Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Оценка 4.9
Разработки курсов
doc
химия
10 кл
06.11.2017
Данная разработка включает рабочую программу, содержащую необходимые разделы. Электив разработан для учащихся 10 класса общеобразовательного класса. Тематическое планирование включает 17 тем.
Цель элективного курса - развитие умения решать расчетные задачи по химии разных типов и повышенного уровня сложности.
Задачи:
• Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
• Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать причинно-следственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими предпосылками
• Развить навыки самостоятельной работы
• Содействовать конкретизации и упрочению знанийрабочая программа элективного курса по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии Решение расчётных задач по химии 10 класс.doc
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
протокол № 1 от 30.08. 2017года
Председатель _____
Харченко С.В.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному курсу «Решение расчётных задач по химии»
Уровень образования (класс) среднее (полное) образование 10 класс
Количество часов 17
Учитель Головко М.Н.
Программа разработана на основе
ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ (
) Пояснительная записка
Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития
химического мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.
В настоящее время программа по химии для 89 классов очень перегружена теоретическим
материалом и для решения расчетных задач отведено совсем немного времени, которого
недостаточно для выработки высокого уровня умений и навыка решения задач. Умение
решать расчетные задачи некоторых типов входит в минимум обязательного образования.
Решение задач повышенного уровня является актуальным и необходимым навыком для
учащихся старших классов.
Цель элективного курса развитие умения решать расчетные задачи по химии разных
типов и повышенного уровня сложности.
Задачи:
Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
дифференцировать,
Развить умения логически рассуждать,
устанавливать причинноследственные связи, производить расчеты, обосновывать их
теоретическими предпосылками
Развить навыки самостоятельной работы
планировать,
Содействовать конкретизации и упрочению знаний
Данная программа рассчитана на 17 часа (1 час в неделю в первом полугодии)
При изучении элективного курса осуществляется практическое применение
теоретического материала и приложение научных знаний на практике. При решении задач
не только закрепляются и развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и
формируются новые.
Решение задач – прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а
также связи химической науки с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память,
мышление. Решение задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их
деятельность, способствует политехнической подготовке. В процессе решения задач
развивается научнотеоретическое, логическое и творческое мышление.
При подборе расчетных задач учитывается целесообразность использования задач и
репродуктивного, и продуктивного типа. 80% предложенных учащимся задач, разбираемых
на уроках этого курса, являются задачами повышенного уровня.
Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных форм и методов
обучения, таких как лекция, беседа, семинар, самостоятельная работа, урок с элементами
КСО, групповая работа, зачет.
Результатом реализации данной программы является формирование умения решать
расчетные задачи разного типа (в том числе комбинированных и задач повышенного уровня
сложности)
Итоги реализации данной программы могут быть в форме:
конкурса (количественного) числа решенных задач;
составления дидактических пособий по различным типам задач (с решениями);
защиты компьютерной презентации по одной из тем курса;
зачета по решению задач. 1.Содержание программы
Введение (1 час)
Цель и задачи элективного курса.Типы расчетных задач. Основные физические и
химические величины. Общие подходы к анализу условия, решению и оформлению
решения задач.
Тема 1. Расчеты по химическим формулам (3 часа).
Основные формулы для решения указанных задач. Вычисления с использованием понятий
«количество вещества», «число Авогадро», «молярный объем газа». Определение массовой
доли элемента. Определение относительной плотности газа.
Тема 2. Растворы (4 часа).
Способы выражения концентрации растворов (массовая доля растворенного вещества в
растворе, молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента). Вычисление
массовой доли растворённого вещества в растворе, молярности, нормальности. Вычисление
массовой доли растворённого вещества в растворе при дополнительном введении воды или
твердого вещества. Задачи на определение массовой доли растворённого вещества в
растворе, полученном после смешивания растворов различной концентрации. Способы
решения задач на растворы («правило смешения» в виде формулы, в виде диагональной
схемы «правило креста», с помощью формулы с использованием рисунка «стакана»).
Кристаллогидраты. Определение массовой доли растворённого вещества в растворе,
полученном при растворении кристаллогидрата. Растворимость веществ. Ненасыщенный,
насыщенный, перенасыщенный раствор. Решение задач с использованием данных о
растворимости веществ. Определение массы кристаллизовавшегося вещества в результате
охлаждения раствора.
Тема 3. Задачи на вывод формулы вещества (3 часа).
Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли
элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании
относительной плотности его паров и массовой доли элементов. Решение задач на вывод
молекулярной формулы вещества по относительной плотности его паров и массе, объему
или количеству вещества продуктов сгорания. Решение задач на вывод формулы вещества
на основании общей формулы гомологического ряда органических соединений.
Тема 4. Вычисления по химическим уравнениям (4 часа).
