ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ по теме «Русская фразеология
Оценка 5

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ по теме «Русская фразеология

Оценка 5
Разработки курсов
doc
русский язык
5 кл—7 кл
03.02.2020
ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ     по теме «Русская фразеология
Тема Кол-во часов Основные понятия, термины Виды деятельности Основные признаки фразеологизмов 1 Фразеология, фразеологизм, свободное словосочетание Лекция, работа с текстом Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению 1 Грамматическое строение фразеологических оборотов, фразеологизмы, равнозначные предложению, фразеологизмы, равнозначные словосочетанию Круглый стол Группы фразеологизмов по значению 2 Фразеологизмы со значением лица, предмета, отвлеченного понятия; фразеологизмы со значением признака предмета или лица; фразеологизмы со значением образа действия, места, времени; Фразеологизмы со значением количества Практическое занятие, работа в группах по значениям фразеологизмов, решение лингвистических задач Многозначные фразеологизмы. Синонимия фразеологизмов 3 Однозначные и многозначные фразеологизмы. Фразеологизмы – синонимы, синонимический ряд фразеологизмов. Стилистическая окраска фразеологизмов – синонимов, фразеологизмы - антонимы Лекция, собеседование, круглый стол Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты 1 Фразеологизмы активного употребления в речи, устаревшие фразеологические обороты. Семинар Имя существительное, прилагательное, глагол в составе фразеологических оборотов 3 Грамматическая модель фразеологизма Собеседование, практическое занятие, круглый стол Группы фразеологических оборотов по происхождению. Исконно русские фразеологизмы. 1 Исконно русские фразеологизмы, заимствованные фразеологизмы. Практическая работа Собеседование 1 Основные понятия курса Собеседование Защита рефератов 1 Приложение.
Элективные курсы по теме Русская фразеолгия.doc

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ     по теме «Русская фразеология                                         Тематическое планирование

                          

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Основные понятия, термины

Виды деятельности

1

Основные признаки фразеологизмов

1

Фразеология, фразеологизм, свободное словосочетание

Лекция, работа с текстом

2

Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению

1

Грамматическое строение фразеологических оборотов, фразеологизмы, равнозначные предложению, фразеологизмы, равнозначные словосочетанию

Круглый стол

3

Группы фразеологизмов по значению

2

Фразеологизмы со значением лица, предмета, отвлеченного понятия; фразеологизмы со значением признака предмета или лица; фразеологизмы со значением образа действия, места, времени; Фразеологизмы со значением количества

Практическое занятие, работа в группах по значениям фразеологизмов, решение лингвистических задач

4

Многозначные фразеологизмы. Синонимия фразеологизмов

3

Однозначные и многозначные фразеологизмы. Фразеологизмы – синонимы, синонимический ряд фразеологизмов. Стилистическая окраска фразеологизмов – синонимов, фразеологизмы - антонимы

Лекция, собеседование, круглый стол

5

Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты

1

Фразеологизмы активного употребления в речи, устаревшие фразеологические обороты.

Семинар

6

Имя существительное, прилагательное, глагол в составе фразеологических оборотов

3

Грамматическая модель фразеологизма

Собеседование, практическое занятие, круглый стол

7

Группы фразеологических оборотов по происхождению. Исконно  русские фразеологизмы.

1

Исконно  русские фразеологизмы, заимствованные фразеологизмы.

Практическая работа

8

Собеседование

1

Основные понятия курса

Собеседование

9

Защита рефератов

1

 

 

10

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               -1 -

 

 

Тема №1 Основные признаки фразеологизмов.

 

 - Познакомить учащихся с понятием фразеологический оборот («фразеологизм»);

 - Охарактеризовать отличия фразеологизмов от свободных словосочетаний;

- Вырабатывать умение находить фразеологические обороты в тексте (Что такое фразеологизм?  Чем отличается фразеологизм от свободного словосочетания?);

 

Тема №2 Основные группы фразеологизмов по грамматическому строению.

 

- Познакомить учащихся с основными группами фразеологизмов по грамматическому строению;

- Вырабатывать у учащихся умение охарактеризовать стилистическую окраску фразеологизмов (грамматическое строение фразеологизмов, фразеологизмы со структурой предложения);

 

Тема №3 Группы фразеологизмов по значению.

- Дать представление о многообразии русской фразеологии;

- Познакомить учащихся с основными группами фразеологических оборотов по значению.

 

Тема №4 Многозначные фразеологизмы. Синонимия фразеологизмов.

 

-Познакомить учащихся с явлением многозначности фразеологических оборотов;

- Познакомить учащихся с явлением фразеологической синонимии;

- Познакомить учащихся  с явлением фразеологической антонимии;

- Развивать навыки употребления синонимичных фразеологизмов в связной речи;

(Явления многозначности в русской фразеологии. Какие фразеологизмы являются антонимами?  Как представлено явление синонимии в русской фразеологии?)

 

Тема №5 Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты.

- Дать представление об активности употребления фразеологических оборотов речи;

(Различная активность употребления в речи как одна из характеристик фразеологизмов русского языка.)

 

Тема № 6 Имя существительное, прилагательное, глагол в составе фразеологических оборотов.

 

- Познакомить учащихся с некоторыми грамматическими моделями фразеологизмов русского языка, в состав которых входит имя существительное;

- Познакомить учащихся с основными моделями фразеологизмов русского языка, в состав которых входит имя прилагательное;

- Познакомить учащихся с основными моделями фразеологизмов русского языка, в составе которых употребляется глагол;

- Развивать навыки использования в речи рассмотренных фразеологических оборотов;

 

Тема № 7 Группы фразеологических оборотов по происхождению. Исконно русские фразеологизмы.

 

- Дать понятие об исконно русских фразеологизмах;

- Познакомить учащихся с основными источниками русской фразеологии;

(Исконно русские и заимствованные фразеологизмы. Источники исконно русских  фразеологизмов: история, быт, профессиональная деятельность, фольклор, литература и др.)

 

 

 

- 2 -

 

 

Тема № 1.

Основные признаки фразеологизмов.

