Приложение к ООП ООО утвержденной
приказом от 28.06.2018 №12-Ш10-13-339/18
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа …
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
Название элективного курса: «Решение текстовых задач»
Предмет алгебра
Уровень общеобразовательный
Ф.И.О. учителя-разработчика
Класс 9А, 9 Г
2020-2021 учебный год
Количество часов:
всего 35 ч.; в неделю 1 ч.
Пояснительная записка
Рабочая программа курса по выбору «Решение текстовых задач» для 9А, 9Г классов разработана на основании следующих документов:
- Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
- Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом МО РФ №1089 от 5.03.2004 г.;
- Федерального базисного учебного плана для ОУ РФ утверждённого приказом Министерства образования РФ от 09.03.2004, № 1312;
- постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993;
- закона ХМАО-Югры «Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре» от 1 июля 2013 г. №68-оз;
- учебного плана МБОУ СОШ №10 с углубленным изучением отдельных предметов на 2017-2018 учебный год.
Срок реализации программы: один год. На изучение данного курса отводится 1час в неделю, всего 35 часов в год. Содержание курса соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста.
Элективный курс «Решение текстовых задач» предназначен для учащихся 9А и 9Г классов.
Основная функция курсов по выбору в системе предпрофильной подготовки по математике – выявление средствами предмета математики направленности личности, её профессиональных интересов.
Предметно-ориентированные курсы являются пропедевтическими по отношению к профильным курсам по математике, которые имеют более высокий уровень. Присутствие таких курсов повышает вероятность того, что выпускник после 9-го класса сделает осознанный и успешный выбор профиля, связанного с математикой.
Программы предметно-ориентированных курсов по выбору включают углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по математике, а также изучение некоторых тем, входящих за их рамки.
Текстовые задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на государственной аттестации по математике. Они вызывают трудности у многих учащихся. Одна из причин этого - недостаточное внимание, уделяемое решению текстовых задач в школьном курсе алгебры.
Решение задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, ведущей формой учебной деятельности учащихся в процессе изучения математики, одним из основных средств их математического развития. Моделирование условия задачи позволяет ученику устанавливать различные связи и отношения между данными и искомыми величинами задачи, осознать идею решения, его логику, увидеть различные способы решения задачи, обосновывать выбор величин для введения переменных. В процессе решения задач имеется возможность ярко продемонстрировать учащимся прикладной характер математики. Каждая, предлагаемая для решения, задача может служить многим конкретным целям обучения. Главная цель – развить творческое и математическое мышление учащихся, заинтересовать их математикой, повысить уровень их математической культуры.
Задачи, предлагаемые в элективном курсе, различны по сложности, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и проверить свои способности к математике. Содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включиться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные всем учащимся.
Место курса в системе предпрофильной подготовки
Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по математике. Он расширяет базовый курс по математике, является предметно-ориентированным и даёт возможность учащимся познакомиться с разнообразными и рациональными методами решения текстовых задач, а также проверить способности к математике.
Элективный курс способствует совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности в математической деятельности и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.
Особенность курса состоит в том, что каждое занятие направлено на то, чтобы развить интерес школьников к предмету, познакомить их с общими идеями и методами (возможно новыми для них), расширить представление об изучаемом в основном курсе материале.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по математике. Программа разработана на основе книги «Элективные курсы предпрофильной подготовки обучающихся 9-х классов образовательной области «Математика». – Тверской областной институт усовершенствования учителей, Тверь, 2005.
Курс предназначен для обучающихся 9-х классов и рассчитан на 35 часа (1 час в неделю).
Цель курса: систематизация и углубление знаний учащихся о методах, приемах, способах решения текстовых задач, их видах; расширение спектра задач, посильных для учащихся.
Задачи:
· определение уровня готовности учащихся к дальнейшему профильному обучению в школе;
· повышение уровня математической подготовки школьников в плане решения различных классов текстовых задач, формирование приёмов эвристического мышления, обучение общим и частным приёмам решения задач;
· овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования.
· развитие познавательных интересов и творческих способностей обучающихся.
· предоставление учащимся возможности проанализировать свои способности к математической деятельности.
