Экспонаты «Музея проживания рассказа Б.Екимова „Ночь исцеления”»
Оценка 4.7

Экспонаты «Музея проживания рассказа Б.Екимова „Ночь исцеления”»

Оценка 4.7
Исследовательские работы
pdf
воспитательная работа +1
8 кл
18.02.2018
Экспонаты  «Музея проживания рассказа Б.Екимова  „Ночь исцеления”»
Проект о деталях, отражающих впечатления от прочитанного. Цель: создать экспонаты для «Музея книг», для использования на уроках литературы, часа чтения и на внеклассных мероприятиях.Каждый школьник, принимающий участие в проекте собирает материал о конкретной книге и оформляет его в виде этикеток. Обучающиеся по желанию на собранном материале могут определить и провести исследование по теме проекта. Роль консультантов и руководителей: направить деятельность обучающихся, помочь в обобщении и систематизации собранных материалов.
Дрыгайло проект.pdf

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8

г. Петровска Саратовской области»

 

 

 

Итоговый проект

 

 

Экспонаты 

«Музея проживания рассказа Б.Екимова

 „Ночь исцеления”»

 

 

Автор: Дрыгайло Елена–  учащаяся 8 а  класса 

МБОУ «СОШ№8 г. Петровска» Научный   руководитель: Хребтищева  Елена Юрьевна учитель русского языка и литературы

МБОУ«СОШ №8 г. Петровска 

Саратовской области» 

 

Адрес: 412545 г. Петровск, Саратовской области, ул. Спартака, д.3

тел.29-3-55

 

 

 

 

Петровск, 2018

 

Блоки

 

Описание работы

1

 

Название (тема)

 

Проект «Музей проживания книги»

 

 

работы. Тип работы

Книжные экспонаты, отражающие впечатления от прочитанного

2

 

Автор работы (ФИО.,

 

 

Дрыгайло Елена, ученица 8а класса МБОУ «СОШ №8 г.

 

 

класс).

Образовательное учреждение.

Петровска Саратовской области»

3

 

Руководитель работы

 

ХребтищеваЕ.Ю., учитель русского языка и литературы,

 

 

(Ф.И.О.)

 

4

Основная идея работы

(что? зачем? для чего?)

 

Проект о деталях, отражающих впечатления от прочитанного. Цель: создать экспонаты для «Музея книг», для использования на уроках литературы, часа чтения и  на  внеклассных мероприятиях.

5

 

Цель проекта

 

 

создать книжные экспонаты, отражающие впечатления от

 

 

 

прочитанного (проведение исследования книги по нравственным проблемам по следующим направлениям: Дружба, неуверенность в себе, взаимовыручка, внутренний мир человека, доброта, драгоценные книги, жизненные ценности, материнская любовь, настоящее искусство, сила духа, счастье, выбор…)

6

 

Задачи проекта

 

 

• Формирование учебных умений по сбору и обработке

 

 

 

информации в предметных областях: истории,

краеведения, литературы, географии, обществознания;

          Развитие навыков учебной самостоятельности;

          Воспитание и духовно-нравственной культуры;

          Формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой деятельности

7

 

Описание работы.

 

 

1.  Внимательное прочтение текста.

 

 

Этапы разработки и реализации

2.  Нахождение главных деталей текста, которые могут быть экспонатом.

3.  моделирование экспоната.

5.  Создание этикеток к своему экспонату (название экспоната, краткая информация о нѐм, цитата из текста, характеризующая экспонат).

6.  Сбор информации для выступления.[Приложение 1]

8

 

Ресурсы

 

книги, которые должен прочитать каждый

 

9

Распределение ролей и позиций

 

Каждый школьник, принимающий участие в проекте собирает материал о конкретной книге и оформляет его в виде этикеток.

Обучающиеся по желанию на собранном материале могут определить и провести исследование по теме проекта.

Роль консультантов и руководителей: направить деятельность обучающихся, помочь в обобщении и систематизации собранных материалов.

