Экспериментальная образовательная программа
«Юный натуралист»
для детей младшего школьного возраста
Срок реализации 2 года
Автор:
Колопецина Надежда Михайловна,
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно соприкасаются с природой в самых разнообразных формах. Бесконечный и удивительный окружающий мир пробуждает у них живой интерес, любознательность, побуждает к деятельности.
Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и оказывают значительное влияние на отношение человека к природе, к Родине.
В связи с дисгармонией взаимоотношений общества и природы возникают многочисленные социально-экономические проблемы. Решение проблемы «человек-общество-природа» неразрывно связано с уровнем знаний, с ценностной ориентацией, нравственно-этическими и эстетическими отношениями в социоприродной среде, сформированности ответственного отношения к окружающей природе. И формирование такого отношения необходимо начинать с раннего возраста. Познания детьми сегодняшнего мира в значительной мере будет способствовать сохранению природы в мире завтрашнем. Экологическая грамотность стала жизненно необходима. В связи с этим разработана авторская программа «Юный натуралист».
Цель программы - заложить основы экологического знания, экологического мышления и экологической культуры.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- научить обучающихся понимать взаимосвязь между явлениями и объектами природы;
- развивать у обучающихся способность воспринимать компоненты природы как часть целостной и гармоничной системы, требующей к себе бережного отношения;
- развивать навыки правильного поведения в природной и социальной среде;
- формировать элементы потребности к активной созидательной деятельности по изучению и охране окружающей детей природе;
- воспитывать чувства любви и уважения к природе, ответственности за сохранение природного окружения, от которого зависит здоровье и жизнь самих детей и окружающих их людей.
Программа рассчитана на младший школьный возраст на два года обучения.
Программа первого года обучения направлена на познание родного края, на раскрытие взаимосвязей в природе на уровне, доступном пониманию обучающихся. Ведущая идея «все связано со всем» объединяет все элементы содержания, помогает решению задач экологического образования и воспитания обучающихся.
Во второй год обучения предусматривается познание природы родного края на уровне сообществ с учетом их естественного изменения и антропогенного воздействия.
При реализации программы используются следующие методы:
1) словесные: рассказ, беседа, объяснение, диалог;
2) наглядные: демонстрационные (натуральные и искусственные),
иллюстративные;
3) практические: наблюдения, эксперимент, элементы исследования и моделирования.
Форма организации образовательного процесса – групповая и индивидуальная.
Занятия проводятся в форме экскурсий, трудовых десантов, походов, практикумов, деловых игр, конкурсов, выставок.
Образовательный процесс в объединении строится на принципах:
· сотрудничества,
· доброжелательности,
· взаимопомощи и поддержки,
· поощрения достигнутых результатов,
· создания благоприятного психологического климата при обучении,
· уважения,
· доверия.
Все это способствует сближению детей, раскрытию их творческого потенциала, активизирует весь процесс деятельности в познании и сохранении природы родного края.
Диагностика обучения: педагогическое наблюдение, анкетирование, викторины, кроссворды, участие в научно-практических конференциях и выставках НРСЮН.
Обучающиеся должны:
а) знать:
ü правила поведения во время экскурсии;
ü строение растений;
ü основные свойства живых организмов;
ü разнообразие жизненных форм растений;
ü дикорастущие и культурные растения;
ü дикие и домашние животные своего края.
б) уметь:
ü соблюдать правила безопасности при экспериментах и на экскурсиях;
ü проводить целенаправленные простейшие наблюдения и рассказывать о них;
ü выполнять правила личной гигиены.
Прогнозируемые результаты:
1. Формирование « Я – концепция».
2. Формирование позиции исследователя и творца природы.
Тематическое планирование первого года обучения
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
||||
всего |
теорет. |
практич. |
||||
1. |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
||
2. |
Мы познаём окружающий мир |
20 |
8 |
12 |
||
3. |
Живая природа родного края |
60 |
24 |
36 |
||
4. |
Будем беречь природу |
30 |
12 |
18 |
||
5. |
Организационно-массовые мероприятия |
16 |
- |
16 |
||
|
Итого |
128 |
45 |
83 |
||
Содержание программы первого года обучения
1. Вводное занятие.
