Экономика и государство
Оценка 4.9

Экономика и государство

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
обществознание
10 кл—11 кл +1
11.04.2019
Экономика и государство
Тема: "Экономика и государство" Цель: рассмотреть роль государства в экономике Задачи: Образовательные: - объяснить основные понятия: экономический субъект и налоги; - раскрыть условия, которые создаёт государство в экономике; - расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике; - выяснить причины необходимого участия государства в экономике Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к труду; способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к особенностям экономики в современной России; способствовать повышению экономической культуры учащихся. Развивающие: способствовать развитию у учащихся логического, критического и творческого мышления; Оборудование: Презентация « экономика и гос.», учебник, видеофрагмент «Налоги», раздаточные материал; схемы по теме Тип урока: комбинированный Ход урока I.Орг. момент (отметить отсутст., проверка д.з ( фронт. опрос), озв. цели, задачи и тему урока). II. Мотивация целевой этап. План 1.Экономические функции государства в современной рыночной экономике. 2.Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике. 3.Методы государственного регулирования экономики: бюд¬жетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование. 4.Налоговая система 5. Государственный бюджет III. Изложение нового материала Вначале урока учащиеся вспоминают, какие сферы жизни общества существуют (политическая, экономическая, социальная, духовная), отмечают взаимосвязь всех сфер и делают вывод, что государство как важнейший институт политической системы тесно взаимосвязано со всеми сферами, в том числе с экономической. Выясним, для чего экономике необходимо государство. Переходим к следующей странице. Появляется текст, после его прочтения учащиеся отвечают на вопросы: 1) Какую роль и функции первоначально выполняло государство? 2) К каким последствиям могут привести экономические кризисы? Просматриваем видеосюжет «Забастовки». После его просмотра учащимся задаются вопросы: 3) Каким образом государство борется с экономическими кризисами и безработицей? 4) Какие функции стало выполнять государство в современное время? Далее учащиеся рассматривают на экране иллюстрации: «Образование», «Энергетика», «Космическая промышленность», «Армия» и отвечают на вопрос: Почему данные институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству? Ответ: Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства. Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др. 1. Экономические функции государства Экономическая политика государства есть процесс реализации его экономических функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения целей. Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики рассматриваются с опорой на учебник. (работа по учебнику) 1.Защита прав собственности 2. Регулирование денежного обращения 3. Перераспределение доходов 4. Регулирование взаимоотношений работников и работодателей 5. Производство общественных благ 2. Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике Учитель: Причины вмешательства государства в экономику: 1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а также необходимостью предоставления населению общественных благ. 2) Экономические причины: •ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только государству; •выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.; •создание благоприятных условий для человеческих ресурсов; •продолжительность рабочего дня, отпуска. 3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона. 4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних, безработных. 5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды; 6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий. До 70-х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств играло кейсианское направление, автором является английский экономист Дж. Кейнс.. В дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор Чикагского университета М. Фридмен. На практике правительства большинства государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и кейнсианского характер Кейнсианство – один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные проблемы в экономике. Монетаристы – освобождение экономики от опеки государства, сокращение налогов и государственных расходов Т.о важнейшим звеном экономической политики государства Является выбор методов регулирования экономики 3.Механизмы государственного регулирования экономики: бюджетно-налоговое и денежно-кредитное регулирование. Учитель: В государственной экономической политике можно выделить два главных направления 1. Стабилизационное – оздоровление «заболевшей» экономики 2. Структурное – обеспечение сбалансированного развития экономики Инструменты регулирования экономики 1. Стабилизационное направление – Бюджетно-налоговая (фискальная политика) и Кредитно-денежная (монетарная политика) 2. Структурное направление – государственная поддержка особо важных для страны отраслей, производство общественных благ, приватизация, ограничение монополий. 4. Налоговая система( показать видеофрагмент «Налоги») (работа с презентацией и учебником) «Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты». Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Вводится понятие прогрессивный и пропорциональный налог. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный подоходный налог (13%). Далее рассматривается влияние налогов (высоких или низких) на развитие производства, покупательной способно¬сти населения. Отрицательное влияние усиления налогового бремени на производителя, на развитие производства объяснить неслож¬но. Здесь уместно обратиться к заданию 3 рубрики «Задания». (Стр. 88 учебник) На примере Германии становится ясно, как высокие налоги сковывают развитие производства. Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновре¬менно высока эффективность бизнеса. Финляндия - социаль¬но-ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных). Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую очередь на решение соци¬альных проблем. Инструментом перераспределения национального дохода между членами общества, направленным на уменьшение нера¬венства в доходах, является государственный бюджет - баланс доходов и расходов государства за определенный период. 5. Государственный бюджет Самостоятельная работа с текстом учебника ( выписать в тетради основные положения и определения, вывод) IV.Подведение итогов (Рефлексия)
экономика и государство.doc