 

Цель: назвать основные признаки фразеологизмов.                                                                   Знать определение фразеологического оборота.                                                                                       Уметь объяснять значение фразеологического оборота, использовать фразеологизмы в речи.

 

Начать занятие нужно с разговора о том, что в языке есть единицы более сложные, чем слова – это словосочетания.

 Вспомнить, что слова могут иметь как прямое так и переносное значение. А также не только слова, но и словосочетания. Такие словосочетания  называются фразеологизмами. Дать определение фразеологии и фразеологизмам (см. приложение).

 

Практическая часть.

 

Предложить учащимся заменить данные учителем слова, словосочетаниями с переносным значением (фразеологизмами).

При этом учитель сначала предлагает несколько своих вариантов.

  Например:

 Бездельничать – бить баклуши, валять дурака.( дети дополняют ряд своими фразеологизмами).

Далеко – за тридевять земель, у черта на куличках.

Обманывать – водить за нос, вешать лапшу на уши.

 

 Учитель отмечает, что подобных сочетаний в русском языке несколько тысяч. Значение таких словосочетаний можно найти во фразеологическом словаре.

Вопрос  учащимся:

 В ходе выполнения следующего задания сделать вывод о том, что для чего фразеологизмы используются в речи, какую роль выполняют?

Учитель предлагает два текста, которые учащиеся должны сравнить и ответить на поставленный вопрос.

Три загадки.

 

Поссорились на перемене ребята. Один кричит:

- Я тебе покажу, где раки зимуют!

А второй ему:

- Ишь разошёлся, прямо из кожи вон лезет.

Тут  подбежал к ребятам дежурный и стал их расталкивать.

А они на него напустились:

- Все следишь! Наверное, и спишь с открытыми глазами.

 А дежурный вдруг как крикнет:

- Стойте, ребята! Разгадайте свои загадки!

- Какие еще загадки? – удивились ребята и кулаки разжали.

- А вот какие – сказал дежурный. Слушайте: где раки зимуют, кто из кожи вон лезет и спит с открытыми глазами.

 

Учитель с детьми обсуждают текст. Затем  расшифровывают значение данных фразеологизмов.

Далее учитель читает этот же текст, но без фразеологических оборотов.

При работе с текстами, дети с помощью учителя делают вывод о том, что фразеологизмы используются в речи для того, чтобы образнее, точнее, эмоциональнее выразить сущность явлений действительности.

 

 

- 3 -

            Второй признак фразеологизмов – это  устойчивость, чтобы доказать положение зачитывается следующий отрывок:

 Четырехлетняя Светлана спросила у мамы, скоро ли наступит лето.

 

 - Скоро. Ты оглянуться не успеешь.

Светлана стала как – то странно вертеться.

- Я оглядываюсь, оглядываюсь, а лета все нет…

  Подчеркиваем, что девочка буквально поняла значение фразеологизма.

 

Вывод: значение имеет только все выражение целиком.

 Таким образом, устойчивые сочетания создаются  как особый  «ярус» в языке и требуют специального системного подхода к изучению.

 

Из истории происхождения.  «Коломенская верста»

 

Домашнее задание: (см. приложение) 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 4 -

 

Тема № 2

Группы фразеологизмов по грамматическому значению.

Цель:  разграничивать фразеологизмы по грамматическому значению.

Знать     грамматическое значение фразеологизмов.

Уметь   распределять фразеологизмы по грамматическому значению.

 

Вопрос к учащимся: сравнить  предложенные ниже фразеологизмы и попытаться распределить их на группы по значению?

Медведь на ухо наступил, На каждом шагу, сесть в калошу, кот наплакал, куры не клюют, кровь с молоком, ветер гуляет в карманах.

 Учащиеся разграничивают фразеологизмы по значению. После этого учитель уточняет задание.

 - На какие две группы можно разделить выражения? (дать возможность учащимся самим догадаться сравнить грамматическое строение фразеологизмов).

 

 По характеристики обратить внимание на то, что фразеологизмы могут быть равнозначны предложению или словосочетанию, а не представляет собой предложение или словосочетание.

 

Практические задания.

 

1.Объясните значение фразеологизмов (разминка).

(работа по группам)

 

 

Медведь на ухо наступил

Сесть в калошу

Рука не дрогнет

Язык заплетается

Язык проглотить

Язык сломаешь

Голова варит

Голова идет кругом

Молоко на губах не обсохло

Кусок в горло не идет

Душа болит

Рука не поднимается

Остались кожа да кости

Конь еще не валялся

Куда кривая ведет

 

2.Замените выражения фразеологизмами.

 

 

- Еще молод - …………..;                                            - Сильно похудел - ………….;                                                          - Очень вкусно - …………;                                         -  Становится излишне болтливым - …………..;

- Ничего не сделано -……..;                                       -   Не может есть от переживаний, усталости - .....;

 

 

3.Найти «Четвертое лишнее».

 

Воспрянуть духом

Скалить зубы

Метать гром и молнии

Разводить руками

Филькина грамота

Навострить уши

Возносить до небес

Молоко на губах не обсохло

Глаза разгорелись

Глаза на лоб лезут

Выходить из себя

До глубины души

 

4.Из истории происхождения  «Очертя голову» (см. приложение).

 

 

 

 

Д/З.                                                          Заполнить таблицу

 

Фольклор

Мифология древнего мира

История

 

 

 

 

 

 

-          5 –

 

За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в лету, провалиться в тартарары, казанская сирота, по щучьему веленью, пиррова победа, аххилесова пята, кричать во всю Ивановскую, муки Тантала, троянский конь, положить в долгий ящик, вавилонское столпотворение, рожки да ножки, у разбитого корыта, прометеев огонь, коломенская верста, филькина грамота, искать жар – птицу, поднять на щит, молочные реки, кисельные берега, метать громы и молнии, дамоклов меч.

( При выполнении задания работать со словарем фразеологических оборотов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          - 6 -

 

Тема №3.

Группы фразеологизмов по значению.