Знакомство. План работы, цели и задачи объединения. Экскурсия на тему «Удивительное рядом».
2. Мы познаем окружающий мир.
История села, в котором живут и учатся дети. Мир, окружающий детей. Природа живая и неживая. Живые организмы и их свойства. Осень. Осенние изменения в природе. Растения. Части растений. Листопад и его значение. Узнавание деревьев и кустарников по опавшим листьям. Уборка опавшей листвы с территории УОУ.
Практические работы. Сбор природного материала. Изготовление поделок из природного материала. Подготовка и проведение выставки «Осенние чудеса».
Сбор урожая на УОУ. Уборка мусора на УОУ.
Экскурсии : в музей истории с.Сосновка,
в природу «Осенние изменения в природе родного края».
З. Живая природа родного края.
Царства живой природы. Царство растений. Растения перед уходом под снег. Царство животных. Подготовка животных леса к зиме. Домашние животные зимой. Зимующие птицы родного края. Птичий аппетит. Подкормка зимующих птиц.
Встреча зимы. Распознавание деревьев и кустарников зимой по силуэтам. Поход в «зимнее царство». Помощь обитателям леса. Загадки хвойного леса. Лиственница - удивительная родственница ели и сосны. «Королева» сибирской тайги (сосна сибирская). «Вторая жизнь» елочки.
Зеленые друзья в комнате. Сад на окне. Правила ухода за комнатными растениями.
Пернатые друзья в доме - канарейки, попугаи и др. Правила ухода и содержания певчих птиц в домашних условиях.
Домашние (комнатные) животные - кошечки и собачки. Правила ухода и содержания их. Выставка рисунков домашних любимцев «Мой Мурзик».
Помощники человека в домашних условиях - корова, лошадь, собака и др.
Аквариумистика. Обитатели аквариумов и их значение. Жители подводного (подледного) царства р. Барлак. Жизнь подо льдом.
Практические работы
Изготовление, развешивание кормушек для птиц и их подкормка.
Наблюдения в природе. Изготовление поделок из хвойных растений.
Изготовление новогодних сувениров.
Экскурсии: в живой уголок, в природу, в сквер, на берег водоема, на УОУ школы.
Посещение фотовыставки «Окно в природу».
4. Будем беречь природу.
Экология - наука о взаимоотношениях между живыми организмами и окружающей их средой. Отражение природы в устном народном творчестве - стихах, рассказах, сказках, песнях. Родной край весной. Весенние цветы, грибы. Весенний водоем. Леса родного края. Лесные происшествия. Лесные санитары. Зеленая сокровищница. Лесная аптека. Лесной оркестр. Красная книга. Сохраним то, что любим.
Практические работы.
Подготовка выставки детской литературы о природе.
Подготовка выставки детского рисунка «Мой край родной».
Весенние работы на УОУ.
Подготовка фотовыставки «Любимый край».
Экскурсии: на УОУ школы, в сквер, в лес, на водоем.
5. Организационно-массовые мероприятия: Праздник «Золотая осень». Праздник «Люблю тебя, мой край родной». Праздник «В гостях у Дедушки Мороза и Снегурочки». Праздник «ДЕНЬ ЗЕМЛИ».
Тематическое планирование второго года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретическая часть |
Практическая часть |
||
1. |
Вводное занятие |
3 |
1 |
2 |
2. |
Осень в родном крае |
63 |
21 |
42 |
3. |
Зимнее царство |
50 |
20 |
30 |
4. |
Дыхание весны |
66 |
22 |
44 |
5. |
Организационно-массовые мероприятия |
10 |
- |
10 |
Итого: |
192 |
64 |
128 |
Содержание программы второго года обучения
1. Вводное занятие.
Ознакомление с целями, задачами и планом работы объединения.
Родной край в прошлом, настоящем и будущем.
Практические работы.
Поиск информации в музее истории с. Сосновка. Создание рисунка-схемы села будущего.
2. 0сень в родном крае.
