Стилистика – учебная дисциплина, способствующая успешному изучению лексики современного русского литературного языка, структуру коммуникативного акта, различные типы текстов как выражение функционально-стилевого расслоения национального языка. Значение курса стилистики в воспитании и обучении учащихся обусловлено той особенной ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его многогранной речевой практике.
Программа ориентирована на личностное развитие, разработку механизма саморазвития учащихся, которые в будущем выберут профессию филолога или журналиста.
Целью обучения данной дисциплине является расширение лингвистического кругозора учащихся, воспитание стилистического чутья, закрепление умений и навыков коммуникативно целесообразного отбора языковых единиц языка, развитие и совершенствование способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности , а также интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.
Основной задачей курса «Функциональная стилистика » является развитие способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение языка в функционально –стилистическом аспекте повышает культуру речи учащихся, помогает определиться с конкретным выбором той области, в которой учащиеся лучше ориентируются, которая вызывает повышенный интерес.Элективный курс "Функциональная стилистика" с пояснительной запиской к учебной программе и тематическим планированием
Элект.курс 17 ч..docx
Рассмотрено Согласовано
Утверждено
на
ШМО
директор школы
предметов гуманитарного ЗД УМР _____________ _________
Иванов А.М.
цикла. Протокол № 1 Евтюхина Г.В. Приказ
№
28
от
г.
29 августа 2016 г.
________Галиуллина Г.А. 29 августа 2016 г.
заседании
августа
2016
Программа элективного курса
Функциональная стилистика
Составила: учитель высшей категории
Галиуллина Г. А.
Рассмотрено на педагогическом совете
Протокол №1 от 29.08.2016 2016 год
Пояснительная записка.
Программа ориентирована на личностное развитие, разработку механизма
Стилистика – учебная дисциплина, способствующая успешному изучению лексики
современного русского литературного языка, структуру коммуникативного акта, различные
типы текстов как выражение функционально-стилевого расслоения национального языка.
Значение курса стилистики в воспитании и обучении учащихся обусловлено той особенной
ролью, которую выполняет язык как важнейшее средство общения человека во всей его
многогранной речевой практике.
саморазвития учащихся, которые в будущем выберут профессию филолога или журналиста.
Целью обучения данной дисциплине является расширение лингвистического кругозора
учащихся, воспитание стилистического чутья, закрепление умений и навыков коммуникативно
целесообразного отбора языковых единиц языка, развитие и совершенствование способностей
создавать и оценивать тексты различной стилевой
принадлежности , а также
интерпретировать семантическую и композиционную структуры художественного текста.
Основной задачей курса «Функциональная стилистика » является развитие
способностей не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства
читателя или слушателя речи. Изучение языка в функционально –стилистическом аспекте
повышает культуру речи учащихся, помогает определиться с конкретным выбором той
области, в которой учащиеся лучше ориентируются, которая вызывает повышенный интерес. Задачами курса является изучение
--- стилистики лексических средств языка;
--- стилистической организации фразеологических средств языка;
--- стилистических средств словообразования, морфологии, синтаксиса;
--- функциональных стилей речи ( официально – делового, научного, газетно –
публицистического, разговорного, художественного), представляющие собой способ говорить и
писать в определенной сфере общения;
--- функциональных типов текста, являющихся жанровыми вариациями
функционального стиля и представляющие собой композиционно – речевые системы, в
стилистической структуре которых реализуются и воплощаются универсальные стилевые
нормы.
Актуальность образовательной программы заключается в том, что она ориентирована
на работу с учащимися, разнообразным по своим характеристикам:
--- запросам и потребностям к образованию;
--- потребностям к качественным образовательным услугам;
--- стремлением к продолжению дальнейшего образования выпускниками школы в
учебных заведениях следующего уровня;
--- различным уровнем мотивации учения. лексическом,
фразеологическом,
грамматическом,
Программа предусматривает изучение функциональной стилистики, обеспечена связь с
Программой общеобразовательной школы «Русский язык 5- 9 кл.», в частности с такими ее
частями, как культура речи, связная речь и др., в которых изложены вопросы, касающиеся
стилистики.
Объектом стилистики языка являются средства языка с точки зрения их экспрессивной
и функциональной выразительности; она изучает выразительные средства языка на всех его
уровнях:
словообразовательном,
синтаксическом, т. е. рассматривает стилистические качества и синонимические связи
отдельных слов, словосочетаний, фразеологизмов, словоформ, словообразовательных средств,
оборотов речи, типов сочетаемости слов и синтаксических построений, а также определяет
принципы соотнесенности выразительных средств языка и различных функциональных стилей,
необходимых при подготовки к ГИА и ЕГЭ.