Цель: распределять фразеологизмы по значению

Знать: фразеологизмы со значением лица, предмета, отвлеченного понятия; фразеологизмы со значением признака предмета или лица; фразеологизмы со значением образа действия, места, времени; Фразеологизмы со значением количества.

Уметь распределять фразеологизмы по значению, выполнять практические задания, решать лингвистические задачи.

 

Характеризуя группы фразеологизмов по значению, обратить внимание учащихся на вопросы к каждой группе: Кто? Что? Что делать? и т.д. Подчеркнуть соотнесенность этих групп фразеологических оборотов с частями речи: существительными, прилагательными, глаголами, наречиями, числительными.

 

Практическая часть.

 

  1. Объяснить значение фразеологизмов (разминка).

 

I вариант.                                                                                           II вариант    

 

Голь перекатная;                                                                        Выносить сор из избы;

Белые мухи;                                                                                Держать камень за пазухой;

Краеугольный камень;                                                               Рвать и метать;

Детский лепет;                                                                            Сгорать от стыда;

Звезд с неба не хватает;                                                              Себе на уме;

 

 

                                                          2. Заменить данные слова фразеологизмами.

 

Обидеться;                                                                                Беспокоиться;

Очень быстро;                                                                           Очень громко;

Небрежно;                                                                                 Никогда;

Восхвалять;                                                                               Спорить;

 

 

 

 

3.Найти «Четвертое лишнее».

 

Нож острый

У черта на куличках

Греть руки

О двух головах

Рукой подать

Шарашкина контора

Гусь лапчатый

Куры не клюют

Поворачивать оглобли

Сума преметная

К черту на рога

Снимать шляпу

 

                                                               

4.Назовите не менее шести фразеологизмов, в составе которых употреблены слова:

 

Нос - ……………………………………………………………………………………………………..;

Глаз - …………………………………………………………………………………………………….;

Рука - …………………………………………………………………………………………………….;

 

 

 

 

- 7 -

5. Соедините стрелками.

 

                                            Демьянова                                     грамота

                                            Филькина                                      уха

                                            Греть                                              нос

                                            Совать                                           руки

                                            Стреляный                                   колач

                                            Тертый                                         воробей

 

6. Из истории происхождения  «Козёл отпущения» (см. приложение).

 

Д/З.                       Заполнить таблицу.

 

                                                                

Земледелие

Охота, рыбная ловля

Ремесла

 

 

 

 

Подготовить почву, закинуть удочку, тянуть канитель, поднимать целину, на ловца и зверь бежит, доводить до белого каленья,  снять стружку, мутить воду, не стоит овчинка выделки, ни пуха ни пера, бить баклуши, убить бобра, переть на рожон, попасть  впросак точить лясы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 8 –

 

Тема №4

Многозначные фразеологизмы. Синонимия, антонимия фразеологизмов.

Занятие 1.

 

Цель  однозначные и многозначные фразеологизмы.

Знать   фразеологизмы – синонимы, синонимический ряд фразеологизмов.

Уметь  видеть   стилистическую окраску фразеологизмов – синонимов, фразеологизмов – антонимов,

                 Вспомнить какие слова называются многозначными, синонимами и антонимами (см. приложение).

 

Практическая часть

 

1.Найти в тексте фразеологизмы, объяснить их значение. Какие фразеологизмы могут иметь  и прямое , и переносное значение?

  1. Синие глаза, мозолить глаза, опустить глаза, карие глаза, с глазу на глаз, попасть в глаз, глаза слипаются.

   2. Не поверить своим глазам, промыть глаза, лечить глаза, глаза открылись, глаза на мокром месте.

    3. Глаза разгорелись, темные глаза, глаз подбит, глаз набит, промыть глаза.

 

  1. Замените фразеологизмом синоним.

 

1.Намять бока                                                       2. Мороз по коже дерет

  Два сапога пара                                                     Наставить фонари

  Быльем поросло                                                     Не лыком шит

 

  1.                                                  Разберите фразеологизм – антоним.

 

1.Язык плохо подвешен                                                2. Гнуть спину

   Спустя рукава                                                                Душа нараспашку

   Тьма – тьмущая                                                              Мухи не обидит

   Жить своим умом                                                          Заварить кашу

 

 

  1. Разгадайте кроссворд.

Каждая буква фразеологизма входит в состав нового фразеологизма.

(ответ см. в приложении)

 

 

 

                                    

 

З

 

 

А

 

 

 

 

 

Т

 

 

Р

 

 

И

 

 

Д

 

 

Е

 

 

В

 

 

Я

 

 

Т

 

 

Ь

 

 

 

 

 

З

 

 

Е

 

 

М

 

 

Е

 

 

Л

 

 

Ь

 


 

  1. Из истории происхождения.

«При царе Горохе» (см. приложение).

 

Д/З. Найти ошибки в употреблении данных фразеологизмов.

 

Ежедневные тренировки – это альфа и омега жизни спортсмена.

Эта красивая девушка вдруг чего – то застыдилась и показала пятки.

Генка Давыдов протянул руку дружбы мальчишке из параллельного класса: дал списать задание по математике.

Великий русский писатель марал бумагу около тридцати лет.

Мама, дай мне, пожалуйста, презренного металла на мороженое.

Вы, лучшие сыны, отечества, намотайте на ус его наказы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-10 -

 

Тема № 4 (занятие 2).

 

1.      Соедините слова, подбирая правильное окончание так, чтобы получился фразеологизмы? Объясните их значение?

 

Белый (-ая_, -ое)                                      улица

Красный (-ая_, -ое)                                  пятно

Зеленый (-ая_, -ое)                                  свет

Лебединый (-ая_, -ое, ые)                       угол 

                                                                                                                                                                 

Мышиный (-ая_, -ое, ые)                        песня

Крокодилов (-а, -о, -ы)                            возня

Медвежий ( -ья, - ье, - ьи)                      слезы

Мамаев           ( -а, - о)                             уха

 

 

Демьянов          ( -а, - о)                         грамота

Ахиллесов       ( -а, - о)                         побоище

Филькин          ( -а, - о)                         грамота

Золотой    (-ая_, -ое, ые)                      середина 

 

 

2.      Продолжить высказывание, пояснив значение фразеологизма.

