Экологическое воспитание в начальной школе
Оценка 4.8

Экологическое воспитание в начальной школе

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
экология
4 кл
31.05.2017
Экологическое воспитание в начальной школе
Одним из направлений духовно­-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся на уровне начального общего образования является экологическое воспитание.Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности и родины в целом.
Экологическое воспитание в начальной школе.docx
Экологическое воспитание в начальной школе Василий Александрович Сухомлинский в книге «Сердце отдаю детям» писал: «Природа становится могучим источником воспитания лишь тогда, когда человек познает ее, проникает мыслью в причинно­следственные связи… Чем больше деятельности, связанной с активным познанием природы тем глубже и осмысленнее становится видение окружающего мира» Одним из направлений духовно нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся   на   уровне   начального   общего   образования   является   экологическое воспитание Это направление включает  ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде, домашних животных. . Цель экологического воспитания ­ формирование ответственного отношения к окружающей среде.                    Это   предполагает   соблюдение   нравственных   и   правовых   принципов природопользования,   активную   деятельность   по   изучению   и   охране   природы   своей местности и родины в целом.   Основное содержание экологического воспитания: ­ развитие интереса к природе, природным явлениям и формам жизни, понимание активной роли человека в природе; ­ ценностное отношение к природе и всем формам жизни; ­ элементарный опыт природоохранительной деятельности; ­ бережное отношение к растениям и животным; ­ понимание взаимосвязи здоровья человека и экологической культуры; ­ первоначальные навыки определения экологического компонента в проектной и учебно­исследовательской деятельности, других формах образовательной деятельности; ­ элементарные знания законодательства в области защиты окружающей среды. На начальном этапе обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ученика, это очень важно, так как эти элементарные   знания   должны   обеспечить   ученику   естественные,   социальные   и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные   изменения,   свое   важное   и   значимое   место   в   этом   мире. Основные понятия  экологии вводятся на уроках окружающего мира, где на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между   различными   компонентами   живой   природы,   между   природой   и   человеком. Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес   учащихся   к   предмету.   Изучение   этих   взаимосвязей   способствует   повышению экологической культуры школьников, воспитанию ответственного отношения к природе. Без   знания   экологических   связей   трудно   представить   возможные   последствия вмешательства   человека   в   природные   процессы.   Без   этого   невозможно   полноценное экологическое воспитание школьников. Стоит   отметить,   что   каждый   учебный   предмет   вносит   определенную   лепту   в реализацию   задач   экологического   воспитания   ребенка.   Вся   деятельность   по экологическому воспитанию поддерживается, переплетается с задачами, поставленными на других уроках – окружающего мира, математики, литературного чтения, ИЗО, технологии. Экологическое   воспитание   и   экологическое   образование   –   два   взаимосвязанных процесса Работа   по   экологическому   воспитанию   проводится   как   на   уроках,   так   и   во внеурочное время. В   соответствии   с   требованиями   ФГОС   НОО  внеурочная   деятельность организуется   по   направлениям   развития   личности   (духовнонравственное,   социальное, общеинтеллектуальное,   спортивнооздоровительное).Организация занятий   по   направлениям   внеурочной   деятельности   является   неотъемлемой   частью образовательной   деятельности   в   образовательной   организации.   Каждое   из   этих направлений имеет курсы, темы которых способствуют экологическому воспитанию   общекультурное, Внеурочная деятельность осуществляется на принципах  деятельностного подхода, в   том   числе   через   такие   формы,   как   экскурсии,   кружки,   секции,   круглые   столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, т.п .  Внеурочная деятельность: Направления внеурочной деятельности Название курса Экологические темы Общеинтеллек­ туальное «Путешествие в  мир экологии» Духовно­ нравственное «Час общения» Общекультурное «Золотая кисть» Социальное «Северные узоры» Учусь   создавать проект «Знакомые  незнакомцы»  (1 класс) ««Экология моего дома»(2 класс) «Неживое и живое в природе. Экологические  связимежду живой и неживой природой.»