Тема: "Экономика и государство" Цель: рассмотреть роль государства в экономике Задачи: Образовательные: ­ объяснить основные понятия: экономический субъект и налоги; ­  раскрыть условия, которые создаёт государство в экономике; ­ расширить знания учащихся об экономических процессах в рыночной экономике; ­ выяснить причины необходимого  участия государства в экономике Воспитательные: способствовать воспитанию уважительного отношения к труду;  способствовать формированию у учащихся чувства сопричастности к особенностям  экономики в современной России; способствовать повышению экономической культуры  учащихся. Развивающие: способствовать развитию у учащихся логического, критического и  творческого мышления; Оборудование: Презентация « экономика и гос.», учебник, видеофрагмент «Налоги»,  раздаточные материал; схемы по теме Тип урока: комбинированный Ход урока I.Орг. момент (отметить отсутст., проверка д.з ( фронт. опрос), озв. цели, задачи и тему  урока). II. Мотивация целевой этап. 1.Экономические функции государства в современной рыночной экономике. План 2.Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике. 3.Методы государственного регулирования экономики: бюджетно­налоговое и денежно­ кредитное регулирование. 4.Налоговая система 5. Государственный бюджет III. Изложение нового материала Вначале урока учащиеся вспоминают, какие сферы жизни общества существуют  (политическая, экономическая, социальная, духовная), отмечают взаимосвязь всех сфер и  делают вывод, что государство как важнейший институт политической системы тесно  взаимосвязано со всеми сферами, в том числе с экономической. Выясним, для чего экономике необходимо государство. Переходим к следующей странице. Появляется текст, после его прочтения учащиеся  отвечают на вопросы: 1) Какую роль и функции первоначально выполняло государство? 2) К каким последствиям могут привести экономические кризисы? Просматриваем видеосюжет «Забастовки». После его просмотра учащимся задаются  вопросы: 3) Каким образом государство борется с экономическими кризисами и безработицей? 4) Какие функции стало выполнять государство в современное время? Далее учащиеся рассматривают на экране иллюстрации: «Образование», «Энергетика»,  «Космическая промышленность», «Армия» и отвечают на вопрос: Почему данные  институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству? Ответ: Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель  предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать  школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут  распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы  государства. Вывод: государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др. 1. Экономические функции государства Экономическая политика государства есть процесс реализации его экономических  функций путем разнообразных государственных мер воздействия на экономические  процессы для достижения целей. Экономические функции современного государства в условиях рыночной экономики  рассматриваются с опорой на учебник. (работа по учебнику) 1.Защита прав собственности 2. Регулирование денежного обращения 3. Перераспределение доходов 4. Регулирование взаимоотношений работников и работодателей 5. Производство общественных благ 2. Изменение экономической роли государства с переходом к рыночной экономике Учитель: Причины вмешательства государства в экономику: 1) Государственное вмешательство вызвано несовершенством рыночной экономики, а  также необходимостью предоставления населению общественных благ. 2) Экономические причины: •ограниченность природных ресурсов; контроль за их использованием под силу только  государству; •выдача лицензий на добычу нефти, газа и т.д.; •создание благоприятных условий для человеческих ресурсов; •продолжительность рабочего дня, отпуска. 3) Политические: Охрана общественного порядка, правосудие, оборона. 4) Социальные: рыночная экономика порождает социальное расслоение, поэтому на  государстве лежит забота об инвалидах, престарелых, одиноких, больных, малолетних,  безработных. 5) Экологические: принимает меры по охране окружающей среды; 6) Технологические: устанавливает контроль за применением опасных технологий. До 70­х годов ХХ в. Главенствующую роль в экономической политике многих государств  играло кейсианское направление, автором является английский экономист Дж. Кейнс.. В  дальнейшем распространение получил монетаризм, автором которого является профессор  Чикагского университета М. Фридмен. На практике правительства большинства  государств используют широкий набор стабилизационных мер как монетарных, так и  кейнсианского характер Кейнсианство – один только рыночный механизм не в состоянии решать многообразные  проблемы в экономике. Монетаристы – освобождение экономики от опеки государства, сокращение налогов и  государственных расходов Т.о важнейшим звеном экономической политики государства Является выбор методов  регулирования экономики 3.Механизмы государственного регулирования экономики: бюджетно­налоговое и денежно­кредитное регулирование. Учитель: В государственной экономической политике можно выделить два  главных направления 1. Стабилизационное – оздоровление «заболевшей» экономики 2. Структурное – обеспечение сбалансированного развития экономики Инструменты регулирования экономики 1. Стабилизационное направление – Бюджетно­налоговая (фискальная политика) и  Кредитно­денежная (монетарная политика) 2. Структурное направление – государственная поддержка особо важных для страны  отраслей, производство общественных благ, приватизация, ограничение монополий. 4. Налоговая система( показать видеофрагмент «Налоги») (работа с презентацией и учебником) «Налоги ­ это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными  органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные  бюджеты». Особое внимание следует уделить подоходному налогу. Вводится понятие прогрессивный  и пропорциональный налог. В нашей стране с 2001 г. введен пропорциональный личный  подоходный налог (13%). Далее рассматривается влияние налогов (высоких или низких) на  развитие производства, покупательной способности населения. Отрицательное влияние усиления налогового бремени на производителя, на развитие  производства объяснить несложно. Здесь уместно обратиться к заданию 3 рубрики  «Задания». (Стр. 88 учебник) На примере Германии становится ясно, как высокие налоги  сковывают развитие производства. Но и у этой зависимости есть свои исключения. Например, Финляндия. В этой стране очень высокие налоги и одновременно высока эффективность бизнеса. Финляндия ­ социально­ ориентированное государство: богатые платят огромные налоги, разрыв между наиболее  обеспеченными и наименее обеспеченными слоями невелик (10% самых богатых граждан  лишь в 5 раз богаче 10% самых бедных). Данный пример показывает, что налоговая политика должна быть направлена в первую  очередь на решение социальных проблем. Инструментом перераспределения национального дохода между членами общества,  направленным на уменьшение неравенства в доходах, является государственный бюджет ­  баланс доходов и расходов государства за определенный период. 5. Государственный бюджет Самостоятельная работа с текстом учебника ( выписать в тетради основные  положения и определения, вывод) IV.Подведение итогов (Рефлексия)

Экономика и государство

Экономика и государство

Экономика и государство

Экономика и государство

Экономика и государство

Экономика и государство

Экономика и государство

Экономика и государство

Экономика и государство

Экономика и государство
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.04.2019