Общественное производство - процесс создания благ, путём преобразования природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека. Результатом производства является создание материальных и нематериальных благ, удовлетворяющих человеческие потребности. Таким образом, для понимания закономерностей процесса производства необходимо более подробно охарактеризовать категории потребностей, блага и факторов производства.
В современной рыночной экономике человек выполняет многообразные экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект отношений в системе современной экономики человек играет полифункциональную роль.
экономика 8071.doc
Содержание
стр.
Введение.........................................................................................................................
Основная часть
Заключение....................................................................................................................
Список литературы....................................................................................................... Введение
Общественное производство процесс создания благ, путём преобразования
природных ресурсов, для удовлетворения потребностей человека. Результатом
производства является создание материальных и нематериальных благ,
удовлетворяющих человеческие потребности. Таким образом, для понимания
закономерностей процесса производства необходимо более подробно
охарактеризовать категории потребностей, блага и факторов производства.
В современной рыночной экономике человек выполняет многообразные
экономические функции. В качестве живого носителя производительных сил
человек обладает множеством атрибутивных качеств и свойств, совокупностью
разнообразных потребностей и способностей. Как активный творческий субъект
отношений в системе современной экономики человек играет
полифункциональную роль.
Человеческая личность обладает совокупностью атрибутивных качеств и
свойств, которые представляют собой производительные силы человека. В
структуре последних необходимо различать две стороны: рабочую силу или
способность к труду и потребительную силу или способность к потреблению.
Труд есть функция рабочей силы, потребление функция потребительной силы.
Необходимо заниматься формированием и развитием у человека как
способности к труду, так и способности к потреблению. При характеристике
роли человека в системе современной экономики используется целый ряд
понятий: экономический человек, рабочая сила, личный фактор производства,
человеческий капитал,
трудовые ресурсы,
человеческие ресурсы,
предприниматель. Место и роль человека в экономической системе
Человек чрезвычайно сложное существо, которое объединяет в себе
биологическое и социальное.
Как биологическое явление человек уникальный продукт природы,
мыслящее существо, наделенное совокупностью физических и умственных
способностей, позволяющих ему взаимодействовать с природой и жить по ее
законам.
Человек как социальное существо выступает частью общества, живет в
социуме, имеет многогранные отношения с другими людьми (экономические,
политические, национальные, семейные), выполняет и подчиняется юридическим
законам, соблюдает определенные моральные нормы и правила социального
поведения, принятые в обществе, т.е. является человеком разумным (Homo
sapiens).
В диалектическом взаимодействии биологической и социальной сторон
человека, возможности использовать в своей деятельности естественные и
экономические законы и заключается глубинная сущность человека как
биосоциального существа.
Человека изучают многие науки, в том числе и экономическая наука,
которая исследует экономическую сущность человека, его место и роль в
экономической системе, нужды, интересы, хозяйственное поведение, т. е.
человека экономического (Ното economicus ).
Человек экономический
главный творческий субъект рыночной
экономики, который владеет свободой выбора и принимает экономически
рациональные и оптимальные решения с учетом всех имеющихся возможностей
и условий, согласно своим личным интересом, целям и приоритетам. На всех
этапах развития общества человек находился в центре всех экономических
процессов и явлений. В экономической системе человек выступает как работник, как субъект экономических отношений, как потребитель, как
носитель конечной цели общественного производства.
Человекработник в экономической системе выступает как рабочая сила.
Рабочая сила это способность человека к труду.
Успех производства на всех уровнях определяется, прежде всего, людьми,
занятыми в производственном процессе. Все другие факторы производства
действуют не сами по себе, их приводит в движение человек. Человеку, его
труду, принадлежит центральное место в производстве не только как наиболее
активному фактору производства, но и как источнику, творцу других факторов
производства материальновещественных, научноисследовательских и
организационноуправленческих.
В историческом плане человекпроизводитель прошел в своем развитии
стадию индивидуального (единоличного) работника и стадию совокупного
работника.
