Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8
г. Петровска Саратовской области»
Итоговый проект
Экспонаты
«Музея проживания рассказа Б.Екимова
„Ночь исцеления”»
Автор: Дрыгайло Елена– учащаяся 8 а класса
МБОУ «СОШ№8 г. Петровска» Научный руководитель: Хребтищева Елена Юрьевна учитель русского языка и литературы
МБОУ«СОШ №8 г. Петровска
Саратовской области»
Адрес: 412545 г. Петровск, Саратовской области, ул. Спартака, д.3
тел.29-3-55
№ |
Блоки |
|
Описание работы |
|||
1 |
|
Название (тема) |
|
Проект «Музей проживания книги» |
|
|
|
работы. Тип работы |
Книжные экспонаты, отражающие впечатления от прочитанного |
||||
2 |
|
Автор работы (ФИО., |
|
|
Дрыгайло Елена, ученица 8а класса МБОУ «СОШ №8 г. |
|
|
класс). Образовательное учреждение. |
Петровска Саратовской области» |
||||
3 |
|
Руководитель работы |
|
ХребтищеваЕ.Ю., учитель русского языка и литературы, |
|
|
|
(Ф.И.О.) |
|
||||
4 |
Основная идея работы (что? зачем? для чего?) |
|
Проект о деталях, отражающих впечатления от прочитанного. Цель: создать экспонаты для «Музея книг», для использования на уроках литературы, часа чтения и на внеклассных мероприятиях. |
|||
5 |
|
Цель проекта |
|
|
создать книжные экспонаты, отражающие впечатления от |
|
|
|
прочитанного (проведение исследования книги по нравственным проблемам по следующим направлениям: Дружба, неуверенность в себе, взаимовыручка, внутренний мир человека, доброта, драгоценные книги, жизненные ценности, материнская любовь, настоящее искусство, сила духа, счастье, выбор…) |
||||
6 |
|
Задачи проекта |
|
|
• Формирование учебных умений по сбору и обработке |
|
|
|
информации в предметных областях: истории, краеведения, литературы, географии, обществознания; • Развитие навыков учебной самостоятельности; • Воспитание и духовно-нравственной культуры; • Формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой деятельности |
||||
7 |
|
Описание работы. |
|
|
1. Внимательное прочтение текста. |
|
|
Этапы разработки и реализации |
2. Нахождение главных деталей текста, которые могут быть экспонатом. 3. моделирование экспоната. 5. Создание этикеток к своему экспонату (название экспоната, краткая информация о нѐм, цитата из текста, характеризующая экспонат). 6. Сбор информации для выступления.[Приложение 1] |
||||
8 |
|
Ресурсы |
|
книги, которые должен прочитать каждый |
|
|
9 |
Распределение ролей и позиций |
|
Каждый школьник, принимающий участие в проекте собирает материал о конкретной книге и оформляет его в виде этикеток. Обучающиеся по желанию на собранном материале могут определить и провести исследование по теме проекта. Роль консультантов и руководителей: направить деятельность обучающихся, помочь в обобщении и систематизации собранных материалов. |
|||
10 |
|
Предполагаемые |
|
|
Сохранить экспонаты для будущих поколений. |
|
|
результаты |
Выступления на конференциях. Проведение экскурсий (виртуальных и реальных) Создание электронных приложений |
Содержание:
Введение |
1 |
Глава I. Б.Екимов «Ночь исцеления». Моѐ восприятие книги |
2 |
Глава II. Музейные экспонаты книги Б.Екимова «Ночь исцеления» |
3 |
Заключение |
7 |
Литература |
9 |
Приложение 1 |
10 |
Приложение 2 |
11 |
«Книга учит нас жизни!» - эту фразу мы слышали миллион раз от учителей , от родителей. Учит тому, что такое хорошо и тому, что такое плохо. «Учить добру» можно по-разному. Можно прочитать нотацию о том, что плохо поступать плохо, а поступать, наоборот, нужно хорошо. А можно просто рассказать историю. Таких историй много: книга Элинор Портер «Полианна», «Тѐма и Жучка» Николая Гарина-Михайловского, «Цветок хлеба» Ю. Яковлева. Но особое впечатление на меня произвѐл рассказ Б Екимова «Ночь исцеления». Мне стало интересно узнать:
- какие проблемы автор старается решить в ходе повествования;
- как автор описывает внутренний мир своих героев, объясняет психологию их поступков;
- в чем актуальность данного произведения для современного читателя.