Приметы осени в родном селе. Растительные сообщества, их разнообразие в окрестностях села. Сообщества сосновый и смешанный лес. Сообщества речка и болото.
Строители природных сообществ. Состав растительных сообществ. Изменения растительных сообществ. Воздействие человека на растительность. Оценка состояния растительного сообщества. Редкие и охраняемые растения. Красная книга. Охраняемые территории Новосибирской области. Разнообразие птиц и зверей родного края. Связь растительных сообществ с животным миром. Понятие об экосистеме.
Практические работы: Сбор природного материала для
поделок. Поиск и наблюдения в природных сообществах. Составление рисунков, схем
природных сообществ. Осенние
работы на школьном УОУ. Уборка мусора со школьного двора. Подготовка поделок из природного материала для выставки.
3. Зимнее царство
Зимний лес. Заколдованное царство. Приспособления животных и растений к зиме. Помощь зимующим обитателям леса. Цепи и сети питания.
Животные живых уголков. Зимний сад. Комнатное цветоводство. Многообразие комнатных растений. Фитодизайн. Функции фитодизайна. Факторы, воздействующие на организмы. Квартира как экосистема (флора и фауна).
Жизнь под ледяным покрывалом (подо льдом). Помощь обитателям пресноводных водоемов в зимний период.
Осень и зима в жизни растений и животных. Распространение семян и плодов в зимнее время.
Практические работы: Подкармливание зимующих птиц. Пробивание лунок во льду водоема. Оформление фотовыставки «Зима в родном крае». Эксперимент по выведению растений из состояния зимнего покоя.
Экскурсии: в зимний лес, в краеведческий музей, в зимний сад, в живой уголок.
4. Дыхание весны.
Признаки весны в родном крае. Весна и лето в жизни растений и животных. Возможность выведения растений из состояния зимнего покоя. Первые проталины. Почва. Почва как среда обитания. Экологические группы растений по отношению к различным свойствам почв. Обитатели почвы. Влияние человеческой деятельности на почву. Роль растений в охране почв от разрушения. Источники тепла на Земле. Влияние растений на температуру воздуха в сообществе. Влияние температуры на развитие живых организмов. Разнообразие условий освещения на Земле. Приспособленность организмов к жизни в различной степени освещения. Торопливые растения. Светолюбивые, теневыносливые и тенелюбивые растения родного края. Весенний лес его обитатели. Обитатели древесной коры и древесины. Тихая (грибная) охота. Сожительство грибов и деревьев. Грибы съедобные и несъедобные для человека.
Роль воздуха в жизни живых организмов. Влияние человеческой деятельности на чистоту воздуха. Летучие вещества - фитонциды. Чистота и запыленность воздуха в окрестностях родного села.
Роль воды в жизни организмов живой природы. Разнообразие групп животных и растений по отношению к воде.
Цветение растений, связь этого явления с животным миром и человеком. Многообразие связей в экосистемах. Биотические отношения в природе. Поведение человека и окружающая среда.
Практические работы: постановка эксперимента по выяснению влияния температуры на развитие живого организма. Посадка растений для укрепления почвы оврага. Сбор проб на определение чистоты воздуха. Весенние работы на УОУ школы.
Экскурсии: в весенний лес, к оврагу, по УОУ школы, в сквер, по улицам села Сосновка.
5. Организационно-массовые мероприятия
Праздник «Осенняя карусель».
Выезд на новогоднее театрализованное представление в г. Новосибирск.
День защитника Отечества.
Мамин день.
Результативность
1. Участие в выставках и конкурсах:
- детских рисунков;
- поделок из природного материала;
- кормушек для зимующих птиц.
2. Участие в научно-практических конференциях НРСЮН «Агрошкола».
Литература для детей
1. Бобров Р.В. Экзамен на лесничего. М.: Просвещение, 1990.
2. Горышена Т.К. Растение в городе. М.: Издательство ЛГУ, 1991.
3. Дежкин В.В. Беседы об экологии. М.: Молодая гвардия, 1975.
4. Красная книга РСФСР: животные. М.: Россельхозиздат, 1985.
5. Красная книга РСФСР: растения. М.: Росагропрромиздат, 1987.
6. Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Злобин Ю.А. Плодородие вашего участка. М.: Знание, 1993.
7. Петров В.В. Жизнь леса и человека. М.: Наука, 1985.
8. Реймерс Н. Ф. Природопользование: Словарь-справочник. М.: Мысль,1990.
9. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей среды: Словарь-справочник. М.: Просвещение, 1992.
10. Скорляков М.С. Зелёная родословная. М.: Агропромиздат, 1989.
11. Экология. Познавательная энциклопедия. М.,1993.
12. Демина Т.А. Экология, природопользование, охрана окружающей среды. М.: Аспект Пресс, 1995.
13. Журналы «Биология в школе». М.: Школа-Пресс. 1993-2004.
14. Алексеев В. А. 300 вопросов и ответов о животных. – Ярославль: Академия развития, 1997 .
15. Беме Л. Б ., Кузнецов А.А. Птицы открытых и околоводных пространств СССР. – М.: Просвещение,1983.
16. Беме Л. Б. Жизнь птиц у нас дома. – М.: Лесная пром-ть, 1987.
17. Горышина Т. К. Экология растений. – М.: Высшая школа,1978.
18. Винник И. Птицы в вашем доме. – Новосибирск, 1982.
19. Гринев В. Волнистые попугайчики. М., 1989.
20. Гусев В. П. Живой уголок. – М.: Лесная пром-ть,1985.
21. Дмитриев Ю. Д. Соседи по планете. – М.: Дет. литер.,1984.
22. Дмитриев Ю. Д., Пожарицкая Н. М. Твоя Красная книга. – М.: Мол. гвардия, 1983.
23. Кузьмин Н. Ф., Рыбанин А.И. Певчие и декоративные птицы. – М.: Лесная пром-ть, 1984.
24. Лесняк А.П. и др. Зоопарк дома - Алма-Ата: Кайнар, 1970.
25. Онегов А.С. Наши пернатые друзья и соседи. – М., 1980.
26. Остапенко В.А . Канарейки.- М.: Эра, 1991.
27. Чепик Ф. А. Определитель деревьев и кустарников. – М.: Агропромиздат, 1985.
28. Сосновский И. Б. О редких животных мира. – М.: Просвещение, 1987.
Литература для педагога
1. Педагогика: Учеб. пособие/ Под ред. П. И. Педкасистого. –– М.: Рос. полит. агентство, 1996.
2. Основы экологического мышления. Конспекты лекций/ Под ред. Н. М. Бойковой. –– Новосибирск, 1998.
3. Играя, обучаемся. Вып. 1,2. Сер. Экологическая библиотека ИСАР–Сибирь. –– Новосибирск, 1999.
4. Марковская Л.М. Уголок природы в детском саду. – М.: Просвещение, 1989.
5. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – Минск: Асар, 1996.
6. Михайлова М.А. Детские праздники. Игры, фокусы, забавы. – Ярославль: Академия развития, 1997.
7. Райков Б. Е., Римский-Корсаков М. Н. Зоологические экскурсии. – М.: Топикал, 1994.
8. Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. – Ярославль: Академия развития,1997.
9. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей у детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.
10. Шипунова Т.Я. Экологическое воспитание учащихся среднего и старшего звена школы. Часть 3. – Новосибирск: РПО СО РАСХН, 1994.
11. Шипунова Т. Я. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. Часть 1. - Новосибирск : РПО СО РАСХН, 1994.
12. Хохотунцев Ю А. Человек. Технологии, окружающая среда. – М.: Устойчивый мир, 2001.
13. Жданов Н.В. Качество пыльцы как показатель загрязнения среды. Экология родного края/ Под ред. Т. Я. Ашихминой. –– Киров: Вятка,1996.
14. Зайков Г. В. Кислотные дожди и окужающая среда. –– М.: Химия,1991.
15. Калинова Г. С., Мягкова, А.Н., Резникова В. З. Контроль знаний и умений учащихся с учетом требований к их биологической подготовке// 1996. №6. С 27. Биология в школе.