(3  класс) «Познавательная экология»(4 класс) Братья   наши   меньшие   (1   класс).  Правила поведения   с   животными.   Разговор   о животных и с животными. Спеши делать добро(2 класс) Правила поведения и общения в природе»(3  класс) «Мы можем понимать друг друга»(4 класс) «Осень. Листопад»,  «Грустный дождик»  «Ёлочка – красавица», «Цветы и травы»,  «Домашние питомцы», «Птицы – наши  друзья», «Подводное царство», « Красота  вокруг нас»,  «Цветы и травы осени»,  «Зарисовка растений с натуры в цвете» Природа родного края : растительный и  животный  орнамент. Экологические проекты «Почему нужно  защищать природу?», «Жители пресных  водоёмов», « Человек и его деятельность –  причина загрязнения водоемов», «Собаки –  наши друзья», «Что мы можем сделаь с Я – исследователь мусором?»..и .п. «Почему исчезли динозавры?», «Можно ли  есть снег», «Почему идет дождь?»,  «Экологические проблемы Ямала»  «Гигиеническая оценка питьевой воды» и т.д. Внеурочная деятельность осуществляется на принципах   деятельностного  подхода. Классный руководитель выполняет координирующую роль в организации внеурочной  деятельности, взаимодействует с педагогическими работниками, организует систему  отношений через разнообразные формы воспитательной деятельности коллектива, в том  числе через органы самоуправления, обеспечивает внеурочную деятельность обучающихся в соответствии с их выбором. Во внеклассной работе по экологическому воспитанию можно выделить  следующие направления работы: • Исследовательское направление (экскурсии, наблюдения, опыты). • Познавательное направление работы (дидактические игры, беседы, заочные  путешествия, викторины, конкурсы). • Познавательно­развлекательное направление работы (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры­путешествия). • Практическое направление работы ( уход за комнатными растениями в классе и дома,  подкормка птиц, уборка мусора на территории школы и около дома, участие в  экологических акциях). Наблюдения   в   природе   играют   особую   роль   в   формировании   положительного отношения   школьников   к   природе,   оказывают   глубокое   воздействие   на   всестороннее развитие личности ребенка. Задача учителя, классного руководителя  начальных классов заключается не только в   том,   чтобы   научить   ребенка   наблюдать,   смотреть,   но   и   видеть   экологическую информацию   во   многих   явлениях   и   объектах   природы.   На   мой   взгляд,   большие возможности в ее решении имеют экскурсии, т.к. позволяют максимально использовать образовательный   потенциал   природного   окружения. Мы   ведем   активный   образ   жизни, общаясь с природой, для чего совершаем прогулки на пришкольный участок, экскурсии в тундру и ДЭС,  краеведческий музей. Темы экскурсий:     сезонные изменения в природе (осень, зима, весна) осень в тундре; на берегах озера Молодёжное; экскурсии   в  ДЭС  (  лекции   «Наши   питомцы»,  «Животные   ­  герои  сказок, мифов и легенд», «Удивительный мир бабочек») Результатом  проектной и исследовательской деятельности наших учеников является ежегодное участие в школьной научно ­ практической конференции учащихся «Первые шаги в науку». В этом году вопросам экологии было посвящено 10 работ: «Экология и здоровье школьника»,Бондаренко А,2в класс; «Можно ли вырастить арбуз на подоконнике»,КапуроваТ, 2в класс;  «Человек­частица природы», Наджафова П., 2б класс:; «Как сохранить природу от воздействия батареек», Хасянова. 3в класс; «Козье молоко :как выбрать лучшее», Янашаева К.,4а класс; «Всех ли одинаково кусаю комары?»,Бокачёва В., 4а класс; «Прочно ли куриное яйцо?», Калнина В.,4а класс; «Бионимы ЯНАО»,Денисюк С, 4а класс; «Проблемы лосей и оленей», Миронова, 4б класс. На   городской   конкурс   исследовательских   работ   и   проектов   для   обучающихся начальных классов «Я ­ исследователь», который пройдёт в ДЭС, отправлено 6 работ.  Ученики начальной школы ежегодно участвуют в конкурсе исследовательских работ «Рука в руке»              Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде классных часов, бесед, докладов, всевозможных сообщений, творческих работ. При подготовке к беседе классный руководитель руководствуется тем, чтобы ее  содержание отвечало возрастным особенностям учащихся, чтобы она была  целенаправленной, эмоциональной. В процессе беседы учитель опирается на жизненный  опыт учащихся, известный запас представлений и понятий по изучаемому материалу,  полученный на основе наблюдений, прочитанных книг, статей, просмотра фильмов.  