· развитие логического и математического мышления учащихся, смекалки, сообразительности, гибкости мышления, формирование математической и логической культуры.
· Приобщение учащихся к работе с математической литературой.
Программа реализуется в форме комбинированных занятий и практикумов по решению задач.
Основные формы работы на практических занятиях :
- работа в группах;
- работа в парах;
- самостоятельная работа учащихся по индивидуальным заданиям.
Состав групп формируется с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Текущий контроль осуществляется на основе
● наблюдения за деятельностью учащихся
● индивидуального собеседования с учащимися
● проверки домашних заданий
● тестирования, самостоятельных работ.
Домашние задания даются с учётом индивидуальных возможностей обучающихся. Объем домашних заданий соответствует нормам СанПиН 2.4.2.2821-10.
Итоговый контроль осуществляется по итогам четверти и года как «зачет – незачет».
В результате изучения курса обучащиеся должны
знать:
· основные методы и приёмы решения текстовой задачи;
· термины, соотношения, показывающие связь между элементами в задачах на «движение», «работу», «смеси и сплавы» и т. д.
· классифицировать текстовые задачи и основные методы их решения;
уметь:
· анализировать условие текстовой задачи, выявлять главное в тексте;
· определять тип текстовой задачи;
· обосновывать выбор переменной при составлении уравнения;
· правильно употреблять термины, связанные с различными видами задач;
· производить прикидку результатов вычислений;
· использовать приёмы, рационализирующие вычисления.
Содержание курса
Тема 1. Введение
Цели и задачи элективного курса. Вопросы, рассматриваемые в курсе и его структура. Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Решение текстовой задачи. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приемами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, системы уравнений.
Решение дробно- рациональных уравнений.
Тема 2. Задачи на движение.
Формулы зависимости расстояния, пройденного телом, от скорости, ускорения и времени в различных видах движения. Движение тел по течению и против течения, движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу. Составление таблицы данных задачи. Перевод условия задачи на язык уравнений с целью нахождения неизвестной величины. Решение задач методом составления уравнений, систем уравнений.
Тема 3. Задачи на работу.
Формула зависимости объема выполненной работы от производительности и времени ее выполнения. Задачи, в которых требуется определить объём выполняемой работы;
задачи, в которых требуется найти производительность труда;
задачи, в которых требуется определить время, затраченное на выполнение предусмотренного объёма работы. Особенности выбора переменных и методика решения задач на работу. Задачи на бассейн, заполняемый одновременно разными трубами.
Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы.
Формула зависимости массы или объема вещества от концентрации и массы или объема.
Задачи на процентное содержание вещества (на растворы, на сплавы). Задачи на концентрацию веществ. Задачи на смешение нескольких растворов, сплавов (на смеси). Задачи на разбавление.
Тема 5. Задачи на проценты.
Нахождение процента от числа. Нахождение числа по его проценту. Нахождение процента одного числа от другого. Задачи на пропорции, пропорциональное деление. Формула процентов сложных процентов. Особенности выбора переменных и методики решения задач с экономическим содержанием.
Тема 6. Задачи на прогрессии.
Формула общего члена и суммы первых n членов арифметической и геометрической прогрессий. Особенности выбора переменных и методика решения задач на прогрессии.
Тема 7. Задачи на числа.
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.
Тема 8. Задачи практического применения с геометрическим содержанием.
Решение задач с использованием геометрических понятий. Задачи на нахождение площадей фигур: треугольника, квадрата, прямоугольника, параллелограмма, ромба, трапеции, а также их периметров и объёмов. Подобие фигур. Свойства окружности
Тема 9. Решение задач ОГЭ.
Итоговое занятие.
Тематическое планирование
(35 часа, 1 час в неделю)
1. |
Вводное занятие. |
2ч |
Лекция Презентация |
2. |
Задачи на движение |
4ч |
Практикум Презентация |
3. |
Задачи на работу |
5ч |
Практикум |
4. |
Задачи на сплавы, смеси, растворы |
5ч |
Практикум |
5. |
Задачи на проценты |
6ч |
Практикум |
6. |
Задачи на прогрессии |
3ч |
Практикум Презентация |
7. |
Задачи на числа |
2ч |
Семинар |
8. |
Задачи с геометрическим содержанием |
2ч |
Исследовательская работа |
9. |
Решение задач ОГЭ |
5ч |
Практикум |
10. |
Итоговое занятие |
1ч |
Круглый стол |
|
Всего |
35 |
|
Литература Учебно-методическое обеспечение курса
Литература для учителя:
1. Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) –http: //www.fipi.ru
2. Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация – 2017 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2017. – 256 с.
