Электив Знакомьтесь журналистика

  • Документация
  • Научно-исследовательская работа
  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Журналистика с момента своего появления играет большую роль в общественной жизни. Особенно важное значение она приобретает в информационном обществе. Недаром СМИ называют «четвёртой властью». В наше время информация, получаемая из печатной продукции, с экранов телевизоров, из сети Интернет влияет на культуру, стиль жизни, морально-этические нормы современного человека. При этом возрастает и ответственность журналиста за те материалы, которые он представляет на суд зрителей и читателей. Важным аспектом работы является также необходимость умелого владения словом, выразительными средствами публицистики. К сожалению, сейчас не так часто мы видим и слышим журналиста, сочетающего лучшие качества настоящего репортёра.элективный курс
Иконка файла материала конспект.docx
Элективный курс для 8 класса «Знакомьтесь: журналистика» Пояснительная записка Журналистика с момента своего появления играет большую роль в общественной жизни.  Особенно важное значение она приобретает в информационном обществе. Недаром СМИ  называют «четвёртой властью». В наше время информация, получаемая из печатной  продукции, с экранов телевизоров, из сети Интернет влияет на культуру, стиль жизни,  морально­этические нормы современного человека. При этом возрастает и ответственность  журналиста за те материалы, которые он представляет на суд зрителей и читателей.  Важным аспектом работы является также необходимость умелого владения словом,  выразительными средствами публицистики. К сожалению, сейчас не так часто мы видим и  слышим журналиста, сочетающего лучшие качества настоящего репортёра. Современная школа не ставит перед собой задачу воспитывать журналистов. В то же  время актуальнымявляется помощь обучающимся в анализе и понимании устного и  печатного слова, содействии тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих  событиях, сформулировать своё мнение по различным вопросам и подкрепить его  аргументами. Благодаря предлагаемым занятиям обучающиеся учатся работать коллективно,  контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с  нравственных позиций, становятся более коммуникабельными ; повышается общий уровень  культуры обучающихся. Курс предназначен для обучающихся 8 класса и рассчитан на 17 часов. Цель курса: знакомство с профессией журналиста. Задачи:    развитие творческих способностей подростков; развитие навыков устного и письменного выступления; знакомство с различными жанрами журналистики и формирование умения работать в различных жанрах публицистического стиля;  формирование эстетического вкуса обучающихся.Новизна программы определяется небольшим количеством часов, отведённых на изучение, и заключается в практической направленности занятий. Таким образом, начатая на занятиях  по освоению курса работа может найти своё естественное продолжение уже в новых  формах, не менее интересных для школьников во внеурочное время (участие в выпусках  школьной газеты, работе в школьной телестудии; выпуске стенгазет; оформлении  тематических стендов). Формы занятий Формы проверки результатов ­ беседа; ­ творческие работы; ­ написание заметок и статей различных  жанров, которые в итоге войдут в портфель  достижений ­практическая и лабораторная работа; ­ чтение и обсуждение статей из газет; ­ экскурсия; ­ обсуждение материалов к статьям; ­ подготовка статей; ­ «круглый стол». Планируемые результаты: Обучающиеся будут знать: ­ особенности журналистской профессии; ­ отличительные черты публицистического стиля; ­ основные жанры журналистики. Обучающиеся будут уметь: ­ строить устное и письменное сообщение;­ работать в разных жанрах публицистического стиля; ­ общаться с отдельным человеком и аудиторией; ­ подбирать заголовки в соответствии с предъявляемыми требованиями и жанром; ­ определять жанр газетной и журнальной статьи. Обучающиеся приобретут навыки: ­ коммуникативной культуры; ­ создания и редактирования текстов. 