Родитель - это тот же садовник
Труд родителя можно сравнить с трудом садовника, выращивающего различные растения. Одно растение любит яркий свет солнца, другое - прохладную тень; одно любит берег ручья, другое - высохшую горную вершину. Одно растение лучше всего произрастает на песчаной почве, другое - на жирной глинистой. Каждому нужен особый, только для него подходящий уход, иначе оно не достигнет совершенства в своем развитии.(Абдул-Баха)
План эколого-психологического практикума с элементами тренинга для родителей « Экология души»
I.Теоретическая часть.
Эмоциональное отношение и практические поступки и поведение детей в природе.
II.Практическая часть.
Тренинг «Матрешка»!
Тест «Жизненного самоусовершенствования»
Разминка. « Думать дерзко, а действовать осторожно».
Блиц – конкурс «Живи с удовольствием» :
Решение педагогических ситуаций «Экологическая компетенция родителей»
Музыкальные картинки.
Зоологический балет.
Творческий конкурс «Формула любви»
Заключение. Природа в моей жизни.
Эколого-психологический практикум с элементами тренинга - это
- комплексная форма экологического образования, основанная на общей методологии социально-психологических тренингов и направленная на развитие отношений к себе (в первую очередь, к своему духовному и физическому здоровью) и к окружающей социоприродной среде.
Главная цель:
расширение индивидуального экологического пространства; формирование у человека способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива; формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом.
Природа – это то, что ближе и доступнее пониманию маленького человека.
Эколого-психологический практикум с элементами тренинга для родителей
позволяет решать следующие задачи: - расширение индивидуального экологического пространства, формирование у человека способности ощущать себя частью природы, общества, коллектива; - формирование позитивного взгляда на себя и окружающий мир в целом; - формирование целей взаимодействия человека с природными объектами.
«Матрешка» - уважение к своим истинным желаниям и чувствам, чувствам других людей и всему живому
Наш общий дом и место в нем человека можно представить в виде матрешки. Самая маленькая матрешка – это душа человека, его чувства, следующая за ней матрешка – это тело человека. За ней следуют одежда, квартира, рабочее место, город, страна и, наконец, вся планета. Чтобы человек стал хозяином своего дома, научился грамотно взаимодействовать с окружающей средой, он должен начать экологическое воспитание с себя, со своих чувств и своего тела.
Тест «Жизненного самоусовершенствования»
позволяет нам определить уровень развития в себе определенных черт характера, способствует выбору жизненного пути, развитию нравственного чутья, любви к природе, отзывчивости к людям и к бедам природы. После того, как нам становится ясной своя психологическая сущность, этот тест дает возможность наметить план жизненного самоусовершенствования, когда мы видим отсутствие в себе каких-то важных качеств.
ТАБЛИЦА ПАРАМЕТРОВ АКТИВНОЙ ЖИЗНИ:
сущностная характеристика
её составные элементы
наличие или отсутствие данного качества в нас
Разминка «Думать дерзко, а действовать осторожно».
Почувствовал – понял
1. Чувствовать
Чтобы верно ориентироваться в картине своих чувств, нужно задавать себе вопросы:
Как я себя сейчас чувствую?
Что я чувствую к этому человеку?
2. Понимать
Чтобы понять, нужно осознать свой страх и научиться управлять им. Этот навык нужен для того, чтобы думать дерзко и смело. Понимать ситуацию, исходя из своих чувств, давать трезвую оценку событиям. Без этого не будет осторожных действий. Мысли и действия непосредственно связаны друг с другом: чем смелее мы думаем, тем осторожнее и обдуманнее действуем.
3.Действовать
И действовать осторожно. Это значит любить и ценить жизнь на всех четырех уровнях бытия человека: эмоциональном, физическом, социальном и духовном. Устанавливать здоровые взаимоотношения с самими собой, с людьми и окружающей средой и заботиться о них.
4. Проверять.
Проверять правильность своих действий по отношению к себе, другим людям, к миру природы.
Цель: Активизировать мыслительно-поисковую деятельность родителей.