3. Алгебра 9 класс. Дидактические материалы. Методические рекомендации/ И.Е. Феоктистов. – 5-е изд. стер. – М.: Мнемозина, 2016. -173с.:ил.
4. Галицкий Л.М. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов / Л.М. Галицкий, А.М. Гольдман, Л.И. Звавич. – М.: Просвещение, 1992. – 271 с.
5. Неброева К.Н. Элективные курсы в предпрофильной подготовке / Сост. К.Н. Неброева – Смоленск, 2007. – 40 с.
6. Сборник задач по математике для поступающих в ВУЗы / Под ред. М.И. Сканави. – Москва: ООО «Издательский дом «Оникс 21 век», 2004. – 608 с.
7. Система тренировочных задач и упражнений по математике. / Под ред. А.Я. Симонова. – М.: Просвещение, 2015. – 208 с.
8. Фридман Л.М. Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. – М., Просвещение, 1984г.
9. Учебно- методическое приложение к газете «Первое сентября» Математика.
10. Студенецкая В.Н. Математика.8-9 классы: сборник элективных курсов/ В.Н. Студенецкая, Л.С.Сагателова. – Волгоград: Учитель, 2013. -205.
Литература для учащихся
1. Алгебра. 9 класс. Итоговая аттестация – 2017 / Под ред. Ф.Ф. Лысенко. – Ростов-на-Дону: Легион, 2017. – 256 с.
2. Алгебра 9 класс. Дидактические материалы. Методические рекомендации/ И.Е. Феоктистов. – 5-е изд. стер. – М.: Мнемозина, 2016. -173с.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Дата |
Наименование разделов и тем |
Кол-во часов |
Формы организации учебной деятельности |
Вид контроля. Измерители |
|
План |
Факт |
|||||
|
9А |
9А |
||||
|
9Г |
9Г |
||||
1. Тема 1. Введение |
||||||
1 |
|
|
Решение дробно-рациональных уравнений |
1 |
Лекция. Коллективное и самостоятельное решение заданий |
Диагностика. Составление блок-схемы |
2 |
|
|
Типы текстовых задач. Алгоритм решения текстовых задач |
1 |
Работа в группах |
Проверка понимания теоретического материала (беседа, с корректировкой знаний) |
Тема 2. Задачи на движение |
||||||
3 |
|
|
Составление таблицы данных задачи |
1 |
Работа в малых группах. Индивидуальные консультации |
Проверка понимания теоретического материала (беседа, с корректировкой знаний) |
4 |
|
|
Движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу |
1 |
Практикум. Самостоятельное решение заданий |
Проверка самостоятельно решенных Заданий, выявление затруднений. Коррекция знаний |
5 |
|
|
Движение тел по прямой линии в одном направлении и навстречу друг другу |
1 |
Работа в группе. |
Математический диктант |
6 |
|
|
Движение по течению и против течения |
1 |
Индивидуальные консультации. Работа в малых группах. Коррекция знаний |
Самопроверка и взаимопроверка. Самооценка |
Тема 3. Задачи на работу |
||||||
7 |
|
|
Простейшие задачи на вычисление компонентов работы |
|
Практикум |
Диагностика, самооценка |
8 |
|
|
Задачи на планирование |
1 |
Диалог. Исследование. |
Проверка понимания теоретического материала (беседа, с корректировкой знаний). Обсуждение решаемых заданий |
9 |
|
|
Задачи на совместную работу |
1 |
Практикум |
Составление блок-схемы решения квадратных уравнений |
10 |
|
|
Задачи на совместную работу |
1 |
Математическая игра |
Демонстрация решенных заданий |
11 |
|
|
Задачи на «бассейны и трубы» |
|
Работа в парах |
Взаимоконтроль и коррекция |
Тема 4. Задачи на сплавы, смеси, растворы |
||||||
12 |
|
|
Вычисление процентного содержания вещества, концентрации раствора |
1 |
Объяснение. Исследование |