Вычисление массовых долей растворённых веществ в растворе после реакции, в результате
которой происходит изменение массы раствора. Вычисление массовой доли растворённого
вещества в растворе после протекания реакции исходного вещества с растворителем.
Задачи на образование солей различного состава. Задачи на вывод формулы вещества по
уравнению химической реакции.
Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси (2 часа)
Решение задач на смеси, если одно вещество, входящее в состав смеси, реагирует с
соответствующим реагентом. Решение задач на смеси, если все вещества, входящие в
состав смеси, взаимодействуют с соответствующим реагентом. Определение состава
газовых смесей.
№
1.
Тема занятия
Введение.
2.Учебнотематический план
Виды деятельности
Кво
часов
1
Лекция Цель и задачи элективного курса.
Типы расчетных задач. Основные физические и
химические величины.
Общие подходы к анализу условия, решению и
оформлению решения задач.
Тема 1. Расчеты по химическим формулам (3 часа).
Основные формулы для решения указанных задач.
Вычисления с использованием понятий «количество
вещества», «число Авогадро», « молярный объем газа».
Определение массовой доли элемента.
Определение относительной плотности газа
Расчеты с использованием газовых законов Бойля
Мариотта и ГейЛюссака и уравнения Менделеева
Клайперона.
Тема 2.Растворы (4 часа).
Способы выражения концентрации растворов.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в
растворе, молярности и нормальности раствора.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе при дополнительном введении воды или
твердого вещества.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе, полученном после смешивания растворов с
различным содержанием этого растворенного вещества.
Тема 3.Задачи на вывод формулы вещества (4 часа)
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на
основании массовой доли элементов.
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на
основании относительной плотности его паров и
массовой доли элементов.
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества по
относительной плотности его паров и массе, объему или
количеству вещества продуктов сгорания.
Задачи на вывод формулы вещества на основании общей
формулы гомологического ряда органических
соединений.
Тема 4. Вычисления по химическим уравнениям
(3 часа).
Вычисление массовых долей растворённых веществ в
растворе после реакции, в результате которой
происходит изменение массы раствора.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе после протекания реакции исходного вещества
с растворителем.
2.
3.
4.
5.
6.
78.
910
11
12.
13
14
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
Беседа,
решение задач
Беседа,
решение задач
Лекция,
решение задач
Лекция,
Опорный конспект.
Алгоритмы,
решение задач
Решение задач,
элементы проблемного
обучения, КСО
Решение задач,
групповая работа
Решение задач
Решение задач
Решение задач,
алгоритм, групповая
работа
Беседа,
решение задач 15.
16.
17
Зачетное занятие по теме «Вычисления по химическим
уравнениям»
Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема)
компонентов смеси (2 часа).
Определение состава смеси, если одно вещество,
входящее в состав смеси, реагирует с соответствующим
реагентом.
Определение состава газовых смесей
1
1
Зачет.
Алгоритм,
решение задач.
1
Решение задач
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
от ___________ 2017 года № 1
_____________ Лошкарева Г.А.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________ Головко М.Н.
30 августа 2017 года Раздел
№
урока
Введение.
Тема 1. Расчеты по
химическим
формулам (3 часа).
Тема 2.Растворы (4
часа).
1
2
3
4
5
6
7
Тема урока
Дата проведения
Оборудование
Цель и задачи элективного курса.
Типы расчетных задач. Основные физические и
химические величины.
Общие подходы к анализу условия, решению и
оформлению решения задач.
Основные формулы для решения указанных задач.
Вычисления с использованием понятий «количество
вещества», «число Авогадро», « молярный объем
газа».
Определение массовой доли элемента.
Определение относительной плотности газа
Расчеты с использованием газовых законов Бойля
Мариотта и ГейЛюссака и уравнения Менделеева
Клайперона.
Способы выражения концентрации растворов.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в
растворе, молярности и нормальности раствора.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе при дополнительном введении воды или
твердого вещества.
План
Факт
02.09.
09.09
16.09
23.09
30.09
07.10
14.10 8
9
10
11
12
13
14
15
16
Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе, полученном после смешивания растворов с
различным содержанием этого растворенного
вещества.
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на
основании массовой доли элементов.
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на
основании относительной плотности его паров и
массовой доли элементов.
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества по
относительной плотности его паров и массе, объему
или количеству вещества продуктов сгорания.
Задачи на вывод формулы вещества на основании
общей формулы гомологического ряда органических
соединений.
Вычисление массовых долей растворённых веществ в
растворе после реакции, в результате которой
происходит изменение массы раствора.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе после протекания реакции исходного
вещества с растворителем.
Зачетное занятие по теме «Вычисления по
химическим уравнениям»
Определение состава смеси, если одно вещество,
входящее в состав смеси, реагирует с
соответствующим реагентом.