10

 

Предполагаемые

 

 

Сохранить экспонаты для будущих поколений.

 

 

результаты

Выступления на конференциях.

Проведение экскурсий (виртуальных и реальных) Создание электронных приложений

Содержание:

 

Введение        

1

Глава I.   Б.Екимов «Ночь исцеления». Моѐ восприятие книги

2

Глава II.  Музейные экспонаты книги Б.Екимова «Ночь исцеления»

3

Заключение

7

Литература 

9

Приложение 1

10

Приложение 2

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

«Книга учит нас жизни!» - эту фразу мы слышали миллион раз от учителей , от  родителей. Учит тому, что такое хорошо и тому, что такое плохо. «Учить добру» можно по-разному. Можно прочитать нотацию о том, что плохо поступать плохо, а поступать, наоборот, нужно хорошо. А можно просто рассказать историю. Таких историй много: книга Элинор Портер «Полианна», «Тѐма и Жучка» Николая Гарина-Михайловского,  «Цветок хлеба» Ю. Яковлева. Но  особое впечатление на меня произвѐл рассказ Б Екимова «Ночь исцеления».  Мне стало интересно узнать:

-       какие проблемы автор старается решить в ходе повествования;

-       как автор описывает внутренний мир своих героев, объясняет психологию их поступков; 

-       в чем актуальность данного произведения для современного читателя.

 

Объектом моего исследования стала книга Б.Екимова  «Ночь исцеления»[1].

Предмет проекта – Книжные экспонаты, отражающие впечатления от прочитанного.

Цель нашего проекта – создать этикетки к книжным экспонатам, отражающим впечатления от прочитанного 

Из поставленной цели можно определить следующие задачи:

1,Найти главные детали текста, которые могут быть экспонатом «Музея проживания книги».

2.    смоделировать экспонат.

3.    Создать этикетки к своему экспонату (название экспоната, краткая информация о нѐм, цитата из текста, характеризующая экспонат).

4.    Собрать  информацию для выступления. [Приложение 1]

 

Гипотеза моего исследования заключается в том, что даже самая маленькая, казалось бы незначительная деталь может точнее и глубже понять замысел автора.

 

Актуальность работы заключается в том, что каждый экспонат «Музея проживания книги» индивидуален, его может сделать каждый желающий. А посещение такого музея может привлечь внимание к прочтению книги, к пониманию еѐ содержания.[Приложение

2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 Б.Екимов «Ночь исцеления». Моѐ восприятие книги

Борис Петрович Екимов родился 19 ноября 1938 года в городе  Игарка 

Красноярского края в семье служащих. Как прозаик дебютировал в 1965 году.Б.П. Екимов считает, что литература занимается созиданием души, поэтому он и стал писателем. По его мнению, взросление человека начинается с бескорыстной готовности разделить боль, утешить страдающего.[1]

В рассказе Б.П. Екимова «Ночь исцеления» нет описаний сражений, сцен массовых подвигов, которые совершали люди в годы Великой Отечественной войны. Скорее, это произведение о жестоких последствиях войны.                                           

            Действие происходит в 70-80 годы XX века. Столько лет прошло, как отгремели последние военные залпы, мир ликовал: победа. Но тяжелое время, горе, пережитое во время войны, не отпускает бабу Дуню, главную героиню рассказа «Ночь исцеления»,  оно крепко засело в ее памяти, в душе. Женщина, будучи матерью нескольких детей, потеряла карточки на хлеб, что означало голодную смерть. И через много лет, после того, как закончилась война, еѐ не оставляют пережитые страдания. Ночи в слезах, словно наказание. Тревожный сон. Сон о том, как она потеряла хлебные карточки. «Карточки...

Где карточки? В синем платочке... Люди добрые! Не дайте помереть! Петяня! Шурик!

Таечка!»[1]—  вот уже много лет кричит она во сне.                                  