1. Содержание образовательной программы 1.Введение. Журналистика как профессия. Сочинение как вид творчества. Из истории журналистики. Журналистская этика. 2.Особенности публицистического стиля. Лекические, синтаксические, стилистические  особенности. Экспрессивные средства языка. 3.Экология речи. Речевой этикет. Речь СМИ. 4.Информационные, аналитические жанры журналистики. Заметка. Факт, лежащий в  основе заметки. Работа над основными частями. 5.Интервью. Логика и взаимообусловленность основных частей работы. 6.Виды интервью. Интервью­монолог, интервью­диалог, интервью­мнение. 7.Репортаж. Репортаж как картина событий на всех этапах его развития.Как добиться  эффекта “присутствия” читателя на месте события. 8.Художественно­публицистические жанры. Зарисовка. Зарисовка – сообщение в  эскизной форме. Как сделать авторский набросок ярким, зримым. 9.Очерк. Анализ формулировки темы. Ключевые слова. 10.Сатирические жанры журналистики. Сатира, фельетон, памфлет, пародия, басня,  эпиграмма, анекдот, карикатура, шарж. 11.Лабораторная работа «Узнай жанр». Работа с предложенными текстами. 12.Как создаётся газетный номер. Кто и как создаёт газету? Работа фотокорреспондента,  редактора и других специалистов. Компьютерная вёрстка.13.Разнообразие современных СМИ. Интернет­издания. Особенности работы Интернет­ изданий. В чём их популярность? Могут ли Интернет­издания вытеснить печатные? 14.Кто такой корректор? Работа над стилистическими и речевыми ошибками. 15.Заголовок. Заголовки в современных газетных и журнальных текстах. 16.Подбор материалов для статьи. Обсуждение. Корректирование. Написание статьи. 17.Представление статьи. Анализ проблем современной журналистики. Устное  выступление по теме в публицистическом стиле. Учебно­тематический план № Темы занятий Теоретич Практи ч Всего часов Вид работып/п 1. Введение. Журналистика как  0,5 0,5 профессия. 2 Особенности публицистического  1 стиля. 3 Экология речи. 4. Информационные,  аналитические жанры  журналистики. 5 6 7 8 Интервью. Виды интервью. Репортаж. Художественно­ публицистические жанры. Зарисовка. 9 Очерк. 10 Сатирические жанры  журналистики. 11 Лабораторная работа «Узнай  жанр» 12 Как создаётся газетный номер 0,5 0,5 1 0,5 0,5 0,5 1 1 ­ 1 13 Разнообразие современных СМИ. 0,5 Интернет­издания 14 Кто такой корректор? 15 Заголовок. 16 Подбор материалов для статьи. 17 Представление статьи. Анализ  0,5 0,5 ­ ­ ­ 0,5 0,5 ­ 0,5 0,5 0,5 ­ ­ 1 ­ 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа. Составление «Кодекса  журналиста» Беседа. Анализ прессы с точки  зрения выразительности Практическая работа со статьями Беседа.Творч. работа. Написание заметки на школьную  тему. Беседа. Творч. работа. Взять интервью у интересного для вас человека. Творч. работа. Написать событийный репортаж . Беседа.Творч. работа. Написать  “портрет” человека. Беседа. Анализ очерков В.Пескова Беседа. Анализ прессы Лабораторная работа Презентация. Экскурсия в редакцию школьной  газеты Работа с Интернет­изданиями.  Анализ материалов Беседа­практикум Практическая работа: анализ  заголовков статей Практическая работа. Написание  статьи Презентация своих работ.проблем современной  журналистики. «Круглый стол» ИТОГО 9,5 7,5 17 Литература 1. Беглова Е.И. Pro et contra: жаргонная лексика в языке современных газет. \\ РЯШ, №  5, 2007. 2. Гринина­Земскова А.М. Сочинения в газетных жанрах. – Волгоград, Учитель, 2003. 3. Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. ­ М., 1990. 4. Сухарева Л.И. Журналистика и русский язык. Элективный курс. 10­11 классы. ­ М.:  Айрис­пресс, 2007 Материально­ техническое обеспечение 1.Тематический материал периодической печати. 2.Справочники и словари. 3.Различные периодические печатные издания. 4.Тексты для редактирования. 5.Компьютеры с выходом в Интернет. 6.Фотоаппарат. 2

Посмотрите также