- сделал-проверил
Блиц – конкурс « Живи с удовольствием»Цель: Активизировать мыслительно-поисковую деятельность родителей их компетентность в вопросах экологии.
2. Конкурс «Ассоциации»
|
Попробуйте подобрать ассоциации экологического содержания к кому-либо из коллег команды , не называя его (педагоги составляют описание-ассоциацию на одного из родителей).
Внешность, характер, манера поведения этого человека ассоциируются у вас:
- со стихией (огонь, воздух, вода, земля);
- с природным явлением;
- с животным (зверь, птица, насекомое);
- с растением (дерево, кустарник, цветок);
- с минералом.
ПРИНЦИПЫ:
Принцип изменения собственного образа жизни.
Принцип единства –все мы являемся частью природы.
Принцип уважения –каждый имеет право на безопасную жизнь.
Принцип сотрудничества.
Принцип радости и любви –лучшее в жизни – не материальное.
Принцип родословности –чти свои корни.
Принцип экологической мудрости.
Принцип «Люби свою малую Родину».
Решение
педагогических ситуаций
Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по большой охапке. Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям?
Вы, молча, пройдете мимо, в душе осуждая матерей /детей/, или остановитесь и поговорите с матерями /с детьми/?
Сережа прикрывает что-то в ладошке, заглядывает туда и нежно улыбается. Ольга Ивановна обращается к малышу: «Что там у тебя? Покажи! Фу! Брось сейчас же! ». Из ладошки на асфальт падает маленькая мохнатая гусеница. Чья – то нога безжалостно наступила на нее. Назовите ошибки. Как бы вы поступили в данной ситуации?
На ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их.
Дайте оценку этому поступку. Как бы Вы поступили? Что надо делать, когда встречаете птиц? Знаете ли Вы, чем нельзя кормить птиц зимой?
Надо ли помогать птицам? Как?
Нужно ли срывать несъедобные ягоды калины, крушины, рябины без необходимости? И т.д.
Упражнение "Музыкальные картинки"
Основные цели: Развитие эмпатии по отношению к природным объектам, расширение аудиального перцептивного опыта, стимулирование воображения.
Группе для прослушивания предлагается запись музыкального отрывка. Каждому участнику нужно выбрать животное или растение, к которому, по их мнению, подходит такая музыка. Упражнение заканчивается обсуждением, при этом участники стараются описать свои представления о том, в какой ситуации находится выбранный ими объект, какое у него настроение, что могло произойти с ним до этого и т.д.
Упражнение: "Зоологический балет"
Цель: идентификация с животными и растениями
Участникам предлагается выбрать любое животное или растение, затем нужно стать им. О своем выборе не объявляется, участников следует ориентировать на выражение не только внешних черт, но и "внутреннего мира" избранного животного или растения. При выполнении задания можно шуметь, активно выражая чувства, будь то страх, гнев, любовь. Целесообразно поделиться своими чувствами.
Упражнение "Природа в моей жизни"
Каждому участнику предлагается написать в столбик цифры от1 до 10 и десять раз письменно закончить высказывание "Природа для меня:" ("Природа в моей жизни:"). После того, как участники напишут свои высказывания, им предлагается рассказать группе о своем опыте общения с природой, о своих мыслях по этому поводу.
В качестве примера приведем мысли о природе, записанные одной из участников тренинга:
"Природа в моей жизни - это:
источник вдохновения;
способ наслаждения;
погружение в гармонию;
проведение досуга;
способ самореализации;
сфера моего познавательного интереса;
стимул для расширения моего кругозора;
возможность восстановления душевного равновесия;
предмет моей заботы;
осознание моей ответственности перед ней".
Рефлексия
Узнала ли я сегодня что-то новое, воспользуюсь ли я хотя бы одним из приемов?
Анкета "Обратная связь"
1.Ваша степень включенности в тренинг (обведите): 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
2.Что мешало вам быть включенным в тренинг? ___________________________
3.Самые значимые (полезные) для вас эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться:___________________________________________
4.Что вам не понравилось ? Почему? _____________________________________
5.Ваши мысли после практикума _______________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.