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
Тема 3.Задачи на
вывод формулы
вещества (4 часа)
Тема 4. Вычисления
по химическим
уравнениям
(3 часа).
Тема 5. Задачи на
вычисление массы (объема)
компонентов смеси (2
часа).
17
Определение состава газовых смесей
30.12 Рабочая программа
элективного курса
по химии 11 класс
«Химическая лаборатория знаний» Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся
11 классов, которые сделали выбор соответствующего направления в обучении и проявляют
определенный интерес к химии.
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению
расчетных задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении
задач и упражнений;
исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения
комбинированных задач;
формировать целостное представление о применении математического аппарата при
решении химических задач;
развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на
профильном уровне учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и
упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе. комбинированных). В качестве
основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых
дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по
данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала,
предусмотрены урокипрактикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую
связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с
указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом
курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются
совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так
что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство
задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ , что позволяет подготовить учащихся к сдаче ЕГЭ
Курс рассчитан на 17часов (0.5 часа в неделю в11 классах).
Содержание
Тема 1. Расчеты по химическим формулам. (3 часа)
Основные понятия и законы химии. Вещество, химический элемент, атом, молекула. Закон сохранения
массы веществ, закон постоянства состава, закон Авогадро. Количество вещества, моль, молярная
масса, молярный объем газов. Массовая доля. Вычисление массовой доли химического элемента в
соединении. Вывод химической формулы вещества по массовым долям элементов. Относительная
плотность газов. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов с
использованием абсолютной и относительной плотности вещества. Вывод формулы вещества по
относительной плотности газов и массе ( объему или количеству) продуктов сгорания.
Тема 2.Вычисления по уравнениям химических реакций (5часов)
Химические реакции. Уравнения химических реакций. Вычисление массы(количества, объема)
вещества по известной массе(количеству, объему)одного из вступивших в реакцию или получившихся
веществ. Тепловой эффект реакции. Термохимические уравнения реакций. Расчеты теплового
эффекта реакции по данным о количестве (массе, объему) одного из участвующих в реакции веществ
и количеству выделяющейся или поглощающейся теплоты. Вычисление массы (количества, объема)
продукта реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке. Химические свойства углеводородов и способы их получения.
Схемы превращений, отражающие генетическую связь между углеводородами: открытые, закрытые
смешанные.
Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества ,
содержащего определенную массовую долю примесей.
Вычисление массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Вычисление процентного состава смеси веществ, вступивших в реакцию.
Схемы превращений, отражающие генетическую связь между классами органических соединений
(составить уравнения соответствующих реакций)
Практикум: составление схем превращений, отражающих генетическую связь между классами
органических соединений.
Решение комбинированных задач
Тема 3. Вещество (4 часа)
Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определённом количестве, массе или
объёме вещества. Уравнение Менделеева Клайперона. Способы выражения концентрации растворов
(массовая, молярная) Правило смешения растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты.
Тема 4. Химические реакции (2 часа)
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Термохимические
уравнения реакций. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Энтальпия химических реакций. .
Скорость химических реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия.
Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рH растворов.
Тема 5. Познание и применение веществ (3 часа)
Смеси веществ полностью или частично взаимодействующие с реагентом. Вычисление массы или
объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего вещества, содержащего
примеси.
Вычисление массы (объёма) компонентов
Электролиз расплавов и растворов солей. Стереометрические схемы реакций и расчёты по ним.
В результате изучения элективного предмета ученик должен:
Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса
атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация, гидролиз,
электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, химическое равновесие,
константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и
пространственная изомерия;
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон
постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и
термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических соединений;
Уметь
Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в
водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам
органических соединений;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (справочных, научных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов
Интернета).
УЧЕБНОМЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» ООО Дрофа 2008
2. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.
3. Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. «Вопросы, упражнения и задания по химии 1011» М.,
Просвещение, 2004.
4. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарева, Карцева «Органическая химия: задачи и упражнения» М.,
Просвещение, 2008.
5. Р.И.Иванова, А.А.Каверина, А.С.Корощенко «Контроль знаний учащихся по химии 1011 класса» М.,
Дрофа, 2008.
6. Новошинский Н.Н. «Типы химических задач и способы их решения» М. «Оникс 21 век»
7.В.А.Болотов, «ЕГЭ химия 20052009» М., Просвещение, 2009.
8.А.А.Каверина и др., «Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ» М., Интеллект
Центр, 2008.
9.Материалы ЕГЭ 2002 – 2014 года.
10.Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис, Н.Н.Потапова «Химия для школьников и абитуриентов. Химические
задачи с решениями» М., «Просвещение» 2004
11.А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ЕГЭ 2013 – 2014».
