Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
биология
6 кл
10.03.2018
Конспект урока-экскурсии по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс поможет обучающимся развивать материалистические взгляды на природу, на примере местной флоры в весенний период, даст возможность расширить знания о ее разнообразие, выделив важнейшие признаки приспособленности трав, кустарников и деревьев к окружающей среде.
Экскурсия на тему Весенние явления в жизни растений.docx
Экскурсия в 6 классе 'Весенние явления в жизни растений'
Я бы ветры вдохнул твои с жаждою,
Я бы выпил ручьи до глотка,
Я тропинку бы выходил каждую, —
Да моя сторона велика.
Как посмотришь — не хватит и месяца
Обойти и объехать ее.
Только в песне да в сказке уместится
Приамурье мое!..
П.Комаров
Цель: Развивать у учащихся понятия о взаимосвязях растительного организма с условиями
окружающей среды, сформировать умение определять раннецветущие растения.
Задачи:
1.
2.
3.
4.
5.
Развивать материалистические взгляды на природу, на примере местной
флоры в весенний период раскрыть ее разнообразие, выделив важнейшие
признаки приспособленности трав, кустарников и деревьев;
Установить причины раннего цветения древесных и травянистых растений и
смены сезонных явлений в жизни растений на примере местной флоры в
весенний период ;
Познакомить учащихся с различными периодами весны.
Формировать бережное отношение к природе;
Способствовать к эстетическому воспитанию учащихся средствами природы
и искусства.
(Мною выбран сл. маршрут: школьный сад. Я считаю это хорошее место для изучения
деревьев, кустарников и трав)
Необходимое оборудование: фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаши , папка.
1. Вводная беседа учителя
В классе перед выходом на экскурсию учитель сообщает цель проведения экскурсии и
планмаршрут. Схема маршрута рассматривается на доске с пояснением остановок, после
чего учащиеся перерисовывают ее в блокноты. Вопросы заданий необходимо
прокомментировать. Ученики делятся на группы по 24 человека(в зависимости от числа
учеников). Раздается необходимый материал.
Беседа об изменениях. наблюдаемых в природе весной.
Законы природы действуют как «часы», а именно: обычно через 8 дней после цветения
матьимачехи начинает цвести медуница, через 21 деньодуванчик и иваракита. Груша
цветет на 29й день, акация на 30й, а липа на 75й день после начала цветения матьи
мачехи.
Какие явления в природе можно наблюдать весной? (Сокодвижение, набухание и
распускание листовых и цветочных почек, цветение раннецветущих растений, рост
побегов). Под влиянием каких причин наступают эти явления? (Повышение температуры воздуха,
увеличение продолжительности светового дня, поглощение корнями воды с растворенными
в ней минеральными солями, передвижение в растениях запасных веществ к растущим
органам растений).
Жизнь травянистых раннецветущих растений весной.
Какие травянистые растения зацветают первыми весной? (Матьи мачеха, медуница,
примулы).
Что является непременным условием раннего цветения растений? (Соцветия
закладываются летом предыдущего года. Запас питательных веществ сосредоточивается в
корневище).
Где встречается матьимачеха? (Местами еще лежит снег, а там, где пригревает солнце, на
склонах, пригорках, на открытых освещенных и прогреваемых местах. Чуть только
растает снег, появляются ее безлистные стебли с яркожелтыми соцветиями).
Как называется соцветие у этого растения? Каковы его признаки? (Корзинка это
компактное соцветие из мелких цветков).
Как опыляется мать и мачеха? По каким признакам вы это определили? (Насекомыми, но
может происходить и самоопыление).
Почему так рано цветет это растение? (Для цветения необходимо обильное питание.
Зеленых листьев у этого растения еще нет. Запасы питательных веществ находятся в
корневищах. Об этом органе растения говорится в загадке: «В земле веревочка, а в ней
кладовочка».
К каким органам растения относится корневище? (Видоизмененный побег).
Как это доказать? (В корневище находится запас питательных веществ. Он отложен
прошлым летом. Благодаря этим запасам растут цветочные почки и образуются плоды.
Затем у растения появляются крупные листья).
За что получило растение название «мать и –мачеха»?
(Попробуйте приложить к коже поочередно нижнюю и верхнюю стороны листа, в первом
случае вы ощутите тепло, а во втором – холод. Это объясняет, почему люди с давних
времен называют это растение матьимачеха).
Чем полезно это растение? (Это лекарственное растение. Сборы листьев употребляются
при заболеваниях дыхательных путей).
Какое значение имеет опушение стеблей и молодых листьев мать и –мачехи? (Опушение
предохраняет листья и стебли от замерзания и чрезмерного испарения. Между волосками
образуется предохраняющий слой воздуха).