 

Образец: Прочитав письмо, Димка почувствовал себя на седьмом небе: его приглашают на каникулы в Санкт – Петербург.

 

1.      Он кусал себе локти:……………………………………………………………………….

2.      Петр Петрович доводит себя до белого каленья:………………………………………...

3.      Оставшись один, он не находил себе места:……………………………………………..

 

 

3. Из истории происхождения («Лезть на рожон»).

 

4.Д/З.  Задание по группам. Написать шуточный рассказ по темам.

 

                 1 группа:  «Что произошло после того, как случайно перепутались прилагательные во фразеологизмах, построенных по модели «прилагательное = существительное».

                 2 группа:   «Шуточный рассказ о том, где были использованы вами фразеологизмы, выписанные из школьного фразеологического словаря».

 

                     Примерные темы для рассказа:

 

1.      «Мои летние наблюдения за речью одного знакомого сапожника».

2.      «Как дядя Вася получил прозвище «Не лаптем щи хлебаю».

3.      Можно ли сказать «два сапога пара» о Маш е и Даше из нашего класса».

 

 

3 группа: составить кроссворд из фразеологизмов, в составе которых употребляются глаголы, держать, идти, поднимать.

 

 

 

 

                                                                     -11 -

 

 

 

 

Тема 4 (занятие 3).

 

1.      Объяснить значение данных фразеологизмов, составить с ними предложения?

 

         Высунув язык;                                                      Как с цепи сорвался;

         Из уст в уста;                                                        Лить колокола;

         Брать на буксир;                                                    Перемывать кости;

 

 

2.      Найти в словаре не менее десяти исконно русских фразеологизмов:

 

               А. Связанных по своему происхождению с наблюдением за жизнью животных

                           Б. Связанных по своему происхождению сбытом наших предков.

                           В. Восходящих к произведениям русских писателей XIX века.

 

 

3.      Допишите фразеологизмы?

                 Ответы см. в приложении.

 

                                                 

                                                                                

Сума

П

переметная

     

  У

 

 

Ш

 

 

Е

 

 

Ч

 

 

Н

 

 

О

 

 

Е

 

 

 

 

 

М

 

 

Я

 

 

С

 

 

О

 

                                              

 

                Д/З. Найти в словаре происхождение и значение следующих десяти различных фразеологизмов?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 12 -

 

 

 

 

Тема №5

Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты.

 

Цель:  фразеологизмы активного употребления в речи, устаревшие фразеологические обороты.

Знать: фразеологизмы активного употребления в речи, устаревшие фразеологические обороты,

            их  обозначение в словаре фразеологизмов.

Уметь:  работать со словарем, свободно находить  фразеологизмы активного употребления в речи,  и                     

               устаревшие фразеологические обороты.

 

   Слово учителя.                                                                                                                                     Фразеологическая система русского языка неоднородна по активности употребления тех или иных оборотов. В ней ( как и в лексике) выделяются две основные группы: активно используемые фразеологизмы и пассивная часть фразеологического состава, в которой большое место занимают устаревшие фразеологизмы.

      Обратить внимание учащихся на то, что книжные фразеологизмы и устаревшие фразеологические обороты представляют собой различные явления.

 

 

Практическая часть.

 

1. Объясните значение фразеологизмов.

 

                Белая кость;                                                             На своих двоих;

                 Голубая кровь;                                                        Пускать козла в огород;

                 Галопом по Европам;                                             Презренный металл;

  

3.   Составить предложения с данными фразеологизмами.

 

                До глубины души;                                                   Золотая середина;

                Как зеница ока;                                                        Богатырский сон;

                Рукой подать;                                                           У страха глаза велики;

 

 

3.  Найти  «четвертый лишний».

               

                       А). Брать пример;                                                Б).  Выжить из ума;

                            Дать дуба;                                                              Хранить молчание;

                            Уступить дорогу;                                                  Тише воды ниже травы;                                     

                            Играть роль;                                                          Н6абить руку;

 

 

                                                             В). Плечом к плечу;

                                                                   Уступить дорогу;

                                                                   Альфа и омега;

                                                                   Рано или поздно;

 

 

 

 

 

 

- 13  -

 

4.      От каждой фразы фразеологизма образовать новый фразеологизм.

 

 

                               

В

АЛЯТЬ ДУРАКА

 

О

ГЛЯНУТЬСЯ НЕ УСПЕЕШЬ

 

Д

УША В ПЯТКИ УШЛА

 

И

З МУХИ СЛОНА ДЕЛАЕШЬ

 

Т

ОЧИТЬ ЛЯСЫ

 

Ь

 

 

 

 

 

З

А ТРИДЕВЯТЬ ЗЕМЕЛЬ

 

А

ВГИЕВЫ КОНЮШНИ

 

 

 

 

Н

А ГЛАЗ СДЕЛАТЬ ЧТО – ТО

 

О

БВЕССТИ ВОКРУГ  ПАЛЬЦА

 

С

ОБАКУ СЪЕСТЬ

 

 

 

5.  Из истории происхождения (см. приложение). «Колесо фортуны».

 

 

5.      Д/З.  Заполнить таблицу.

 

 

                                                  

Военное дело

Медицина

Искусство

 

 

 

 

Перейти в наступление, позолотить пилюлю, сорвать маску, играть первую скрипку, в час по чайной ложке, понюхать пороху, встретить в штыки, поставить диагноз, переменить декорации, сойти со сцены, дать бой, выкурить трубку мира, в здоровом  теле здоровый дух, попасть в двойные клещи, сложить голову, попасть в котел, сложить оружие, на два фронта, надеть маску, держать порох сухим, тихой сапой, подложить свинью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 14 -

 

Тема № 6.

Имя существительное, прилагательное, глагол в составе фразеологических оборотов.

 

Цель:    рассмотреть модели фразеологических оборотов «существительное + существительное в род.

            падеже». Усвоение учащимися значений приведенных фразеологизмов и развитие навыков их       

употребления в речи

Знать:   грамматическую. модель фразеологизма.