На ранних этапах развития общества, когда еще недостаточно были
развиты общественное разделение труда и хозяйственные связи (в условиях
натурального хозяйства и мелкотоварного производства), когда вещи
изготовлялись с начала до конца одним рабочим, последний выступал как
работникиндивид.
В дальнейшем, по мере углубления общественного разделения труда,
труд каждого
развития специализации и кооперации производства,
производителя все меньше выступает как индивидуальный труд независимого,
экономически обособленного товаропроизводителя, но является частью
совокупного труда, а отдельный работник частью совокупного работника.
Совокупный работник
это совокупность работников разных
специальностей, которые являются участниками совместного производства
определенного товара на основе разделения труда между ними.
В современных условиях главной фигурой хозяйственной жизни является не индивидуальный, а совокупный работник, который привлекается к
общественному производственному процессу благодаря кооперации труда.
Ныне практически любое экономическое благо является результатом
работы не одного, а десятков, сотен и тысяч работников, занятых в разных
сферах производства. Современный автомобиль собирается в среднем из 15 тыс.
деталей, в производстве которых заняты тысячи работников огромного
количества больших и мелких предприятийпоставщиков. Американский
самолет "Боинг748" состоит из 4,5 млн разнообразных деталей, которые
производят рабочие 16 тыс. компаний.
Совокупный работник является новой производительной силой
кооперированного труда, способного решать задачи, которые не под силу сумме
обособленных индивидуальных работников.
Уровень развития совокупной рабочей силы можно охарактеризовать
определенными количественными и качественными показателями.
В условиях развития научнотехнического прогресса требования к уровню
подготовки работников возрастают. Без постоянного повышения уровня
образования, квалификации, культуры, укрепления здоровья, поддержания
психологического состояния работники не способны эффективно
взаимодействовать с другими прогрессирующими элементами производительных
сил новой техникой, передовыми технологиями, системами управления и
организации производства. Поэтому в современном развитом обществе
инвестиции в "человеческий капитал", т. е. в развитие знаний, способностей, в
укрепление здоровья человека, считаются наиболее эффективными и гуманными
вложениями.
Общественная мысль в течение многих веков искала разгадку тайны
человека. Зачастую решение виделось на пути поиска абстрактной, вне
исторической «природы человека». Одни мыслители считали, что он от природы добр, другие, напротив, утверждали, что зол, и усматривали задачу общества в
обуздании его «диких» наклонностей. И лишь рассмотрение человека как
субъекта общественных отношений дало ключ к разгадке его тайны.
Человек существо биосоциальное. С его биологической сутью,
разумеется, нельзя не считаться. Было бы абсурдно «не замечать»
необходимость воспроизводства самой человеческой популяции, процессы
взросления, старения и неминуемой смерти индивида, игнорировать состояние
здоровья образующих общество людей, их физические потребности и
работоспособность,
характеристик человека.
огромное множество других общественнонаучных
Говоря о биосоциальности человека, мы имеем в виду его естественную
принадлежность ко всему живому на Земле, его нерасторжимую связь с
природой. Сегодня подчеркивание такой связи не просто дань научному факту,
Преобразовательная
а исключительно важный практический вопрос.
деятельность человека в природе вышла на грань, за которой катастрофа,
реальная угроза гибели жизни. Было время, когда никто не говорил об
«экологической составляющей» общественного производства: она была крайне
незначительна. Теперь эта составляющая независимо от наших желаний стала
мощным фактором всего общественного развития. Более того, наступает время,
когда она превращается в «экологическую определяющую», и не считаться с ней
просто опасно и безответственно. Все это чрезвычайно значимо еще и потому,
что образует прочную, неустранимую естественную предпосылку цельности
современного мира: только в глобальных, общечеловеческих масштабах
возможно решение всего комплекса накопившихся проблем взаимоотношений
природы и человека.