М.:АСТ: Астрель, 2014. ФИПИ.
электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Государственное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 252»
Красносельского района
СОГЛАСОВАНО
Директор НМЦ
_______________ Н.Н. Мошкова
«______» _________________ 200__ г.
ДОПУЩЕНО
Председатель президиума РЭС
_________________ В.Е. Фрадкин
Председатель секции по
химии РЭС __________________
ФИО
Протокол №____ от «____» ______ 200__ г.
УТВЕРЖДЕНО
на педсовете школы № 252
протокол №__________
от «_______» _______________ 200__г.
Директор _____________ Г.А. Николаева
Программа
элективного курса
для учащихся 10 классов
«РЕШЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ»
(34 часа)
Авторсоставитель
учитель химии Михеева Оксана Сергеевна
_______________________
САНКТПЕТЕРБУРГ
Пояснительная записка
Элективный курс «Решение расчетных задач по химии» может быть проведен в рамках профильного
обучения для учащихся класса естественнонаучного профиля.
Умение решать расчетные задачи является одним из показателей уровня развития химического
мышления школьников, глубины усвоения ими учебного материала.
В настоящее время программа по химии для 89 классов очень перегружена теоретическим
материалом и для решения расчетных задач отведено совсем немного времени, которого недостаточно
для выработки высокого уровня умений и навыка решения задач. Умение решать расчетные задачи
некоторых типов входит в минимум обязательного образования. Решение задач повышенного уровня
является актуальным и необходимым навыком для учащихся старших классов.
Цель элективного курса развитие умения решать расчетные задачи по химии разных типов и
повышенного уровня сложности.
Задачи:
Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать
причинноследственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими
предпосылками
Развить навыки самостоятельной работы
Содействовать конкретизации и упрочению знаний
Данная программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
При изучении элективного курса осуществляется практическое применение теоретического материала
и приложение научных знаний на практике. При решении задач не только закрепляются и
развиваются знания и навыки учащихся, полученные ранее, но и формируются новые.
Решение задач – прекрасный способ осуществления межпредметных и курсовых связей, а также связи
химической науки с жизнью. При решении задач развиваются кругозор, память, мышление. Решение
задач развивает интерес учащихся к химии, активизирует их деятельность, способствует
политехнической подготовке. В процессе решения задач развивается научнотеоретическое,
логическое и творческое мышление.
При подборе расчетных задач учитывается целесообразность использования задач и
репродуктивного, и продуктивного типа. 80% предложенных учащимся задач, разбираемых на уроках
этого курса, являются задачами повышенного уровня, среди которых есть и олимпиадные задачи.
Реализация данного элективного курса предполагает сочетание разных форм и методов обучения,
таких как лекция, беседа, семинар, самостоятельная работа, урок с элементами КСО, групповая
работа, зачет.
Результатом реализации данной программы является формирование умения решать расчетные задачи
разного типа (в том числе комбинированных и задач повышенного уровня сложности)
Итоги реализации данной программы могут быть в форме: конкурса (количественного) числа решенных задач;
составления дидактических пособий по различным типам задач (с решениями);
защиты компьютерной презентации по одной из тем курса;
зачета по решению задач.
Содержание программы
Введение (1 час)
Цель и задачи элективного курса.Типы расчетных задач. Основные физические и химические
величины. Общие подходы к анализу условия, решению и оформлению решения задач.
Тема 1. Расчеты по химическим формулам (4 часа).
Основные формулы для решения указанных задач. Вычисления с использованием понятий
«количество вещества», «число Авогадро», «молярный объем газа». Определение массовой доли
элемента. Определение относительной плотности газа. Расчеты с использованием газовых законов
БойляМариотта и ГейЛюссака и уравнения МенделееваКлайперона.
Тема 2. Растворы (8 часов).
Способы выражения концентрации растворов (массовая доля растворенного вещества в растворе,
молярная концентрация, молярная концентрация эквивалента). Вычисление массовой доли
растворённого вещества в растворе, молярности, нормальности. Вычисление массовой доли
растворённого вещества в растворе при дополнительном введении воды или твердого вещества.
Задачи на определение массовой доли растворённого вещества в растворе, полученном после
смешивания растворов различной концентрации. Способы решения задач на растворы («правило
смешения» в виде формулы, в виде диагональной схемы «правило креста», с помощью формулы с
использованием рисунка «стакана»). Кристаллогидраты. Определение массовой доли растворённого
вещества в растворе, полученном при растворении кристаллогидрата. Растворимость веществ.
Ненасыщенный, насыщенный, перенасыщенный раствор. Решение задач с использованием данных о
растворимости веществ. Определение массы кристаллизовавшегося вещества в результате
охлаждения раствора.
Тема 3. Задачи на вывод формулы вещества (7 часов).
Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании массовой доли элементов.
Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества на основании относительной плотности его
паров и массовой доли элементов. Решение задач на вывод молекулярной формулы вещества по
относительной плотности его паров и массе, объему или количеству вещества продуктов сгорания.
Решение задач на вывод формулы вещества на основании общей формулы гомологического ряда
органических соединений. Задачи на вывод формулы кристаллогидрата.
Тема 4. Вычисления по химическим уравнениям (9 часов).
Вычисление массовых долей растворённых веществ в растворе после реакции, в результате которой
происходит изменение массы раствора. Вычисление массовой доли растворённого вещества в
растворе после протекания реакции исходного вещества с растворителем. Задачи на образование
солей различного состава. Задачи на вывод формулы вещества по уравнению химической реакции.
Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема) компонентов смеси (4 часа)
Решение задач на смеси, если одно вещество, входящее в состав смеси, реагирует с соответствующим
реагентом. Решение задач на смеси, если все вещества, входящие в состав смеси, взаимодействуют с
соответствующим реагентом. Определение состава газовых смесей.
№ Тема занятия
Учебнотематический план
1.
Введение.
Цель и задачи элективного курса.
Типы расчетных задач. Основные физические и
химические величины.
Общие подходы к анализу условия, решению и
Виды деятельности
Кво
часов
1
Лекция 2.
3.
4.
5.
6.
7.
оформлению решения задач.
Тема 1. Расчеты по химическим формулам (4 часа).
Основные формулы для решения указанных задач.
Вычисления с использованием понятий «количество
вещества», «число Авогадро», « молярный объем газа».
Определение массовой доли элемента.
Определение относительной плотности газа
Расчеты с использованием газовых законов Бойля
Мариотта и ГейЛюссака и уравнения Менделеева
Клайперона.
Зачётное занятие по теме «Расчеты по химическим
формулам»
Тема 2.Растворы (8 часов).
Способы выражения концентрации растворов.
Вычисление массовой доли растворённого вещества в
растворе, молярности и нормальности раствора.
89. Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе при дополнительном введении воды или
твердого вещества.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе, полученном после смешивания растворов с
различным содержанием этого растворенного вещества.
10. Кристаллогидраты.
11
12.
Определение массовой доли растворённого вещества в
растворе, полученном при растворении
кристаллогидрата.
Растворимость веществ. Ненасыщенный, насыщенный,
перенасыщенный раствор.
Решение задач с использованием данных о
растворимости веществ.
Определение массы кристаллизовавшегося вещества в
результате охлаждения раствора.
13. Зачетное занятие по теме «Растворы»
14
15.
16
17.
Тема 3.Задачи на вывод формулы вещества (7
часов)
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на
основании массовой доли элементов.
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества на
основании относительной плотности его паров и
массовой доли элементов.
Задачи на вывод молекулярной формулы вещества по
относительной плотности его паров и массе, объему или
количеству вещества продуктов сгорания.
18. Задачи на вывод формулы вещества на основании
общей формулы гомологического ряда органических
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
2
1
Беседа,
решение задач
Беседа,
решение задач
Лекция,
решение задач
Зачёт
Лекция,
Опорный конспект.
Алгоритмы,
решение задач
Решение задач,
элементы проблемного
обучения, КСО
Демонстрация
коллекции
кристаллогидратов,
решение задач
Семинар,
демонстрационный
эксперимент,
решение задач,
работа с таблицей
и графиком.
Самостоятельная
работа, зачет.
Решение задач,
групповая работа
Решение задач
Решение задач соединений.
19. Задачи на вывод формулы кристаллогидрата.
20. Зачетное занятие по теме «Задачи на вывод формулы
21
22.
23
24.
вещества»
Тема 4. Вычисления по химическим уравнениям
(9 часов).
Вычисление массовых долей растворённых веществ в
растворе после реакции, в результате которой
происходит изменение массы раствора.
Вычисление массовой доли растворенного вещества в
растворе после протекания реакции исходного
вещества с растворителем.
Задачи на образование солей различного состава.
25
26.
27
28.
29. Зачетное занятие по теме «Вычисления по химическим
Задачи на вывод формулы вещества по уравнению
химической реакции.
уравнениям»
30. Тема 5. Задачи на вычисление массы (объема)
компонентов смеси (4 часа).
Определение состава смеси, если одно вещество,
входящее в состав смеси, реагирует с соответствующим
реагентом.
Определение состава смеси, если все вещества,
входящие в состав смеси, взаимодействуют с
соответствующим реагентом.
31
32.
33. Определение состава газовых смесей
34. Обобщающий урок по курсу «Решение расчетных задач
по химии»
1
1
2
2
2
2
1
1
2
1
1
Решение задач
Зачет.