Уметь:  свободно употреблять фразеологизмы в речи.

 

Слово учителя.

            Характеризуя перечисленные в тексте урока грамматические модели фразеологизмов, в составе которых употребляется глагол, подчеркнуть условность этих схем: они не отражают все многообразие рассматриваемых устойчивых выражений. При анализе грамматической структуры выражений обратить внимание учащихся на «распространение» моделей охарактеризованных в начале урока (глагол + прилагательное (местоимение) + существительное; глагол + предлог + существительное и т.д.).

 

 

                                                 Практическая часть.

 

1. Объяснить значение данных фразеологизмов.

 

         Медведь на ухо наступил;                                      Язык заплетается;

         Голова варит;                                                           Кусок в горло не идет; 

         Кожа да кости остались;                                          Сесть в калошу;

         Язык проглотить;                                                     Голова идет кругом;

         Душа болит;                                                              Конь еще не валялся;

 

2. Замените данные слова и выражения фразеологизмами. Укажите грамматическую модель      полученных фразеологизмов.

 

Супруга;                                                                  Захолустье;

Помеха, затруднение;                                            Очень высокий человек;

Бросить без поддержки;                                         Выдумка, чепуха;

Совсем ничего;                                                       Бежать быстро;

 

3. Исправить ошибки, объяснить.

 

Каша в котелке;                                                       Пальма раздора;                            

На весы  золота;                                                      Калиф на время;

Чудеса в дуршлаге;                                                 От аза до омеги;

 

 

                                                        Дело в кепке;

                                                        Море по плечо;

                                                        Яблоко жизни;

 

4.      Найдите ошибки в употреблении фразеологизмов.

 

Опять предали с больной головы на здоровую.  

Юрий говорил все вокруг да около интересующей его проблемы.

А сыновья у Василия растут все безобразники как на подбор.

                                           

-          15

Д/З. Найти в словаре не менее десяти фразеологизмов соответствующих, изученным грамматическим моделям.                                                                                                                                  Н. М Шанский, В.И. Зимин, А. В. Филиппов. «Школьный фразеологический словарь русского языка» М:, «Дрофа, 2007».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 16

 

 

 

Тема № 7.

Группы фразеологических оборотов по происхождению.

 

Цель: исконно  русские фразеологизмы, заимствованные фразеологизмы. Работа с этимологическими

            Словарями и справочниками по русской фразеологии Выполнять упражнения, которые.

               Нагляднее представить , как возникают в речи фразеологизмы, как они приобретают свои

                значения

 

Знать: Исконно  русские фразеологизмы, заимствованные фразеологизмы. Этимологические,  .

фразеологические словари

Уметь: работать со словарями.

 

 

                                                             Практическая часть.

 

 

1. Углубленная работа с этимологическим  словарями и справочниками по русской фразеологии.

 

2. Найти «четвертый лишний».

 

Мамаево побоище;                                                          Дело в шляпе;

Потемкинские деревни;                                                   Состряпать дело;

И бровью не ведет;                                                         Топорная работа;

Казанская сирота;                                                            Положить под сукно;

 

                                                 Брать за жабры;

                                                 Ходить на задних лапках;

                                                 Бросить на землю;

                                                 Валять дурак;

 

 

 

3. Из истории происхождения (см. приложение). «Вавилонское столпотворение».

 

 

 

5.     Д/З. Составить предложения с фразеологизмами.

 

Ум за разум заходит;

Сплошь и рядом;

Вопрос жизни и смерти;

Денно и нощно.

Ни взад ни вперед;

Рано или поздно;

Сложа руки;

Не разгибая спины.

 

6.      Темы для подготовки рефератов.

 

1.Как отразились суеверные представления наших предков во фразеологии  (вбить осиновый кол в могилу, черная кошка дорогу перебежала, ни пуха ни пера и т.д.

- 17 -

2.Обычаи народа в русской фразеологии  (выносить сор из избы, легок на помине, оставить с носом)

       

6.      Исторические события в жизни русского народа и фразеологии  (тяжела ты шапка     

       Мономаха, было дело под Полтавой, стоять насмерть).

 

7.      Жизнь и быт русского народа во фразеологии: игры и развлечения (играть в бирюльки, заткнуть за пояс, ни в зуб ногой, как жив, курилка).

 

           5. Древние обычаи наказания преступников в исконно – русской фразеологии (укоротить язык, 

    узнать свою подноготную, на лбу не написано, как вкопанные).  

 

6. Что носили наши предки? По материалам исконно русской фразеологии ( не лаптем щи

            хлебаю, сапоги всмятку, отдать последнюю рубашку, ломать шапку).

 

7.Фразеологические обороты, восходящие к басням И. А. Крылова  (сильнее кошки зверя нет,

        рыльце в пуху, медвежья услуга, кукушка хвалит петуха за то, хвалит он кукушку).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 18 -

 

 

Тема № 8.

 

Собеседование.

 

Цель: подведение итогов курса. Составление таблицы, работа с детьми по таблице.

 

                                                                          Практическая часть.

1.Фразеологизмы.

 

 

 

 

Слова

Фразеологизмы

Свободные сочетания слов

1. Чем отличаются?

  1. Являются названиями предметов, признаков, действий.
  2. Употребляются в речи в готовом виде.
  1. Более точно называют предметы, признаки, действия.
  2. Образуются из отдельных слов, свободно сочетающихся.
  3. Каждое слово в сочетании имеет свое лексическое значение:

Курносый    нос.

Достать        носом.

Задрать        голову.

3.Каждое имеет лексическое значение.

Нос – орган обоняния у человека и животных.

Задирать – поднять кверху.

  1. Имеют лексическое значение в целом (равное одному слову)

Задирать нос – слишком важничать, зазнаваться.

2. Как отражаются в словарях?

Любое слово

Наиболее употребительные

Каждое слово в сочетании

Значения разъясняются (в отдельной словарно  статье).

Включаются в словарную статью с пометкой

Значение каждого слова разъясняется в отдельной словарной статьею

 

 

 

2. Прослушивание выступлений.

