Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Оценка 4.9

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
10.03.2018
Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Конспект урока-экскурсии по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс поможет обучающимся развивать материалистические взгляды на природу, на примере местной флоры в весенний период, даст возможность расширить знания о ее разнообразие, выделив важнейшие признаки приспособленности трав, кустарников и деревьев к окружающей среде.
Экскурсия на тему Весенние явления в жизни растений.docx
Экскурсия в 6 классе 'Весенние явления в жизни растений' Я бы ветры вдохнул твои с жаждою, Я бы выпил ручьи до глотка, Я тропинку бы выходил каждую, — Да моя сторона велика. Как посмотришь — не хватит и месяца Обойти и объехать ее. Только в песне да в сказке уместится Приамурье мое!.. П.Комаров Цель: Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения. Задачи: 1. 2. 3. 4. 5. Развивать материалистические взгляды на природу, на примере местной  флоры в весенний период раскрыть ее разнообразие, выделив важнейшие  признаки приспособленности трав, кустарников и деревьев; Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и  смены сезонных явлений в жизни растений на примере местной флоры в  весенний период ; Познакомить учащихся с различными периодами весны. Формировать бережное отношение к природе; Способствовать к эстетическому воспитанию учащихся средствами природы и искусства.   (Мною выбран сл. маршрут: школьный сад. Я считаю это хорошее место для изучения деревьев, кустарников и трав) Необходимое оборудование: фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаши , папка. 1. Вводная беседа учителя  В классе перед выходом на экскурсию учитель сообщает цель проведения экскурсии  и  план­маршрут. Схема маршрута рассматривается на доске с пояснением остановок, после  чего учащиеся перерисовывают ее в блокноты. Вопросы заданий необходимо  прокомментировать. Ученики делятся на группы по 2­4 человека(в зависимости от числа  учеников). Раздается необходимый материал.  Беседа об изменениях.  наблюдаемых в природе весной.  Законы природы действуют как «часы», а именно:   обычно через 8 дней после цветения мать­и­мачехи начинает цвести медуница, через 21 день­одуванчик и ива­ракита. Груша цветет на 29­й день,  акация ­ на 30­й, а липа ­ на 75­й день после начала цветения мать­и­ мачехи. Какие явления в природе можно наблюдать весной? (Сокодвижение, набухание и  распускание листовых и цветочных почек, цветение раннецветущих растений, рост  побегов). Под влиянием каких причин наступают эти явления? (Повышение температуры воздуха,  увеличение продолжительности светового дня, поглощение корнями воды с растворенными в ней минеральными солями, передвижение в растениях запасных веществ к растущим  органам растений). Жизнь травянистых раннецветущих растений весной. Какие травянистые растения зацветают первыми весной? (Мать­и­ мачеха, медуница,  примулы). Что является непременным условием раннего цветения растений? (Соцветия  закладываются летом предыдущего года. Запас питательных веществ сосредоточивается в  корневище). Где встречается мать­и­мачеха? (Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на склонах, пригорках, на открытых освещенных и прогреваемых  местах. Чуть только  растает снег, появляются ее безлистные стебли с яркожелтыми соцветиями). Как называется соцветие у этого растения? Каковы его признаки? (Корзинка­ это  компактное соцветие из мелких цветков). Как опыляется мать­ и­ мачеха? По каким признакам вы это определили? (Насекомыми, но может происходить и самоопыление). Почему так рано цветет это растение? (Для цветения необходимо обильное питание.  Зеленых листьев у этого растения еще нет. Запасы питательных веществ находятся в  корневищах. Об этом органе растения говорится в загадке: «В земле веревочка, а в ней  кладовочка». К каким органам растения относится корневище? (Видоизмененный побег). Как это доказать? (В корневище находится запас питательных веществ. Он отложен  прошлым летом. Благодаря этим запасам растут цветочные почки и образуются плоды.  Затем у растения появляются крупные листья). За что получило растение название «мать ­и –мачеха»? (Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом  случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних  времен называют это растение мать­и­мачеха). Чем полезно это растение? (Это лекарственное растение. Сборы листьев употребляются  при заболеваниях дыхательных путей). Какое значение имеет опушение стеблей и молодых листьев мать ­и –мачехи? (Опушение  предохраняет листья и стебли от замерзания и чрезмерного испарения. Между волосками  образуется предохраняющий слой воздуха). В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти растения. Но стоит показаться на небе дождевой туче, звездочки погаснут – закроются цветы. Так мать –и –мачеха  предсказывает погоду. Рано весной цветут хохлатки. Запас питательных веществ у них находится в подземном  клубне. Они неприхотливы и морозостойки.  