Объектом моего исследования стала книга Б.Екимова «Ночь исцеления»[1].
Предмет проекта – Книжные экспонаты, отражающие впечатления от прочитанного.
Цель нашего проекта – создать этикетки к книжным экспонатам, отражающим впечатления от прочитанного
Из поставленной цели можно определить следующие задачи:
1,Найти главные детали текста, которые могут быть экспонатом «Музея проживания книги».
2. смоделировать экспонат.
3. Создать этикетки к своему экспонату (название экспоната, краткая информация о нѐм, цитата из текста, характеризующая экспонат).
4. Собрать информацию для выступления. [Приложение 1]
Гипотеза моего исследования заключается в том, что даже самая маленькая, казалось бы незначительная деталь может точнее и глубже понять замысел автора.
Актуальность работы заключается в том, что каждый экспонат «Музея проживания книги» индивидуален, его может сделать каждый желающий. А посещение такого музея может привлечь внимание к прочтению книги, к пониманию еѐ содержания.[Приложение
2]
Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе Игарка
Красноярского края в семье служащих. Как прозаик дебютировал в 1965 году.Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.[1]
В рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеления» нет описаний сражений, сцен массовых подвигов, которые совершали люди в годы Великой Отечественной войны. Скорее, это произведение о жестоких последствиях войны.
Действие происходит в 70-80 годы XX века. Столько лет прошло, как отгремели последние военные залпы, мир ликовал: победа. Но тяжелое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, главную героиню рассказа «Ночь исцеления», оно крепко засело в ее памяти, в душе. Женщина, будучи матерью нескольких детей, потеряла карточки на хлеб, что означало голодную смерть. И через много лет, после того, как закончилась война, еѐ не оставляют пережитые страдания. Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон. Сон о том, как она потеряла хлебные карточки. «Карточки...
Где карточки? В синем платочке... Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шурик!
Таечка!»[1]— вот уже много лет кричит она во сне.
Сны бабы Дуни возвращают читателя к событиям войны. Голод, болезни, потеря близких долгие годы не оставляют в покое стариков, заставляют не забывать те страшные годы. Эти сны дают нам возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физическую боль, но также могут явиться причиной психологических страданий человека. В такое время обязательно рядом должен быть человек - опора, поддержка в трудную минуту. Теперь настал черед детей заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Но поражает, что взрослые дети бабы Дуни, которых она спасла от голодной смерти, сейчас отдалились от нее, они «свили гнезда в городе», «наезжали редко — хорошо, коль раз в год», «к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету». Баба Дуня одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно, ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней. Ей так не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла в трудные военные и послевоенные годы. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи, оберегая детей. Даже на сборы желудей ходила одна.
Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли.. А баба Дуня не забыла, проживая каждую ночь потерю карточек. Но дети не могут понять еѐ кошмаров, они знают лишь одно средство: прикрикнуть, топнуть ногой. «Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня - и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало».Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Ведь боль женщины не физическая, а душевная. А душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Но дети нашли другой способ излечить мать: окрик «Молчать!», не понимая, что своим криком-приказом они лишь усиливали ее
страх, горечь, душевную боль. Единственный свет в окошке — внук Гриша. Именно он и находит единственный способ исцеления.
Глава 2
Читая рассказ, мы обратили внимание на несколько важных , на наш взгляд, деталей.
Во-первых, это лекарства. Бабушка кричит во сне: ей снится война, ей снится тот кошмар, который она пережила. «Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся.
Но через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. А мама посоветовала: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: „Молчать!” Она перестает». Но такой способ не понравился Грише.