 3. Собеседование по рефератам, подготовка к защите рефератов по теме: «Фразеологизмы  уральского края».

 

                                                              Практическая часть.

 

 

5.Диктант.

Она улыбается редко. Ей некогда лясы точить. (Некрасов). 2. Кто работу сердцем любит, тот баклуш не бьёт. (Исаковский). 3. Каштанка бросилась вперед, потом назад, еще пробежала дорогу, но столяр точно сквозь землю провалился. (Чехов). 4. Что, Иванушка, невесел, что головушку повесил? (Ершов).

5.Гении – то люди семи пядей во лбу, не часто в жизни встречаются. (Тендряков). 6. В три – четыре недели Чичиков уже так набил руку в таможенном деле, что знал решительно все. (Гоголь). 7. Павел Петрович прибыл на место происшествия к шапочному разбору. (Панова) 8. Народу было как сельдей в бочке, не вздохнешь, не протолкнёшься к выходу. (Осеева) 9. У нее своя лошадь и новенький шарабан, купленный этим летом. Вообще, живет она на широкую ногу : наняла другую дачу – особняк с большим  садом и перевезла в не всю свою городскую обстановку, имеет двух горничных, кучера. (Чехов).                                                                         – 19 -

 

Приложение.

 

Тема №1.

Фразеология  (от греч. phrasis выражение, оборот речи и  logos учение) – раздел языкознания, изучающий фразеологизмы – устойчивые словосочетания в языке, а также и сама совокупность этих словосочетаний.

       Фразеологизмы  (фразеологические еденицы, фразеологические обороты, фраземы и др.) – устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре, воспроизводимые в речи в качестве готовых целостных лексических едениц.

 

«Коломенская верста».

Шутил. Об очень высоком человеке.

Собств. Русск. С XVII в. От сравнения высокого человека с верстовыми столбами, которые были поставлены по указанию царя Алексея Михайловича от Москвы до села Коломенского (его летней резиденции).

 

Тема № 2.

 

                                          «Очертя голову». (Безрассудно не раздумывая).

 

Собств. русск. От очертя (себя или кого – либо другого) кругом и сломя голову.

 Нередко можно услышать такую фразу: он кинулся очертя голову. При этом предполагается,  что тот, о ком идет речь поступил быстро, решительно и вместе с тем безрассудно. Это безрассудство, эта отчаянная  храбрость вызывались полной уверенностью, что голова, т.е. жизнь, сохранится,  ведь  она «очерчена».

  Древние воины перед боем очерчивали концом меча  вокруг своей головы магический круг. Считалось, что такой обряд ослабит удары и сохранит воину жизнь.

 

 

Тема №3.  

                                     «Козёл отпущения»      

                     (О том, на кого сваливают ответственность за все).

                              

Из старослав. Восходит к библейскому описанию древнееврейского обряда возложения грехов народа( общины) на  козла.

 В библии рассказывается о том, что у древних евреев существовал особого рода обряд. В день грехоотпущения первосвященник возлагал обе руки на голову живого козла.

  Это был знак возложения на козла всех грехов народа. Проклятый таким образом козел изгонялся в пустыню. Вполне понятно, что козлом отпущения называют человека, на которого сваливают чужую вину.

 

 

Тема № 4. (занятие1).

                                 «При царе Горохе».

                             

     Выражение употребляемое в значении «очень давно, в древности».

В одной из русских народных сказок говорится так: «В то давнее время, когда мир Божий наполнен был лешими, ведьмами и русалками, когда реки текли кисельные, а по полям летали жареные куропатки, в то время жил – был царь Горох».

  Имя царя Гороха произносят иронически с полным недоверием к  тому, что происходило в его правлении.

 

- 20 -

 

З

АКРЫВАТЬ ГЛАЗА

                    Д

А

ТЬ   ПРИКУРИТЬ

 

 

 

 

Т

ОЧИТЬ ЛЯСЫ

 

Р

УКОЙ ПОДАТЬ

              ПОДБ

И

ТЫЙ ВЕТРОМ

 

Д

УШУ НА  РАСПАШКУ

                     Ч

Е

РЕПАШЬИМ  ШАГОМ

 

В

ЫНОСИТЬ СОР ИЗ ИЗБЫ

 

Я

ЗЫК ХОРОШО ПОДВЕШЕН

                  БИ

Т

Ь  ПО КАРМАНУ

                  АЛ

Ь

ФА И ОМЕГА

 

 

 

                ГЛА

З

А ОТКРЫТЬ

                     С

Е

БЕ НА УМЕ

 

М

ОТАТЬ НА УС

               ДЕШ

Е

ВО И СЕРДИТО

 

Л

ОМАТЬ КОПЬЯ

               БИТ

Ь

БАКЛУШИ

 

 

 

Занятие 2.

 

«Лезть на рожон».

(Делать что – либо заведомо обреченное на неудачу и связанное с неприятностями для делающего).

Искон. Рожон- заостренный кол, рогатина, копье. С рожном охотились на медведя.

     На Руси с выставленным перед собой колом охотники ходили на медведя. Напоровшись на рожон, медведь погибал. Развязка роковая для медведя, который в ярости шел на верную гибель, послужила основой для выражения « лезть на рожон» ( «преть на рожон»).

 

Занятие 3.

 

сума

П

переметная

     г

  У

сь  лапчатый

 

Ш

арашкина контора

    л

Е

бединая песня

синий

Ч

улок

зеле

Н

ая улица

     б

О

льшой руки

  б

Е

лая кость

 

 

 

 

М

едвежий угол

демь

Я

нова уха

 

С

иняя птица

з

О

лотые руки

                                              

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                  - 21 -

                                                        

Тема № 5.

«Колесо фортуны»

Фортуна – в римской мифологии богиня слепого случая, счастья и несчастья.

   Она изображалась на шаре или колесе, она держит в одной руке ру3ль, а в другой – рог изобилия. Руль указывает на то, что фортуна управляет судьбой человека, рог изобилия – на благополучие, изобилие которое она может подарить.