Экономическая теория, таким образом, не может не иметь в поле зрения
принадлежность человека к природе со всеми вытекающими отсюда
последствиями. Тем не менее само развитие природы не входит в предмет
экономической
теории,
будучи
сферой других
наук. Далеко не исчерпывает экономическая теория и социальную суть человека,
являющуюся предметом всего комплекса наук обществоведческого и
гуманитарного циклов от философии и истории до демографии и
искусствоведения.
Но экономическая теория изучает базовую, решающую область
жизнедеятельности общества производство, и поэтому она не только входит в
ряд наук о человеке, но и выделяется в этом ряду своим ведущим положением.
Это положение установлено и глубоко раскрыто марксизмом, доказавшим, что
человек может жить, действовать и развиваться, лишь будучи включенным в
общественную связь с другими людьми, основу которой образует их совместная
трудовая деятельность. Роль человека, его сущность предопределяются тем, что
он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других
общественных отношений.
Взаимодействие материальновещественного и личного факторов
производительных сил пример диалектического единства, включающего и
противоречие. Именно человек создает и оживляет средства производства и тем
самым превращает их в элементы производительных сил. Уже поэтому рабочая
сила не просто фактор, а главная производительная сила общества. В меру ее
развития человек создает нужные ему средства производства и определяет
способы их использования. Такова общая направленность: взаимосвязи личного
и вещественного факторов в системе производительных сил общества. Вместе с
тем характеристики, которыми должна обладать рабочая сила в каждый данный
период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных
технологий. Через это внутреннее противоречивое сочетание раскрывается суть
соответствия факторов производства, которое имеет общеэкономическое
содержание.
Требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств
производства и освоенных технологий, включают уровень расходования рабочей
силы и, вместе с тем, величину и характер затрат на ее воспроизводство. Эта весьма существенная зависимость, всегда реализуясь в определенных социально
экономических условиях, имеет также общеэкономическое содержание,
характеризуя необходимость возмещения затрат рабочей силы. Тем самым
предопределяется объективная граница необходимого продукта.
Неотъемлемый элемент всякого совместного труда дисциплина.
Значимость дисциплины труда неуклонно повышается по мере усиления
зависимости между различными зве " ньями общественного труда, а также
роста масштабов приводимых в движение каждым работником ресурсов.
Вместе с тем, обостряется и проблема добросовестного отношения к труду,
ответственности за выполняемую работу. Все эти понятия (дисциплина,
добросовестность, ответственность), казалось бы, из другой области: не
экономической, а нравственной. Это не совсем так. Вопервых, по мере своего
развития экономика должна становиться все более нравственной, и к ней не
только можно, но и нужно применять соответствующие критерии. Это одна из
граней, характеризующих социальноэкономический прогресс общества. Во
вторых, и это самое главное, все названные категории имеют свое базисное,
Экономическое содержание. Сама нравственность как категория
надстройки обусловливается в конечном счете базисом, т. е. экономическими
отношениями. Как бы ни подавлялась несправедливостью потребность в труде,
она глубинно существует как первая потребность, главная для развития и реа
лизации личности. Именно этим объясняются факты, когда человек испытывает
гордость за то, что он создал своим трудом.
В обществе все исходит от человека. Он не может относиться к труду
творчески, если остается лишь исполнителем поступающих из вне решений. Он
не может быть инициативным в непосредственном процессе производства, если в
других сферах общественной жизни его инициатива не только не требуется, но
ограничивается, а то и подавляется. Именно поэтому преодоление
технократического взгляда на человека непременное условие ускорения как
научнотехнического,
так и социального прогресса в целом. Человек воплощение всей совокупности, всего спектра общественных
отношений: экономических и политических, национальных и семейных,
идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных
общественных отношений человек не может быть понятно в равной мере
справедливо и обратное: ни одна из сторон общественных отношений не может
быть полностью и до конца изучена без анализа субъектов, их носителей. Так, иг
норирование в политикоэкономических исследованиях субъектов
производственных отношений с их специфическими интересами, потребностями
и мотивами в труде вело к сугубо абстрактному, далекому от жизни
теоретизированию и схоластике.