Лингвистическая стилистика изучает язык как важнейшее средство общения и
познания, его место среди других славянских языков , его роль как языка межнационального
общения в многонациональном государстве.
Конечный результат курса «Функциональная стилистика» - усвоение универсальных
закономерностей функционирования языка в различных сферах человеческой деятельности и
общения, т. е. рассмотрение языка в плане реализации его потенциальных стилистических
возможностей при сдаче ГИА с учетом характера содержания, типа мышления и различных
иных ситуативных факторов.
редактирование и стилистическую правку текстов,
Программа предполагает широкое использование активных форм обучения,
анализ словарных статей, сопоставительное комментирование стилистических помет в словарях, работа над текстами -
художественными, официально – деловыми, научными, публицистическими.
Программа элективного курса «Функциональная
стилистика ».
( 17 часов)
1. Введение в стилистику как учебную дисциплину (4 ч.)
Язык как важнейшее средство общения и познания. Богатство русского языка, его место
среди других славянских языков. Русский язык как язык межнационального общения(1 ч.)
Теоретический материал. Предмет и задачи стилистики. Место стилистики среди других
учебных дисциплин языковедческого и литературоведческого циклов ( 1 ч.) Выработка практических умений и навыков: ознакомление с основными качествами
высокой культуры речи. Правильность, содержательность, точность, выразительность,
уместность. Понятие о речевых ошибках и недостатках, о тексте, типах и стилях речи (1 ч.)
Общее представление о ситуации общения и структуре коммуникативного акта, понятие о
стилях речи и об основных сферах использования языка; текст и его признаки. (1 ч.)
архаизмов, историзмов, неологизмов, диалектизмов (1 ч.)
2.Стилистическая организация фразеологических оборотов (2 ч.)
Теоретический материал. Стилистическая окрашенность фразеологизмов. Фразеология
нейтральная, разговорная, просторечная, книжная и поэтическая (1 ч.)
Выработка практических умений и навыков: ознакомление учащихся с фразеологическими
словарями, совершенствование умения использовать в своей речи фразеологизмы как
стилистически окрашенные экспрессивные синонимы к нейтральным лексическим единицам (1
ч.)
3.Стилистические средства словообразования (2 ч.)
Теоретический материал. Функционально –стилистическая характеристика
словообразовательных аффиксов: стилистическая окраска приставок и суффиксов (суффиксы
уменьшительности и увеличительности) Стилистическая синонимия приставок (1 ч.) Выработка практических умений и навыков: обучение школьников пользоваться
в речевом потоке словообразовательные
словообразовательным словарем, отыскивать
синонимы, устанавливать степень их экспрессивной оценочности (1 ч.)
4. Стилистические средства синтаксиса (3 ч.)
Теоретический материал. Стилистика простых предложений (1 ч.)
Стилистика сложных предложений (1 ч.)
Выработка практических умений и навыков: редактирование стилистически неудачно
построенных предложений, перестраивание предложений и их компонентов ( причастные,
деепричастные обороты, обособленные члены предложения) для получения определенной
стилистической окраски (1 ч.)
5. Функциональная стилистика (6 ч.)
Теоретический материал. Книжная и разговорная речь. Книжные и разговорные тексты.
Официально –деловой стиль. Сфера общественной деятельности, обслуживаемая
официально – деловым стилем. Точность, стереотипность, безличность и долженствующе –
приписывающий характер изложения – стилевые черты официально –деловых текстов. Лексика
официально – деловых документов. Синтаксис официально – деловой речи, жанры. (1 ч.)
Выработка практических умений и навыков: овладение способами композиционного
развертывания и устойчивыми словесными комплексами, характерными для автобиографии,
характеристики, заявления, приказа.(1 ч.) Теоретический материал Научный стиль. Условия функционирования научного стиля и
структура научного стиля. Сфера функционирования научного стиля. Отвлеченность,
обобщенность и логичность как основные стилевые черты научного стиля. Языковые средства
реализации обобщенности и отвлеченности: абстрактная и терминологическая лексика,
номинативность, вневременное значение глаголов, активность существительных среднего рода
и формы родительного падежа. (1 ч.)
Теоретический материал. Газетно–публицистический стиль. Политико –
идеологические отношения – сфера функционирования газетно – публицистического стиля.
Информационная и воздействующая функции газетного текста. Сочетание экспрессии и
стандарта как основная стилевая черта газетной речи. Проблема стандарта и штампа(1 ч.)
Выработка практических умений и навыков: продуцирование высказываний в
публицистическом стиле с использованием фигур красноречия: перифразы, повтора,
параллелизма, риторического вопроса, антитезы, градации и т. д. (1 ч.)
Теоретический материал. Разговорный стиль. Экстралингвистические факторы
формирования разговорного стиля:
непринужденность общения,
неподготовленность и автоматизм речи, непосредственный контакт, устно – диалогическая
форма.
