Элективный курс по биологии «Исследователи природы»
Пояснительная записка
Элективный курс «Исследователи природы» рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю, включает в себя занятия по прикладной ботанике, бионики, а также направлен на расширение знаний о взаимосвязи растений с жизнью человека. В данном курсе дается значительное количество уроков с региональным компонентом. Курс дополняет и расширяет материал по ботанике 6 класса, помогает мотивировать учащихся к её изучению.
В раздел прикладной биологии самостоятельных опытов для небольших исследовательских работ, выполнение гербариев, поделок из природного материала.
Бионика – научное направление, основанное на взаимосвязи биологии с такими точными науками как физика, химия, математика, кибернетика, а также с такими дисциплинами как архитектура и строительство, медицина и др. Знакомство учащихся с данным курсом позволяет расширить рамки применения биологических знаний на различные сферы деятельности и профессии (архитекторы, конструкторы и инженеры различных профилей, технологи и пр.), позволяет реализовать межпредметные и метапредметные связи.
Курс помогает по-новому, другими глазами посмотреть на объекты живой природы, их строение, физиологию, приспособления. Заставляет думать, искать, сравнивать, изобретать, т.е. активизирует мыслительную деятельность, повышает информационную компетентность ученика.
Цель: расширение познавательной активности для мотивации учащихся на изучение основ ботаники.
Задачи:
образовательные:
1. усвоение и расширение знаний о свойствах, принципах строения,
функционирования живых растений;
развивающие:
1. развитие познавательной активности, умения наблюдать;
2. развитие творческой деятельности через умения переносить знания в
новую ситуацию и видеть новую функцию объекта;
воспитательные:
1. формирование мировоззрения о взаимосвязи строения и функций;
2. отношения к научному познанию через проведение опытов, наблюдений;
3. содействие профессиональной ориентации учащихся
Использование технологий, методов и форм работы
Включают в себя метапредметные технологии, ИКТ, проблемное обучение, личностно-ориентированное обучение, технологию проектов. Реализуются разнообразные методы: исследовательский (практический), поисковый, метод самостоятельной работы, анализ, синтез, наглядный и др. Формы работы: постановка опытов, лабораторные работы, проблемные ситуации, самонаблюдения, экскурсии, работа в парах и в группах и др.
Календарно –тематическое планирование
№ п/п |
Название темы |
Кол-во часов |
Формы, методы работы |
дата |
1. |
Удивительные растения мира |
1 |
Кинофильм, презентация |
|
2 |
Растения вокруг нас. Знакомства с видами растений. |
1 |
Экскурсия на пришкольную территорию |
|
3 |
Растения Актюбинской области |
1 |
презентация |
|
4 |
Экскурсия на пришкольный участок |
2 |
Создание фотоэтюдов, презентации по ним. Сбор растений для гербария |
|
5 |
Создание гербария |
1 |
Гербаризация популярных растений |
|
6 |
Ковыль растение степи |
1 |
Презентация по фотографиям учащихся |
|
7 |
Растительные краски |
1 |
Создание картин на мелкозернистой наждачной бумаге |
|
8 |
Основы проектной деятельности |
1 |
Раздача проектов |
|
9 |
Многообразие голосеменных растений |
1 |
Презентация |
|
10 |
Практическое использование растений разных отделов |
1 |
Урок-игра |
|
11 |
Наука бионика. Природные материалы. |
1 |
«Определение свойств древесины» |
|
12. |
Формы и конструкции в природе |
1 |
«Создание различных форм поверхностей и определение их прочности» |
|
13 |
Переживание растениями зимних условий. |
1 |
Определение деревьев и кустарников зимой по почкам |
|
14 |
Комнатные растения. Виды, уход. |
1 |
Практический и наглядный методы |
|
15 |
Цветки и соцветия |
1 |
Презентация |
|
16 |
Удивительные плоды |
1 |
Презент «Классификация плодов» |
|
17 |
Распространение плодов и семян |
1 |
Кинофильм |
|
18 |
Учимся сажать семена. Условия прорастания семян. |
1 |
Закладка опытов. |
|
19 |
Вегетативное размножение растений |
1 |
«Вегетативное размножение комнатных растений» |
|
20 |
Насекомоядные растения |
1 |
Презентация, кинофильм, сообщения |
|
21 |
Растения-паразиты |
1 |
Презентация |
|
22 |
Растения Красной книги Казахстана |
1 |
Сообщения учащихся, презентации |
|
23. |
Лекарственные растения Казахстана |
1 |
Сообщения учащихся, презентации |
|
24. |
Ядовитые растения Казахстана |
1 |
Сообщения учащихся, презентации |
|
25 |
Экологические группы растений: свето- и тенелюбивые (лес, луг) |
1
|
Кинофильм |
|
26 |
Экологические группы растений: водные и сухих мест обитания (болото, пустыня) |
1 |
Кинофильм |
|
27 |
Современные робинзоны – растения, помогающие выжить людям, заблудившимся в лесу |
1 |
Презентация |
|
28. |
Презентации учащихся |
1 |
Выступления участников |
|
29 |
Экскурсия в городскую среду – городские насаждения |
1 |
Экскурсия в город |
|
30 |
Защита проектов «Наша планета» |
1 |
Презентация |
|
31 |
Экскурсия в городскую среду – городские насаждения |
1 |
Экскурсия в город |
|
32 |
Экскурсия в городскую среду – городские насаждения |
1 |
Экскурсия в город |
|
33 |
Весенние работы на пришкольном участке |
1 |
«Уход за пришкольным участком» |
|
34 |
Весенние работы на пришкольном участке |
1 |
«Уход за пришкольным участком» |
Используемая литература
3. Демьянков Е.Н. Биология в вопросах и ответах. М.: Просвещение, 1996
4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: Справочные материалы по биологии. М.:
Просвещение, 1994.
7. Пикеринг В.Р. Биология. Школьный курс в 120 таблицах. М.: АСТ- пресс, 1999.
9. Трайтак Д.И. Книга для чтения по биологии . Растения, грибы, лишайники. М.:
Просвещение, 1996.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.