Сны бабы Дуни возвращают читателя к событиям войны. Голод, болезни, потеря близких долгие годы не оставляют в покое стариков, заставляют не забывать те страшные годы. Эти сны дают нам возможность понять и то, что последствия войны могут причинять не только физическую боль, но также могут явиться причиной психологических страданий человека. В такое время обязательно рядом должен быть человек - опора, поддержка в трудную минуту. Теперь настал черед детей заботиться о матери в знак благодарности за ее заботу о них. Но поражает, что взрослые дети бабы Дуни, которых она спасла от голодной смерти, сейчас отдалились от нее, они «свили гнезда в городе», «наезжали редко — хорошо, коль раз в год», «к ней, в родительский дом, приезжали лишь в отпуск, по лету». Баба Дуня одинока. И это одиночество тяжело давит на нее. Жизнь течет однообразно, ей нечем отвлечься от тяжелых воспоминаний, и они берут верх над ней. Ей так не хватает детей. Она их вырастила с такой любовью, всю душу вложила в них, боролась за них, спасла в трудные военные и послевоенные годы. Все тяжести и горести той жизни мать взвалила на свои плечи, оберегая детей. Даже на сборы желудей ходила одна. 

Про старые годы вспоминал отец. Но для него они прошли.. А баба Дуня не забыла, проживая каждую ночь потерю карточек. Но дети  не могут  понять еѐ кошмаров, они знают  лишь одно средство: прикрикнуть, топнуть ногой. «Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь… С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Приезжала баба Дуня - и взрослые, считай, ночь напролет не спали. Хорошего мало».Одного понимания «болезни» бабы Дуни оказалось недостаточно для того, чтобы помочь ей. «Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало». Следовательно, «болезнь» бабы Дуни нужно было лечить не лекарствами. Ведь боль женщины не физическая, а душевная. А душевную рану можно излечить только любовью, лаской, мягким, чутким отношением. Но дети нашли другой способ излечить мать: окрик «Молчать!», не понимая, что  своим криком-приказом они лишь усиливали ее

страх, горечь, душевную боль.       Единственный свет в окошке — внук Гриша. Именно он и находит единственный способ исцеления.                                                              

                                                             

Глава 2

Музейные экспонаты книги Б.Екимова «Ночь исцеления»

 

Читая рассказ, мы обратили внимание на несколько важных , на наш взгляд,  деталей. 

Во-первых, это лекарства. Бабушка кричит во сне: ей снится война, ей снится тот кошмар, который она пережила. «Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, кого-то убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Конечно, все просыпаются – и к бабе Дуне. А это сон у нее такой тревожный. Поговорят, поуспокаивают, валерьянки дадут и разойдутся.

Но  через час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. А мама посоветовала: «Она лишь начнет с вечера говорить, а ты крикни: „Молчать!” Она перестает». Но такой способ не понравился Грише.

Во, вторых, это карточки. Бабе Дуне они снились почти каждую ночь. Вернее, то, что она их потеряла:  

                    Карточки… Где карточки… В синем платочке… Люди добрые. Ребятишки… Петяня, Шурик, Таечка… Домой приду, они исть попросят… Хлебец дай, мамушка. А мамушка ихняя…

Хлебные карточки, на них давали хлеб. Давно, в войну и после. А Петяня, о котором горевала бабушка,– это отец Гриши. Потеря карточек – это голодная смерть.  