Решение задач,
алгоритм, групповая
работа
Беседа,
решение задач
Лекция,
решение задач
Решение задач
Зачет.
Алгоритм,
решение задач.
Решение задач,
использование элемента
проблемного обучения.
Решение задач
Подведение итогов
конкурса числа
решенных задач, защита
творческих работ по
разработке
дидактического
материала или
компьютерной
презентации
Аннотация для учащихся и родителей
Элективный курс «Решение расчётных задач по химии» предназначен для учащихся 10 класса
естественнонаучного профиля. Рассчитан на 34 часа (1 час в неделю). В процессе изучения курса
учащиеся знакомятся с основными типами расчётных задач по химии, способами их решения.
Цель элективного курса развитие умения решать расчетные задачи по химии разных типов и
повышенного уровня сложности.
Задачи:
Ознакомить учащихся с типами расчетных задач по химии и способами их решения
Развить умения логически рассуждать, планировать, дифференцировать, устанавливать
причинноследственные связи, производить расчеты, обосновывать их теоретическими
предпосылками
Развить навыки самостоятельной работы
Содействовать конкретизации и упрочению знаний
Подбор задач основывается:
на уже имеющихся умениях учащихся решать задачи, входящие в обязательный
минимум 89 классов;
на целесообразности использования задач и репродуктивного, и продуктивного типа;
на развитии новых теоретических знаний учащихся и формировании устойчивых
умений решения задач повышенной сложности. 80% предложенных учащимся задач,
разбираемых на уроках этого курса, являются задачами повышенного уровня, среди
которых есть и олимпиадные задачи.
Элективный курс является логичным и актуальным дополнением к основному курсу химии. Материал
курса повысит уровень знаний учащихся по химии, поможет при подготовке к выпускным и
вступительным экзаменам.
Программа рассчитана на обучающихся 11 классов общеобразовательных школ, возможно
использование программы в классах химикобиологического профиля.
Представленный текс программы содержит следующие элементы:
титульный лист;
пояснительную записку;
указаны ожидаемые результаты;
содержание; учебнотематическое план;
календарнотематический план;
литература;.
Показать полностью
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса по химии для 11 классов»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32
Программа элективного курса
«Типы химических задач и способы их решения» Составитель: Гапоненко Ольга Константиновна
Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс рассчитан на учащихся 11 классов, профильного уровня, так как
позволяет дополнить, обобщить и расширить знания учащихся по решению задач повышенной
сложности. Содержание программы включает в себя профильный уровень обязательного минимума
содержания химического образования.
Программа элективного курса составлена в соответствии с федеральным компонентом
государственного стандарта общего образования по химии (от 05.03.2004 №1089).
Цель курса: расширение знаний, формирование умений и навыков у учащихся по решению расчетных
задач и упражнений по химии, развитие познавательной активности и самостоятельности.
Задачи курса:
закрепить умения и навыки комплексного осмысления знаний и их применению при решении
задач и упражнений;
исследовать и анализировать алгоритмы решения типовых задач, находить способы решения
комбинированных задач;
формировать целостное представление о применении математического аппарата при решении
химических задач;
развивать у учащихся умения сравнивать, анализировать и делать выводы;
способствовать формированию навыков сотрудничества в процессе совместной работы
создать учащимся условия в подготовке к сдаче ЕГЭ.
Теоретической базой служит курс химии основной школы. Расширяя и углубляя знания, полученные на
профильном уровне учащиеся совершенствуют умения и навыки по решению расчетных задач и
упражнений (типовых и повышенного уровня сложности в том числе. комбинированных). В качестве
основной формы организации учебных занятий предлагается проведений семинаров, на которых дается краткое объяснение теоретического материала, а так же решение задач и упражнений по
данной теме.
Для повышения интереса к теоретическим вопросам и закрепления изученного материала,
предусмотрены урокипрактикумы по составлению схем превращений, отражающих генетическую
связь между классами неорганических и органических веществ и составлению расчетных задач, с
указанием способов их решения.
При разработке программы элективного предмета акцент делался на те вопросы, которые в базовом
курсе химии основной и средней школы рассматриваются недостаточно полно или не рассматриваются
совсем, но входят в программы вступительных экзаменов в вузы. Задачи и упражнения подобраны, так
что занятия по их решению проходят параллельно с изучаемым материалом на уроках. Большинство
задач и упражнений взято из КИМов по ЕГЭ предыдущих лет, что позволяет подготовить учащихся к
сдаче ЕГЭ.
Курс рассчитан на 35 часов в год. Конечным результатом изучения данного курса является
самостоятельное составление обучающимися алгоритмов решения задач по каждому из типов и
представление отчета по итогам работы в виде папки с алгоритмами и примерами решения задач
повышенной сложности.
