Коваль Нина Николаевна
педагог-психолог ГАПОУ ТК № 24
Контактные данные
- Рабочий телефон:89777795393
- Мобильный телефон:89777795393
- Адрес электронной почты: 777angel_2000@mail.ru
«Экспериментально-диагностическое исследование при обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью по адаптированным программа профессионального обучения при совместно- распределенной деятельности»
Наименование номинации: Программно-методическое обеспечение, дидактические материалы практики инклюзивного профессионального образования.
Введение
Для того, чтобы понимать, как построить совместно-распределённую деятельность необходимо знать, кто в нее будет вовлечен и с какой целью. В нашем случае, при работе с данной категорией обучающихся мы включаем в нее психолога-мастера производственного обучения-родителей. Целью в данном случае будет –формирование адаптивной способности как качественной интегрированной характеристики личности, определяющий степень овладения совокупностью профессиональных и социально-значимых качеств, приобретённых в процессе профессионального обучения.
1.Экспериментальные методы.
В отличие от не экспериментальных и диагностических методов экспериментально-диагностическое исследование предполагает возможность активного вмешательства исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, отчетливо выявляющих психологический факт.
Специфика экспериментальных методов состоит, таким образом, в том, что они предполагают:
а) организацию специальных условий деятельности, влияющих на исследуемые психологические особенности испытуемых;
б) изменение этих условий в ходе исследования.
Экспериментальные методы предполагают использование неэкспериментальных и диагностических методов (например, наблюдение в эксперименте; тест в наблюдении; опросник в форме анкеты или тестового задания), и непосредственно включают их в себя в качестве своих естественных моментов.
В психологии существуют три типа собственно экспериментального метода:
• естественный (полевой) эксперимент;
• моделирующий эксперимент;
• лабораторный эксперимент.
Лабораторный и естественный эксперимент отличается по степени осознания испытуемого своей роли в эксперименте. В естественном эксперименте у испытуемого осознания этого факта нет, в лабораторном есть, что отражается на получаемых результатах.
1. Естественный (полевой) эксперимент, как говорит само название этого метода, наиболее приближен к неэкспериментальным исследовательским методам т.к. условия, используемые при проведении естественного эксперимента, организует не экспериментатор, а сама жизнь (в учебном заведении, например, они органично включены в учебно-воспитательный процесс). Экспериментатор в данном случае пользуется лишь сочетанием различных (контрастных, как правило) условий деятельности испытуемых и фиксирует при помощи неэкспериментальных или диагностических методик исследуемые психологические особенности испытуемых. Достоинства естественного (полевого) эксперимента являются следствием его органической включенности в условия жизни и деятельности испытуемых. К недостаткам этого метода относятся сложность подбора контрастных естественных условий и, в частности, все недостатки тех неэкспериментальных и диагностических методик, которые применяются в составе естественного эксперимента и служат для отбора экспериментальных данных.
2. Моделирующий эксперимент.
При проведении моделирующего эксперимента испытуемый действует по инструкции экспериментатора и знает, что участвует в эксперименте в качестве испытуемого. Характерной особенностью эксперимента данного типа является то, что поведение
испытуемых в экспериментальной ситуации моделирует(воспроизводит) на разных уровнях абстракции вполне типичные для жизненных ситуаций действия или деятельности: запоминание различных сведений, выбор или постановку целей, выполнение различных интеллектуальных и практических действий и т.д. Моделирующий эксперимент позволяет решать самые разнообразные исследовательские задачи.
3. Лабораторный эксперимент — особый тип экспериментального метода — предполагает проведение исследований в психологической лаборатории, оснащённой специальными приборами и приспособлениями. Поэтому его сложно использовать в учебных условиях колледжа.
2.Теперь перейдем непосредственно к практической части.
Для проведения исследований применялись две основные методики:
Методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (СПА)
Обоснование для выбора методики
Понятие «социально-психологическая адаптация» подразумевает приспособленность человека к гармоничной жизнедеятельности в обществе, которая объединяет необходимость соответствовать требованиям социума и собственные потребности, мотивы, интересы. Социально-психологическая адаптация характеризуется осознанием необходимости для личности постепенных изменений отношений с социальной средой через овладение новыми способами поведения, а также становлением новых приспособительных механизмов, ориентированных на гармонизацию отношения личности со средой.
Уровень социально-психологической адаптации тесно ввязан с психологическими характеристиками личности и особенностями ее поведения. Шкала социально психологической адаптированности (шкала СПА) разработана К. Роджерсом и Р. Даймондом и адаптирована Т.В. Снегиревой. Модель отношений человека с социальным окружением и с самим собой, заложенная в основу этого инструмента, исходит из концепции личности как субъекта собственного развития, способного отвечать за свое поведение.
