Аннотация к элективному курсу
Предмет |
Обществознание |
Класс |
10 |
Стандарт |
ФГОС ООО |
Количество часов в неделю |
1 |
Количество часов в год |
35 |
Уровень |
Базовый |
Срок реализации |
1 год |
Краткое содержание |
Введение(2ч.) Тема1. Человек (5ч.) Тема 2. Общество(8ч.) Тема 3. Духовная сфера общества(8ч.) Тема 4. Социальные отношения (10ч.) Итоговое обобщение (2ч.) |
Автор |
На основе авторской программы Боголюбова Л.Н.
|
Планируемые результаты.
Личностными результатами являются: мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты: умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность; умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; владении различными видами публичных выступлений; умении выполнять познавательные и практические задания.
Предметные результаты: знание ряда ключевых понятий базовых для школьного
обществознания; относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой проблемой, задачей; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
- владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута);
Информация об организационных формах урока.
Основные формы проведения занятий курса – лекция и практикум.
В завершении каждой темы предполагается решение тренировочных заданий, что позволит закрепить теоретические знания на практическом уровне. Практикум предполагает знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию, а также с особенностями выполнения заданий различных типов.
Курс реализует
компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению.
Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и
практических работ с учащимися. Деятельность учителя сводится к
консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения
электронных и Интернет-ресурсов.
Ведущими методами изучения являются:
● речевая деятельность;
● практические умения для выполнения заданий различных видов.
Приёмы организации деятельности:
- лекция
- дискуссии
- написание эссе
- практическая работа
- самостоятельная работа
Возможны следующие виды
деятельности учащихся:
- анализ источников;
- написание эссе;
- решение тренировочных заданий по обществознанию (КИМ ЕГЭ).
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих
знаний по различным разделам школьного курса обществознания, а также пройдут
необходимый этап подготовки к сдаче экзамена.
Средства диагностики степени достижений учащихся:
· тестирование
· индивидуальный устный, фронтальный опрос;
· взаимопроверка
· самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);
· различные виды заданий (на соответствие, с выбором ответа, раскрытие смысла понятия и его применение в заданном контексте; задание на конкретизацию теоретических положений);
· виды работ, связанные с анализом текста (ответы на вопросы, вставить пропущенные слова, составление плана);
· написание эссе; составление кластера, синквейна
· составление презентаций;
· практическая работа
· самостоятельная работа
Содержание курса
Введение (2 часа)
Тема 1. «Человек» (5 часов)
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Общественное и индивидуальное сознание. Формирование образа «я». Самосознание индивида и социальное поведение. Самооценка личности. Философия. Виды человеческих знаний. Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Самопознание, его формы. Научное познание, методы научных исследований. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Тема 2. «Общество» (8 часов)
Системное строение общества. Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Социальный прогресс. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость.
Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество. Многовариантность общественного развития.
Современный мир: особенности и проблемы. Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XX века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Тема 3. «Духовная сфера общества» (8 часов)
Цивилизация и культура. Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Феномен «второй природы». Образование. Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Религия. Свобода совести. Веротерпимость. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантства.
Искусство.
Мораль. Духовная жизнь человека, ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Тема 4. «Социальные отношения» (10 часов)
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности.
Социальные группы, их типы.
Этнические общности. Национальное самосознание. Нации. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Социальные взаимодействия и общественные отношения. Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль.
Отклоняющееся поведение, его типы. Наркомания, преступность, их социальная опасность
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей.
Итоговое обобщение (2 часа)
Тематическое планирование
№ |
Тема урока |
Количество часов |
|
Введение |
2 |
1 |
Структура работы по обществознанию |
1 |
2 |
Алгоритм написания эссе |
1 |
|
Человек |
5 |
3 |
Природное и общественное в человеке |
1 |
4 |
Понятие истины, ее критерии |
1 |
5 |
Мышление и деятельность. Потребности человека |
1 |
6-7 |
Решение заданий по теме |
2 |
|
Общество |
8 |
8-9 |
Системное строение общества. Социальные институты |
2 |
10 |
Понятие общественного прогресса |
1 |
11 |
Многовариантность общественного развития |
1 |
12-13 |
Глобализация. Глобальные проблемы |
2 |
14-15 |
Решение заданий по теме |
2 |
|
Духовная сфера общества |
8 |
15 |
Понятие культуры. Формы и разновидности культуры |
1 |
16 |
Наука |
1 |
17 |
Образование. Система образования РФ |
1 |
18 |
Религия |
1 |
19 |
Искусство |
1 |
20 |
Мораль |
1 |
21-23 |
Решение заданий по теме |
2 |
|
Социальные отношения |
10 |
24 |
Социальная стратификация и мобильность |
1 |
25 |
Социальные группы |
1 |
26 |
Этнос. Межнациональные отношения |
1 |
27 |
Социальный конфликт |
1 |
28 |
Социальные нормы и социальный контроль |
1 |
29 |
Отклоняющееся поведение и его типы |
1 |
30 |
Семья и брак |
1 |
31-33 |
Решение заданий по теме |
3 |
34-35 |
Итоговое обобщение |
2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.