 Как смог догадаться мальчик, что не кричать надо, а проявить доброту и милосердие. Он стал убеждать, мягко, ласково:

                    Вот ваши карточки, бабаня… В синем платочке, да? ваши в синем платочке? Это ваши, вы обронили. А я поднял. Вот видите, возьмите,– настойчиво повторял он. – Все целые, берите…

Как ценные слова, сказанные во сне: «… Спаси Христос, добрый человек…» Третий  экспонат – жѐлуди. Они тоже снятся бабе Дуне, она плачет наяву, когда ей снятся эти страшные сны.  Ей снится, что ходила она  за желудями за Дон, на горы. Набрала в два мешка. А лесники на пароме отнимают. Вроде не положено. И мешки не отдают. А нужды они, чтобы кормиться:  их толкли, мучки чуток добавляли и чуреки пекли, ели. Трудно в это поверить, неслучайно, бабушка, поясняет, что сон – это то, что в войну было явью : «Не приведи, Господи. Не приведи…»

И четвѐртый экспонат, на наш взгляд, очень важный для понимания доброты мальчика, его ответственности – чай. Мальчик всѐ время думал, как сделать так, чтобы бабушка не страдала, не плакала…Как помочь ей? Как мать советовала? Приказать, крикнуть – и перестанет. Гриша придумал своѐ лекарство, но для этого важно было не заснуть. За ужином он пил крепкий чай, чтобы не сморило. Выпил чашку, другую, готовя себя к бессонной ночи. И пришла ночь. Потушили свет. Гриша не лег, а сел в постели, дожидаясь своего часа. Баба Дуня скоро заснула, похрапывая. Гриша ждал. И когда наконец из комнаты бабушки донеслось еще невнятное бормотание, он поднялся и пошел. Он сумел найти нужные слова, он сумел обогреть, успокоить, он проявил доброту. 

 

 

 

Заключение

 

Создание музея проживания одного произведения – это, прежде всего, кропотливая работа с текстом с применением стратегий понимания текста (предтекстовых, текстовых, послетекстовых). Это работа с информацией, полученной при прочтении текста, это возможность увидеть подтекст. Маленькая деталь может дополнить наше представление о книге. [3]

В финале рассказа все то, что не понимал Гриша про бабушку, происходит с ним самим: «Он не спал, но находился в странном забытьи, словно в годах далеких, иных, и в жизни чужой, и виделось ему там, в этой жизни, такое горькое, такая беда и печаль, что он не мог не плакать. Слезы катились и катились. Они шли от сердца, потому что сердце болело и ныло, жалея бабу Дуню и кого-то еще…» Кого-то еще? Возможно, его жалость распространяется и на других матерей, по чьим судьбам пронеслась война. Часто повторяющееся слово «сердце» символизирует душевную боль, страдание, сочувствие, сострадание, любовь к людям, милосердие. Произошло исцеление не только бабушки, но и внука. Он повзрослел.  Милосердие, доброта Гриши сделали то, чего не смогли врачи и взрослые.                                      

Нам, людям XXI века, следует поучиться у этого мальчика душевной чуткости и доброте.       

В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей, когда мы не хотим остановиться, подумать, Б.П. Екимов заставляет нас оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка, чтобы и мы исцелились, благодаря нашей доброте и участию. Человек, который научился помогать нуждающимся, становится лучше, чище, добрее, сердечнее.                   

Этот рассказ помог нам осознать, что главное в отношениях с близкими людьми  — это доброта, ласка, чуткость и понимание. Надо только учиться слушать их, понимать и сострадать, как понимал и сердечно переживал герой Бориса Екимова Гриша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

[1]  - Борис Екимов,  Живая душа. – М.:  Современник. 1987.

[2]  Борис Екимов,  Ночь исцеления: Рассказы, повести – М.: Современник. 1986.

[3]Музейная педагогика / Под ред. Н.М. Ланковой / Работа со школьниками в краеведческом музее. - М., 2001. - С.34-37. По материалам конференции «Знаменские чтения», СурГПУ, г. Сургут, 2008 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение№1

 

Памятка экскурсоводу

1.  Подготовь устное выступление.

2.  Составь план своего выступления.

3.  Составь рассказ об экспонате (экспозиции).

4.  Подумай, какие вопросы могут задать вашей группе посетители музея.

Устное выступление

1.                       К устному выступлению необходимо готовиться тщательно. А это значит, что обязательно продумать содержание речи.