С позиций производства как такового человек не только его субъект, но
и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и
обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство
бессмысленно. А это значит, что удовлетворение потребностей человека, его
развитие является естественным конечным назначением общественного
производства.
Помимо конечной цели общественного производства существует
непосредственная его цель, присущая данному, исторически определенному
Она вытекает из отношений собственности,
способу производства.
господствующих в той или иной общественной системе. Эта непосредственная
цель может более или менее совпадать с естественным назначением
производства, а может и приходить в противоречие с ним.
Человек главный фактор и цель общественного производства
Человек был и всегда останется главным фактором производства.
Экономическая теория в изучении человеческого общества исходит из того, что
человек является одновременно и производителем и потребителем
экономических благ. Он создает, приводит в действие и определяет способы использования техники и технологии, которые, в свою очередь, предъявляют
новые требования к физическим и интеллектуальным возможностям человека.
Когда прогрессивные средства труда и технологии получают широкое
распространение, они начинают предъявлять повышенные требования к
работнику, "подтягивать" его до своего уровня. Ручные орудия труда
предполагают один тип работника, машины другой, станок с программным
обеспечением и управление сложными автоматизированными системами
третий. Мировой опыт последних десятилетий свидетельствует, более двух
третей больших и свыше семидесяти процентов всех остальных катастроф,
связанных с хозяйственной деятельностью происходят по вине человека, с его
недостаточной подготовленностью для взаимодействия со сложными
техническими системами.
Требования, предъявляемые к рабочей силе со стороны средств
производства и основных технологий связаны с подготовкой высоко
квалифицированных, профессионально ориентированных работников, с уровнем
расходования рабочей силы, с величиной затрат на ее воспроизводство. Истории
известны примеры, когда техническое новшество веками дожидалось нового
общественного устройства и нового типа работника.
Ныне в индустриально развитых странах, наряду с безработицей,
производство испытывает острейшую потребность в высокообразованных
профессионалах.
общеэкономическое условие развития общественного производства.
Рост требования к качеству работника это
В обстановке примитивного ручного труда эта зависимость на протяжении
веков почти себя не обнаруживала и проявлялась через очень медленные, мало
заметные изменения. С переходом к машинному производству произошло
ускорение общественного прогресса и указанная тенденция стала
обнаруживаться с нарастанием. С особой интенсивностью она действует в
условиях научнотехнической революции.
Основным двигателем научнотехнического прогресса становится информационная техника. Она превращается в базу для всех новейших
технологий. преобразует все виды производства, играет ведущую роль в
повышении производительности труда, снижении стоимости продукции.
Предпринимаются попытки создания "искусственного интеллекта", возникает
вопрос: не теряет ли человеческий фактор своего значения по мере
совершенствования ЭВМ и компьютерной техники?
Однако не следует забывать, что коренные изменения в производстве,
сопровождаясь подвижками в квалификационной и профессиональной
не уничтожают до конца потребности в
структуре населения,
малоквалифицированном труде. Более того, в ряде случаев такая потребность
воспроизводится непосредственно в самом научнотехническом и общественном
прогрессе.
Характерная особенность личного фактора производства состоит в том,
что человек не просто элемент производства, а главная производительная сила
общества. Работник одновременно является и носителем рабочей силы (и тем
самым фактором производства) и субъектом производственных отношений.
Воздействуя на производство, изменяя его, он тем самым изменяет всю систему
экономических отношений, изменяет свое собственное экономическое
поведение. Его роль в производстве никогда нельзя понять вне определенной
системы общественных отношений. В обществе, как и в производстве, все
исходит от человека и все сводится к нему.
