Экологическое воспитание на уроках информатики

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 24.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главная задача экологического образования и воспитания – формирование экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления.Экологическое воспитание и образование детей и подростков сложный процесс, требующий согласованных действий всех социальных институтов, участвующих в воспитании юного поколения – учебных заведений, средств массовой информации, всей общественности. Одной из учебных дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика.На уроках информатики можно реализовать следующие цели и задачи: Образовательные:  изучение некоторых наиболее распространенных в экологии классификаций;  ознакомление с экологическими терминами и их применение при решении задач;  подготовить обучающихся к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий, расширить кругозор обучающихся в других областях, в частности – экологии;  реализовать межпредметные связи.
Иконка файла материала Экологическое воспитание на уроках информатики.docx
Экологическое воспитание на уроках информатики Пантелеенкова ВД. «Через красивое – к человечному ­  такова закономерность воспитания» В.А. Сухомлинский   Главная задача экологического образования и воспитания – формирование экологической   культуры,   ответственного   отношения   к   природе,   понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений, мышления. Экологическое воспитание и образование детей и подростков   сложный процесс,   требующий   согласованных   действий   всех   социальных   институтов, участвующих   в   воспитании   юного   поколения   –   учебных   заведений,   средств массовой   информации,   всей   общественности.   Одной   из   учебных   дисциплин, которая начинает обеспечивать их взаимодействие, является информатика. Вычислительная   техника   открыла   широкие   возможности   для   изучения многих   процессов,  в  том  числе   происходящих  в  природе   и  обществе.  Среди задач,   успешно   моделируемых   на   компьютерах,   особое   место   занимают экологические. Круг их очень велик. На уроках информатики можно наглядно продемонстрировать   обучающимся   существование   межпредметных   связей   и, таким образом, повысить мотивацию к изучению сразу нескольких дисциплин. На уроках информатики можно реализовать следующие цели и задачи: Образовательные:  изучение   некоторых   наиболее   распространенных   в   экологии классификаций;  ознакомление   с   экологическими   терминами   и   их   применение   при решении задач; подготовить обучающихся к практической деятельности в условиях широкого   использования   информационных   компьютерных   технологий, расширить кругозор обучающихся в других областях, в частности – экологии;  реализовать межпредметные связи. Воспитательные:  воспитание   трепетного   и   доброго   отношения   к   природе   родного края;  формирование экологического сознания и экологической культуры у обучающихся на уроках информатики Развивающие:  привлечь   внимание   к   проблемам   истощения   природных   ресурсов, сохранения биологического разнообразия, найти выход из данных проблем;  развить логическое мышление обучающихся;  выявить пути решения проблем нехватки энергетических ресурсов и показать перспективы использования альтернативных источников Реализовать   межпредметные   связи   информатики   и   экологии   несложно при изучении информационных технологий. В   текстовом   редакторе   на   уроках   можно   создавать,  форматировать   и редактировать тексты на экологические темы.   При выполнении этого задания обучающиеся должны не только применить знания и умения технологии работы в   текстовом   редакторе,   но   и   проявить   свои   творческие   способности: воображение,   представление.   Через   выполнение   данной   работы   достигаются цели, задачи и эстетического, и экологического, и нравственного воспитания. В   табличном   редакторе   можно   создавать   таблицы   и   диаграммы     по оценке качества воздуха окружающей среды, влияющей на здоровье человека, состояние   зеленых   насаждений,   архитектурных   сооружений,   памятников. Предполагается,   что   на   основании   полученных   данных   обучающиеся выработают предположения по улучшению экологической ситуации. В программе   PowerPoint   можно создавать презентации     на большое количество тем экологии. Домашнее задание перед изучением темы: подборкаматериала по одной из нижеследующих тем или тема, выбранная студентом по желанию. Проекты   экологической   направленности   также   успешно способствуют  решению   задач   совместного   познания,   т.   е.   обучения   в   команде,   в постоянном взаимодействии с другими членами группы;  воспитанию чувства партнерства и ответственности, веры в свои силы для обеспечения равных возможностей каждого ученика в достижении успеха;  развитию   коммуникативности:   навыков   общения   при   проведении телекоммуникационных   проектов   (точность   и   своевременность   пересылки сообщений, вежливость, навыки работы с электронными письмами, персональная ответственность   каждого   члена   команды),   умения   высказывать   и   отстаивать свою точку зрения при обсуждении каких­то спорных вопросов;  формированию интереса к объектам природы в ближайшем окружении, стремлению оценить их «самочувствие», исходя из условий обитания;  возникновению   эмоциональных   реакций   при   встрече   с   прекрасным   и умению передать эти чувства в доступных видах творчества;  воспитанию   культуры   поведения   на   улице,   в   транспорте,   во   время прогулок в саду, парке, лесу; готовности оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям;  формированию потребности и умения воспринимать красоту природы;  выработке привычек и соблюдению нравственно этических норм и правил поведения в окружающей среде;  становлению   умений   контролировать   свое   поведение,   предвидя последствия своих действий для природы, других людей и своего нравственного и физического здоровья; Каждый обучающийся  выбирает свою тему, разрабатывает и оформляет презентации, сканирует рисунки. На занятии  каждый обучающийся показывает свой проект (с помощью проектора), одногруппники задают вопросы, обсуждают положительные и отрицательные стороны презентации и выступления.При работе   в среде Access   можно создавать различные базы данных. Например, база данных по растениям (животным, птицам и т. д.) определенного района,   занесенного   в   Красную   Книгу.   В   такой   базе   могут   содержаться следующие поля: вид, род, семейство, места распространения, рисунок, краткое описание.   Если   создавать   связанные   таблицы,   то   можно   в   другой   таблице добавить краткие описания растений и животных, численность (если есть) и т.д. Используя   информационные   ресурсы   Интернета   можно   также использовать разные задания: поиск, просмотр, загрузка файлов и Web­страниц на любую экологическую тему в сети Интернет, работа с электронной почтой, связь   с   экологическими   организациями.   При   разработке   Web­страниц   на занятиях   обучающиеся   дополняют   тему,   разработанную   для   презентации,   и представляют ее в виде Web­страницы. Экологическое воспитание и образование на уроках информатики дает основание сделать следующие выводы:  На   уроках   информатики   можно   моделировать   экологические ситуации и прогнозировать их возможные последствия.  Использование   информационных   компьютерных   технологий позволяет   студентам   более   полно   изучить   экологические   проблемы   родного края, уметь находить пути их решения  Внедрение элементов экологического образования позволяет более интересно и ярко проводить уроки информатики.  Реализовать межпредметные связи. Занятия,   на   которых   осуществляется   межпредметная   связь,   очень нравятся   обучающимся,   обучающиеся   видят   практическое   применение   своих компьютерных знаний, они нравятся и педагогам. Такие уроки интересны всем.Литература: 1. Игра в воспитательном процессе. Учебно­методическое пособие. (II­ е издание, дополненное и переработанное). Под ред. П.А. Шептенко. Барнаул: Издательство БГПУ, 2008 2. Игры   обучение,   тренинг,   досуг./Под.   ред.   В.В.   Петрусинского//   в четырёх книгах.  М.: Новая школа, 1994.  368 с. 3. Мозаика   интерактива.   Сборник   материалов   по   экологическому просвещению. Выпуск 6. Н. Л. Чубыкина, А. Д. Клещёв, Л. Н. Ердаков, ИСАР­ Сибирь, Новосибирск, 2006.  4.  Дежникова Н. С. и др. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Уч. пос. – М.: Пед.  России, 2009.

Посмотрите также