Составление таблицы-памятки |
13 |
|
|
Задачи на смешивание |
1 |
Коллективное и самостоятельное решение заданий |
Самостоятельная работа |
14 |
|
|
Задачи на смешивание |
1 |
Работа в группе |
Взаимопроверка. Самооценка |
15 |
|
|
Задачи на разбавление |
1 |
Лекция с элементами исследования |
Конспект |
16 |
|
|
Задачи на разбавление |
1 |
Работа в группах |
Творческое домашнее задание |
Тема 5. Задачи на проценты |
||||||
17 |
|
|
Процентное отношение двух чисел. Задачи на пропорции, пропорциональное деление |
1 |
Лекция с элементами исследования |
Конспект. Проверка самостоятельно решенных заданий |
18 |
|
|
Вычисление процентов данного числа. Нахождение неизвестного числа по его заданным процентам |
1 |
Практикум |
Решение заданий с комментариями. Выявление затруднений. Выработка алгоритма
|
19 |
|
|
Сложные проценты |
1 |
Коллективное и самостоятельное решение заданий |
Проверка ответов и коррекция знаний. Выявление затруднений. |
20 |
|
|
Сложные проценты |
1 |
Работа в группе |
Самооценка |
21 |
|
|
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования) |
1 |
Объяснение. Работа в парах |
Решение заданий с комментариями. Проверка ответов и коррекция знаний
|
22 |
|
|
Процентные вычисления в жизненных ситуациях (распродажа, тарифы, штрафы, банковские операции, голосования) |
1 |
Коллективное и самостоятельное решение заданий |
Проверка ответов и коррекция знаний. Выявление затруднений |
Тема 6. Задачи на прогрессии |
||||||
23 |
|
|
Арифметическая прогрессия |
1 |
Практикум |
Диагностика |
24 |
|
|
Геометрическая прогрессия |
1 |
Объяснение. Практикум |
Проверка понимания теоретического материала (беседа, с корректировкой знаний). Обсуждение решаемых заданий |
25 |
|
|
Разные задачи на прогрессию |
1 |
Практикум |
Самостоятельная работа |
Тема 7. Задачи на числа |
||||||
26 |
|
|
Задачи на числа |
1 |
Работа в малых группах |
Диагностика |
27 |
|
|
Задачи на числа |
1 |
Лекция с элементами исследования |
Проверка понимания теоретического материала (беседа, с корректировкой знаний). Обсуждение решаемых заданий |
Тема 8. Задачи с геометрическим содержанием |
||||||
28 |
|
|
Задачи на нахождение площадей фигур, периметров и объемов |
1 |
Беседа. Коллективное и самостоятельное решение заданий |
Конспект. Решение заданий с комментариями. Проверка самостоятельно решенных заданий |
29 |
|
|
Подобие фигур. Свойства окружности |
1 |
Практикум |
Проверка ответов и коррекция знаний |
Тема 9. Решение задач ОГЭ |
||||||
30 |
|
|
Решение тестов ОГЭ. Правила заполнения бланков |
|
|
Диагностика |
31 |
|
|
Решение тестов ОГЭ. Текстовая задача 22 ОГЭ |
1 |
Лекция с элементами исследования |
Взаимопроверка с комментариями |
32 |
|
|
Решение тестов ОГЭ. Геометрическая задача 24 ОГЭ |
1 |
Индивидуальные консультации с учителем |
Самооценка с комментариями |
33 |
|
|
Решение тестов ОГЭ. Геометрическая задача 25 ОГЭ |
1 |
Коллективное и самостоятельное решение заданий |
Проверка понимания теоретического материала (беседа, с корректировкой знаний). Обсуждение решаемых заданий |
34 |
|
|
Решение тестов ОГЭ. Геометрическая задача 26 ОГЭ |
1 |
Зачетная работа |
Самооценка |
35 |
|
|
Итоговое занятие «Решение текстовых задач» |
1 |
Круглый стол |
Дискуссия. Обсуждение способов проверки решения задачи |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.