В ясные весенние дни желтеют золотыми звездочками эти растения. Но стоит показаться на
небе дождевой туче, звездочки погаснут – закроются цветы. Так мать –и –мачеха
предсказывает погоду. Рано весной цветут хохлатки. Запас питательных веществ у них находится в подземном
клубне. Они неприхотливы и морозостойки.
Как же получается, что хохлатка так стремительна в своем развитии? Ведь только что
сошел снег. А она уже цветет! Как будто появившись ниоткуда. Из подземного своего
клубенька! А сидит он в почве на некоторой глубине — округлый, желтоватый, размером с
вишню. На клубеньке – почка. Еще зимой из нее образуется росток. Снаружи одет он
полупрозрачным защитным чехлом. К началу весны росток уже почти достиг поверхности.
Стоит ему выглянуть на солнечный свет, как чехол лопается и спадает. Первое время
растение похоже на зародыш: стебелек согнут, листья свернуты в комок. Но вскоре
хохлатка выпрямляется, разворачивает свои ажурные листочки. И уже готов цвести.
Почему все первоцветы спешат цвести? (Все эти растения светолюбивые и цветут до
распускания листьев на деревьях и кустарниках, когда в лесу много света).
Раннецветущие травянистые растения имеют нектар, съедобную липкую пыльцу, а
некоторые яркую окраску венчика.
Древесные растения весной.
Хорошо ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться сокрытая от глаз и ушей
бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми
почками тонкие ветки берез. Все больше и больше слышится в птичьих голосов. Пахнет
смолистыми почками, корою деревьев. У деревьев весной наблюдаются сокодвижение.
Распускание почек, цветение.
Каким способом опыляются древесные растения? (Ольха, осина, береза, тополь –
ветроопыляемые. Ива – насекомоопыляемое растение).
Самостоятельная работа учащихся по изучению природных объектов по намеченному
плану
Задание 1
На первой остановке заполнить таблицу.
Время
года
Длина
дня
Температура
воздуха
Освещен
ность
Наличие
облаков
Высота солнца над
горизонтом
Сравнить явления, наблюдаемые весной, с другими временами года (осень, зима). Описать
периоды весны.
Задание 2
На площадке площадью 10 м2 определить количество цветущих экземпляров травянистых
растений. Сравнить количество растений, цветущих на открытом и затененном месте.
Установить причины различия.
Задание 3
Установить различия в росте и развитии однолетников и многолетников (травянистых
растений), пользуясь следующими признаками: высота растений, наличие листьев, их
количество, форма, размеры, окраска, способы опыления, наличие корней и подземных органов (рассматриваемое растение сопоставляют с гербарным экземпляром). Данные
занести в таблицу.
Характеристика растений
Названия растений
Продолжительность жизненного цикла
Место произрастания (температура воздуха, освещенность)
Наличие цветка
Наличие листьев
Корневая система
После заполнения таблицы ответить на вопросы:
каковы особенности ранневесенних растений (количество, размеры, частота
встречаемости, цветение, появление листьев, окраска цветков, посещение их
насекомыми)?
каковы причины быстрого роста и развития ранневесенников (запас питательных
веществ, местонахождение, наличие весенней влаги, тепла, света).
Задание 4
Установить приспособительные признаки к неблагоприятным условиям (резкие перемены
погоды, температура, ветер, снег).
Задание 5
Установить приспособление к опылению однолетних и многолетних травянистых растений,
цветущих ранней весной.
После выполнения пяти заданий ответить на вопрос: каковы биологические особенности
травянистых раннецветущих растений? Ответ записать в тетрадь при составлении отчета по
экскурсии.
Игра «Найди изменения»
Каждая группа получает задание запомнить все природные объекты, которые находятся
на данной площадке. Команды меняются площадками и делают до пяти изменений на
площадке другой группы (например, меняют местами объекты (камни, опавшие ветви
деревьев и др)). Группы возвращаются на свои площадки и стараются найти все изменения.
Эта игра развивает внимание и память, помогает лучше запомнить объекты живой природы.
Игра «Послушай дерево»
Для прослушивания деревьев можно использовать медицинский фонендоскоп. В апреля
удается услышать сокодвижение у березы и клена. Услышанные звуки помогают понять,
что дерево живое!
Заключительная беседа
Рефлексия в конце экскурсии.
• Что было для вас самым интересным на экскурсии? • Насколько легко или трудно было каждому из вас справиться с заданиями?
• В какое время года территория учреждения образования нравится вам больше всего?
Почему?
• Что нового вы узнали о территории учреждения образования?
Домашнее задание. Оформить в тетрадях отчет об экскурсии по предложенному в
карточкахзаданиях плану.
Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Экскурсия по биологии на тему "Весенние явления в жизни растений" 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.