Научнотехнический прогресс становится реальностью не сам по себе, а
благодаря работникам, которые находятся в определенных общественных
условиях. Эти условия, а точнее общественные экономические отношения
всегда в большей или меньшей мере ориентируют на прогресс, а могут и вообще
не создавать к нему должных стимулов. Во втором случае общество
сталкивается с необходимостью перестройки системы производственных
отношений. Последние определяют направленность в воспроизводстве рабочей
силы. С позиций производства человек не только его субъект, но и его конечная
цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и обмен, завершает
свой путь в потреблении. Удовлетворение потребностей человека, его развитие
является естественным конечным назначением общественного производства.
Любой предприниматель в своей хозяйственной деятельности преследует
цель получить выгоду, но эта цель будет реализована лишь тогда, когда на
продукцию его фирмы найдется покупатель (потребитель).
Главной целью и фактором производства,
его развития и
совершенствования является человек. Как участник производства он выступает
в трех лицах. С одной стороны, человек является производителем,
непосредственно участвующим в создании благ и услуг. С другой стороны, он
потребитель, использующий все, что получено в процессе производства. Кроме
того, человек координирует, согласовывает действия производителей и
потребителей, выполняя функцию управленца. Следует подчеркнуть, что
человек может жить, действовать и развиваться, лишь будучи включенным в
общественную связь с другими людьми, основу которой образует их совместная
трудовая деятельность. Роль человека, его сущность предопределяются тем, что
он и фактор производительных сил, и субъект производственных и всех других
общественных отношений.
Взаимодействие материальновещественного и личного факторов
производительных сил пример диалектического единства, включающего в себя
и противоречие. Именно человек создает и оживляет средства производства и
тем самым превращает их в элементы производительных сил. Уже поэтому
рабочая сила не просто фактор, а главная производительная сила общества. В
меру ее развития человек создает нужные ему средства производства и
определяет способы их использования. Такова общая направленность
взаимосвязи личного и вещественного факторов в системе производительных
сил общества. Вместе с тем характеристики, которыми должна обладать рабочая
сила в каждый данный период, диктуются состоянием применяемых средств производства и освоенных технологий. Через это внутренне противоречивое
сочетание раскрывается суть соответствия факторов производства, которое
имеет общеэкономическое содержание.
Вместе с тем роль человека на разных ступенях развития производства
различна. Так, для ремесленного производства характерно выполнение
ремесленником всех операций, начиная от первичной обработки исходного
сырьевого материала и заканчивая получением конечного продукта. Каждый
производитель выступал здесь как единичный работник. Но, начиная с простой
кооперации, производство уже не могло развиваться на базе единичного
работника. Он превратился в частичного работника, закрепленного за функцией,
что сопровождалось ростом производительности труда. Дальнейшее развитие
разделения труда и специализация производства усилили взаимозависимость
работников, предопределили возникновение совокупного работника. Появление
крупного машинного производства продиктовало необходимость совместного
труда работников в пределах отрасли, а затем и общества.
Совокупный работник, под которым понимаются все занятые в
общественном производстве, преобразуется под воздействием научно
технического прогресса. В свою очередь НТП влияет на структуру совокупного
работника: изменяется квалификационный состав трудящихся, возрастает
удельный вес экономистов, инженеров и лиц с высшим образованием.
Сегодня изменились и границы совокупного работника. Сюда сейчас
включаются не только рабочие, но и служащие, ИТР, деятели науки и
информации, работники сферы услуг и духовного производства, занятые
которые непосредственно
управлением общественным производством,
участвуют в создании материальных и духовных благ и услуг.
Следует подчеркнуть, что требования, предъявляемые к рабочей силе со
стороны средств производства и освоенных технологий, включают в себя
уровень расходования рабочей силы и вместе с тем величину и характер затрат
на ее воспроизводство. Эта весьма существенная зависимость, всегда реализуясь имеет также
в определенных социальноэкономических условиях,
общеэкономическое содержание, характеризуя необходимость возмещения
затрат рабочей силы. Тем самым предопределяется объективная граница
необходимого продукта.