Воспитательная значимость классных часов  повышается при включении заранее  подготовленных небольших докладов, сообщений учащихся, игровых моментов,  инсценировок, практических заданий. Темы классных часов: «Кто живёт в лесу?», «Земля  ­наш дом», «Правила поведения в природе», «Лесная аптека», «Редкие растения и  животные», «Красная книга ЯНАО», «Уроки тётушки Совы», «Есть ли в природе вредные  животные?», «Путешествие по заповедным уголкам России». Викторины: «Удивительный мир воды», «Большие и маленькие», «Растения  тундры». Заслуженной популярностью у ребят пользуются конкурсы и турниры. Игровые  конкурсы носят обычно комплексный характер, представляя собой сплав традиционных  викторин, различных соревнований, выступлений. В этом году  в классах прошли  следующие конкурсы:  Конкурс на лучшего знатока тайн природы (требовалось  выдвинуть свою гипотезу  относительно разгадки одной из ее тайн). • Конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагалось  нарисовать различные природоохранительные знаки для уроков окружающего мира). • Эстафета эрудитов (она проводится цепочкой: первая команда задает вопрос  второй, вторая — третьей и т. д.). • Конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы” (участники турнира  должны рассказать о самом удивительном, на их взгляд, представителе флоры или  фауны, попавшем на страницы Красной книги). • Конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются  представители флоры или фауны.  Школьный  конкурс  чтецов «Земля ­ наш дом, природа ­ наша мать, об этом человек  не должен забывать», 54 участника. Городской конкурс художественной  декламации «Северный ветер», номинация  « Мы в ответе за тех, кого приучили»(III место: Джимакаев Ю, 2в класс; Ахунзаде  Д, 4а класс)  Окружной конкурс рисунков  «Экология глазами детей»,номинации  «Живая  Арктика», «Красная книга Ямала»,  «Здоровая планета».Дипломы от  Законодательного Собрания ЯНАО. III общероссийский  экоурок «Хранители воды»  Успех работы классного руководителя в значительной степени зависит от того, насколько   ему   удается   добиться   единства   воспитательных   воздействий   с   семьями учащихся.   Ведь   именно   в   семье   начинается   формирование   личности   ребенка, закладываются те качества, которые должны развиваться и возрастать в школе.                           Поэтому   работа   с   родителями   учащихся   (педагогическая   пропаганда, индивидуальная   работа   с   отдельными   семьями,   привлечение   родителей   для   оказания помощи   классу)   является   необходимой   составной   частью   учебно   –   воспитательного процесса школы.               Особенность   экологического   воспитания   состоит   в   большом   значении положительного примера в поведении взрослых. Совместно организованные мероприятия помогают   обеспечить   единство   педагогического   процесса,   и     также   вносят   в   сам   этот процесс   положительную   эмоциональную   окраску.   В   работе   с   родителями   по экологическому   воспитанию   детей   мы   используем   традиционные   формы   (родительские собрания,   консультации,   беседы),   привлекаем   к   организации   праздников   и   экскурсий, участию  в   городских   акциях   «Кормушка»   (  сбор   корма   для   питомцев   ДЭС),   «Тропою добра»( оказание помощи приюту для бездомных животных « Подари жизнь»). С помощью родителей   учащиеся   собирают   природный   материал,   который   потом   используют   для изготовления различных поделок. Наши рекомендации родителям:   –  во время прогулок в лес, на реку, больше объясняйте, рассказывайте детям о том, как бережно надо относиться к природе; –   читайте   детскую   художественную   литературу,   смотрите   и   обсуждайте телевизионные передачи о природе;  – будьте для своих детей образцом, достойным подражания. Тщательно   продуманная   и   правильно   организованная   работа   по   экологическому воспитанию помогает детям раскрыть многогранную ценность природы, а также осознать ответственность за ее сохранение и приумножение для следующих поколений.    Мы стараемся формировать у детей правильное отношение к природным явлениям и объектам,   которые   их   окружают.   Воспитывать   у   детей   эмоциональную   отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, желание её сохранить. Экологическое   воспитание   является   необходимым   фактором   воспитания гармоничной и целостной личности

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе

Экологическое воспитание в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2017