2.                       Важно хорошо знать тему выступления, разбираться в сущности вопроса, понимать цели и задачи выступления: чего от слушателей надо добиться, в чѐм убедить их, к каким подвести выводам, на что настроить, против чего предостеречь.

3.                       Необходимо поработать над своей речью. Она должна звучать плавно и ровно, без скороговорок и постоянного жестикулирования.

4.                       Выделите наиболее важные слова и словосочетания, обороты речи, подумайте, какие выразительные средства языка можно использовать в своѐм выступлении

(сравнения, эпитеты, метафоры и т.д.)

5.                       Вся речь, особенно еѐ начало, должна быть построена так,чтобы сразу заинтересовать слушателя, а потом всѐ время держать в эмоциональном напряжении, сделать своим единомышленником.

6.                       Чтобы слушатели поверили, «пошли» за вашими мыслями, старайтесь воздействовать логикой, эмоциями и логическими ударениями.

7.                       Чтобы не потерять нить выступления, имейте перед собой краткий план.Постарайтесь по этому плану предварительно продуматьвсѐ своѐ выступление.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №2

Экспонат №1 (этикетка к экспонату)

Название предмета

пузырѐк валерьянки

Атрибуционные данные:

лекарство куплено в аптеке в феврале 2018 года 

Дополнительные сведения

Перед вами экспонат «Музея проживания книги

Б.Екимова  «Ночь исцеления  - лекарства. Их дают бабушке, чтобы успокоить еѐ, чтобы сделать так, чтобы она спокойно спала, ведь бабушка кричит во сне: ей снится война, ей снится тот кошмар, который она пережила. «Только улягутся и заснут, как забормочет баба Дуня, в голос заговорит, когото убеждает, просит так явственно в ночной тишине, а потом закричит: «Люди добрые! Спасите!!» Разбудят, успокоят, а через  час то же самое: «Простите Христа ради! Простите!!» И снова квартира дыбом. Конечно, все понимали, что виновата старость и несладкая жизнь, какую баба Дуня провела. С войной и голодом. Понимать понимали, но от этого было не легче. Водили ее к врачам. Те прописывали лекарства. Ничего не помогало. Наверное, помимо успокоительных лекарств, есть ещѐ одно – доброта и теплота людей, которые тебя окружают. И таким лекарством стала доброта внука. Именно он сумел помочь бабушке, нашел способ излечения…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экспонат №2 (этикетка к экспонату) 

 

 

 



[1] Борис Екимов,  Ночь исцеления: Рассказы, повести – М.: Современник. 1986.

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8 г

Блоки Описание работы 1

Блоки Описание работы 1

Распределение ролей и позиций

Распределение ролей и позиций

Введение «Книга учит нас жизни!» - эту фразу мы слышали миллион раз от учителей , от родителей

Введение «Книга учит нас жизни!» - эту фразу мы слышали миллион раз от учителей , от родителей

Глава 1 Б.Екимов «Ночь исцеления»

Глава 1 Б.Екимов «Ночь исцеления»

Но поражает, что взрослые дети бабы

Но поражает, что взрослые дети бабы

Как смог догадаться мальчик, что не кричать надо, а проявить доброту и милосердие

Как смог догадаться мальчик, что не кричать надо, а проявить доброту и милосердие

Нам, людям XXI века, следует поучиться у этого мальчика душевной чуткости и доброте

Нам, людям XXI века, следует поучиться у этого мальчика душевной чуткости и доброте

Приложение№1 Памятка экскурсоводу 1

Приложение№1 Памятка экскурсоводу 1

Приложение №2 Экспонат №1 (этикетка к экспонату)

Приложение №2 Экспонат №1 (этикетка к экспонату)

Экспонат №2 (этикетка к экспонату)

Экспонат №2 (этикетка к экспонату)

Экспонаты «Музея проживания рассказа Б.Екимова „Ночь исцеления”»

Экспонаты  «Музея проживания рассказа Б.Екимова  „Ночь исцеления”»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2018