Адаптированность – согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личную активность, гибкость, социальную компетентность. Критерии адаптированности отчасти совпадают с критериями личностной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства и умение уважать других, открытость реальной практике деятельности и отношений, понимание своих проблем и стремление овладеть, справиться с ними. Напротив, критерии дезадаптации предполагают: неприятие себя и других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решение проблем, негибкость. Шкала ориентирована на возраст от 14 лет и старше.
Описание методики, назначение:
методика предназначена для диагностики комплекса психологических проявлений, сопровождающих процесс социально-психологической адаптации и ее интегральные показатели, такие как адаптация, интернальность, принятие других, самопринятие, эмоциональная комфортность и стремление к доминированию. Методика применима для средних и старших школьников, для учащихся системы начального профессионального обучения. Основная сфера применения – психологическое консультирование, разработка личностно-коррекционных программ, основной концептуальной идеей которых является изменение негативного отношения к другим людям, в целях реализации потенциала позитивных социально-психологических качеств.
2.Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А.Реан и
В.А.Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой)
Шкалы: учебные мотивы – коммуникативные, избегания неудачи, престижа,
профессиональные, творческой самореализации, учебно-познавательные,
социальные мотивы.
Назначение теста: диагностика учебной мотивации студентов.
Описание теста:
Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов и школьников. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.
3.Диагностика проводится 2 раза в год, это октябрь и январь, далее результаты сравниваются и анализируются. При первичной диагностике определяются проблемные зоны обучающихся, которые могут помешать студентам для более прочного усвоения учебного и практического материала, а также развитию социально-значимым качествам.
Диагностика проводится на компьютерах в режиме он-лайн и дает возможность сразу же получить обработанные результаты, что значительно экономит время, и бумажные носители.
На основании этих данных составляются рекомендации
По коррекционной работе для психолога
По воспитательной работе, для классного руководителя и родителей
По профессиональной деятельности, для мастера производственного обучения
При повторной диагностике мы сравниваем результаты и анализируем, с целью продолжения работы с обучающимися и составляем новые рекомендации.
Этапы работы с личностными позициями.
Практическая деятельность.
Индивидуальные консультации
Групповые занятия с элементами тренинга
Развивающие занятия
Рекомендации
Индивидуальное собеседование
Рекомендательный блок по группе
Совместная подготовка классных часов и родительских собраний
Индивидуальные беседы
Подбор оптимальных методов, форм, приемов в работе с учащимися
Примерные типы уроков, их структура | Методы обучения |
|
|
|
|
|
|
Экспериментально-диагностическое исследование позволяет составить примерную классификацию и структуру типов уроков производственного обучения и методов обучения с учетом особенностей обучающихся для мастеров производственного обучения.
Экспериментально-диагностическое исследование помогает преподавателю и родителям осуществлению индивидуального и дифференцированного подхода в процессе выполнения учебных заданий и состоит в следующем:
Соотносить объем и сложность учебного материала с возможностями ученика, в т.ч. с темпом его деятельности;
учитывать индивидуальные особенности вхождения ребёнка в деятельность (период врабатывания);
изменять тактику руководства деятельностью ребёнка в связи с динамическими изменениями (при утомлении, пресыщении);
не предъявлять для выполнения ребёнку сразу более одного задания; если ученику предстоит выполнить сложное задание, следует предлагать его в виде последовательных частей и периодически контролировать ход работы над каждой частью, внося необходимые коррективы (постепенно передавая функции контроля самому себе);
использовать групповые методы работы на уроке, при которых каждый ученик делает определённую посильную для него часть задания, выполнение которой ведёт к достижению общего результата;
создавать ситуации успеха, в которых ученик имел бы возможность проявить свои сильные стороны;
поддерживать и поощрять любые проявления инициативы и самостоятельности
избегать предъявления завышенных и заниженных требований к ученику;
применять знаковую систему оценивания, вознаграждать хорошее поведение и успехи в учебе, поощрять обучающегося, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
совместно с психологом помогать ребенку адаптироваться в условиях колледжа и в группе
обучать необходимым социальным нормам и навыкам общения, формировать общеучебные навыки.
Также проводится работа и по углубленной профориентации, по получаемой профессии, итогом которой становиться проект по выбранной профессии с защитой презентации.
Такой инновационный подход был оценен ГБОУ ГМЦ г. Москвы, где наши обучающиеся заняли призовые места на конкурсе профориентационных проектов «В будущее с уверенностью».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.