Понятие функции как математической модели позволяет изучать различные зависимости между реальными величинами, что имеет огромное прикладное значение. Умения, приобретаемые школьниками при изучении данной темы, широко используются как в математике, так и в физике, химии, географии, биологии, находят широкое применение в практической деятельности человека. Предлагаемый элективный курс посвящен изучению поведения функций и построению их графиков. Свободное владение техникой построения графиков часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством их решения.
Муниципальное образовательное учреждение
«Краснослободская средняя общеобразовательная школа № 4»
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО МАТЕМАТИКЕ
«Графики функций. Красота линий»
Разработ
чик курса:
учитель математики
Лабутова
Людмила Владимировна2010 г.
Пояснительная записка.
Все течет, все изменяется в окружающем нас мире, как заметили еще
древние. Вращается вокруг своей оси земной шар, и день сменяет ночь, Земля
вершит свой вечный бег вокруг Солнца, Солнце вместе со всеми своими планетами
вечно летит в космические дали… Кажется, причем здесь математика, а тем более
функции и графики. Но, как образно заметил великий Г.Галилей (15641642гг),
книга природы написана на математическом языке и ее буквы — математические
знаки и геометрические фигуры, без них невозможно понять ее слова, без них
тщетно блуждание в бесконечном лабиринте. А именно функция является тем
средством математического языка, которое позволяет описывать процессы
движения, изменения, присущие природе. Изучению функций и их свойств
посвящена значительная часть алгебры в основной школе. И это не случайно.
Понятие функции как математической модели позволяет изучать различные
зависимости между реальными величинами, что имеет огромное прикладное
значение. Умения, приобретаемые школьниками при изучении данной темы,
широко используются как в математике, так и в физике, химии, географии,
биологии, находят широкое применение в практической деятельности человека.
Предлагаемый элективный курс посвящен изучению поведения функций и
построению их графиков. Свободное владение техникой построения графиков
часто помогает решать многие задачи и порой является единственным средством
их решения. Кроме того, умение строить графики функций представляет большой
самостоятельный интерес. Изучение функций и их графиков является важным
разделом школьного курса. Однако на базе основной школы материал, связанный с
этим вопросом, представлен несколько хаотично. Изучается недостаточно полно,
многие важные моменты не входят в программу и, следовательно, не изучаются. И
одной из основных причин изучения данного курса – это применение свойств
функций при решении заданий ЕГЭ. Как показывает опыт, учащиеся часто
допускают ошибки в экзаменационных работах на применение свойств функций.
Свойства функций помогают при решении уравнений и неравенств, поэтому эта
тема является одной из важнейших тем курса математики
Данный курс позволяет обобщить и систематизировать знания, полученные на
уроках в 79 классах и одновременно углубить их и расширить.
Курс рассчитан на 17 часов.Цель курса:
Повышение уровня математической подготовки учащихся по теме «Функции».
Задачи курса:
Расширить и углубить функциональные представления учащихся;
Сформировать умения графического решения уравнений, систем уравнений,
неравенств, систем неравенств;
Создание положительной мотивации для изучения курса «Алгебры и начал
анализа» в 10х11х классах;
Показать практическую значимость функции как математической модели,
описывающей большое разнообразие реальных зависимостей;
Развитие творческих способностей учащихся.
Основными формами организации работы на данном курсе являются урокилекции,
практикумы, конференции. Изучение нового материала ведется в практическом
плане. За счет часов данного курса формируются навыки самостоятельной
исследовательской работы.
Основные используемые технологии проблемное обучение, дифференцированное
обучение с опорой на потребности и возможности каждого ученика, интерактивное
обучение и проектное обучение.
Результатом работы учащихся на элективном курсе являются их творческие
работы по данной теме, с которыми они выступают на итоговой конференции.Учебнотематический план элективного курса.
№ Тема занятия
Умения и навыки
Кол
во
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
Рождение функции. Функция и
способы ее задания.
Знают определение
функций.
Классы функций.
Умеют
классифицировать
функции
Разрывные функции, их
графики.
Знают определение
разрывных функций
Кусочнолинейные функции и
модули.
Умеют выполнять
построение кусочно
линейных функций
Преобразования графиков
функций. Выполнение
творческого задания.
Умеют выполнять
преобразования
графиков
Графическое решение
уравнений, систем уравнений,
неравенств и систем
неравенств.
Графики многочленов.
Графики дробнорациональных
функций.