16. Марина А. В. Комплексная экскурсия «Муравейник как модель экологических связей»//Биология в школе. 1997.№3.
17. Ткачева О. И. Биологические задачи экологического содержания //Биология в школе 1996. № 5.
18. Щукина Г. И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. –– М.: Педагогика. 1988.
Болото –– избыточно увлажненный участок поверхности земли, с накоплением в верхних слоях мертвых неразложившихся растительных остатков.
Биоиндикация –– оценка состояния окружающей среды по реакции живых организмов.
Всхожесть семян –– способность семян прорастать.
Гербарий –– коллекция высушенных растений для изучения.
Заказник –– участок, на котором постоянно или временно запрещены отдельные формы хозяйственной деятельности для обеспечения жизни определенных видов живых существ.
Заповедник –– территория, особо охраняемая, исключенная полностью из любой хозяйственной деятельности в целях сохранения в нетронутом виде природы.
Кислотный дождь –– вызванный выбросами в атмосферу различных загрязняющих веществ дождь или снег с определенной концентрацией неорганических веществ.
«Красная книга» –– список и описание редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений, грибов.
Ксерофит –– растение засушливых местообитаний (например, ковыль, полынь, астрагал и т. д.).
Кустарник –– одна из жизненных форм (фанерофит) растений: многолетние деревянистые растения, ветвящиеся у самой поверхности почвы и не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, высотой до 6 м.
Кустарничек –– одна из жизненных форм (хамефиты) растений многолетних одревесневающих, высотой до 60 см.
Лес –– природный комплекс, в составе которого преобладают деревья одного или многих видов.
Мониторинг –– постоянное отслеживание состояния окружающей среды путем наблюдения, сбора и анализа образцов.
Озон ––невидимый, бесцветный газ, одно из соединений кислорода. Находясь в верхних слоях атмосферы, он защищает Землю от вредного воздействия ультрафиолетового излучения Солнца. Но в то же время озон создает сильное загрязнение, когда собирается в нижних слоях атмосферы.
Окружающая среда –– климат, почва и живые существа, с которыми взаимодействует организм и которые необходимы для его выживания.
Пищевая сеть –– разнообразие пищевых взаимоотношений между организмами.
Подлесок –– небольшие деревья и кустарники в лесу ниже обычных деревьев.
Природоохранные зоны –– территории, охраняемые законом.
Саванна –– тропическая степная местность с редкими деревьями. Для нее характерны длительные периоды засухи, чередующиеся с короткими сезонами дождей.
Смог –– удушливый туман, смешанный с выхлопными газами и дымом.
Суккулент –– растение с сочными мясистыми листьями (агава, алоэ) или стеблями (кактус).
Тропики –– территории к северу и югу от экватора.
Токсин –– яд.
Фауна –– (греч. Фауна –– мифическая жена Фавна –– бога лесов, полей, покровителя стад) –– виды животных, обитающие, обитающие на данной территории.
Флора –– (в римской мифологии Флора –– богиня цветов и весны) –– виды растений, обитающие на данной территории.
Хищник –– животное или растение, ловящее и поедающее других животных, служащих объектом питания.
Цепь пищевая, цепь питания –– последовательность групп организмов, каждая из которых служит пищей для последующих.
Черенкование –– отделение от растений части его стебля, корня или листа (части листа), приживление этого фрагмента.
Эдификаторы –– виды и наибольшей биомассой (доминанты) и сильным средообразующим эффектом (ель, дуб, береза, сфагнум). Эдификаторы в большей мере, чем другие виды, влияют на формирование видового состава сообществ.
Экология –– наука о взаимоотношениях между живыми существами и окружающей их средой.
Экосистема –– совокупность живых и неживых организмов на определенной территории.
Эфемер –– растение с коротким, как правило, весенним жизненным циклом (крупка, фиалка полевая и др.).
Фенология –– (являть) –– наука, изучающая сезонные явления в природе.
Флорогенез –– формирование флоры определенного класса местообитаний в конкретном месте (водоем, сырые места, сухой склон и т. д.).
Ярусность –– расчленение растительного сообщества на горизонты, слои.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.