Основные стилевые черты и функции разговорной речи. Противоположность
разговорного стиля книжным: неполно – структурная оформленность языковых единиц на
фонетическом, морфологическом и синтаксическом уровнях. Лексикон разговорного стиля. ( 1
ч.)
неофициальность, Теоретический материал. Художественный стиль и художественный текст.
Экстралингвистичекая основа (сфера деятельности, тип мышления) и эстетическая функция
художественной речи. Художественный стиль и литературная норма. Художественный текст
как антипод научного текста: абстрактность, конкретность, объективность – субъективность,
понятийность, образность.
Выработка практических умений и навыков: моделирование идеального
разговорного высказывания и интерпретация художественного текста
Календарно – тематическое планирование
№
Тема
Цели
Ко
л –
во
Виды
деятельнос
ти
Пред
полаг
ае-
Фа
кти
чес 1
2
3
4
5
6
7
8
Язык как важнейшее
средство
и
познания. Лекция
общения
Предмет
стилистики. Практикум.
и
задачи
Основные качества высокой
культуры речи. Практикум
Типы речи. Стили речи.
Лекция.
Стилистическая
окрашенность
фразеологизмов. Практикум
Фразеологизмы
как
стилистически окрашенные
экспрессивные синонимы к
нейтральным лексическим
единицам.
Мини-
исследование
Стилистические средства
словообразования.
Практикум
Словообразовательные
синонимы.
Практикум
Раскрыть богатства русского
языка, показать его место
среди других славянских
языков
Показать место стилистики
среди других учебных
дисциплин
Выработать правильность,
точность,
выразительность
речи
Ознакомить с типами речи и
стилями речи
Ознакомить с фразеологией
нейтральной,
разговорной,
книжной, поэтической
Совершенствовать умение
использовать в своей речи
фразеологизмы
мая
дата
конспект лекции 13.01.
Краткий
17
кая
дат
а
тезисного плана 20.01.
Составление
Работа по тексту 27.01.
17
Анализ текстов
с
Работа
фразеологическ
им словарем
Редактирование
текстов
17
03.02.
17
10.02.
17
17.02.
17
час
ов
1
1
1
1
1
1
1
1
стилистическую
Работа со
Раскрыть
окраску
словообразовательных
аффиксов
Научить
словообразовательные
синонимы
отыскивать
24.02.
17
словообразовате
ль-ным словарем
Работа по тексту 03.03.
17 Стилистические средства
синтаксиса. Практикум
Стилистика
предложений. Практикум
простых
Ознакомить
со
стилистическими средствами
синтаксиса
Ознакомить со стилистикой
простых предложений
1
1
Редактирование
предложений
Синтаксический
разбор простых
предложений
10.03.
17
17.03.
17
9
10
11
12
13
14
15
Синтаксический
разбор сложных
предложений
Работа с
текстом
Работа с
текстом
Композиционное
развертывание
деловых бумаг
Работа по
текстам
научного стиля
Работа по
текстам
газетно-
ого стиля,
публицистическ
продуцирование
высказываний в
публицистическ
ом стиле
Моделирование
идеального
разговорного
сложных
Стилистика
предложений.
Практикум
Функциональная стилистика.
Лекция
Книжная и разговорная речь.
Лабораторная работа
Официально –деловой стиль.
Практикум
Научный стиль. Практикум
с
Ознакомить со стилистикой
сложных предложений
функциональной стилистикой 1
Ознакомить
1
Научить
признаки
разговорной речи
Ознакомить со стилевыми
чертами
официально-
делового стиля
Рассмотреть
научного стиля
распознавать
и
структуру
книжной
1
1
Газетно-публицистический
стиль. Практикум
Рассмотреть
стандарта и штампа
проблемы
1
16
Разговорный
Практикум
стиль.
с
Познакомить
экстралингвистическими
факторами формирования
1 17
Зачет.
стилистика
дисциплина»
«Функциональная
как учебная
разговорного стиля
Выявить степень усвоения
учащимися материала курса
высказывания
Ответы на
вопросы,
текстов
моделирование
Использованная литература:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка.- М., 1989.
3.Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. –М., 1979
4. Бондалетов В.Д. Стилистика русского языка. –Л., 1982.
5. Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность.- М.: Эдиториал УРСС, 2004.
6.Текст и его редактирование. Учебное пособие, Пермь, 2005
7. Одинцов В.В. Стилистика текста. – М., 2003.
Формановская Н.И.Руский речевой этикет: нормативный социокультурный контекст. М.: Русский язык, 2002.
8 Языкознание. Большой энциклопедический словарь. – М., 2000.
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Элективный курс "Функциональная стилитсика"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.