Нахождение решения
уравнения с помощью
построения графиков
Знакомятся с
построением графика
многочлена
Вводится понятие
асимптот и зависимость
построения графика от
1
1
2
2
3
2
1
29
10
Использование графиков
функций для решения
различных задач
Итоговая конференция по теме
«Функции и их графики»
(выступление учащихся с
зачетными работами).
Итого
них.
Умеют решать
уравнения и
неравенства, используя
свойства функций
Учащиеся
представляют свои
работы в виде
творческих проектов и
мультимедийных
презентаций.
1
2
17
Темы творческих работ:
1. Преобразования графиков функций;
2. Математическое моделирование различных процессов в окружающем мире;
3. Графики функций и модули;
4. Степенная функция;
5. Дробно рациональная функция и ее график;
6. Графическое решение уравнений, систем уравнений, неравенств, систем
неравенств.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса учащиеся должны:
Знать, что функции могут описывать различные зависимости между
реальными величинами и процессами, уметь приводить примеры таких
процессов;
Уметь строить и читать графики функций;
Уметь графически решать уравнения, системы уравнений, неравенства и
системы неравенств;
Уметь исследовать функции и строить их графики без применения знаний о
производной.Содержание.
Тема 1. “ Рождение функции. Функция и способы ее задания ”. На первых
двух занятиях учащимся сообщается цель и значение элективного курса.
Вводится понятие функции и ее графика, способы задания функций.
Выявляются и систематизируются знания учащихся, полученные ранее.
Тема 2. “Классы функций”. Вводится понятие классов функций, подклассов.
На этом этапе учащиеся должны уметь классифицировать функции.
Тема 3. “Разрывные функции и их графики”. На занятиях по данной теме
учащиеся знакомятся с понятием разрывной функции. Их видами, способами
задания. Их свойствами и графиками. Практическое занятие направлено на
отработку навыков построения графиков разрывных функций.
Тема 4. “Кусочнолинейные функции и модули”. Функции задаются
различными способами и один из них кусочнолинейное задание, а также
задание функций с помощью модуля. Построение графиков таких функций –
одна из важнейших целей данной темы. В результате этого учащиеся
получают практическое руководство для построения эскизов графиков
таких функций.
Тема 5. «Преобразования графиков функций». Рассматриваются различные
преобразования графиков функций: параллельный перенос, растяжение,
сжатие. Выполняется построение суммы и произведения функций.
Тема 6. «Графическое решение уравнений, систем уравнений, неравенств и
систем неравенств». На занятиях рассматриваются примеры графического
решения уравнений и систем уравнений.
Тема 7. “Графики многочленов”. Построение графиков многочленов очень
непросто и требует особого внимания. Особенно нужно учитывать условие
существования данной функции и, что ее графиком является гладкая кривая.
Учащиеся на данных занятиях должны научиться четко это понимать и
применять на практике.
Тема 8. “Графики дробнорациональных функций”. Графики дробно
рациональных функций в школьном курсе алгебры изучаются недостаточно,
однако, их знание и практические навыки построения, необходимы. На
занятиях учащиеся знакомятся с понятием асимптоты, их видами и
расположением графика относительно асимптот.
Тема 9. “Использование графиков функций для решения различных задач”.
На данных занятиях учащиеся знакомятся с использованием графиков
различных функций при решении систем уравнений. При решении уравнений
и неравенств как с одним неизвестным, так и с двумя.
Тема 10. “ Итоговая конференция по теме «Функции и их графики»
(выступление учащихся с зачетными работами).”. Заключительное занятие
элективного курса направлено на подведение итогов по изучению данного
курса. Оно проводится в выступлений учащихся с зачётными работами по
предложенным темам.Литература.
1. Никольская И.Л. “Факультативный курс по математике”, М: “Просвещение”,
1991г.
2. Петраков И.С. “Математические кружки в 810 классах”, М: “Просвещение”,
1987г.
3. Дороднов А.М. и др. “Графики функций”, “Высшая школа”, 1972г.
4. Глейзер Г.И. “История математики в 9 классах”, М: “Просвещение”,1981г.
5. Макарычев Ю.Н. и др. “Алгебра 8” с углубленным изучением математики, М:
“Мнемозина”,2002г.
6. Занимательная математика на уроках и внеклассных мероприятиях. /авт.
сост. Ю.В.Щербакова. – М.: Глобус, 2008.
7. Математика. 511 классы: у3роки учительского мастерства/авт. – сост. Е.В.
Алтухова и др. – Волгоград.: Учитель, 2009.