Содержание курса
Тема 1. Химический элемент (3 часа)
Строение и состав атома. Составление электронных и электроннографических формул атомов
химических элементов. Валентность и степень окисления химических элементов.
Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по их положению в
порядковой системе химических элементов и строению атома.
Тема 2. Вещество (9 часов)
Постоянная Авогадро. Вычисление структурных единиц в определённом количестве, массе или объёме
вещества. Уравнение Менделеева Клайперона. Способы выражения концентрации растворов
(массовая, молярная) Правило смешения растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты.
Тема 3. Химические реакции (12 часов)
Генетическая связь между классами неорганических и органических веществ. Термохимические
уравнения реакций. Тепловой эффект реакции. Закон Гесса. Энтальпия реакций. Скорость
химической реакции. Химическое равновесие. Константа равновесия.
Реакции в растворах электролитов. Гидролиз солей, рH растворов.
Тема 4. Познание и применение веществ (10 часов)
Вычисление массы или объёма продукта реакции по известной массе или объёму исходящего
вещества, содержащего примеси.
Вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ полностью или частично взаимодействующие
с реагентом.
Электролиз расплавов и растворов солей. Стереометрические схемы реакций и расчёты по ним.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения элективного предмета ученик должен Знать/понимать
Важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса
атомов и молекул, моль, молярная масса, молярный объем, электролитическая диссоциация,
гидролиз, электролиз, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования,
химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа,
гомология, структурная и пространственная изомерия;
Основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон
постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и
термодинамике; Классификацию и номенклатуру: неорганических и органических
соединений;
Уметь
Называть: изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
Определять: валентность и степень окисления химических элементов, характер среды в
водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под
влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным
классам органических соединений;
Проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
Осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных
источников (справочных, научных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных,
ресурсов Интернета).
Учебнотематическое планирование
п/п
Название темы
Тема 1.
Химический элемент
Тема 2.
Вещество
Тема 3.
Химические реакции
Тема 4.
Познание и применение веществ
Всего
часов
Пр. зад.
3 ч
9 ч
12 ч
11 ч
2
Календарнотематическое планирование 11 класс
№ Наименование темы
Всего Дата Тема 1. Химический элемент
1. Строение атома. Изотопы. Составление электронных и электроннографических
формул атомов химических элементов
1. Валентность и степень окисления
1. Периодический закон. Сравнительная характеристика химических элементов по
их положению в периодической системе и строению атома
Тема 2. Вещество
1. Задачи на расчёты масс, объёма веществ и числа частиц в этих веществах
1. Расчёты с применением уравнения Менделеева – Клайперона
1. Задачи с использованием разных способов выражения концентрации растворов.
7
8.
Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения растворов,
(«правило креста»).
9.
Кристаллогидраты
10. Определение молярной концентрации растворов
11
12
13
14.
15.
Расчет по уравнениям реакции, если одно из исходных веществ дано в избытке
Решение задач на нахождение массовой доли растворенного вещества, массы
раствора, массы растворенного вещества.
Тема 3. Химические реакции
Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между классами
неорганических и органических веществ.
Расчёты по термохимическим уравнениям реакций. Тепловой эффект
химической реакции. Закон Гесса.
16
17
Вычисление скорости химической реакций. Расчёты, связанные с
использованием понятия «температурный коэффициент химической реакции»
18. Химическое равновесие
19. Упражнение в составлении уравнений реакций, идущих в растворах
электролитов.
20. Урокпрактикум: составление и решение схем превращений неорганических
веществ в растворах электролитов.
21. Урок – практикум: определение рH растворов, составление уравнений реакций
часов
3
1
1
1
9
1
1
1
2
1
1
1
1
12
2
1
2
1
1
1
1 гидролиза солей.
22.
Вычисление массы и объема продукта по известной массе исходного вещества
содержащего примеси.
23.
Вычисление объемных отношений газов по уравнениям химических реакций.
24.
Расчет количества вещества по термохимическому уравнению.
Тема 4. Познание и применение веществ
25.
Вычисление массы и объёма продуктов реакции по известной массе или объёму
веществ, содержащих примеси.
Задачи на вычисление массы (объёма) компонентов смеси веществ,
взаимодействующих с реагентом или частично взаимодействующих.
26
27.
28.
Расчёты по теме «Электролиз»
Решение задач с использованием стехиометрических схем.
29
30.
31
32.
33
34.
Решение комбинированных задач.
Обобщение и систематизация знаний по теме №4
35. Подведение итогов
Всего:
Модели.
МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1
1
1
11
1
2
1
2
2
2
1
35ч
Модели кристаллических решеток алмаза, графита, железа, меди, поваренной соли, углекислого
газа, магния. Наборы моделей для моделирования строения органических веществ.
Учебные пособия на печатной основе.