Значимость дисциплины труда неуклонно повышается по мере усиления
зависимости между различными звеньями общественного труда, а также роста
масштабов приводимых в движение каждым работником ресурсов. Вместе с тем
обостряется и проблема добросовестного отношения к труду, ответственности
за выполняемую работу.
Все эти понятия (дисциплина, добросовестность, ответственность),
казалось бы, из другой области: не экономической, а нравственной. Это не
совсем так. Вопервых, по мере своего развития экономика должна становиться
все более нравственной, и к ней не только можно, но и нужно применять
соответствующие критерии. Это одна из граней, характеризующих социально
экономический прогресс общества. Вовторых, и это самое главное, все
названные категории имеют свое базисное, экономическое содержание. Сама
нравственность как категория надстройки обусловливается в конечном счете
базисом, то есть экономическими отношениями. Как бы ни подавлялась
несправедливостью потребность в труде, она глубинно существует как первая
потребность, главная для развития и реализации личности. Именно этим
объясняются факты, когда человек испытывает гордость за то, что создал своим
трудом.
В обществе все исходит от человека. Он не может относиться к труду
творчески, если остается лишь исполнителем поступающих извне решений. Он
не может быть инициативным в непосредственном процессе производства, если в
других сферах общественной жизни его инициатива не только не требуется, но
ограничивается, а то и подавляется. Именно поэтому преодоление
технократического взгляда на человека непременное условие ускорения как
научнотехнического, так и социального прогресса в целом. Человек воплощение всей совокупности, всего спектра общественных
отношений: экономических и политических, национальных и семейных,
идеологических и нравственных. Вне этой живой ткани разнообразных
общественных отношений человек не может быть понят.
Но в равной мере справедливо и обратное: ни одна из сторон
общественных отношений не может быть полностью и до конца изучена без
анализа субъектов, их носителей. Так, игнорирование в политико
экономических исследованиях субъектов производственных отношений с их
специфическими интересами, потребностями и мотивами в труде вело к сугубо
абстрактному, далекому от жизни теоретизированию и схоластике.
С позиций производства как такового человек не только его субъект, но
и его конечная цель. Общественный продукт, пройдя через распределение и
обмен, завершает свой путь в потреблении. Без потребления любое производство
бессмысленно. А это значит: удовлетворение потребностей человека, его
развитие являются естественным конечным назначением общественного
производства. Заключение
В заключении можно сделать следующий вывод: общественное
производство играет огромную роль в жизни человека.
Это связано с тем, что процесс общественного производства связан с
материальным производством, а без производства и воспроизводства
материальных условий и средств жизни невозможна сама жизнедеятельность
людей во всем ее многообразии.
Для осуществления этих процессов необходимы ресурсы или факторы,
которые в совокупности образуют структуру общественного производства. Список литературы
1.Ахинов Г.А., Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора: Учеб. пособие.
М.: ИНФРАМ, 2009. 345с.
2. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. Изд 2 е перераб. и доп. М.:
Книжный мир, 2004. 860с.
3.Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Курс лекций /Е.Ф. Борисов. М.:
Финансы и статистика, 2007. 315 с.
4. Вечканов Г.С. Экономическая теория: учеб. для вузов/Вечканов Г.С. СПб.:
Питер, 2009. 448с.
5.Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления
целостности общества Казань, 1990 г.
6.Дудченко Н.А. Общественное производство: структура и факторы развития.
М., 2008. 7. Ермишин П.Г. Теория факторов производства и распределения факторных
доходов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aup.ru/
8. Cидоров В.А. Экономика: учеб. пособие для вузов/Сидоров В.А., Кузнецова
Е.Л., Пак О.А., Соболев Э. В.; под ред.В.А. Сидорова. М.: Экономистъ, 2007.
304с.
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Экономика Место человека в экономической системе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.