   Шар и колесо символизирует шаткость, ненадежность, постоянную изменчивость фортуны. Выражение, «колесо фортуны» употребляется в значении «случай, слепое счастье».

 

 

Тема № 7

«Вавилонское столпотворение».

Шутл. Беспорядочная толпа людей, суматоха, неразбериха.

 

Из старослав. Из библейского рассказа  о строительстве в Вавилоне башни ( столпа) до небес. За дерзостбь человека Бог наказал строителей, сделав их разноязычными. Люди прекратили строительство башни, так как перестали понимать друг друга. На значение выражения позже, возможно, оказало влияние близкое по значению слово «столпиться».

 

 

Возможные задания учащимся по курсу «Русская фразеология»

 

 

1.Найти ошибки в употреблении.

 

Они работала не на жизнь, а на смерть.

Молодой человек пришел из огня в полымя: здесь его тоже стали обвинять.

Всеми уважаемый ветеран Иван Александрович умеет все. Он и чтец, и жнец, и на дуде игрец.

Колька весь день сидел руки в брюки.

 

2. Составь предложения с фразеологизмами.

 

 Валять дурака.                                                                     Отрезанный ломоть.

Властитель дум.                                                                   Пальца в рот не клади.

Как (будто) в воду глядел.                                                 Вилами на воде (по воде) писано.

Как за каменной стеной.                                                     Бред сивой кобылы.

Как Мамай прошел.                                                            А Васька слушает да ест.

 

3.Объяснить значение фразеологизмов. С какими глаголами употребляются приведенные  ниже выражения.

 

…….. в ежовых рукавицах.                                             ……………как по маслу.

……… из уст в уста.                                                         …………… золотые горы.

……….из под земли.                                                        …………….. как зеницу ока.

……….как две капли воды.                                            …………….. как осиновый лист.

……….в пух и прах.                                                        ……………… как своих ушей.

 

  1. Вставьте слова, пропущенные в составе фразеологического оборота.

 

……….. по миру.                                                           ………………мелким бесом         

…………на хлеб и воду                                                ………………ребра.

…………пыль в глаза.                                                  ………………гуляет в карманах.

…………в порошок.                                                      ……………… в рот не клади.

 

 

- 22 -

5. Игры: « Глаголы наши – фразеологизмы ваши».

 «Кто больше знает фразеологизмов (синонимов, антонимов).

            «Сказать одним словом»

«Цепочка фразеологизмов». ( по типу игры в города).

«Кто быстрее».

«О ком говорят..».

«Восстанови фразеологизм».

«Определи». (определить какими членами предложения являются выделенные фразеологизмы).

 

 

 

  1. Замени фразеологизмом.

 

  Он сам настойчиво шёл к своей цели. (Пробивать себе дорогу.

В случайных компаниях часто возникает стремление позлословить по разным поводам. (Почесать язык).

 На площади собралась огромная масса народу. (Яблоку негде упасть).

Он все время говорил заведующему лабораторией одно и то же:  « Чтобы исследования шли успешно, нужны самые современные приборы». (Бить в одну точку).

За завтраком старуха привыкла болтать со стариком. (Почесать язык).

У причала толпились сотни людей. (Вавилонское столпотворение).

Думай сам, сам думай! ( жить своим умом)

Он повел себя недостойно: всем знакомым рассказал о промахе своего сопреника. (Раззвонить во все колокола)

Народу в вагоне было очень много. ( Как сельдей в бочке)

 

 

                                                             Из истории происхождения.

 

«Тянуть канитель».

Вы, конечно, слышали это выражение, а, возможно, употребляли в собственной речи со значением «медлить, делать что - либо очень долго».

А задумывались ли вы когда – нибудь над тем, что такое канитель и почему её надо тянуть?

В старину медные серебряные и золотые нити для церковных риз и офицерских эполет, а так же для вышивки по бархату изготавливались вручную. Мастера нагревали до белого каления металл и осторожно вытягивали клещами тонкую проволоку, которая и называлась канитель.

 

  

«Пиррова победа».

 

Книжн. В279г.до. н.э. царь Пирр одержал победу над римлянами в битве при Аускуле. Победа эта, как рассказывает древний историк Плутарх, стоила Пирру таких больших потерь, что тон воскликнул: «Ещё одна такая победа, и мы погибли!» Царь Пирр обладал даром предвидения. Действительно, через год римляне разгромили его войско.

            Выражение «пиррова победа» употребляется в значении «сомнительная победа, победа, которая не оправдывает понесенных жертв».     

 

«Рог изобилия».

 

Калька с лат. cornu copiae.

 Рог изобилия – это символ богатства. В мифах Древней Эллады рассказывается о козе Амалтее, вскормившей своим молоком младенца Зевса. Однажды эта коза, зацепившись за дерево, отломила себе рог. Этот рог подобрала нимфа, обернула его листьями, наполнила плодами и подала Зевсу. Впоследствии Зевс подарил рог козы Амалтеи воспитавшим его нимфам, пообещав, что все что бы ни пожелали, и прольется им из этого рога.

 

-          23

«Парфянская стрела».

        Парфяне славились как меткие стрелки. В сражении они часто прибегали к хитроумному приему. Притворно обращались в бегство, когда же противник терял бдительность, парфянские воины поворачивались лицом к неприятелю и, осыпая его градом стрел, одерживали победу.

  Теперь выражение «парфянская стрела» означает «находчивый довод, приберегаемый к концу спора и приводящий собеседника в замешательство».

 

Варианты домашних заданий по курсу.

 

  1. Охарактеризуйте:

Подвиг ученых на благо отечества с помощью известных вам книжных слов и фразеологизмов (3 – 4 предложения).

     

       Вашего соседа по парте с помощью разговорных  слов и фразеологизмов (5 – 6 предложений).

 

      Жизнь уличной компании мальчишек с помощью  разговорных и просторечных слов и       

      фразеологизмов (8 – 10 предложений).

 

  1. Продолжить высказывание, пояснив значение фразеологизма.

Образец: Ну что ты уставился, как баран на новые ворота: неужели ты не понимаешь, что нужно делать, давай помогай нам.

