня»
Проект:
«Растем
вместе»
гарденотер
апия
Цель программы:
Формирование
экологической
воспитанности младших
школьников в условиях
детского санатория
Задачи:
формирование
умений и
становление
экологически-
ориентированного
взаимодействия с
природой
развитие у детей
младшего школьного
возраста экологических
представлений, знаний
о ценности природы и
правилах поведения в
ней
Воспитание
активной
жизненной
позиции и
осознания себя
в этом мире
обеспечивается несколькими
обязательными условиями:
• готовностью воспитателя к
осуществлению
экологического образования детей;
•личностно-ориентированным
взаимодействием взрослого и ребенка;
•постоянным общением детей с
природой;
•построением экологически
развивающей среды в
временного коллектива.
группе
Воспитательнообразовательная работа младшего
школьного возраста в условиях детского санатория имеет свои
специфические особенности.
ослабленного здоровья и
Коллектив детей разновозрастной, в силу
адаптации к непривычным условиям проживания во временном коллективе
дети имеют более низкую степень работоспособности и неравнозначный уровень
психологической комфортности.
Детский коллектив кратковременный, для плодотворной организации работы
требуется мобильность, системность, планирование, разработанная с учетом
специфики контингента и особенностей организации программа экологического
воспитания, а также
эмоциональная окраска свойственная младшему
школьному возрасту работы с детьми в течение одной санаторной смены.
Учитывая особенности ребёнка в младшем школьном возрасте, основной формой
организации является коллективная деятельность, в которой имеют место и
прямое обучающее воздействие, и организация познавательной поисковой
деятельности, и самостоятельные игры детей по выбору или предложению
взрослого.
Идея экологической целостности мира
реализуется через раскрытие
разнообразных экологических
связей:
между неживой природой и живой,
внутри живой природы,
между природой и человеком.
«Я и вселенная»
Отряд «Росинка»
Наш девиз: «Мы дружные капельки доброй реки вливаемся в море огромной страны. В любимой России
мы дружно живем и капельки радости ей раздаем»
Сказкотерапия
Реализация экологического воспитания
младших школьников невозможна без включения
сказкотерапии и игрового вида деятельности. Дети
вовлекаются в работу, появляется интерес и
устойчивая мотивация бережного отношения к
природе.
«В этой сказочной стране хорошо тебе и
мне!»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО
ГАРДЕНОТЕРАПИИ
«Растем вместе»
Цель: комплексная коррекция
через ознакомление с окружающим
различных сторон развития детей
растительным
миром.
себя!"
Коррекционные возможности
экологического проекта
«Растем вместе»
• Развитие познавательной активности;
• Коррекция эмоциональной сферы
•(учатся быть терпеливыми и внимательными, заботливыми
и трудолюбивыми)
•Развитие элементов трудовых навыков в различных видах
деятельности (приготовление почвы, подготовка семян,
наблюдения, экскурсии, сбор информации, ожидание и
фиксация ожидаемого фактического результата, ИЗО
деятельность и изготовление поделок с использованием
растительных материалов)
Ухаживая за цветами, дети преодолевают замкнутость,
неуверенность в себе и просто радуются жизни.
В проекте соединяются положительное
воздействие работы на свежем воздухе,
благотворное влияние красоты природы и
возможность практического
использования результатов труда, кроме
того, этот вид деятельности благотворно
влияет на психику ребенка. Наглядность
плодов деятельности находится в прямой
зависимости от усилий, которые ребенок
вкладывает в свой труд. На занятиях дети
знакомятся с различными видами семян и
растений. Учатся различать обычные и
декоративные сорта. Сами сажают,
наблюдают за ростом и развитием
растений, зарисовывают все изменения,
сравнивают результаты. Учатся быть
терпеливыми, внимательными,
Духовно-экологическое
воспитание
воспитания
инициируется
В
процессе
духовноэкологического
духовно
экологическое развитие младших школьников, определяющееся последовательным
формированием их способности осуществлять личностные выборы и поступки на
основе базовых человеческих ценностей.
Духовноэкологическое воспитание развивает такие качества как:
– стремление (познанию сути природы и своей сущности)
– духовно ориентированная практика
(созерцание, рисование природы,
пребывание в тишине, размышление о
ценностях)
– переживание
Способность каждого ребенка ощущать чудо
повседневного
самое
убедительное доказательство того, что Природа
хочет видеть нас преуспевающими. В нашей
собственной природе заложено встречать жизнь
с радостью (ДипакЧопра).
– преображение
существования
–
Содержание программы рассчитано на образовательный курс в 20 дней.
Работа с детьми проводится ежедневно. Материал скомпонован по
тематическим разделам, каждый из которых имеет своё целеполагание и
содержание.
Содержание разработано таким образом, что одновременно представляет
систему сведений и подходов, которые должен усвоить младший школьник,
и является доступным по форме (беседа, дискуссия, экскурсия, опыты,
творческие занятия, игры, спектакли).
Программа адаптируется в соответствии с сезоном, особенностями
контингента детей, личными интересами. В качестве методической помощи
программа содержит перечень основных видов детской деятельности,
примерную
структуру каждого образовательного дня на неделю,
рекомендации по организации различных направлений работы, а также
списки рекомендуемых художественных и музыкальных произведений.
Отряд
«Росинка»
ОТДЫХ
в о с с т а н о в л е н и е
ДОСУГ
р а д о с т ь
Я -
ПЕРСПЕКТИВА
р а з в и т и е
«...Если душа человека таит пламенное растение чуда, дай
ему это чудо, новая душа будет у него и новая у тебя...»
А. Грин