Во, вторых, это карточки. Бабе Дуне они снились почти каждую ночь. Вернее, то, что она их потеряла:
– Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя…
Хлебные карточки, на них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец Гриши. Потеря карточек – это голодная смерть.
Как смог догадаться мальчик, что не кричать надо, а проявить доброту и милосердие. Он стал убеждать, мягко, ласково:
– Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…
Как ценные слова, сказанные во сне: «… Спаси Христос, добрый человек…» Третий экспонат – жѐлуди. Они тоже снятся бабе Дуне, она плачет наяву, когда ей снятся эти страшные сны. Ей снится, что ходила она за желудями за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают. А нужды они, чтобы кормиться: их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели. Трудно в это поверить, неслучайно, бабушка, поясняет, что сон – это то, что в войну было явью : «Не приведи, Господи. Не приведи…»
И четвѐртый экспонат, на наш взгляд, очень важный для понимания доброты мальчика, его ответственности – чай. Мальчик всѐ время думал, как сделать так, чтобы бабушка не страдала, не плакала…Как помочь ей? Как мать советовала? Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша придумал своѐ лекарство, но для этого важно было не заснуть. За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Он сумел найти нужные слова, он сумел обогреть, успокоить, он проявил доброту.
Создание музея проживания одного произведения – это, прежде всего, кропотливая работа с текстом с применением стратегий понимания текста (предтекстовых, текстовых, послетекстовых). Это работа с информацией, полученной при прочтении текста, это возможность увидеть подтекст. Маленькая деталь может дополнить наше представление о книге. [3]
В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Кого-то еще? Возможно, его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война. Часто повторяющееся слово «сердце» символизирует душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел. Милосердие, доброта Гриши сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.
Нам, людям XXI века, следует поучиться у этого мальчика душевной чуткости и доброте.
В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Б.П. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее.
Этот рассказ помог нам осознать, что главное в отношениях с близкими людьми — это доброта, ласка, чуткость и понимание. Надо только учиться слушать их, понимать и сострадать, как понимал и сердечно переживал герой Бориса Екимова Гриша.
[1] - Борис Екимов, Живая душа. – М.: Современник. 1987.
[2] Борис Екимов, Ночь исцеления: Рассказы, повести – М.: Современник. 1986.
[3]Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37. По материалам конференции «Знаменские чтения», СурГПУ, г. Сургут, 2008 г.
Приложение№1
1. Подготовь устное выступление.
2. Составь план своего выступления.
3. Составь рассказ об экспонате (экспозиции).
4. Подумай, какие вопросы могут задать вашей группе посетители музея.
Устное выступление
1. К устному выступлению необходимо готовиться тщательно. А это значит, что обязательно продумать содержание речи.
2. Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в сущности вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чѐм убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.
3. Необходимо поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.
4. Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, подумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своѐм выступлении
(сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.)
5. Вся речь, особенно еѐ начало, должна быть построена так,чтобы сразу заинтересовать слушателя, а потом всѐ время держать в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.
6. Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать логикой, эмоциями и логическими ударениями.
7. Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий план.Постарайтесь по этому плану предварительно продуматьвсѐ своѐ выступление.
Приложение №2
Экспонат №1 (этикетка к экспонату)
Название предмета |
пузырѐк валерьянки |
Атрибуционные данные: |
лекарство куплено в аптеке в феврале 2018 года |
Дополнительные сведения |
Перед вами экспонат «Музея проживания книги Б.Екимова «Ночь исцеления - лекарства. Их дают бабушке, чтобы успокоить еѐ, чтобы сделать так, чтобы она спокойно спала, ведь бабушка кричит во сне: ей снится война, ей снится тот кошмар, который она пережила. «Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, когото убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Разбудят, успокоят, а через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. Наверное, помимо успокоительных лекарств, есть ещѐ одно – доброта и теплота людей, которые тебя окружают. И таким лекарством стала доброта внука. Именно он сумел помочь бабушке, нашел способ излечения…
|
Экспонат №2 (этикетка к экспонату)
[1] Борис Екимов, Ночь исцеления: Рассказы, повести – М.: Современник. 1986.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.