Как же получается, что хохлатка так стремительна в своем развитии? Ведь только что  сошел снег. А она уже цветет! Как будто появившись ниоткуда. Из подземного своего  клубенька! А сидит он в почве на некоторой глубине — округлый, желтоватый, размером с  вишню. На клубеньке – почка. Еще зимой из нее образуется росток. Снаружи одет он  полупрозрачным защитным чехлом. К началу весны росток уже почти достиг поверхности.  Стоит ему выглянуть на солнечный свет, как чехол лопается и спадает. Первое время  растение похоже на зародыш: стебелек согнут, листья свернуты в комок. Но вскоре  хохлатка выпрямляется, разворачивает свои ажурные листочки. И уже готов цвести. Почему все первоцветы спешат цвести? (Все эти растения светолюбивые и цветут до  распускания листьев на деревьях и кустарниках, когда в лесу много света). Раннецветущие травянистые растения имеют нектар, съедобную липкую пыльцу, а  некоторые яркую окраску венчика. Древесные растения весной. Хорошо ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться сокрытая от глаз и ушей  бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми  почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в птичьих голосов. Пахнет  смолистыми почками, корою деревьев. У деревьев весной наблюдаются сокодвижение.  Распускание почек, цветение. Каким способом опыляются древесные растения? (Ольха, осина, береза, тополь – ветроопыляемые. Ива – насекомоопыляемое растение). Самостоятельная работа  учащихся по изучению природных объектов по намеченному плану Задание 1 На первой остановке заполнить таблицу. Время года Длина дня Температура воздуха Освещен­ ность Наличие облаков Высота солнца над горизонтом             Сравнить явления, наблюдаемые весной, с другими временами года (осень, зима). Описать периоды весны. Задание 2 На площадке площадью 10 м2 определить количество цветущих экземпляров травянистых растений.   Сравнить   количество   растений,   цветущих   на   открытом   и   затененном   месте. Установить причины различия. Задание 3 Установить   различия   в   росте   и   развитии   однолетников   и   многолетников   (травянистых растений),   пользуясь   следующими   признаками:   высота   растений,   наличие   листьев,   их количество, форма, размеры, окраска, способы опыления, наличие корней и подземных органов   (рассматриваемое   растение   сопоставляют   с   гербарным   экземпляром).   Данные занести в таблицу. Характеристика растений Названия растений Продолжительность жизненного цикла Место произрастания (температура воздуха, освещенность) Наличие цветка Наличие листьев Корневая система После заполнения таблицы ответить на вопросы:             каковы особенности ранневесенних растений (количество, размеры, частота  встречаемости, цветение, появление листьев, окраска цветков, посещение их  насекомыми)? каковы причины быстрого роста и развития ранневесенников (запас питательных  веществ, местонахождение, наличие весенней влаги, тепла, света). Задание 4 Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены погоды, температура, ветер, снег). Задание 5 Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений, цветущих ранней весной. После выполнения пяти заданий ответить на вопрос: каковы биологические особенности травянистых раннецветущих растений? Ответ записать в тетрадь при составлении отчета по экскурсии. Игра «Найди изменения» Каждая группа получает задание запомнить все природные объекты, которые находятся на   данной   площадке.   Команды   меняются   площадками   и   делают   до   пяти   изменений   на площадке   другой   группы   (например,   меняют   местами   объекты   (камни,   опавшие   ветви деревьев и др)). Группы возвращаются на свои площадки и стараются найти все изменения. Эта игра развивает внимание и память, помогает лучше запомнить объекты живой природы. Игра «Послушай дерево» Для прослушивания деревьев можно использовать медицинский фонендоскоп. В апреля удается услышать сокодвижение у березы и клена. Услышанные звуки помогают понять, что дерево живое! Заключительная беседа Рефлексия в конце экскурсии.  • Что было для вас самым интересным на экскурсии? • Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями? • В какое время года территория учреждения образования нравится вам больше всего? Почему? • Что нового вы узнали о территории учреждения образования? Домашнее задание.  Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в карточках­заданиях плану.

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс

Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018