1. Таблица демонстрационная « Периодическая система химических элементов Д. И .
Менделеева»
2. Таблица демонстрационная « Растворимость кислот, оснований, солей в воде и среда
растворов »
3. Комплект справочноинструктивных таблиц демонстрационный. 4. Комплект таблиц демонстрационных по неорганической химии «Химический элемент.
Строение вещества. Химические реакции»
5. Комплект таблиц демонстрационных по неорганической химии «Вещества и их свойства»
6. Таблица демонстрационная «Электрохимический ряд напряжений металлов»
Видеодемонстрации. Неорганическая химия 9 класс (видеокассеты),органическая химия 10 класс
(видеокассеты). Мультимедийное учебное пособие — Химия 8 класс.
Технические средства обучения.
Ноутбук 1 шт. Проектор 1 шт. Принтер (принтер/ сканер / копир ; формат А4, тип печати : лазерный,
чернобелый) 1 шт, экран проекционный — 1 шт.
Литература:
1. О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренин «Химия 10» ООО Дрофа 2000; 2005.
2. А.А.Цветков «Органическая химия 1011» Владос 1989.
3. О.С.Габриелян И.Г.Остроумов «Настольная книга учителя химии 10 кл.» М Блик и К 2001.
4. О.С.Габриелян, И.Г.Остроумов «Химия» методическое пособие М., Дрофа, 2006.
5. Иванова Р.Г., Каверина Н.А., Корощенко А.С. «Вопросы, упражнения и задания по химии 1011» М.,
Просвещение, 2004.
6. О.С.Габриелян, С.Ю.Пономарева, Карцева «Органическая химия: задачи и упражнения» М.,
Просвещение, 2006.
7. Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: 2004 Новая волна
8. Н.С.Павлова «Дидактические карточкизадания по химии» 10 класс М., Экзамен 2006.
9. Новошинский Н.Н. «Типы химических задач и способы их решения» М. «Оникс 21 век» 2005.
10. Гаврилова Л.И. «Органическая химия 10 кл.» Саратов «Лицей», 1999.
11.В.А.Болотов, «ЕГЭ химия 20052009» М., Просвещение, 2009.
12.А.А.Каверина и др., «Учебно – тренировочные материалы для подготовки к ЕГЭ» М., Интеллект
Центр, 2005.
13.Материалы ЕГЭ 2002 – 2010 года.
14.Р.А.Лидин, В.Б.Маргулис, Н.Н.Потапова «Химия для школьников и абитуриентов. Химические
задачи с решениями» М., «Просвещение» 2004
14.А.С.Корощенко, М.Г.Снастина « Реальные варианты ЕГЭ 2008 – 2009».
М.:АСТ: Астрель, 2007. ФИПИ.
15. Электронные пособия:
СD диски «Общая и неорганическая химия»,
Органическая химия»
«Виртуальная лаборатория»
Интернетресурсы: http://www.chemastu.ru/chair/study/genchem/index.html
http://bril2002.narod.ru/chemistry.html
http://www.chemel.ru/
http://www.prosv.ru/ebooks/Gara_Urokihimii_8kl/index.html
http://cheminf.narod.ru/inorg/element.html
Рецензия на программу элективного курса
«Типы химических задач и способы их решения»
Программа элективного курса «Типы химических задач и способы их решения» разработана Гапоненко
Ольгой Константиновной, учителем химии муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной школы № 32 г. Сургут.
Программа рассчитана на обучающихся 11 классов общеобразовательных школ, возможно
использование программы в классах химикобиологического профиля.
Представленный текс программы содержит следующие элементы:
титульный лист;
пояснительную записку;
указаны ожидаемые результаты;
содержание;
учебнотематическое план;
календарнотематический план;
литература;.
Планируемый результат обучения соответствует целям и задачам программы, которая имеет большое
значение для обучающихся химикобиологического профиля МБОУ СОШ № 32, т. к. позволяет
расширить и систематизировать знания о типах химических задач и способах их решения. Программа
соответствует государственному общеобразовательному стандарту.
Ценность данной программы в том, что учитель, исходя из индивидуальных учебных возможностей
профиля, может варьировать уровень сложности задач, тем самым, пристраивая индивидуальный
образовательный маршрут и помогая подготовиться к поступлению в ВУЗ.
Закрепляя и расширяя свои умения в решении задач повышенной сложности, каждый обучающийся в
результате курса для себя разрабатывает алгоритмы решения задач.
Программа разработана на основе учебного пособия И. И. Новошинского Н.С. «Типы химических задач
и способы их решения» 811 класс.,.2006 М.: Оникс
Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии для средней школы. – М.: 2004 Новая волна,
Программа рекомендована для использования в классах химикобиологического профиля.
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Электив по химии "Решение расчётных задач по химии" (10 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.