  

  Пуговица держалась на честном слове:……………………………………………………….

 Я, грешным делом, не смог устоять:……………………………………………………………

 Эх, ты, гусь лапчатый:…………………………………………………………………………..

 Приходится думать о хлебе насущном:………………………………………………………..

 Чувствую себя в этой компании белой вороной:……………………………………………..

 

  1. Работа со словарями.

 

         Например:

            Найти фразеологизмы, собранные под заголовкам: «Добрые пожелания. Одобрение.    Любезность. Вежливость.» и т.д. Распределить по группам.

            Выписать пять фразеологизмов на букву «Г», обозначающих свойства, качества человека. Составить 5 – 6 предложений.

 

  1. Сочинить небольшой рассказах (или сказку) на одну из тем, предложенных учителем, употребив в нем 4 -5 фразеологизмов.

 

Примерные темы:

 «Из жизни мальчишек нашего двора».

«Страшный сон накануне контрольной работы»

«Небольшой рассказ о нашей школьной столовой».

Составить рассказ, в котором были бы фразеологизмы, заимствованные из старославянского языка и т.д.

 

  1. Сделать иллюстрации к ряду фразеологизмов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-24 -

 

                                            Список литературы для учителя.

 

  1. Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. Пособие для учителя. М:. Просвещение, 2005г.
  2. Шанский Н. М. Фразеология современного русского языка. 2-е изд, исп. И доп. –М.: Высш. шк. 2001г.
  3. Введенская Л.А., Баранов М.Т. , Гвоздарев Ю.А. Русское слово. Факультативный курс. «Лексика и фразеология русского языка( 8 – 9 кл.) пособие для учащихся. 5-е изд., исп. И доп. –М.: Просвещение, 1991г.
  4. Курсанова Н.А. Значение и структура фразеологической единицы. –Саратов, изд-во саратовского университета, 2006г.
  5. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. -4-е изд., исп. и доп.- М.: худ. л – ра, 2003г.
  6. Корсаков В.А. Занимательные задачи и упражнения по лексике и фразеологии. Йошкар – ола. Стезя, 2004г.

 

7.   Лебедев Н.М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М.: Просвещение, 2000г.

 

 

                                                     Литература для учащихся.

 

  1. Корсаков В.А. Занимательные задачи и упражнения по лексики и фразеологии. Йошкар – ола. Стезя, 2004г.
  2. Мокшенко В.М. Загадки русской фразеологии. –М.: Высш. школа,1990г.
  3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. -4-е изд., исп. и доп.- М.: худ. л – ра, 2003г.
  4. Яронцев Р.И., Горбачева И.И. Сборник упражнений по русской фразеологии. Эмоции и чувства человека. – М.: Изд. Моск. ун.та.,2004г.
  5. Фомина Н.Д., Бакина М.А. Фразеология современного русского языка: Учебное пособие. –М.: Изд. Ун – та дружбы народов, 2000г.

      6.    Н. М Шанский, В.И. Зимин, А. В. Филиппов. «Школьный фразеологический словарь  

              русского языка» М:, «Дрофа, 2007».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- 25 -


ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ по теме «Русская фразеология

ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ по теме «Русская фразеология

Тема №1 Основные признаки фразеологизмов

Тема №1 Основные признаки фразеологизмов

Тема № 1. Основные признаки фразеологизмов

Тема № 1. Основные признаки фразеологизмов

Второй признак фразеологизмов – это устойчивость, чтобы доказать положение зачитывается следующий отрывок:

Второй признак фразеологизмов – это устойчивость, чтобы доказать положение зачитывается следующий отрывок:

Тема № 2 Группы фразеологизмов по грамматическому значению

Тема № 2 Группы фразеологизмов по грамматическому значению

За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в лету, провалиться в тартарары, казанская сирота, по щучьему веленью, пиррова победа, аххилесова пята, кричать во всю

За тридевять земель, при царе Горохе, кануть в лету, провалиться в тартарары, казанская сирота, по щучьему веленью, пиррова победа, аххилесова пята, кричать во всю

Тема №3. Группы фразеологизмов по значению

Тема №3. Группы фразеологизмов по значению

Соедините стрелками.

Соедините стрелками.

Тема №4 Многозначные фразеологизмы

Тема №4 Многозначные фразеологизмы

М Е

М Е

Тема № 4 (занятие 2). 1.

Тема № 4 (занятие 2). 1.

Тема 4 (занятие 3). 1.

Тема 4 (занятие 3). 1.

Тема №5 Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты

Тема №5 Фразеологизмы активного употребления и устаревшие фразеологические обороты

От каждой фразы фразеологизма образовать новый фразеологизм

От каждой фразы фразеологизма образовать новый фразеологизм

Тема № 6. Имя существительное, прилагательное, глагол в составе фразеологических оборотов

Тема № 6. Имя существительное, прилагательное, глагол в составе фразеологических оборотов

Д/З. Найти в словаре не менее десяти фразеологизмов соответствующих, изученным грамматическим моделям

Д/З. Найти в словаре не менее десяти фразеологизмов соответствующих, изученным грамматическим моделям

Тема № 7. Группы фразеологических оборотов по происхождению

Тема № 7. Группы фразеологических оборотов по происхождению

Обычаи народа в русской фразеологии (выносить сор из избы, легок на помине, оставить с носом) 1

Обычаи народа в русской фразеологии (выносить сор из избы, легок на помине, оставить с носом) 1

Тема № 8. Собеседование.

Тема № 8. Собеседование.

Приложение. Тема №1 . Фразеология ( от греч

Приложение. Тема №1 . Фразеология ( от греч

З АКРЫВАТЬ ГЛАЗА

З АКРЫВАТЬ ГЛАЗА

Тема № 5. «Колесо фортуны»

Тема № 5. «Колесо фортуны»

Игры: « Глаголы наши – фразеологизмы ваши»

Игры: « Глаголы наши – фразеологизмы ваши»

Парфянская стрела».

Парфянская стрела».

Список литературы для учителя

Список литературы для учителя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.02.2020